ЗСТ в старшей группе
консультация (старшая группа)

Галина Александровна Ферару

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_zst.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

старшая группа «Колокольчик»

на тему: «Здоровьесберегающие технологии»

Воспитатель:Ферару Г.А.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

Здоровьесбережение детей одна из главных проблем на сегодняшний день. Ведь по данным массовых медицинских обследований ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается. За последние годы среди дошкольников увеличилось частота болезней нервной системы, органов чувств, кровообращения, эндокринной системы, увеличились аллергические реакции. К 6 – летнему возрасту увеличивается по сравнению с 3 –4 летними детьми число детей с пониженной остротой зрения.

 Поскольку большинство семей вынуждены работать для удовлетворения потребностей семьи, отдавая своих детей в детские сады, огромная ответственность за здоровье детей ложится на дошкольные образовательные учреждения.

Я  считаю, что проблема оздоровления, воспитания и развития – это работа не одного дня, а целенаправленная, систематическая, спланированная деятельность ДОУ и семьи на длительный период времени – дошкольный период.

Под здоровьесберегающей направленностью мы  рассматриваем:

- соответствие предметного окружения санитарно – гигиеническим  нормам и требованиям;

- создание предметной среды по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;

- обеспечение положительного эмоционального состояния дошкольников;

- условия для полноценного физического развития, удовлетворения потребности в разнообразной двигательной активности;

- условия для формирования привычек здорового образа жизни.

Работа по оздоровлению детей предполагает использование эффективных педагогических технологий.

В своей работе я использую   педагогические технологии:

- «Развивающая педагогика оздоровления» Т.В.Кудрявцева, Б.Б.Егорова;

- «Социальная технология. Здоровый ребенок» Ю.Ф..Змановского;

При комбинировании программ мы придерживаемся  принципа единства подходов к воспитанию, обучению и развитию, которые лежат в основе программ, а также учета умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья. Учитываем возрастные возможности, состояние здоровья, психологические особенности детей.

Система моей оздоровительной работы включает в себя:

  1. Закаливание.

 В него входят:

                 - Утренняя гимнастика.

Мы проводим  разного вида традиционную гимнастику: с предметами и без предметов, на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, имитационного характера, с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, кольца).

   - гимнастика в постели:

*гимнастика пробуждения, носящая сюжетно – ролевой характер;

*комплекс бодрящей гимнастики.

               - Закаливание водой – умывание.

               - Закаливание воздухом: прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений.

                - сон с доступом свежего воздуха.

2.Комплекс психолого-педагогических и коррекционных мероприятий.

 

Широко использовали двигательные разминки (физминутки, динамические паузы).

               - Массаж и самомассаж.

Я   использовала игровой самомассаж. Простота и доступность таких игровых упражнений дает возможность использовать их в любое время дня.

В  старшей группе такие упражнения усложнялись. Использовали  массаж в парах, групповые упражнения.

               - Дыхательная гимнастика.

Такие упражнения проводятся не только на занятиях по физической культуре, но и на занятиях по развитию речи для развития силы голоса, интонационной выразительности и на др. занятиях.

               - Релаксационная гимнастика.

Обучение детей релаксации я проводила в несколько этапов.

Использовала тихую, мелодичную музыку, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Упражнения выполнялись в различных позах: лежа, сидя и даже стоя.

Детям 5-6 лет гораздо легче расслабиться и получить удовлетворение от выполняемых упражнений, если релаксация построена в игровой форме.

3.Организация двигательного режима.

                - физминутки, динамические паузы.

                - подвижные игры.

                - игры – импровизации.

                - развлечения.

                - физические упражнения на прогулке.

                - оздоровительные занятия.

В режиме дня нами  было отведено время для проведения оздоровительных занятий. Такие занятия проводились, один раз в неделю во второй половине дня. Оздоровительные занятия являлись в своем роде «уроками здоровья». Они не требовали специального разучивания песен, танцев, комплексов физических упражнений. В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: разнообразные виды массажа, пальчиковые игры, наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и укреплению здоровья. При проведении занятий учитывала самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

 

     Таким образом, для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривали максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

     Помимо проведения оздоровительных мероприятий, мной были внесены изменения в предметно - развивающую среду группы.

  Оборудована «Зона оздоровления», в которой имеется нестандартное

 оборудование.

* «Воздушный футбол» или «дуйбол».

