Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни «Неболейка»
рабочая программа

Счастье быть здоровым в наших руках. Здоровье… Как часто слышим мы это слово в нашей повседневной жизни. Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье - это та вершина, которую каждый должен одолеть сам". По выражению Н. Амосова "Медицина неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым".

Актуальность

Проблема  профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

       ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

       Протокол №         от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

____________Ермолаева С.Н.

Приказ  от  

 

 

 

 Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни  

«Неболейка»

 

Автор-составитель:

                                                                          Козлова Елена Александровна  

воспитатель

Пояснительная записка

Счастье быть здоровым в наших руках. Здоровье… Как часто слышим мы это слово в нашей повседневной жизни. Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье - это та вершина, которую каждый должен одолеть сам". По выражению Н. Амосова "Медицина неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым".

Актуальность

Проблема  профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни.

Причина, почему обратилась к этой теме кружковой работы.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребёнок и подавно. Привычку у ребёнка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтобы у него в будущем формировался положительный образ здорового человека.  О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и отдельно взятого учреждения.   Здоровье дошкольников – важный вопрос, именно в этом возрасте внимание врачей, педагогов и, разумеется, родителей, должно быть сосредоточено на любых отклонениях в физическом и психическом состоянии детей. Так как, дошкольное детство – определённый этап в развитии человека, это период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение, которого ребёнок должен приобрести необходимые знания.

Особенности программы.

Принципы построения программы

•        Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений, навыков.

•        Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранении и укреплению здоровья в повседневной жизни.

•        Принцип повторения умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы

•        Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребёнок, а не окружающий мир.

•        Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

•        Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

•         Принцип активного обучения – процесс обучения проводится с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.)

•        Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

•        Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственность при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

•        Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

       Программа «Неболейка», посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.

    Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

   Программа рассчитана для работы с детьми от 6 до 7 лет.

Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительными минутками, упражнениями для осанки и др.), необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. В занятия включены не только вопросы физического развития детей,  но и вопросы духовного здоровья. Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.  

     На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

     Программа имеет 2 направления:

1 – психологическое, связанное с изменением сознания и психическим здоровьем.

2 – практическое, т. е. выработка умений и навыков здорового образа жизни.

    В целом программа имеет также духовно-нравственный аспект:

  • воспитание положительных навыков и привычек: доброты, заботливости, гостеприимства, чуткости, доброжелательности, готовности помочь больному товарищу;
  • воспитание таких волевых качеств, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей;

Прогнозируемый результат

Воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к своему здоровью, развитие навыков ведения здорового образа жизни. Занятия в кружке «Неболейка» закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей, будет способствовать сплочению  коллектива. Также данные занятия повысят работоспособность, создадут хорошее настроение, поспособствуют общению между детьми.

Цели и задачи, формы и методы работы.

Цель: воспитание у дошкольников навыков ценностного отношения к своему здоровью, его  сохранению и укреплению  через использование современных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Развитие психически и физически здоровой личности, формирование творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья;
  2. Учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения согласно законам природы, законам бытия;
  3. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование стремления к здоровому образу жизни;
  4. Способствовать становлению устойчивого интереса к нормам здорового образа жизни;
  5. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье;
  6. Развивать умение избегать опасных ситуаций для здоровья, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;
  7. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Формы и методы работы:

  • Занятие;
  • Беседа;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Викторина;
  • Экспериментирование;
  • Оздоровительные минутки.

Методическое обеспечение.

1.        Картотека подвижных игр.

2.        Картотека дыхательной гимнастики.

3.        Картотека точечных массажей и самомассажей.

4.        Картотека упражнений на релаксацию.

5.        Картотека упражнений с нетрадиционным оборудованием.

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов

    Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется, по разработанным картам  даёт педагогам возможность  отследить усвоение программного материала каждым ребёнком и реализацию задач каждого блока   программы, что позволяет более полно анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность.

        Карты могут быть использованы в работе воспитателей всех возрастных групп, для этого разделы отсутствующие в группах младшего возраста просто не заполняются.

    Формой отчета является мониторинговые  карты и  диаграммы.

Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.    

    Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Критерии результативности:

  • Сформированы первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
  • Дети имеют представления о пользе и вреде некоторых продуктов питания
  • Понимание ценности здоровья, потребности быть здоровым
  • Имеет навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.
  • Сформированы основы здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

Перспективный план работы кружка «Неболейка» подготовительной группы

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Первый комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие « Что такое здоровье»

Беседа «Наши добрые поступки»

Физкультминутка «Аист», «Буратино»

Упражнения на дыхание «Надуть щеки», «Ветер и листья»

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Зайчик», упражнение «Хоботок»

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три…», «Сидит белка на тележке»

Гимнастика для глаз «Пчела – оса», «Маятник»

Релаксационное упражнение   “Спящий котёнок”  

Октябрь

Первый комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие «Знай свое тело».

Беседа-рассуждение и проведение опытов «Чудо-нос»

Физкультминутки «Руки к верху поднимаем», «Я иду и ты идешь»

Упражнения на дыхание «Подуй на одуванчик», «Мышка принюхивается»

Артикуляционная гимнастика: упражнение «Дятел», Упражнение «Пароход»

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три…», «Пальчики уснули»

Гимнастика для глаз «Далеко – близко», «Рисуем»

Релаксационное упражнение  “Холодно – жарко”

Ноябрь

Первый комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие «Занимайся физкультурой»

Игры, которые лечат « Игры с песком».

