Статья "Фитбол как средство здоровьесбережения дошкольников"
статья

Смоленцева Марина Ивановна

В данной статье раскрыта польза занятий фитбол-гимнастикой. Предложен примерный конспект занятия с фитболами в подготовительной к школе группе. В приложении дано описание используемых игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol_kak_sredstvo_zdorovesberezheniya_doshkolnikov.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Фитбол как средство здоровьесбережения дошкольников

Смоленцева Марина Ивановна,

МАДОУ № 41, г. Нижнекамск РТ,

инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории

Развитие детей и улучшение их здоровья – одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. Фитбол – большой мяч диаметром 45-75 см, который используется в оздоровительных целях. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики.

Может показаться, что фитбол для детей просто веселая и интересная игра. Но все не так просто. Чтобы удержаться на мяче, нужно иметь тренированные мышцы спины и отличную осанку. А самое удивительное, что занятия с мячом, укрепляя осанку, не создают жесткой нагрузки на спину и шею ребенка. Выполняя специальные упражнения, ребенок тренирует практически все группы мышц и учится двигаться под музыку.

Упражнения с фитболами оказывают на детей оздоровительное действие, тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, способствуют профилактике таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и др. Вибрации, создаваемые мячом, улучшают обмен веществ и кровообращение. Но самое главное, что занятия на мячах приводят детей в восторг.

Каждое занятие с фитболами включает в себя вводную, основную и заключительную часть. Во вводной части для разогрева организма детей и подготовки его к выполнению упражнений на все группы мышц используются ходьба, бег с различными их вариантами, выполнение корригирующей гимнастики для сводов стоп. Дети при этом могут двигаться змейкой между фитболами, лежащими на полу на индивидуальных ковриках, друг за другом в колонне по одному, врассыпную между фитболами, или передвигаться, держа фитбол за ушки на спине, что обеспечивает выравнивание спины.

В основную часть занятий включаются комплексы упражнений с фитболами. Упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, фитбол на полу; стоя с фитболом в руках; сидя на полу с фитболом в руках; сидя на фитболе; лежа на полу на животе с фитболом в руках; лежа на фитболе на животе; лежа на полу на спине с фитболом в руках; лежа на фитболе на спине. Упражнения постепенно усложняются от комплекса к комплексу, могут быть как без дополнительных предметов, так и с предметами: обручами, гимнастическими палками, массажными мячиками, лентами. В каждое занятие включаются упражнения на овладение основнымивидами движений: подбрасывание фитбола, перебрасывание, отбивание, прокатывание и т.д. Основная часть заканчивается подвижной игрой с использованием фитбола – это кульминация всего занятия. Игра должна проходить эмоционально, в хорошем темпе, весело и задорно.

В заключительной части занятия необходимо организм детей привести в спокойное состояние, организуя с фитболом игру малой подвижности, включив упражнения, направленные на восстановление дыхания.

Важно, чтобы каждое занятие имело музыкальную окраску. Музыкальное сопровождение желательно подбирать с учетом возрастных интересов детей.

         Необходимо отметить условия проведения занятий:

- правильный подбор фитбола каждому ребенку по росту (при посадке угол в 90% между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой);

- удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь;

     - начинать занятия с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным упражнениям;

- физическая нагрузка, продолжительность занятий должны соответствовать возрасту занимающихся детей;

     - соблюдать приемы страховки и учить детей самостраховке.

Примерный конспект занятия с фитболами.

Подготовительная к школе группа

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи: воспитывать дисциплинированность и организованность; развивать коммуникативные свойства личности, все группы мышц, глазомер, гибкость и пластичность; совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений с использованием фитбола в соответствии с темпом и ритмом музыки; формировать умение выполнять действия с фитболом на гимнастической скамейке, сохраняя равновесие.

Используемые технологии: технологии развивающего обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование и атрибуты: фитболы, коврики и мешочки весом 200 гр. по количеству детей, гимнастическая скамейка высотой 25-30 см, мяч, магнитола, диски с записями детских песен.

Части

заня-тия

Содержание занятия

Метод.

указания

Способ организации

Дози-

ровка

I. Ввод-ная

II. Ос-нов-ная

 

III.

Зак-лю-чи-тель-ная

Фитболы лежат на ковриках врассыпную по залу.

Ходьба в колонне по одному, на носках, пятках, наружных сторонах стоп, приставным шагом вперед и назад.

Бег обычный, на носках, боковым галопом, упражнение «Страус».

Ходьба обычная, упражнение «Ракета», «Гуси».

Построение врассыпную около фитболов.

