Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)

Махревич Юлия Александровна

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности
Цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:
- формировать основы исследовательской деятельности у детей в процессе посадки лука; формировать  правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки);

- уточнять представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья; закрепить знания детей о внешних особенностях луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой);

- закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете;

- развивать слуховое и вкусовое восприятие, тактильную чувствительность, воображение;

- вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье, развивать трудовые навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_11.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности
Цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:
- формировать основы исследовательской деятельности у детей в процессе посадки лука; формировать  правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки);

- уточнять представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья; закрепить знания детей о внешних особенностях луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой);

- закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете;

- развивать слуховое и вкусовое восприятие, тактильную чувствительность, воображение;

- вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье, развивать трудовые навыки.

Предварительная работа: Эксперимент: посадили лук в воду в 2 стаканчика (1 ставим в темное место, 2 ставим на свет (подоконник)

Словарная работа: рукотворный, природный.
Материалы и оборудование: Картинки с изображениями источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), коробка с крышкой в которой сделана прорезь, фонарик, фонарики на каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.

 - Сегодня я пришла в садик и обнаружила, что на столе стоит волшебная коробка. Хотите узнать, что находится в коробке? (Да)  

-Как вы думаете, как обнаружить что в ней, не открывая? (сделать небольшое отверстие и заглянуть). Загляните в отверстие, что в ней видно? Почему ничего не видно? (Потому что в ней темно)

 - Ребята, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее? Ответы детей: открыть крышку, сделать отверстие больше, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри коробки. Сегодня на занятии мы узнаем, что такое свет и для чего он нам нужен. (дети садятся, столы стоят полукругом)

1 часть -Давайте включим в коробке фонарик. Дети проверяют, стало в коробке светлее?

 - Теперь можно рассмотреть предметы, которые лежат в коробке? В каком случае лучше видно предметы, когда горит свет или когда темно. (ответы детей)

Посмотрите, виден свет внутри коробки? (нет) Если заглянуть в отверстие? (да) Значит свет не проходит через плотный материал. Возьмите из коробки фонарики и включите их. - Что изменилось в группе? (Стало светлее). Свет – это поток маленьких частичек света.

Ребята, давайте подойдем к доске и посветим фонариками, что мы видим? (Мы видим яркое светлое пятно...). Какое оно по размеру? (Маленькое). Давайте отойдем от доски подальше. Что происходит с пятном света? (Оно становится больше по размеру). Правильно, меняется величина светового пятна, пятно стало больше. А теперь давайте подойдем поближе. Что произошло с пятном света? (Оно стало меньше). Это значит, что чем ближе мы стоим, тем световое пятно меньше, чем дальше мы стоим, тем световое пятно больше).

Попробуйте посветить на свои столы. Что вы обнаружили? (дети повторяют вывод)

 Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Ты упала мне под ноги,

Растянулась на дороге.

И нельзя тебя поднять,

 И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лёжа. (Это тень)

 Что такое тень? (Ответы детей.) Когда на пути света появляется какое-то препятствие, образуется тень.

 - Давайте попробуем с вами сделать тень. Показ воспитателя на доске (под свет поставить карандаш) Сейчас вы сами включите фонарики и посветите на столы, под лучи света вы подставьте ладошку. Что произошло, как получилась тень? (Предположения детей). (Лучи света прямые, ваши ладошки закрыли световые лучи и поэтому образовалась тень). Почему возникла тень? (Повторение вывода)

 Ребята, может ли образоваться тень, если не будет света? (Нет). (Собрать фонарики)

Физкультминутка:

 Мы встали-солнышко восходит (Поднимаем руки вверх)

 Ложимся спать-луна встаёт. (Ладони под щёчку)

 А с нею звёздочки приходят. (Пальцы сложены в щепоть, указываем в «разные точки неба»)

И ночью водят хоровод (ходьба по кругу)

2 часть

 - Определите сейчас на улице светло или темно? (светло)

- Как вы думаете, что светит сейчас? (солнце)

 Вы уверены, что солнце? Мы не видим лучи? (в зависимости от погоды)

-Что может осветить предметы, когда в природе темно? - Ответы детей (костер, лампа и т.д.)

Игра «Найди лишнее»: Карточки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик, два предмета не дающие свет). У вас на столе лежат картинки. Предлагаю вам разложить картинки на 2 группы: рукотворные и природные.

 - Давайте вспомним, какие источники света мы назовем природными? Источники света, которые созданы природой, называются природными.

- Какие источники света мы назовем рукотворными и почему? Источники света, которые созданы руками человека, называются рукотворными.

Принесите мне картинки природных источников света.

Принесите мне картинки рукотворных источников света. (Картинки вывешиваем на доску). На столе остаётся 2 картинки, которые никто не выбрал. Ребёнок выходит и выясняем, что картинки с источниками света закончились. Объясняет, почему эти картинки лишние. (Эти предметы не дают света)

 -Молодцы! Вы хорошо отличаете источники света и правильно выполнили задания. Ребята, а кому ещё кроме человека нужен свет? (животным, растениям)

Для чего он им нужен? (Для роста, чтобы были плоды) Мы с вами провели еще один эксперимент. Какой? (Мы посадили в стаканчиках лук. Один стаканчик поставили на подоконник, другой в темный шкаф.)

Давайте проверим, что у нас получилось? (Достаем посадку лука. Рассматриваем лук) Вывод: в темном месте лук не пророс, на свету выросли стрелки лука. Свет нужен для роста растений.

 3 часть

 Подведение итогов. О чём мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? (Источниками света являются солнце, фонарик, лампа, костер и т.д. Все они светят по- разному. Свет не проходит через непрозрачные предметы. Свет необходим человеку, чтобы видеть лучше предметы его окружения. Свет нужен живым организмам для роста и развития.) Ребята, сейчас вы подумайте и выберите из картинок нужную. Если вам понравилось занятие, то вы на доску повесьте солнышко, а если нет, то тучку с солнышком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по эксперементированию...

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности на тему: «Учимся показывать фокусы»

Программное содержание:1.Образовательные:Образовательная область «Познавательное развитие»- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятель...

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Учимся показывать фокусы»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность...

Конспект НОД в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Цель НОД -  Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....