Доклад "Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа)

Фещук Римма Анатольевна

1Доклад на тему «Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_feshchuk_r.a.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский садобщеразвивающего вида № 2 поселка Маслова Пристань

Шебекинского района Белгородской области»

Доклад на тему «Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»

Инструктор по физической культуре:

Фещук Римма Анатольевна

2021 г.

В ФГОС указывается, что одно из основных принципов дошкольного образования - это поддержка детской инициативности и индивидуальности. В процессе физической подготовки детей чрезвычайно важно сформировать и развить у них стремления, которые побуждали бы  их к систематическим занятиям спортом, к достижению наиболее полезных для общества и личности результатов, как собственного физического развития, так и укрепление своего здоровья. Проявление инициативности и самостоятельности у детей является одной из проблем современной педагогики.

Инициатива –это принятие ребенком самостоятельного решения, формы проявления его общественной активности. Развитие инициативы ребенка и ее поддержка со стороны взрослого имеет огромное значение для становления личности, индивидуальности и воспитания.

Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растёт, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

Дошкольный возраст очень важное время для развития  и поддержки детской инициативности и индивидуальности. Образовательная и игровая среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Знаем, что особенно легко запоминается и длительно сохраняется в памяти тот материал, с которым воспитанник что-то делал сам.

Существуют 4 вида инициативности:

- творческая - в основном используется сюжетно-ролевые игры, в которую ребенок включён в какой либо роли («У медведя во бору», «гуси- лебеди», «кот и мыши» и т.д.)

-коммуникативная - (взаимодействие ребенка со взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания ОРУ, ОВД, подвижные игры.)

- познавательная - стремление к наиболее полному познанию предметов и явлениям окружающего мира («Море волнуется раз…», для этого мы используем времена года, окружающую среду, квесты…и т.д.)

-волевое усилие и целеполагание - характеризуется постановкой цели  и дальнейшим ее выполнением.

Виды индивидуальности:

Выраженная – открытая демонстрация своих способностей.

Скрытая – потенциальные особенности человека, которые не нашли условий для своего проявления. В этом случае их необходимо выявлять и развивать.

Очень важно во время занятий по физической культуре дать почувствовать каждому его значимость с поощрением инициативности. На своих занятиях я с каждым ребенком общаюсь на равных.  Дети проявляют свою потребность в активных действиях, предлагают свои игры, инициативность всегда поощряется. На занятиях осуществляю  воспитательный процесс спортивного терпения, трудолюбия, стремления к победе. Прививаю любовь к различным видам спорта, стараюсь заинтересовать  каждого ребенка. Кто-то проявляет заинтересованность к общеразвивающим движениям, кто-то к спортивным или подвижным играм.

Внимание детей я привлекаю демонстрацией движений, непосредственным участием в двигательной активности, интересным содержанием занятия, использую игровые рифмовки, а также использую такие приемы, как построение воображаемых задач, сюжетно-ролевые игры, сказочные герои. Для старших дошкольников, у которых уже выделяются лидерские качества, я использую соревновательные моменты для воспитания силы воли (эстафеты, спортивные командные игры –футбол, хоккей, городки и т.д.). При составлении конспекта занятий  учитываю всегда возрастной диапазон детей, современные интересы, индивидуальные возможности ребенка, их настроение и характер. Кому-то требуется постоянное подбадривание, а кто-то инициативен в своих личностных качествах. Детей, которые не проявляют инициативы, стараюсь поставить в роли лидера (Медведь, ворон, на ворота) или капитаном команды с правом выбора своей команды. Тогда они стараются доказать своей игрой, что это сделано не зря. Учитываем всегда возрастной диапазон детей, современные интересы. Используем интерактивное и мультимедийное оборудование для демонстрации спортсменов, видов спорта, схематических карточек.

Большое значение имеет рефлексия.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п. В конце каждого занятия, каждый ребенок может высказаться о наиболее понравившихся моментах занятия, показать что ему запомнилось, ведь каждое задание или игра имеет название, которое озвучивается в течение занятия. Приемы для рефлексии используем разнообразные от словесных, когда ребенок высказывается по поводу занятия до схематических групповых, когда вешаем игрушки различного цвета либо смайлы с разнообразными эмоциями.

Развивающая среда, разнообразие игровых техник, различные виды основных движений и т.д. все это способствует развитию индивидуальности и инициативности детей в ДОУ, формирует их личностные качества, сохраняет и укрепляет физическое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.

В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...

Образовательная область "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС

Физическое развитие – это одно из направлений, которое курирует наше государство. Мы стоим на пороге «Стандартизации» дошкольного образования. Проект Федерального Государственного Образовательно...

Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В связи с введением ФГОС ДО,  коллектив нашего детского сада в своей работе  руководствуется принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей высту...

Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, коор...

Статья. Физическая культура в условиях реализации ФГОС ДО.

Физическая культура в  условиях реализации  ФГОС ДО....