План по самообразованию на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
материал

Курико Татьяна Владимировна

План по самообразованию на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
  • формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
  • формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
  • формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
  • формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
  • формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
  • взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты:

  • овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
  • совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
  • повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
  • стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;
  • пополнена РППС группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
  • Пополнение методической копилки.
  • Презентация педагога по теме самообразования.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Подготовительный этап

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Сообщение для родителей на тему «Слагаемые здорового образа жизни»

Привлечь внимание родителей к теме самообразования

Основной этап

Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Развивающая среда

Сентябрь

Занятие «Как устроено тело человека?»
Цель: познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека (человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…) Беседа «Как растёт человек?» Д\И «Умею – не умею»

«Создание здоровье сберегающего пространства» - практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения.

Методические рекомендации
«Организация закаливающих процедур в домашних условиях» Анкетирование
«Культура здоровья в детском саду»

Создание с детьми алгоритма
«Режим дня». «Правила в картинках – правильная осанка» Создать стенд из детских работ.

Октябрь

Презентация «Кожа – помощница» Цель: сформировать представление детей о защитной функции кожи человека ; закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей.
Чтение худ. литературы: Н. Кнушевицкая «Кожа»; Г.Юдин «Микробы»
Беседа «Первая помощь при порезах, ушибах и царапинах»
Цель: учить детей правильно реагировать на небольшие травмы и умению оказать первую помощь.

Методические рекомендации: «Игра – как средство здоровья сбережения ребёнка».

Консультации: «Здоровые дети – в здоровой семье» « ОРВИ и грипп»
Выставка рисунков детей и родителей
«Наша здоровая и спортивная семья».

Д\И «Лабиринты здоровья». Задачи закрепить знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картину целиком, мысленно строить маршрут «путешествия» . Материал: карточки с изображением лабиринтов. Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела , для которой он предназначен. Объяснить , как и для чего используется данный предмет.

Ноябрь

Игра «Дышите – не дышите» Цель: дать знания о строении органов дыхания, о значении чистого воздуха для здоровья человека.
Экспериментирование. Опыт «Много ли воздуха в лёгких?» Цель: показать необходимость упражнений, увеличивающих объём лёгких.
Чтение х/л « «Как стать Неболейкой» Н.Семёнова

Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья»

Спортивный праздник
« Папа, мама и я – спортивная семья» Привлечь родителей к делу воспитания здорового ребёнка , помочь улучшению микроклимата в семье.

Изготовление с детьми схем «Точечный массаж».

Декабрь

Беседа «Микробы и вирусы»
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях.
С\Р игра «Больница
(лаборатория)
Цель: Познакомить детей с профессией – лаборант, закрепить знания о возбудителях болезней и способах борьбы с ними.
Экспериментирование. Опыт «Можно ли снег есть снег и сосульки?»
Цель: на опыте показать детям , что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы.

Практические рекомендации на тему: «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка»

Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка»
Беседа
«Выходные на свежем воздухе с ребёнком»

«Создание своей лаборатории в группе» - подбор игрового оборудования, изготовление совместного с детьми атрибутов к игре.

Январь

Беседа «Что происходит, когда мы едим?»
Цель: ознакомить детей с значением и работой пищеварительной системы организма.
Чтение х/л Н.Кнушевицкая «Зубы», «Желудок»; Р.Корман и Л.Либерман «Эта вредная еда». Д\И «Полезная и вредная еда»

Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Консультации: «Вкусно и полезно ли?»
«Если ваш ребёнок – аллергик» Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения»

Д\И «Вредно – полезно» Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание , логическое мышление , грамматически правильную речь. Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью фишки – картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации Описание: 1.Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющихся полезными. Вариант 2. Ребёнку предлагаются карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на их фишками – картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

Февраль

Беседа «Режим дня»
Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
С\Р игра " Детский сад "
(режимные моменты)
Цель: показать в игре , как соблюдается режим дня в д.саду, подчеркнуть его важность.
Чтение х/л О.Иваненко
«Спокойной ночи»
Цель: уточнить значение сна для здоровья человека»

Доклад на тему:
"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Консультации «Лечебная гимнастика»
«Стоп – грипп»
Организация фотовыставки «Движение – жизнь»
Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье!»

Д\И «Что сначала – что потом
(режим дня) Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснить свои действия. Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определённого периода суток. Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснив при этом свой выбор.

Март

Беседа «Если хочешь быть – закаляйся!»
Цель: Закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека.
Чтение х/л С. Михалков «Мимоза»
Цель: дать представление о закаливании, о профилактики простудных заболеваний.
Д\И «Оденься правильно» Цель: Продолжить знакомство со свойствами одежды в разные сезоны.

Консультация "Слагаемые здорового образа жизни"

Консультации: «Влияние природных факторов на закаливание».
Конкурс для родителей: «Проект по оборудованию участка для двигательной активности детей»

Лепка «Спортсмены» - учить изображать человеческую фигуру в движении, правильно соблюдая пропорции.

Апрель

Беседа «Осанка – стройная спина» Цель: познакомить детей с правилами сохранения правильной осанки.

Консультация: «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека».

Консультации: «Культурно – гигиеническое воспитание в семье» «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей».

Создание фотоальбома семейных плакатов: «Моя семья и спорт»

Май

Итоговое ООД "Поможем Буратино стать здоровым"
Выставка детских рисунков «Как мы укрепляем здоровье!»
Беседа «Правила поведения на воде» Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде.

Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ».

Консультации: «Здоровый образ жизни в семье»
«Осторожно, клещи! Консультации: «Летний отдых».

Оснащение участка группы для развития двигательной активности детей в летний период.

В течение года

Привлечение родителей воспитанников к изготовлению игр и материалов для обогащения центра здоровья своими руками.

Май

День открытых дверей. Презентация Центра здоровья

Презентация отчета работы по теме самообразования

Литература:

1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;

3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;

4. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;

5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

6. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;

7. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;

8. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;

9. Ресурсы сети Интернет, точка доступа: www.refoteka.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме "Здоровьесберегающие технологии". План работы на год.

План работы по здоровьесберегающим технологиям с родителями, детьми. План изучения педагогической литературы педагогом по данной теме....

План самообразования по теме "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

В Конституции Республики Казахстан, в Законе «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан», в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева подчеркивается важность решения зад...

Перспективный план в младшей группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни".

Перспективный план предназначен для работы во второй младшей группе. Материал полностью соответствует возрасту детей. План составлен из различных видов игр: подвижных, дидактических, игр - тренингов, ...

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация взаимоотношений ребёнка и взрослого».

План по самообразованию по теме «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей. Развитие мелкой моторики, физической, эмоциональной и психической активности детей. Гармонизация вза...

План по самообразованию. Тема: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей»

ЗадачиУстранение речевых нарушений;Умение координировать движения с текстом;Развивать оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица;В...