Дополнительная общеразвивающая программа «Дельфинёнок» физкультурно-оздоровительной направленности по обучению плаванию срок реализации- 1 год (2021-2022 учебный год) (старший возраст 5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Клименко Екатерина Михайловна

Дополнительная общеразвивающая программа «Дельфинёнок» физкультурно-оздоровительной направленности по обучению плаванию в старшей группе направлена на создание условий для обеспечения разностороннего физического развития, через совершенствование техники  плавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_delfinenok_4-5_let.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Брянская область

Администрация  Стародубского муниципального округа

Брянской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 3 «Солнышко» города Стародуба

        

Принято                                                                                          Утверждаю

на педагогическом совете                                                           Заведующий МАДОУ

МАДОУ детский сад №3                                                             детский сад №3 "Солнышко"

"Солнышко" города Стародуба                                                города Стародуба

                                                                                                          ________Е. Е. Мисник

Протокол № 1 от "30" 08. 2021г.                                                Приказ № 65 от"31."08.2021г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Дельфинёнок»

физкультурно-оздоровительной направленности

по обучению плаванию

срок реализации- 1 год (2021-2022 учебный год)

(средний возраст 4-5 лет)

                                                                                                                    Разработал:

                                                                                           инструктор по плаванию

                                                                                           Клименко Е.М.

Стародуб, 2021г.

Учебный план работы по дополнительной образовательной программе

«обучение плаванию «Дельфиненок»

Количество занятий в год – 21

Количество занятий в неделю – 1

День недели – суббота, первая половина дня

Продолжительность: 20 минут

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель, задачи программы дополнительного образования
  3. Содержание работы
  4. Тематическое планирование.
  5. Список литературы.

1. Пояснительная записка

                Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

                   Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

            Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно  и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

 

Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:

«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.

Направленность программы:  физкультурно-спортивная.

Уровень – ознакомительный.

              Актуальность программы    в том, что она формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.

2. Цель, задачи программы дополнительного образования .

Цель:  обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

 Задачи:

Обучающие:

• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

• освоить технические элементы плавания;

• обучить основному способу плавания «Кроль»;

• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие:

• развивать двигательную активность детей;

• способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

• формировать представление о водных видах спорта.

Воспитательные:

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Отличительные  особенности

Особенностью данной рабочей программы является использование инновационной эффективной технологии - одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, начиная с освоения движений руками.

Возраст детей  от 4 до 5лет.

3. Содержание программы  

Задачи:

-  расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;

- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;

- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;

- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств,

 с задержкой дыхания и выдохом в воду;

- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;

- учить выполнять движения руками и ногами различными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;

- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;

- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам вводу, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.

Знания:

- Сведения о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма, о свойствах воды ,названия способов плавания и их значении.

- Уметь выполнять задания общеобразовательными предметами.

- Правила поведения в бассейне, в т.ч. во время занятия, при пользовании душем и т.д.

- Одежда для плавания, оценка своей плавательной подготовленности.

Умения:

-Выполнять упражнения на суше:

Общеразвивающие упражнения, в т.ч. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.

- Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными, облегченными и неспортивными способами.

- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.

- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений

для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.

- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.

- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.

Упражнения для освоения с водой:

- Входить в воду самостоятельно;

окунаться, приседая;

ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.

- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад.

Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне.

В парах и самостоятельно выполнять упражнения «Медуза», «Поплавок», «Звездочка» со вспомогательными средствами и без них.

- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду.

Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.

- Игры, эстафеты, развлечения на воде.

Упражнения в воде:

- Ходьба по дну с выполнением движений руками брассом, дельфином, кролем на груди и  кролем  на спине.

- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине в скольжении со вспомогательными средствами и без них.

- Движения ногами с плавательной доской, со вспомогательными средствами и без них кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, выдохом в воду,

произвольным дыханием.

- Плавание облегченными, неспортивными спортивными способов с задержкой дыхания, произвольным дыханием, выдохом в воду.

- Плавание удобным для себя способом, со вспомогательными средствами и без них, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние.

- Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя, лежа

на бортике, прыжок в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике.

Требования:

- Уметь выполнять требования программы всех возрастных групп.

- Знать названия способов плавания.

Уметь:

- выполнять «Звездочку» на груди и на спине;

- «отдых на воде»  - 5-10 сек.;

- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально

возможное расстояние;

- выполнять, спад в воду из любого положения;

- выполнять 5-8 выдохов в воду;

- доставать предметы со дна;

- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными

средствами различными способами;

- плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.

Стандарты:

- Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и  более.

- Плавание любым удобным способом с произвольным дыханием 5-7-9 м без вспомогательных средств

Техника безопасности:

- Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы.

- Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне.

- Просмотр видеофильма.

Теория:

- Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.

- Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий;

 беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо», «Уроки тетушки Совы» и др.

- Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.

- Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов) .

- Экскурсия во «Дворец спорта «Нептун», посещение занятий.

- Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».

Практика:

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .

- Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.

- Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д.

- Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой.

- Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

- Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) .

- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? », «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др.

- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.

- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног) .

- Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .

- Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.

- Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.).

- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.

- Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .

- Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.

- Акваэробика: ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец маленьких утят», «Веселые лягушки» и др.

Тестирование (контрольное упражнение) .

Праздник на воде.

Учебно – тематический план

 Организация  пед.условий:

Методическое обеспечение рабочей программы

Обеспечение программы методическими видами продукции: 

Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.

Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».

Иллюстрации с изображением водных видов спорта.

Картинки с изображением морских животных.

Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.

Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.

Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».

Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.

Комплексы дыхательных упражнений.

Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.

Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Материально-техническое обеспечение программы.

Плавательные доски.

Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

Надувные круги разных размеров.

Нарукавники.

Очки для плавания.

Поролоновые палки (нудлы) .

Мячи разных размеров.

Обручи плавающие и с грузом.

Шест.

Поплавки цветные (флажки).

Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.

Музыкальный центр.

Диски с музыкальными композициями.

4. Тематическое планирование

месяц

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Сентябрь – октябрь

1

Правила безопасности на воде, гигиенические нормы и правила.

2

Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров);

3

- Игровые упражнения для освоения с водной средой, игры в воде

4

Игровые упражнения обучающие дыханию, игры в воде

Ноябрь – декабрь

5

Закрепление правил поведения в бассейне и гигиенических норм и правил;

6

Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров).

7

Игровые упражнения обучающие дыханию.

8

- Игровые упражнения обучающие дыханию, игры в воде.

Январь – февраль

9

Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров).

10

Игровые упражнения обучающие дыханию.

11

Игровые упражнения обучающие дыханию, игры в воде.

12

Игры в воде.

Март – апрель

13

Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров);

14

Игровые упражнения обучающие дыханию

15

Игровые упражнения обучающие погружению и всплытию

16

Игры в воде.

Май

17

Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров);

18

Игровые упражнения обучающие дыханию

19

Игровые упражнения обучающие погружению и всплытию

20

Игры в воде.

21

Развлечения в воде.

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.

Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.

Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993

Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).

Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.

Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.

Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.  

Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).

Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов  ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).

Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).

Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет

Цель программы:Создание благоприятных условий  для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей  на основе LEGO– конструир...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Юный исследователь»для детей 6-7 лет  (срок освоения – 1 год)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол» физкультурно-оздоровительного направления для детей с 3 до 7 лет

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...