Из неглубокой коробки (например, из-под конфет) делается футбольное поле. Половинки "киндер-сюрприза" выполняют роль ворот. Футбольный мяч – бусинка или горошина.

Использование: играют двое, дуют на "мяч" через тонкую трубочку, пытаясь тем самым забить гол в ворота соперника.

Цель: формирование навыков правильного дыхания.

* дорожки для предупреждения плоскостопия

*

 * массажные мячи « Еж»;

* «Ловкие пальчики».

В коробках собраны морские камушки, мелкие шишки или фасоль.

Использование: собрать рассыпанный на полу материал пальцами ног как можно быстрее.

Цель: профилактика плоскостопия.

* тренажер «Ветерок в бутылке»

В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, фольга, бумага. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка.

Использование: упражнение на дыхание - дуть в трубочку, вставленную в пробку.

Цель: развитие органов дыхания.

*Игра «Поднимающиеся шары».

Шнур длиной 5м, продетый через кольцо, прикреплённое к потолку. К одному концу шнура прикреплён пластмассовый шар, а к другому – палочка для наматывания шнура.

Использование: Ребёнок наматывает на палочку шнур, шарик поднимается к потолку. Кто скорее.

Цель: развитие ловкости, мелкой моторики рук.

*«Бабочки».

Изготавливаются из гофрированной бумаги, картона. Крепятся на шнурок с колечком.

Вариант 1

Цель. Учить правильному дыханию.

Взять бабочку за колечко и поднять на уровень своего лица или закрепить всех бабочек на одном длинном шнуре в горизонтальном положении. Через нос сделать вдох, через рот - продолжительный выдох на бабочку. (Повторить 3-4 раза.)

Вариант 2

Цель. Учить быстро реагировать на сигнал; упражнять в легкости и плавности движений; развивать ориентировку в пространстве.

Дети держат бабочек за колечко и под музыку двигаются по залу. По сигналу «Бабочки, к цветам! » дети сажают бабочек на напольные цветы. Можно несколько усложнить задание, дав установку на определенный цвет бабочек или цветов.

В группе оформлен информационно – наглядный стенд «Уголок Здоровья», , картотека подвижных игр, упражнений, пальчиковые  игры, физминутки, дыхательные упражнения, комплексы бодрящей гимнастики.

     В работе по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей должны участвовать не только  сотрудники ДОУ, но в первую очередь семья.

Изучая современную литературу, статьи дошкольных изданий, наблюдая за детско-родительскими отношениями, проведя анкетирование, я сделала вывод, что:

  1. Современные родители – это родители, которые делают ставку на познавательное развитие, а не на эмоциональное развитие и комфорт.
  2.  Жизнь современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени. Все это приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей. Все это сказывается на психическом здоровье ребенка.

Поэтому я объясняю родителям, что семья ребенка – это жизненно необходимая среда, во многом определяющая развитие ребенка.

И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо не потому, что этого хочу я, а это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цели  работы с родителями:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных, партнерских отношений с родителями
  3. Вовлечение семьи в жизнедеятельность группы.

  Для осуществления поставленных целей  разработала модель взаимодействия педагога с родителями, включающую оздоровительные мероприятия.

Было проведено:

- консультации для родителей:

«Движение и здоровье»

«Будь здоров, малыш!»

«Профилактика нарушений осанки» и др.

 - вовлечение родителей в досуговые  и оздоровительные мероприятия детского сада: подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений.

    Семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи. Я  увидела, что взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления совпадали, и тем самым закрепляли представления ребенка о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

    Выстраивая систему оздоровления нельзя недооценивать потребность ребенка в ласке и в любви. Особо значимое проявление любви для ребенка – прикосновение.

Исследования подтверждают, что недостаток прикосновений, «тактильный голод» наносит ребенку непоправимый ущерб. Ведь именно через прикосновения ребенок обретает уверенность в себе, доверие к миру, что обеспечивает эмоциональное благополучие и физическое здоровье. И, по моему  мнению, никакие оздоровительные мероприятия не будут иметь положительного эффекта, если ребенок испытывает дефицит любви, внимания, ласки. А необходимость в эмоциональном сближении родителей с детьми очевидна.

     В интересах развития личности детей я  тесно взаимодействую со всеми структурными подразделениями детского сада: медсестра, психолог, логопед, музыкальный руководитель,.

     Ведь положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...