Музыкальные аутотренинги
методическая разработка

Быковская Елена Анатольевна

   Музыка выступает как средство отвлечения от беспокойства, как средство успокоения и даже лечения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_autotreningi.docx50.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

детский сад «Аленушка», структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ имени Героя Советского Союза Д.И.Шкурата»

       

Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста


   

 Музыкальный руководитель:

Быковская Е.А.

Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста

 

   Современный мир ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле.

Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушения поведения, психоэмоциальной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Использование музыки как средства воспитания оказывает неоценимое влияние на психическое здоровье дошкольников.

   Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа.

   Музыка выступает как средство отвлечения от беспокойства, как средство успокоения и даже лечения. В последние годы предпринимаются серьезные попытки привлечь к подобным занятиям в условиях дошкольного детского учреждения музыкальное искусство. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта - неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего-то.

   Психогимнастика является одной из частей раздела психотерапии, в частности, когда при этом используется воздействие какого-то из видов искусства - арттерапии. В данном случае - музыкальной арттерапии, которая поможет посильно скорректировать различные сферы психики детей. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный.

   Во время упражнений по музыкальному аутотренингу, необходимо наблюдать за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия.

Для понимания детьми требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения, удобно воспользоваться схемами-таблицами, выполненными графически. На этих схемах в нескольких овалах, выполняющих роль человеческих лиц, несколькими штрихами рисуются разные изображения лица. Например:

 Равнодушие можно изобразить в виде круглых нейтральных глаз, линии бровей и рта - прямые, горизонтальные.

 Веселье - глаза растянуты, уголки рта приподняты.

 Удивление - брови высоко приподняты, даже стали углами вниз, рот вытянут в трубочку, округлен.

 Страх - глаза широко раскрыты, брови сведены вместе, рот широко раскрыт.

 Гнев, злоба - брови сведены под углом, глаза сужены, углы рта опущены.  

 Уныние, грусть - брови растянуты к сторонам лба и опущены вниз, глаза закрыты, даже можно нарисовать, как из-под одного из них струится слеза.

 

 

                                                       НОЧЬ.

        Возможное музыкальное сопровождение: «Ночь» Р.Щедрина, отрывок из балета «Конек-горбунок».

        Педагог спрашивает, каким бывает настроение человека ночью? Конечно, ночью человек чаще всего спит. Пусть все закроют глаза и сделают несколько ровных вдохов и выдохов. При этом все должны почувствовать, как расслабляются все мышцы лица, выражение которого становится спокойным, безмятежным (идет подборка картинки с нужным изображением мимики). Педагог просит запомнить это спокойное выражение и попытаться передать его мышцами лица собственного лица.

        -Сейчас, все мы перенесемся в сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок». Помните, чем она начинается? Тем, что на крестьянском поле повадился прибегать по ночам волшебный конь, топтать пшеницу. Пришлось трем братьям каждую ночь караулить поле с пшеницей.

                                                    Наконец, себе смекнули,

                                                    Что стоять на карауле.

                                                    Хлеб ночами поберечь,

                                                    Злого вора подстеречь.

        Настала очередь караулить поле Иванушке. Идет Иванушка по ночной улице своей деревни – на небо смотрит, шапкой облака разгоняет, звезды считает. Тишина кругом – ни звука не слышно. И темно кругом – ни одного огонька в окнах не видно, только звезды светятся в небе. Вдруг – сорвалась с неба звезда. Блеснула на миг, осветила небо и погасла. И вновь настала тишина.

        -Какое настроение у героя сказки в тот момент, пока он шел караулить поле с пшеницей? (спокойное, неторопливое, тихое, безмятежное). Этот характер сейчас будет и в звучащей музыке под названием «Ночь». Выражение вашего лица должно быть точно таким, каким было только что, как во сне – расслабленным, мягким.

        -Сейчас всем вам надо будет представить себе ночную улицу, по которой шел Иванушка, ночное темное поле и небо, усеянное звездами. Но пока вы будете слушать музыку, вам придется быть очень внимательными. Потому что композитор придумал для своих слушателей вопрос – загадку. Дело в том, что в конце пьесы музыкальные звуки нарисуют, как с неба сорвалась и покатилась звезда, и вам надо будет услышать ее сверкание. Как только вы услышите этот волшебный блеск падающей звезды, то в этот момент вам надо будет взмахнуть рукой.

        -Что, по – вашему, переживает человек, когда видит падающую с неба звезду? (Удивление, восторг, восхищение, страх, даже ожидание:  вдруг с неба упадет еще звезда?).

-Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор картинки и его пояснение).

        То есть, в течение всей пьесы  будет два настроения. Сначала – спокойное, как будто человек успокаивается, даже его клонит ко сну. А потом вдруг все вокруг него озарила вспышка – и сонного настроения, как ни бывало, вновь вернулась бодрость.

        Далее идет прослушивание пьесы со взмахом рукой в момент «падения звезды» и изменением мимического выражения.

УТРО.

        Возможное музыкальное сопровождение:  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

        После ночного отдыха человек просыпается с хорошим, бодрым настроением. Хочется верить, что ночь, которая закончилась, унесла с собой все самое тревожное, плохое, что было вчера. И вот наступает утро. Мы еще не видим его, наши глаза закрыты, но мы чувствуем, как поднимается солнышко, как начинают светлеть верхушки деревьев. Просыпаются  цветы, они поднимают кверху свои закрытые головки с сомкнутыми лепестками и начинают медленно раскрываться. Предлагается вспомнить и продемонстрировать спокойное выражение лица – мышцы расслаблены, словно человек находится в полудреме, дыхание ровное, глубокое. Предложить всем расслабиться, сидя на своих местах, осанка становится мягкой, голова, опущена, руки безвольно лежат на коленях или свободно висят вдоль корпуса.

        Вслушайтесь внимательно в звучащую музыку. Своими звуками оркестр нарисует тот самый миг, когда из – за линии горизонта поднимается солнце. В этот самый миг волшебная мелодия станет яркой, горячей, словно мы попали под поток солнечного света. Я прошу вас открыть глаза и потянуться – солнце сразу  предает людям свою энергию, человек становится бодрым, жизнерадостным. Осталось только улыбнуться навстречу солнцу. (Все открывают глаза в моменте «восхода солнца» и улыбаются ему.) Вместе с изменением настроения музыки меняется не только выражение лица. Изменяется их характер (спокойный меняется на бодрый) и осанка – все выпрямляются, подтягиваются, расправляют плечи, поднимают подбородок.

                                                    Улыбнулись сонные березки,

                                                    Растрепали шелковые косы,

                                                    Шелестят зеленые сережки,

                                                    И горят серебряные росы.

                                                                                С.А.Есенин.

                                       

                                 ОТДЫХ У МОРЯ.

        Возможное музыкальное сопровождение: «Песня без слов» А.С.Даргомыжского.

        Даже усталый человек, если он оказывается на берегу моря, сразу начинает ощущать, как его усталость куда – то уходит, наступает спокойствие, мир и тишина. Какие звуки при этом слышны? Шум набегающих на берег волн и их же откат обратно в море.

        Все присутствующие произносят несколько раз звук «Ш». Сначала с усилением динамики, это волна выбежала из моря и подбирается к нам, затем – с ослаблением, словно морская волна отхлынула обратно.

                                       Месяц землю серебрит,

                                       Все спокойно, море спит.

                                                           М.А.Давыдова.

        Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с каким чувством мы слушаем шум морских волн. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка и его пояснение.)

        Идет прослушивание пьесы «Песня без слов» А.С.Даргомыжского.

НА ТЕПЛОМ ПЕСКЕ.

        Возможное музыкальное сопровождение: «Слеза» М.П.Мусоргского. Во время момента релаксации, все присутствующие могут выпевать какую – либо гласную букву.

        Педагог говорит о том, что силой своего воображения все уже оказались на берегу моря. Теперь предложить попробовать оказаться лежащими на теплом песке.

        Ярко светит солнце, песок  достаточно прогрелся, лежать на нем приятно. Руки и ноги можно раскинуть в стороны, тогда все будут лежать на теплом песке, нагреваясь от него.

                                               Песок тепло нам  отдает,

                                               Как будто песенку поет.

        Теперь, когда прозвучат звуки музыки, пусть каждый представит себе, как он лежит на теплом песке, с каким удовольствием касается прогретого песка.

        Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка и его пояснение.) Чтобы касаться теплого прогретого песка было еще приятнее, поможем сами себе – будем негромко подпевать мелодию, которая сейчас прозвучит. Пальцами можно делать движения, будто мы пересыпаем песок в ладонях.

        Идет прослушивание пьесы.

ПОЛЕТ БАБОЧЕК.

        

        Возможное музыкальное сопровождение: «Вальс» Д.Б.Кабалевского.

        Педагог просит описать внешний вид бабочек. Затем спрашивает, каким будет чувство, если вы увидите целый луг удивительно красивых разноцветных бабочек? Наверняка вы почувствуете удивление, восхищение красивым зрелищем. Сейчас под музыку надо будет представить себе этот волшебный луг, на котором на мгновение присели отдохнуть стайки бабочек. Они легко кружатся над цветами, собирая с них сладкий нектар, и сами похожи на живые цветы. Но, все это волшебство длится какие – то считанные минуты. Вот бабочки чем – то встревожились, одно мгновение – и луг опустел, вся стайка мгновенно поднялась в воздух и исчезла в небе. Но не следует стараться, чтобы при этом у вас на лице осталось выражение недовольства. Наоборот, теперь в душе у каждого из вас останется восхищенное впечатление от увиденной картины – стайки бабочек.

        Идет прослушивание произведения.

ПЕРВЫЕ СНЕЖИНКИ.

Возможное музыкальное сопровождение: «Бусинки» С. Майкопара.

Педагог просит представить картину первого снегопада. Когда вокруг начинает тихо падать снег. Каждая снежинка парит в воздухе, и все вместе они превращаются в волшебную пелену, которая окутывает дом, деревья, реку, сад.

                                             Белый снег пушистый в воздухе кружится

                                             И на землю тихо падает, ложится.

                                             И под утро снегом поле забелело,

                                             Точно пеленою все его одело.

        Присутствующие могут даже вытянуть вперед руки, стараясь почувствовать холодное приятное прикосновение маленьких снежинок, которые тают на теплых ладонях. Какое чувство возникает при виде первых падающих снежинок? Каким при этом будет выражение лица?

        Идет прослушивание музыкального произведения.

ДОЖДЬ И РАДУГА.

        Возможное музыкальное сопровождение: «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева.

        Задача – представить себе теплый летний дождь, после которого в небе появляется радуга, затем рассказать о средствах музыкальной выразительности, передающих эти два природных явления. Тек, капли дождя композитор рисует привычными музыкальными приемами – отрывистыми звуками. А вот радуга изображается плавными отрывками мелодии, которые словно рисуют перед нами изогнутые разноцветные линии, из которых состоит радуга.

        Пусть все присутствующие подтвердят свое правильное понимание музыкальных частей жестами. Подставленные кверху ладони будут изображать капающий сверху дождик, нарисованные в воздухе полукруги – радугу. Как при этом будет меняться настроение? Возможно,  встреча дождя будет восприниматься с досадой, некоторой обидой – пошел дождик, пропала прогулка, не состоится теперь встреча с друзьями. Это необходимо выразить соответствующим выражением лица.

        Зато окончание дождя и появление на небе радуги сопровождается улыбкой, восторгом, радостью.

ЗИМА И ВЕСНА.

        Возможное музыкальное сопровождение: «Зима» Ф.Крутицкого, «Воробей» М.Раухвергера.

        Здесь задача усложняется – необходимо сопоставить характер разных музыкальных пьес –«зимней» и «весенней», стараясь передать их восприятие и настроение, опираясь на средства музыкальной выразительности. Так, пьеса «Зима» - неторопливая, даже суровая, будто рисует образ зимнего леса, который дремлет под шапкой снегов, Как сказано в стихотворении Ф.Тютчева, «весь опутан, весь окован белой цепью снеговой». Музыка напоминает по своему образу колыбельную, даже сначала воспроизводя ее мерное покачивание, а потом вовсе затихает. Пытаясь передать настроение «зимней» музыки,  присутствующие могут даже поеживаться, потирать руки, охватывать себя руками, делая вид, что стараются согреться. В финале можно даже закрыть глаза, показывая, что с приходом зимы жизнь природы словно замирает. При этом выражение лиц должно быть спокойным, умиротворенным.

        Педагог может задать вопросы: Какая погода бывает зимой чаще всего? Что человек обычно делает, когда замерзает? Что происходит с зимним лесом и т.д.?

        Другой характер – в  пьесе о воробье. Сама музыка там – скачущая, ликующая, словно все вокруг радуется избавлению от долгой стужи. Все могут, не вставая со своих мест, похлопывать руками по бокам, ерошиться, имитируя жесты воробья. При этом на лице возникает улыбка, выражение удовольствия, отрады.

НА РЕЧКЕ.

Возможное музыкальное сопровождение:  «Старинная французкая песенка» П.И.Чайковского.

        Педагог говорит о том, что сейчас дети и взрослые все вместе совершат путешествие к речке. Правда, это путешествие и сама речка будут воображаемыми, но увидеть речку возле себя каждому поможет его фантазия, а также замечательная музыка композитора Чайковского.

        Перед звучанием начала пьесы педагог просит каждого представить, как обычно человек подходит к речке – к ней надо подходить с некоторой опаской, вдруг оступишься и замочишь ноги. Поэтому пусть каждый подожмет ноги под стул и внимательно смотрит вперед, чтобы не наступить на воду. Надо указать, в какую сторону будут по реке течь потоки воды – во время начала музыки все должны будут медленно поворачивать голову в ту сторону, словно провожая взглядом речные волны. При этом дыхание каждого должно стать глубоким – мы убедились, что река не причинит нам никакой опасности, и успокоились. Следует потренироваться в том, чтобы всем вместе произвести несколько глубоких вдохов и выдохов, следя за тем, чтобы они были тихими, совсем бесшумными.

        После этого идет слушание первой части «Старинной французкой песенки», во время которой происходит ослабление напряжения.

        Перед  прослушиванием второй (средней) части, педагог просит представить, что мы спокойно подошли к речке. Ведь мы все уже убедились в том, что наша речка – тихая, мелкая, прозрачная, добрая. Попробуем положить на водную гладь свои ладони. Сделаем  это осторожно – слегка наклонимся и положим на колени кисти ладонями вниз. Наверное, сначала нам покажется, что рукам немного прохладно. Но прошло мгновение, и руки уже нагрелись. Как это передать мимикой? Наверное, сначала – несколько настороженным выражением лица, а затем – спокойным, даже улыбкой. Потому что вода в реке – теплая, чистая настолько, что в ней видно каждый камешек, приятная на ощупь.

        После этого идет слушание средней части «Старинной французкой песенки», во время которой присутствующие передают мимикой переход настроения.

        Третья часть – повтор первой. Во время ее звучание все прощаются с речкой, которая, как уже убедились, совсем не страшная, а тихая, певучая, красивая. Все снова провожают воду реки взглядом, машут ей на прощание рукой. Даже можно сделать вид, будто каждый присутствующий бросает в речку цветок.

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ.

Возможное музыкальное сопровождение:  «Детская полька» А.Жилинского.

        Каждый присутствующий может себе представить, каким может быть настроение, когда идет дождик? Возможно, что во время дождя настроение может несколько раз меняться. Педагог предлагает передать все эти настроения при помощи собственной мимики, а поможет в этом музыка.

        Дети выходят на середину зала (взрослые  встают  позади детей).

        -Итак, что мы почувствуем, если находимся на улице, и вдруг на нас сверху начинает идти дождик? (растерянность, досада, даже злость).

                                              Мы у реки с утра гуляли,

                                              И мы дождя совсем не ждали.

                                              Откуда взялся дождь с утра:

                                              Нас поливал, как из ведра!

 Теперь под звуки музыки пусть каждый изобразит, как, с какой мимикой встретит начало этого дождя. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка и его пояснение).

        Идет прослушивание начала пьесы «Детская полька» А.Жилинского – 8 тактов.

        Педагог говорит, что дождик усиливается, надо каждому бежать к своему домику, чтобы укрыться в нем. Что надо сделать, чтобы совсем не промокнуть? Правильно, накрыть голову ладонями – домиком, это заменит зонтик. (дети и взрослые под ладонями-домиками бегут на свои места). Звучат следующие 8 тактов «Детской польки».

        Теперь, когда каждый укрылся в сухом месте под навесом, педагог предлагает вспомнить, а кому может быть полезен дождь? (Растениям, цветам, подрастающему хлебу в полях и овощам в огороде.) Так что сердитое выражение лица можно сменить на спокойное: пусть себе льет дождик, хоть он и стал, судя по музыке, немного сильнее.

        А теперь – что нам говорит музыка о дожде? Звучит окончание «Детской польки» - музыка затихает и заканчивается. Правильно, вот точно так же затихает и заканчивается наш дождик. Можно улыбнуться ему на прощанье и помахать ладошкой.

        Можно завершить это занятие чтением для детей отрывка «Летний дождь» из романа И.А.Гончарова «Обломов».

        «Дождь ли пойдет – какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно образованного человека; а только перестанет – солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки; и вся страна опять улыбается счастьем в ответ солнцу.

        Радостно приветствует дождь крестьянин: «дождичек вымочит, солнышко высушит!» - говорит он, подставляя с наслаждением под теплый ливень лицо, плечи, спину».

ЖАРКО И ХОЛОДНО.

Возможное музыкальное сопровождение:  «Маленький балет» Д.Г.Тюрка и «Сонатина» И. Плейеля.

Педагог предлагает поговорить об ощущениях каждого в разные времена года. Что, например, происходит зимой? (Идут ответы – природа спит, все замирает, кажется, будто все кругом заворожено сказочным сном.) Идет слушание пьесы «Сонатина» И.Плейеля. Во время звучания пусть все представят себе тихую картину зимы и почувствуют ощущение холода, будто озябли.

                                        Заколдован невидимкой,

                                       Дремлет лес под сказку сна,

                                       Словно белою косынкой

                                       Повязалася сосна.

        Но вот пришло лето – как изменилось все вокруг! Что хорошего летом, какие игры у детей? Идут ответы – меняется природа, она оживает, зовет гулять.)

                                       

                                       Ярко солнце светит, в воздухе тепло,

                                       И, куда ни взглянешь, все кругом светло.

                                       На лугу пестреют яркие цветы;

                                       Золотом облиты темные листы.

                                       Дремлет лес: ни звука, - лист не шелестит,

                                       Только жаворонок в воздухе звенит.

        Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с каким настроением все радуются летнему теплу. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка и его пояснение.) Идет прослушивание пьесы «Маленький балет» Д.Г.Тюрка.

 

                                              Ласка мамы

 Возможное музыкальное сопровождение: «Мама» П.И. Чайковского.

 

    Педагог спрашивает детей, какой человек в жизни является для них самым близким. Конечно, это мама, сразу дают ответ дети. Педагог просит дать ответ, в чем же заключена мамина доброта. Мама с  самого рождения находится рядом с ребенком, она оберегает его, охраняет от беды, помогает, если маленькому ребенку в чем-то нужна помощь. Мама читает книжки и рассказывает сказки, поет  ласковые колыбельные, чтобы ребенок спокойно уснул. А если малыш заболеет, мама не спит ночами, охраняя его покой, стремясь, чтобы он поскорее выздоровел.

 Как сказано в одной доброй песне («Самая хорошая - Песня о маме» В. Иванникова на слова О. Фадеевой):

 Ночью звезды за окошком

 Рассыпаются горошком.

 Мама наш покой хранит:

 Мы уснем - она не спит.

 

 Как может выражаться ласка мамы? Мама может говорить ласковые слова, может гладить ребенка по голове, может просто мягко, по-доброму, прижать его к себе, обнять.

 Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с какой лаской мама обращается к нему. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.)

 Идет прослушивание пьесы «Мама», муз. П.И. Чайковского.

 

 

                                  Отдых у моря

 Возможное музыкальное сопровождение: «Песня без слов» А.С. Даргомыжского.

 

    Даже усталый человек, если он оказывается на берегу моря, сразу начинает ощущать, как его усталость куда-то уходит, наступает спокойствие, мир и тишина. Какие звуки при этом слышны? Шум   набегающих на берег волн и их же откат обратно в море.

 Пусть дети произнесут несколько раз звук «шшшшшшшшш». Сначала - с усилением динамики, это волна выбежала из моря и подбирается к нам, затем - с ослаблением, словно морская волна отхлынула  обратно.

 Месяц землю серебрит,

 Все спокойно, море спит.

 М.А. Давыдова

 Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с каким чувством мы слушаем шум морских волн. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.)

 

 Идет прослушивание пьесы «Песня без слов»

 А.С. Даргомыжского.

 

Лучший друг

Возможное музыкальное сопровождение: пьесы «Вальс» и «Шарманка» , муз. Д.Д. Шостаковича.

 

   Педагог говорит, что сегодня они также будут менять свое настроение несколько раз, потому что разговор пойдет о друзьях. У каждого из ребят, наверняка, есть свой лучший друг - тот, с кем они  больше остальных любят играть или встречаться, гулять, рассматривать картинки в книгах или просто дружить. Словом, как поется в известной песне:

 Что мне снег, что мне зной,

 Что мне дождик проливной.

