Проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Марафон здоровья"
проект

Татьяна Владимировна Толмачева

         В современных условиях социальной и экономической нестабильности защита здоровья подрастающего поколения является медико-психолого-педагогической проблемой: выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_marafon_zdorovya.docx1014.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье – это драгоценность, и,

при том,  единственная, ради которой стоит

не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

I. Обоснование актуальности темы проекта                       

1.1. Актуальность заявленной темы проекта

         Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

         В современных условиях социальной и экономической нестабильности защита здоровья подрастающего поколения является медико-психолого-педагогической проблемой: выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ деятельности ДОУ за последние годы работы показал, что существуют негативные факторы, снижающие результаты физкультурно-оздоровительного процесса: увеличение числа детей, поступающих в ДОУ с проблемами физического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья, растущая потребность семьи в высококвалифицированной помощи специалистов, не понимание части родителей важности и умения построить свою жизнь и жизнь ребенка на основе здорового образа жизни.

          Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

          На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья. В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом наработан определенный опыт по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Настоящий проект - один из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Выбранная система мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка, будет базироваться на основных принципах общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в детском саду.

           Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью осуществлялось оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

           Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. Для того, чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка, коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического

воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.  Это условие реализуется сейчас не только в поиске новых форм и структур, обеспечивающих более полное взаимодействие с детьми дошкольного возраста. Оно выражается, прежде всего, в осознании, что физический уровень здоровья ребенка за время его пребывания в дошкольном учреждении – основной показатель деятельности коллектива.

             Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников,  мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

http://torgprice.ru/post/1000/14/images/image011_9.gif

Скругленный прямоугольник: Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма

Скругленный прямоугольник: Формирование стойкой  привычки к физическим  упражнениям

Скругленный прямоугольник: Привитие стойких культурно-гигиенических навыков

           

1.2. Роль социальной среды в сохранении и укреплении здоровья детей

           В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре (Приказ Министерства образования науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106) является

 создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

          http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=177944226-28-72&n=21В соответствии с данными документами, изменяются требования к кадровому обеспечению, педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие.

Таким образом, предлагаемый проект позволит решить вопросы подготовки педагогических кадров, владеющих теоретическими и практическими аспектами создания и реализации здоровьесохраняющей системы работы ДОУ в контексте федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе  

дошкольного образования.

             Нет задачи сложнее, а может и важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

             Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие

Без имени-3органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты

личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

            Существуют социально-ориентированные проблемы, характерные для современной ситуации по сохранению и улучшению здоровья дошкольников. Это неудовлетворенность педагогов существующими программами, возросшие амбиции родителей, стремящихся в погоне за престижным образовательным учреждением отойти от процесса воспитания ребенка и сохранения его здоровья, и дисгармонизация развития личности современных детей. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

                С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

           Более того, ни одна оздоровительная программа или проект не смогут дать положительных результатов, если они не реализуются совместно с семьей, если в детском дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Совместная работа с семьей основывается на следующих положениях:

  • единство целей и задач семьи и дошкольного образовательного учреждения, использование педагогами лучшего опыта семьи, а семьей - основных методов и содержания физкультурно-оздоровительной работы;
  • систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском учреждении;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

На основании этих положений коллектив нашего дошкольного учреждения предусматривает следующую систему мероприятий:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
  • целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  • http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=177944226-28-72&n=21ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания: физиотерапия, ароматерапия, как лечебно-профилактическими мероприятиями;
  • определение модели двигательного режима в ДОУ, комплексного подхода к отбору программного содержания и методике проведения занятий по физической культуре, а также приемов руководств организованной и самостоятельной деятельностью детей.
             Стержнем данной системы является план оздоровления, который будет включать такие вопросы:
  • глубокую диагностику состояния здоровья ребенка и психомоторного его развития (анализ заболеваемости; осмотр ребенка узкими специалистами и общее обследование; функциональную диагностику,  анализ навыков детей по основным видам движений,  анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка).

Ведь окружающая среда в дошкольном образовательном учреждении - это динамичная многокомпонентная система, которая формируется под влиянием природно-климатических факторов, планировочных особенностей, уровня благоустройства здания, а также факторов, формирующих образ жизни ребенка (режим дня, физическая активность, закаливание, питание и т.д.).

         Для выработки грамотного, эффективного плана действий был и составлен этот проект “Марафон здоровья”, который и является инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.

Проект, разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

  1.3. Законодательно – нормативное обеспечение проекта

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН «О правах ребенка»
  • «Семейный кодекс РФ»
  • Конституция РФ, ст. 38,41,42,43
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
  • «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003г»
  • Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14 марта 2000г.
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 11»

Цель: Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие  задачи:

  • Создание модели мониторинга физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (показатели, критерии физического развития). Ведение паспорта здоровья воспитанников.
  • Обеспечение единых воспитательно-оздоровительных условий «Семья - детский сад» по сохранению и укреплению здоровья детей.
  • Повышение качества работы ДОУ по созданию максимально комфортных условий для протекания адаптации детей в возрасте от 2 до 3 лет.
  • Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей всех участников ВОП.
  • Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=177944226-28-72&n=212.3. Основные принципы организации деятельности:

- научность (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- систематичность (реализация оздоровительных, профилактических и воспитательных мероприятий постоянно, систематично);

- доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей); активность (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательность (осознанное понимание и отношение детей и взрослых к своему здоровью);

- единство диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

- установление тесных связей с родителями по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье.

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=177944226-28-72&n=21Эффективные формы работы с семьёй по физическому воспитанию детей

Планируется использовать следующие формы работы с родителями:

1) Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2) Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3) Дни открытых дверей.

4) Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.

5) Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь поступивших).

6) Совместные занятия для детей и родителей.

7) Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).

8) Родительский всеобуч: Здоровый дошкольник.

9) Организация совместных дел.

Использование здоровьесберегающих технологий

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1. Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

воспитатели, музыкальный руководитель

2. Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

3. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели,

4. Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, психолог

5. Игровой час во вторую половину дня

 Для всех возрастных групп, в игровых зонах.

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Все педагоги ДОУ

6. Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

7. Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

8. Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

9. Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в

помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

10. Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели,

11. Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели,

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

12. Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели,

13. Игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели,

14. Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, педагог-психолог

15. Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели,

16. Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, медсестра,

17. Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, медсестра,

3. Коррекционные технологии

18. Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

19. Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

20. Технологии воздействия цветом (авторская программа по арттерапии)

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, педагог-психолог

21. Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, педагог-психолог

22. Логоритмика

1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию

Занятия проводятся по специальной методике, автор И.Га-лянт

Воспитатели, педагог-психолог

23. Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, руководитель физического воспитания, учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

программа предназначена для детей дошкольного возраста...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Педагогический физкультурно-оздоровительный проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников младшей группы

Одной из основных задач дошкольного образования стоит охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.  Особенно остро эта задача стоит в первый год, во время адаптации, когда...

Проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 4 - 6 лет через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС "Народне забавы"

Проект направлен на совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы работы с родителями, а также прививает интерес к истокам русской народной культуры, нар...

Презентация проекта по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС.

В презентации представлен проект по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы сотрудничества с родителями, на основе формирования интереса к истокам русской народной культуры....

Проект по сохранению и укреплению здоровья в старшей группе «Ручеёк»» на 2022 - 2023 уч. год «Если хочешь быть здоров!»

Тип проекта: информационно-исследовательский; познавательно - игровой по содержанию: «Ребенок и ЗОЖ»; детско-взрослый, где ребенок, исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (дет...