1. ОРУ

1. «Пружинка»

И.п.: о.с. руки на поясе, фитбол на полу.

    1- пружинка с легким наклоном головы вправо,

    2- и.п.,

    3-4- то же, влево.

2. «Наклон вперед»

И.п.: о.с. фитбол в согнутых перед грудью руках.

    1-2- легкий наклон вперед, вытягивая руки с фитболом

вперед,

    3-4- и.п.

3. «Качели»

И.п.: сидя на фитболе, руки на поясе.

    1-2- правую руку в сторону, голову на плечо,

    3-4- и.п.,

    5-8- то же, в левую сторону.

4. «Плечики»

И.п.: то же.

    1- поднять плечи вверх,

    2- и.п.

5. «Вертушка»

И.п.: то же.

    1-2- поворот туловища вправо, выставляя локоть вперед,

    3-4- то же, влево.

6. «Прокати»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на фитболе, лежащем на полу.

    1-4- прокатывать фитбол вперед,

    5-8- обратное движение.

7. «Высоко»

И.п.: лежа на фитболе на животе, упор на колени и ладони.  

    1- мах прямой правой ногой,

    2- и.п.,

    3-4- то же, левой ногой.

8. «Наездники»

И.п.: сидя на фитболе.

Пружинистые подпрыгивания на фитболе на месте, имитируя скачку на лошади.

9. «Вдох и выдох»

И.п.: стоя с фитболом в руках.

    1-2- фитбол вверх – вдох;

    3-4- и.п. – выдох.

2. О.в.д.

а) Ходьба по гимнастической скамейке, прокатывая фитбол перед собой.
б) Метание мешочков в движущуюся цель «Попади в большой фитбол»

в) Ползание на четвереньках, толкая фитбол головой (р. 5-6 метров)

3. Подвижная игра «Переправа»

Малоподвижная игра «Игра с мячом» 


Согласовывать движения рук и ног. Ходьба выполняется с разным положением рук.

Руки согнуты перед грудью, держать дистанцию.

Спина прямая, колени разводить в стороны

Смотреть вперед, голову не опускать

Спину держать прямо

Стараться достать плечами до мочек ушей

Смотреть вперед, голову не поворачивать

Ноги от пола не отрывать

Смотреть вперед. Прямую ногу поднимать как можно выше

Спину держать прямо, смотреть вперед

Выполнять прямыми руками

Фитбол из рук не выпускать

Действовать точно по сигналу

Фитбола руками не касаться

Соблюдать правила игры

Передавать мяч из рук в руки, бросать через круг можно любым способом

Фронтальный

Фронтальный

Поточно-групповой

Фронтальный

Поточно-групповой

Фронтальный

Фронтальный

4-5 минут

8 раз

8 раз

по 4 раза

8 раз

по 4-6 раз

6 раз

по 4 раза

16 раз

4 раза

4 раза

4-6 раз

4 раза

4-6 раз

5 минут

Приложение к конспекту

Упражнение «Страус»

Бег с приседанием. По сигналу «страус» дети останавливаются, приседают на корточки, опускают голову на колени – «спрятался страус». Упражнение можно выполнять как во время бега, так и во время ходьбы.

Упражнение «Ракета»

Ходьба на носках, вытянув руки вверх и соединив ладони.

Упражнение «Гуси»

Ходьба в глубоком приседе, передвигаясь на носках ног, руки на коленях, спина прямая.

Подвижная игра «Переправа»

Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах зала лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на фитболе, пересекают зал и должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией.

Игра малой подвижности «Игра с мячом»

Дети сидят на фитболах в кругу и передают мяч по кругу, рядом сидящему. По сигналу водящего тот, у кого в это время оказался мяч в руках, прекращает передачу его по кругу и бросает через круг любому из играющих. Тогда двое детей, сидящих справа и слева от того, кому брошен мяч, встают и быстро обмениваются местами, и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Использоваэние музыкального компонента как средства здоровьесбережения дошкольников"

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной задачей, конечно же, семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развити...

Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников

Усилия работников  ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесб...

Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников.

Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой...

Статья: "Музыка - как одно из средств здоровьесбережения дошкольника"

Систематическое применение разнообразных здоровьесберегающих технологий или  их элементов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста, положительно воздействуют на психо-эмоционально...

«Физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения дошкольников».

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе, неблагоприятная экологическа...

ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие &nda...

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения с элементами Су-Джок как средство здоровьесбережения дошкольников»

Представленный мастер - класс разработан для трансляции собственного опыта в области применения здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе. В содержании масте...