«Использование здоровьесберегающих технологий по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
статья

Леонова Ирина Александровна

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих  технологий по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Леонова И.А., воспитатель

 

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении необходимо большое внимание уделять созданию здоровьесберегающего пространства.

В группе оборудован спортивный центр для развития физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.Спортивный центр оснащен цветными флажками, платочками, лентами разноцветными, кеглями,  мячами резиновыми, набивными, обручами, скакалками, кольцебросом, нетрадиционным оборудованием, массажными ковриками. Содержит в себе  как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное своими руками и родителями, коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия.  Установлен спортивный комплекс с лестницей, кольцами, матами.

В работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Технологии коррекционные.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

•        Динамические паузы;

•        Самомассаж;

•        Физкультминутки;

•        Дыхательная гимнастика;

•        Пальчиковая гимнастика;

•        Артикуляционная гимнастика;

•        Гимнастика для глаз;

•        Оздоровительные игры;

•        Релаксация.

Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режим дня.

Ежедневно провожу пальчиковую гимнастику. Воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей), но не должен превышать рекомендованной продолжительности.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

- предупреждение утомления;

- укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления;

- снятие напряжения;

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Выполняются 2-4 минуты,  при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Элементы закаливания в режиме дня:

- мытьё рук до локтя прохладной водой;

- полоскание горла водой комнатной температуры.

Технологии обучения здоровьесберегающему образу жизни:

•        Утренняя гимнастика;

•        Физкультурные занятия;

•        Физкультурные досуги;

•        Точечный массаж;

•        Спортивные развлечения;

•        Гимнастика пробуждения.

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма.

Гимнастика пробуждения проводится регулярно, после дневного сна в сочетании с самомассажем, ходьбой по дорожкам здоровья и пуговичным коврикам.

Активный отдых - это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки включаются подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, самокатах, занятия общей физической подготовкой).

Работа с родителями: эта работа является составляющей частью всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. Взаимодействие коллектива детского сада с родителями проходит под девизом «Детский сад, мама, папа, я – это дружная семья», что способствует укреплению и сохранению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Используются разнообразные формы работы с семьями детей:

Дни здоровья с родителями, совместные досуги, праздники, соревнования.

Необходимо большое внимание уделять здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих результатов:

- повышение уровня физического развития детей;

- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия);

- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Их виды, время проведения в режиме дняи особенностиметодики проведения....

Консультация для родителей Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

       Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлени...

«Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка....