Статья «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования и профилактики заболеваний горла и голосового аппарата у детей дошкольного возраста»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

На образовательной деятельности актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, перед пением песен - заниматься фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonoped._uprazhn.docx72.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования и профилактики заболеваний горла и голосового аппарата у детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю.

        Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

        О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

        В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

        П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

        В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

        Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей. Музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии, используемые в музыкальной деятельности, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников. Становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. На образовательной деятельности актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, перед пением песен - заниматься фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени – 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

        ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

        Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются оздоровительные и фонопедические упражнения для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.  

        Разработки В. Емельянова способствуют развитию  носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.                                        

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.                      

Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет -    высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. В 7-8 лет голоса ничем не отличаются. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

        У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Г рудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом дошкольникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Поэтому для детей младших групп подходит регистр от ля первой октавы до ми второй октавы, для старших - от ля малой октавы.

        Дальнейшее вокальное развитие голоса зависит от навыков. Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

        Музыкальным руководителям следует помнить, что детей надо учить петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель - развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Петь хотят все дети. Часто они поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) имеет  прежде всего, технологическую направленность. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют, тренируют  мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:                                         - расширение диапазона;                                                                                

- значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;              

- усиление насыщенности звука;                                                                            

 - полетность;                                                                                                              

 - улучшение вибрато;                                                                                              

 - большая певучесть звука;                                                                                      

 - свобода;                                                                                                

 - раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Важное значение имеют фонопедические упражнения и в профилактике простудных заболеваний верхних дыхательных путей и заболеваний горла.                                                

В работе музыкального руководителя детского сада  данный метод развития детского голоса может применяться как  фрагментарно в организованной образовательной музыкальной деятельности, так и полностью при оказании дополнительных музыкальных образовательный услуг – в работе с хором  или индивидуальной работе по вокалу с детьми дошкольного возраста.  

Фонопедический комплекс ФМРГ состоит из 6 групп упражнений:

- артикуляционная гимнастика;

- координирующие интонационно фонетические упражнения;

- активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК);

- тренаж для грудного (не фальцетного) регистра голоса;

- тренаж на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога-«П»;

- тренаж для фальцетного регистра голоса.                                                             Каждая группа упражнений  имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

Циклы упражнений ФМРГ в абстрактном варианте:

1. Артикуляционная гимнастика:

- разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости;

- знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности, отличающейся от речевой

- запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.

Упражнения:

1. Покусайте кончик языкаПовторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.

2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.

3. Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.

4. Пощёлкайте языкомменяя размеры и конфигурацию рта.

5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.

7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

8. «Обида» -  оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;

«Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.

9. «Массаж  лицевой мускулатуры» – постукивание кончиками пальцев по лицу, начиная со лба от корней волос по щекам и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и чтобы было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы «загореться», вы должны почувствовать своё лицо. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими.

10Поставьте указательные пальцы на щёки под глазами. Попытайтесь как бы «поднять» мышцами щёк лежащие на них пальцы, ощутите, что эти мышцы двигаются, управляются нами. Повторить это упражнение несколько раз.

11. Поставьте пальцы на переносицу и ощутите под пальцами движение кожи, движение мышц, ощутите, что переносица может работать, может сокращаться.

12. После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы, или челюстно-височные суставы; помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани. Теперь можно перейти к движению челюсти «вперёд – вниз», т.е. круговое движение. Сначала в горизонтальной плоскости – вперёд, дальше – вертикальной вниз.

13. И наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперёд–вниз» и оттопыриванием нижней губы. Повторите это несколько раз.

14. Откройте рот круговым движением нижней челюсти «вперёд – вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой. Повторите несколько раз.

15. Наконец, откройте рот полностью так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена вперёд–вниз на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура – должна оставаться ненапряжённой, поскольку рот открыт, но ненапряжён. При этом рот должен иметь вид вертикально поставленного прямоугольника (но не овала и не круга). Должны быть видны 4 верхних и 4 нижних зуба, резцы и натянутая (но не напряжённая) губная комиссура вертикальной плоскости – вниз.

2. Координирующие интонационно - фонетические упражнения:

  • знакомство с наличием разных голосов (режимов работы голосов), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями;
  • произвольная связь режимов работы гортани, интонации с режимами работы гортани, приёмами метода, эмоционально – образными представлениями и самочувствиями;
  •  осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи вида;
  •  произвольная связь показателей эстетики академического пения с текстом.

.      Интонационно-фонетические упражнения не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.      Упражнения:                                                                                                                               1.Первое упражнение. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал то исходное положение, которым мы закончили артикуляционную гимнастику, т.е. – открытость рта максимальная, 4 зуба наверху и 4 зуба внизу должны быть видны, губы не касаются зубов и даже дёсен. Желательно, чтобы дёсны были видны, губная комиссура, контролируемая пальцами рук, должна быть натянута, а не напряжена. Итак, произносим согласные с открыванием рта до и после. Вот последовательность согласных: ш,с,ф,к,т,п,б,д,г,в,з,ж.                                                      В этой последовательности каждая согласная повторяется 4–8 раз так, чтобы фонация этой согласной прекращалась вдохом, чтобы не было слышно выдоха, т.е. что не нужно делать: шы,сы,фы,кы,гы и т.д.                                       На согласных «т» и «д» производится покусывание кончика языка передними зубами. Согласные «к» и «г» произносятся с полностью открытым ртом и без движения челюсти. Всё упражнение выглядит следующим образом: ш,ш,ш,ш; с,с,с,с; ф,ф,ф,Ф; и т.д. (каждая согласная – по 4 раза).                      2. Второе упражнение.«Страшная сказка».Это название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику данного упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефальцетном режиме. Слова «Страшной сказки»:  (угрожающая интонация): (и в обратном порядке):

У Ы

У-О  Ы-Э

У-О-А  Ы-Э-А

У-О-А-Э  Ы-Э-А-О

У-О-А-Э-Ы    Ы-Э-А-О-У                                                                                         Челюсти во время этого упражнения раскрыты максимально. Пальцы рук контролируют щёки, ненапряжённую губную комиссуру.

3.Третье упражнение «Вопросы – ответы».

На этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного). Исходное положение такое же: рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щёк, щёки как бы проткнуты.

Итак:                                                                                                                                 у у о у а о

/ \ / \ / \

«У» «У»;  У О;  О А;                                                                                                       э а ы э ы ы

/ \ / \ / \

А Э ; Э Ы ; Ы Ы ;

«У» – нефальцетный режим; у – фальцетный режим.

4.Четвёртое упражнение «Канючим».Здесь впервые появляется режим работы гортани, который на немецком языке обозначается термином «штро-бас», что значит «соломенно шуршащий бас». Это шумовой режим работы гортани, в котором мышцы голосовых складок расслаблены, не работают, и этот механизм аналогичен звуку, производимому воздухом, проходящим через губы: пр-р-р (вибрация губ). Режим работы гортани выглядит так: скрипим на гласной «а», т.е. эти два механизма – вибрация губ и скрип на «а» идентичны (скрип обозначаем «х»). Упражнение   следующим образом:

хххА                                  (во время этого упражнения

хххАО                                плоский расслабленный язык

хххАОУ                             лежит на нижней губе).

хххА

хххАЭ

хххАЭЫ

Наконец, наша просьба удовлетворена, и нам дали всё, что мы просили. Но дали неожиданно: «Получи, но только отстань».И мы среагировали на это следующим образом: у ы      / /     хххАОУ ;    хххАЭЫ

5.Продолжаем игру в «Вопросы – ответы», используя таблицу псевдо-слов.

У–ШУ У–ШО У–ША У–ШЭУ–ШИ

У–СУ

У–ФУ

У–КУ

У–ТУ

У–ПУ

6.Трёхсложные слова с сонорными согласными М, Н, Л, Р.                                                        

Упражнение исполняется тремя способами:                                                        

1. со «штро-басом»;                                                                                                  

 2. с «продуванием»;                                                                                              

3. с «вибрацией» губ.                                                                                             Согласно условным обозначениям:                                                                     1.ххх–У–МУ–МУ;  ххх–У–НО–НО;   ххх–У–ЛА–ЛА; У–РЭ–РЭ;                        2.«Продувание» – это вытянутые вперёд трубочкой губы, сильно напряжены как на гласной «У». Произносится гласная «У» с одновременным выдуванием воздуха через губы так, чтобы раздувались щёки (обозначаем – /У/ ) : /У/–МУ–МУ; /У/–НО–НО; /У/–ЛА–ЛА; /У/–РЭ–РЭ;                                  3.«Вибрато» губ (обозначаем /Р/ ). Эти упражнения снимают спастику голосового аппарата: /Р/–У–МУ–МУ; /Р/–У–НО–НО; /Р/–У–ЛА–ЛА; /Р/–У–РЭ–РЭ.            

 3. Активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК):

- активизация всей голосообразующей системы, в т. ч. центральной её части – соответствующихотделов центральной нервной системы;

- включение генетически исходных механизмов голосообразования, заложенных эмоциональным процессом, базирующихся на природной автоматике и предназначенных для обслуживания и выведения наружу эмоций;

- выход на энергетические затраты, минимально необходимые для развития голоса;

- произвольная имитация и осознание различных ГСДК;

- фиксация эмоциональных самочувствий, вызванных ГСДК;

- установление резонаторных, слуховых и вибрационных и энергетических ощущений, сопровождающих ГСДК.

Упражнения:

1. Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть руки дыханием). Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» дыхание рукой.

2. Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом: «Ш», «С», «Ф». Чередуйте шипение горлом и звук «А».

3. «Волна». Чередование штро-баса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики. Расслабленный язык лежит на губе:

ххх-а ххх-А ххх-«А» ххх –«А»

4.Осознаём динамику речи. Счёт до 10:

Раз–два; три–четыре; пять–шесть; семь–восемь; девять

(шёпот) (тихий голос) (средний голос) (громкий голос) (очень громко)

десять!(крик) А!А!А!А!

Всё это произносится подряд, повторяется и после крика «10» надо 4 раза крикнуть гласную «А».

                  

Упражнения ФМРГ в конкретном  варианте.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать), он осознает, что это разная механика. Таким образом,  осваивается интонирование. 

Слова

Движения

Поет вьюга свою песню.

Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу,- затихает.

Завывает ветром.

Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

Кружит снегом.

Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения.

Метет по земле поземку.

Делают руками движения, как при плавании,

произнося при этом звук [ш] и штро-басс.

Стучится в окна.

Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук…», показывая указательным пальцем высоту звука.

Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В. Емельянова

Свистели метели,

Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].

Летели снега,

Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

Стелила постели большая пурга

Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она,

Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога.

И было метелям всю ночь не до сна.

То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу,

на одном дыхании пропевая разные гласные.

Фонопедическое упражнение «Зима»

Снег искрится на солнце.

Дети произносят короткие «острые» звуки [а] в разных регистрах.

Дым из труб поднимается столбом.

Делают glissando на звук [у] снизу вверх.

Плавно летят снежинки.

Пропевают нисходящие звуки [о] по тетрахорду в разных тональностях.

Большие сугробы на земле.

Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.

Фонопедическое упражнение «В лесу» по методу В. Емельянова

Скрипит снежок под

лапками Лисы.

Дети произносят «ш... ш...».

Зайка скачет, путает следы.

Произносят короткие звуки

[а] в разных регистрах,

показывая рукой

Лиса заметила его, затявкала

Проиносят «тяв, тяв!»

сначала тихо, потом громче

и громче

Завыл ветер.

Произносят [у...] делая crescendo и dimenuendo

Заскрипело дерево на ветру

Произносят скрипучий звук[а] на связках.

Фонопедическое упражнение «Морозята» по методу В. Емельянова

Выли морозята вместе с метелью.

Дети произносят «у-у-у!..», делая glissando вверх и вниз.

Надували щеки и дули холодным ветром.

Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф].

Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли.

Произносят короткие звуки [а] в разных регистрах.

Катались на снежных тучах

Делают glissandoс высокого звука к низкому на гласную [о].

Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины.

Произносят «бабах!»: 1-й слог — в самом низком регистре, 2-й — в самом высоком.

Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели.

Произносят скрипучий звук [а] на связках — штро-басс.

Засыпали землю снегом.

Произносят «па... па... па...», коротко и активно выдыхая

Наметали снег в большие сугробы.

Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [а], [о], [ы], [э].

Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова

Идет девочка по улице, снег под ногами скрипит.

Дети произносят «ш...ш...ш...», хлопая ладонями по коленям.

Ветер дунет на деревья, на кусты,

Делают glissando на звук [у] вверх и вниз, показывая его высоту рукой

Полетят снежинки с веточек.

Пропевают короткие звуки [а] в нисходящем движении.

Скрипят полозья,

Продолжительно выдыхают на звук [с], «скользя» ладонями друг о друга.

Цокают копыта коня.

Цокают язычком

Едет мужичок в лес, дровишек нарубить.

Произносят «бабах!»: на 1-й слог как можно более низким голосом, опустив руки с пальцами, сжатыми в кулаки, на 2-й — резко поднять руки и выкрикнуть «бах» в самом высоком регистре.

По бокам дорожки сугробы большие наметены.

Усиливают звук и затихают, пропевая по очереди гласные [а], [о], [э], [ы], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу. Замолкают, когда ладони соприкасаются

Несет Рукодельница ведра на коромысле, качаются ведерки, поскрипывают

Произносят звук [а] в низком регистре на связках

Опустила ведро в колодец.

Делают glissando на звук [у]

сверху вниз.

Вода внизу только булькнула

Произносят «бл-л-л...» в разных регистрах

Фонопедическое упражнение «Снежинка» по методу В. Емельянова

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок.

Дети делают glissando на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.

Налетал ветер и катал тучу по небу.

Делают glissando на звук [у] от самого нижнего звука до самого верхнего.

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю.

Пропевают короткие звуки [а] в разных регистрах.

Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро.

Делают glissando на звуки [а], [о], [у] вверх-вниз.

Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх.

Произносят «а — ах!»: 1 -й звук в низком регистре, а 2-й — в самом высоком.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

Слова

Движения

Корова мычит.

Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.

Лошадка кричит.

Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

Курочка поет,

Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет.

Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах.

Крякает утка,

Зовет своих малюток.

Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

Фонопедическое упражнение «В лесу»по методу В. Емельянова

Скрипит старое дерево.

Дети произносят «а-а-а...» —штро-бас на связках.

Воет ветер в кроне деревьев.

Пропевают «у-у-у!..», делаяglissandoснизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру.

Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки с елок.

Произносят короткие «а, а, а...»в разных регистрах с показомвысоты звука рукой.

Квакают на лесном болоте лягушки.

Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.

Зудят комары.

Пропевают «з-з-з...», делаяglissandoвверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин.

Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким

Фонопедическое упражнение «Ракета»

Проверяем топливо.

Дети произносят «ш-ш-ш...».

Открываем и закрываем люки.

Делают glissando вверх и вниз на звук [а].

Проверяем радио.

Произносят короткие и острыезвуки [у] в разных регистрах. Воспитатель показывает высоту звука рукой.

Включаем двигатель.

Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.

Фонопедическое упражнение по стихотворению «Весна» С. Данилова

Тики-таки! Чок-чок!

Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!

Это март или апрель?

Дети проговаривают словосочетания  «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.

Тики-таки! Чол-чол!

Кто там по снегу прошел?

Тики-таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел!

Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Чоли-чек!

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна!

Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.

Тики-таки! Чиви-чок!

Голубеет ручеек!

Вдаль уносит, чир-лили,

Самоделки-корабли.

Произносят «бл-л-л...», быстро работая кончиком языка.

Фонопедическое упражнение «Полюбуйся — весна»

Полюбуйся: весна наступает,

Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.

Журавли караваном летят,

Пропевают «курлы, курлы...»

в верхнем регистре.

В ярком золоте день утопает,

Делают crescendo и

diminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу.

И ручьи по оврагам шумят.

Пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют —

посмотри!

Пропевают «ш-ш-ш...» и водят

указательным пальцем по ладони.

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

Подражают голосам птиц. И. Никитин

Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Дети произносят «динь-динь!..»

на разной высоте в высоком регистре.

Всех жуков,

Произносят «ж-ж-ж...»

 на продолжительном выдохе.

Пауков

Произносят «х! х!...»

на коротком, энергичном выдохе.

И веселых мотыльков.

Делают glissando легким,

нежным звуком вверх и вниз на гласную [у].

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Произносят «динь-динь!..»

на разной высоте в высоком регистре.

Всех зайчат,

Произносят «бл-л-л...» в высоком регистре на длительном выдохе.

Всех ежат,

Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.

Всех ленивых медвежат

Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды

И воробушек проснулся

Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.

И галчонок встрепенулся

Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре

Дили-дили, дили-дили!

Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

Встали все, кого будили

Кричат «Ура!» и поднимают руки.

Фонопедическое упражнение «Утро»

Солнышко сказало:

— Мне пора взойти!

Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала:

—  Мне пора расти!

Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе.

—  Пчелы загудели:

—  Мед пора собрать!

Пропевают «ж-ж-ж...», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.

—  Птицы загалдели:

— Летать, летать, летать!..

Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

Упражнение «Погреем руки»
Выполнять глубокий вдох открытым ртом. Выдох равномерный, ощущая ладонями тёплый воздух.
Упражнение «Счёт»
Считать до десяти. Начиная с шепота, постепенно переводить звук в громкий и доводить его до крика. Цифру «10» прокричать 3 раза. Затем в обратном порядке, начиная с крика, убавлять звук до шепота. Цифру «1» проговорить 3  раза шепотом.
Упражнение «Машина»
Издавать звук и одновременно выдувать воздух  через плотно сомкнутые вытянутые губы, имитируя звук «БР» вибрацией губ. Упражнение исполняется только на грудном регистре . 
Наша машина идёт – гудит: «Бр-р-р..»
В машине, в кабине, шофёр сидит: «Бр-р-р..»
В нашей машине ребят полно: «Бр-р-р..»
Поехали дети, глядят в окно: «Бр-р-р..»
Во поле, во речку, во лес густой: «Бр-р-р..»
Приехали к дому, машина, стой! «Бр-р-р..»
 Упражнение «Ветер»
Произносить стихотворный текст в грудном и фальцетном регистрах вместе с выдуванием воздуха  («задуем свечку»).
Бродит ветер по дорогам: «У-у-у..!»
Наметает он сугробы: «У-у-у..!»
песню он поёт свою: «У-у-у..!»
Завывает ветер в трубах: «У-у-у..!»
Упражнение «Слон и сон»
Произносить текст, издавая звуки «Хр!»  в грудном регистре. Попытаться издать их на вдохе  и выдохе (храп).
Сладко спит в своей постели слон  - «Хр! Хр! Хр!»
Видит, как за ним крадётся кот Малыш, - «Хр! Хр! Хр!»
Испугался и дрожит, открывши рот, - «Хр! Хр! Хр!»
И во сне, как мышь, тоненьким голосом поёт.  - «Хр! Хр! Хр!»
Упражнение «Мышь и сон»
Произносить текст, издавая звуки «Хр!»  в фальцетном регитсре. Попытаться издать их на вдохе  и выдохе (храп).
Сладко спит в своей постельке мышь  - «Хр! Хр! Хр!»
Видит красивый, добрый сон - «Хр! Хр! Хр!»
Спит, широко разинув рот, - «Хр! Хр! Хр!»
И во сне громким голосом поёт.  - «Хр! Хр! Хр!» 

         

В заключении, следует отметить, что музыкальным руководителям следует обратить внимание на особенности внедрения нетрадиционных методов  и способов развития певческого голоса детей в детском саду:

-      все занятия необходимо организовывать только в игровой форме;

-      вся работа построена на принципе индивидуального подхода, то есть «глаза в глаза»;

-       задания могут быть полезны в том случае, если работу осуществляет грамотный музыкант-педагог, опробовавший на себе упражнения ФМРГ и свободно владеющий ими для показа детям;

-       эффективный результат возникает только в случае системного подхода  взаимосвязи всех компонентов ФМРГ на основе принципа развивающего обучения «от простого – к сложному»;

-    необходимо диагностировать уровень развития певческого голоса каждого ребёнка для определения положительной динамики и эффективности проведённой работы;

-      важно внимательно подбирать песенный репертуар и уметь транспонировать его в фальцетный или грудной режим в зависимости от естественного диапазона каждого ребёнка;

-       следует тщательно  отслеживать состояние здоровья верхних дыхательных путей ребёнка, не допускать к занятиям пением во время инфекций голосового аппарата;

-      важно вести разъяснительную работу среди родителей, воспитателей и руководителей дошкольного учреждения, доказывая, что развитие певческого голоса – это монотонный длительный процесс, а не скоропостижное выучивание песенок для пения их на концерте;

-       следует донести до родителей и воспитателей важность бережного отношения к голосу ребёнка как к растущему, формирующемуся организму, развитие которого требует грамотного тактичного руководства со стороны взрослых.

Приложение.

ИГРОВЫЕ ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.        

     

Упражнение «Резиновая игрушка»

(на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

А. Барто

Она сказала:

- Ш-ш-ш-ш!

Потом сказала:

                    - С-с-с-с!

Затем сказала:

- Х-х-х-х!

Потом устало:

- Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно:

- К-к-к-к!

И так обычно:

- Т-т-т-т!

Потом легонько:

                                 - П-п-п-п!

И очень твердо:

- Б-б-б-б!

Жужжала тихо:

- Ж-ж-ж-ж!

И вовсе сдулась:

- З-з-з-з!

Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

 Упражнение «Погреемся»  

                                                                                                                       

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голо сом — «А-а-а».

Далее чередуют: на правую — бесшумно, на левую - с голо сом, потом наоборот.

         Упражнение «Посчитаем»

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

Например:             1 – шепотом,

                        2 – тихо,

                        3 – громче,

                        4 – еще громче ит.д.

                                                                                                        

 Упражнение «Капризка»

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый я буду ныть,

                                         Никого не слушать!  

Затем дети сначала кричат: «A-а!», затем воют: «У-у!», а потом визжат: «И-и!».

 

Упражнение «Голоса вьюги»

     Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «3-з-з-ы».

Недаром вьюга злится.

«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Прошла ее пора.

«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится:

«Динь! Динь! Динь!»                 Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора:

«У-у-у-ух!»                                 Глиссандо вверх.    

                                Упражнение «Страшная сказка»

Произносить последовательность гласных звуков без видимых движений губ и челюсти.

Темнота спустилась в дом,

Тихо ходит старый гном:

Топ-топ, топ-топ.                        Произносят тихим голосом.

Песню он поет свою,

А какую - не пойму!

-У-у-у!

У-у-о-о!

У-у-а-а!

У-у-а-и!

У-а-и-э!

У-а-и-э-ы!                        Поют тихо.

Вот и старый черный кот

Вслед за гномиком идет:

Туп-туп, туп-туп.                        Произносят шепотом.

Кот не хочет ночью спать,

Хочет он кричать:

-Мя-а-а-у-у-у-у!                        Кричат громко, «завывая».

Ы-ы-ы!

Ы-ы-э!

Ы-ы-э-и!

Ы-э-и-а!

Ы-э-и-а-о!                

Упражнение «Вопрос - ответ»

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

                                Кричу в лесу:

                                - А-а-а-у-у-у!                Переход от звука [а] внизу                                        А мне в ответ:                     к звуку [у] вверху.        

                                -А-а-а-у-у-у!

                                Опять кричу:        

                                - А-а-а-у-у-у!

                                А мне в ответ:

                                - А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы».

Упражнение «На коньках»

Переход из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Мчусь, как ветер, на коньках,

Ж-ж-жих! ↑    Ж-ж-жих! ↓

Вдоль лесной опушки...                                                                                                 Ф-ф-фых!  ↑   Ф-ф-фых! ↓

Рукавицы на руках,

Ш-ш-ших!  ↑  Ш-ш-ших! ↓

Шапка на макушке...

С. Черный

Упражнение «Динозаврик»

Четыре диназаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: « У-о-а-э-ы-и-скрип».

Упражнение «Тигр вышел погулять»

Аналогично предыдущему, с включением звонких согласных.

 Раз, два, три, четыре, пять,

Тигр вышел погулять.

Р-р-р-р|        Движение вверх глиссандо.

Запереть его забыли,

Раз, два, три, четыре, пять.

Р-р-р-р!        Движение глиссандо вниз.

Он по улице идет.

Р! Р! Р!        Произносить коротко, но ак-

тивно в верхнем регистре.                                

Ни к кому не пристает.

Р! Р! Р!        Произносить коротко и ак-

тивно в нижнем регистре.

Но от тигра почему-то

Разбегается народ.

А! А! А! А!        Звуки, похожие на крик чаек.

Э. Успенский

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ   ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА

  1. «Таня плачет».

                        

                        Наша Таня громко плачет:

        Уронила в речку мячик.

        - Тише, Танечка, не плачь:

        Не утонет в речке мяч.

А. Барто

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

2. «На лошадке».

                        Я на прутике скачу.

        - Чу, моя лошадка, чу!

        Я кормлю тебя досыта,

                        Подковал твои копыта,

                        Хвост пушистый расчесал,

        Гриву лентой подвязал.

        Точно ветер я лечу.

                        - Чу, моя лошадка, чу!

Н. Бакозаде

Дети цокают языком с различной динамикой и скоростью.

3.«Ворона».

                        Особа всем известная,

                        Она - крикунья местная.

                        Увидит тучку темную,

                        Взлетит на ель зеленую

                        И смотрит, словно с трона,

                        Ворона...

В. Степанов

Дети протяжно произносят: «Ка-а-р-р!» — сначала громко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

4. «Трактор».

                        Этот трактор сильный очень,

                        Не боится ям и кочек.                                                        

                        Он сегодня нам помог

                        Домой доехать без дорог.                                                

М. Погарский

Дети должны четко и громко произносить звуки [д-т] с разной динамикой и темпом. 

5. «Поспать бы!».

                                Добра молодца

                                На руках ношу,

                                На руках ношу

                                Да поглядываю:

                                Спят ли глазоньки

                                Простодушные?

                                Спят ли рученьки

                                Непослушные?

                                Ой, спят, спят, спят,

                                Раста-а-а-яли...

                                Все веселье на потом

                                Оста-а-а-а-вили...

Н. Пикулева

Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

6. «Хохотушки».

                                Под березой на опушке

                                Хохотали две подружки.

                                Хохотали, хохотали,

                                Чуть от смеха не упали!

Дети громко смеются и хихикают.

7. «Лев».

                                Отважен, строен и силён

                                Живёт в пустыне лев,

                                У льва большая голова

                                И очень страшный зев.

                                Он может когти обнажить

                                И грозно зарычать,

                                И деткам маленьким никак

                                Со львом нельзя играть!

Хилэр Беллок

Дети должны как можно сильнее высунуть язык, чтобы дотянуться до подбородка.

                                                                                                        

 8. «Песня».

                                Очень любим песни петь,

                                Только слов не знаем.

                                Но зато старательно

                                Рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!».

9.  «Гласные».

Дети протяжно произносят пары гласных: a-я, о-ё, у-ю, ы—и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

10.  «Мартышки».

Мы теперь не ребятишки,

А веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими в разные стороны, строя гримасы.

11. «Надо горло полоскать».

Дети имитируют полоскание горла с поворотами головы впрово-влвво.

12. «Корова».

                        Ранним-рано поутру

                        Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям.

То же самое упражнение проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.

13. «Филин».

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин,

А при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося: «Бы-бы-бы!».

14.  «Пчела».

        У пчелы чудесный дар:

                        Собирать с цветков нектар!

                        «Хорошо, любой поймет,

                        Если есть зимою мед!»

В. Сибирцев

Дети держат руку на шее и произносят поочередно: «Ж-ж-ж» и «З-з-з».

                                                                                        

ПАРОВОЗ ПРИВЕЗ НАС В ЛЕС

(комплекс профилактических упражнений

для верхних дыхательных путей)

Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес:                        Ходьба по залу с согнутыми

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!                        в локтях руками.

Там полным-полно чудес.                        Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе,

                                                Одновременно постукивая пальцами

                                                по крыльям носа.

Вот идет сердитый еж:                          

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!                

Где же носик? Не поймешь.                Низко наклониться, обхватив руками грудь,

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!                         свернувшийся в клубок ежик.

Вот веселая пчела

Детям меда принесла:

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток:                        Звук и взгляд направлять 

З-з-з! З-з-з!                                        соответственно тексту.                        

Полетела на носок:

З-з-з! З-з-з!

Осу ослик испугал:                                Укрепление связок гортани,

-Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!                                профилактика храпа.

На весь лес он закричал:

 -Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят,                                Медленная ходьба. Руки-«крылья» поднимать

Гуси ослику гудят:                                на вдохе, опускать со звуком.

— Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

 Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать,                         Дети садятся на ковер и несколько

Сесть и сладко позевать.                        раз зевают, стимулируя тем самым

                                                гортанно-глоточный аппарат и                                                                         деятельность головного мозга.

                        

                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Советы для родителейУпражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста...

Статья по музыкальному воспитанию на тему "Дыхательная гимнастика как средство подготовки голосового аппарата к пению" (дошкольный возраст)

Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении,...

Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....

Статья «Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок»»

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, ниж...