 Когда мои друзья со мной.

 М. Пляцковский

 

   Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с каким выражением лица вы встречаете своего лучшего друга. Что вы при этом чувствуете? (Радость, удовольствие, веселье.) Вот сейчас   под первую музыку надо будет изобразить мимикой эти чувства. (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.)

 Но вот друг заболел или уехал надолго, так что вам теперь с ним нельзя будет долго встречаться и играть. Какими будут ваши чувства, как вы их выразите? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение.)   Идет прослушивание пьесы «Романс» (начало)

 Д.Д. Шостаковича.

 Упражнение надо завершить на положительной ноте. Педагог вновь предлагает детям мысленно проиграть ситуацию встречи с другом и вызванных этой встречей эмоций. Занятие завершается   прослушиванием пьесы «Шарманка» Д.Д. Шостаковича.

 

Любимая игрушка

Возможное музыкальное сопровождение: «Вальс», муз. В-А. Моцарта.

 

   У одного писателя есть сказка, в которой рассказывается об искусном кукольном мастере, который сделал такую удивительную куклу, что ее все принимали за настоящую девушку. Только звучавшая  тогда музыка передавала секрет этой куклы, потому что се песенка немного была похожа на то, как звучат заведенные музыкальные шкатулки или часы. Вот примерно так, как звучит «Вальс»   композитора Вольфганга-Амадея Моцарта. Педагог предлагает детям послушать, какая у этого вальса прекрасная, гибкая и запоминающаяся мелодия. Детям под звучание этой музыки предлагается   попробовать передать движения удивительной куклы. Пусть дети покажут, какими будут руки у куклы - немного согнутыми в локтях, но не живыми и подвижными, как у настоящих детей, а крепкими,    несгибающимися. Пальцы могут быть раскрытыми в ладонь или полураскрытыми. Потом можно показать, как кукла поднимала вытянутые вперед, закругленные ручки.

 Наша кукла - непростая,

 Наша кукла - вот какая.

 Руки протянув вперед,

 Наша кукла так замрет.

 М.А. Давыдова

 Дети выполняют движения по поднятию вверх закругленных и жестко зафиксированных рук. Потом так же идет опускание рук. Какими при этом могут быть черты лица куклы? С широко раскрытыми г лазами, полуулыбкой.

 После окончания действий «кукольными руками» педагог предлагает вновь детям вернуться к выполнению действий обычными руками.

 Под ту же музыку дети плавно поднимают руки и делают плавные движения - наклоны то одной руки, то другой, их вращения и так далее. И выражение лица также меняется с напряженного, застывшего, как маска, напоминающая лицо куклы, на естественное, улыбающееся.

Идет прослушивание пьесы «Вальс» В-А. Моцарта.

                                                     Используемая литература:

  1. «Как воспитать в ребенке творческую личность?» Серия «Мир вашего ребенка»

Т.А.Барышева,В.А.Шекалов; Ростов- на -  Дону, «Феникс», 2004г.

  1. «Дошкольник: обучение и развитие» Белкина В.Н., Васильева Н.Н.; Ярославль, Академия Холдинг 2003г.

 

3.  «Слово о музыке» Григорович В.Б., Андреева З.М., Издательство «Просвещение» 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста - методический материал

Музыкальная  терапия, музыкальные аутотренинги – это методы, использующие музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклоне...

Музыкальные аутотренинги

В данной статье представлен материал об использовании в работе музыкального руководителя  музыкального аутотренинга, как одном из элементов арт-терапии....

Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Тамбовской области. Формировать осознанное дей...

Методика проведения физического занятия с элементами психогимнастики и аутотренинга

Все средства для совершенствования физического развития детей делятся на 3 группы.  I – профилактичные, II – интенсивные, III – сильнодействующие. Психогимнастика относится к I группе, аутотренин...

Музыкальные аутотренинги.

Музыкальные аутотренинги с играми....

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Музыкальные аутотренинги»

Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. А так же в целом музыкальная &la...

Музыкальные Аутотренинги и Игры

Данные упражнения и игры с элементами психогимнастики помогут детям изобразить нужное состояние через собственную мимику. Если выполннять их систематично, репродуктивные действия перейдут в фаз...