Физкультминутки «На балконе две подружки», «Кузнечики»

Упражнение  на  дыхание  «Аромат цветов»

Артикуляционная гимнастика «Вкусное  варенье», «Горка»

Пальчиковая гимнастика «Гроза», «Заяц и кочан капусты»

Гимнастика для глаз «Вправо-влево смотрит кошка», «Рисуем цифры глазами»

Релаксация  «Цветок распустился», «Бабочка»

Декабрь

Второй комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие « Соблюдай правила гигиены»

Прогулка «Морозный солнечный денек»

Физкультминутки «Лесная лужайка», «Топаем ногами»

Упражнение  на  дыхание «Синьор-помидор», «Осы»

Артикуляционная гимнастика, упражнение «Пирожок»  

Пальчиковая гимнастика «Прятки», «Четыре братца»

Гимнастика для глаз «Вверх ты руку подними, на нее ты посмотри…», «Солнышко и тучки»  

Релаксация «Холодный – горячий»

Январь

Второй комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие «Скажи «нет» вредным привычкам»

Изодеятельность « Кукла на прогулке» (как надо одеваться зимой).

Физкультминутки «Зайцы скачут», «Отдых наш физкультминутка»

Упражнение  на  дыхание «Надуем  цветные шарики», «Насосы»

Артикуляционная гимнастика Упражнение «Блинчик», Упражнение «Пирожок»

Пальчиковая гимнастика “Замок”, По извилистой дорожке

Гимнастика для глаз «Вверх снежинку подними», «Восьмерки»

Релаксация “Холодно – жарко”

Февраль

Второй комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие « С утра до вечера»

Аппликация «Режим дня».

Физкультминутки «Мы ногами», «Мы топаем ногами»

Упражнение  на  дыхание «Пожалеем Мишку», «Шарик мой воздушный».

Артикуляционная гимнастика, Упражнение «Покатай во рту конфетку»

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»,   Игра “Наши пальцы»                    

Гимнастика для глаз «Маятник», Поморгаем глазами

Релаксация “Солнышко и тучка”, “Холодно – жарко”

Март

Третий комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие «Силовые и подвижные игры»

Спортивное развлечение « Веселые эстафеты»

Физкультминутки «Две сестрицы, две руки», «Лебеди летят»

Упражнение  на  дыхание «Вдохи», «Подуй  на пальцы»

Артикуляционная гимнастика Упражнение «Киска умывается», Упражнение «Зевок»

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев», «Капустка»

Гимнастика для глаз «Оса», «Далеко – близко»

Релаксация «Солнышко и тучка», «Шишки»

Апрель

Третий комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Занятие «Гигиена и закаливание».

Выставка рисунков «Я здоров»

Физкультминутки «Буратино подтянулся», «Я прошу подняться вас»

Упражнение  на  дыхание «Деревья шумят», «Подуй  на пальцы»

Артикуляционная гимнастика Упражнение «Горка», Упражнение «Саночки»

Пальчиковая гимнастика «Руки в стороны», «В гости к пальчику большому»

Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка», «Далеко – близко»

Релаксация «Добрый – злой»

Май

Третий комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики

Итоговое занятие КВН  « Мы здоровью скажем «Да»

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”.

Физкультминутки «На зарядку солнышко», «Губы дружно округляем»

Упражнение  на  дыхание «Аромат цветов», «Осы»

Артикуляционная гимнастика Упражнение «Рупор», «Гармошка»

Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали», «Прогулка»

Гимнастика для глаз «Оса – пчела», «Восьмерки»

Релаксация «Распускаются цветы», «Бабочка »


Перспективный план работы кружка «Неболейка»

 

План работы кружка «Неболейка»

(для старшего дошкольного возраста)

Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Точечный массаж и дыхательная гимнастика

1.     Соединить ладони, потереть ими до нагрева.

2.      Указательными  пальцами  нажимать точки около    ноздрей.

3.    «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней», перегородку носа.

  1. Указательными пальцами с нажимом  «рисуем»  брови.
  2. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
  3. Вдох через левую ноздрю (правая,  в это время  закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
  4. Вдох через нос, медленный выдох через рот.

Сентябрь

1.Занятие « Что такое здоровье»

2.Беседа «Наши добрые поступки»

Физкультминутка

Аист

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

 Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

 После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

 

Буратино

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

                     

                                                            Упражнения  на  дыхание    

   «Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы – медленный выдох.

         «Ветер и листья»После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Артикуляционная гимнастика

    Упражнение «Зайчик» (для укрепления мышц губ и щек). Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, затем опять спокойно смыкаются. Движение — прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

   Упражнение «Хоботок» (для координации движений губ
и выдоха). Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.

Пальчиковая гимнастика

     

     

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.               
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы,                             (Загибают большой палец.)
Листья рябины,                             
(Загибают указательный палец.)
Листики тополя,                            
(Загибают средний палец.)
Листья осины,                               (Загибают безымянный палец.)
Листики дуба                                 
(Загибают мизинец.) Мы соберем.
Маме осенний Букет отнесем.     
(Сжимают и разжимают кулачки.)

 

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому 
И заиньке усатому.

 Гимнастика для глаз

           «Пчела — оса»

По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

          «Маятник» Голова зафиксирована переводим глаза слева на право.

Релаксационное упражнение              

       “Спящий котёнок”    Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).  

                                                             

Октябрь

1.Занятие « Знай свое тело».

2.Беседа-рассуждение и проведение опытов «Чудо-нос».

Физкультминутки

1-2 неделя

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей.

  3 – 4 неделя

Я иду, и ты идешь

 — раз, два, три.

Я пою, и ты поешь

 — раз, два, три.

Мы идем и мы поем

— раз, два, три.

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Упражнения  на  дыхание

       1 – 2 неделя         Упражнение «Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую по середине языка.

  3 – 4 неделя.   Упражнение «Мышка принюхивается»Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.

Артикуляционная гимнастика

      1 – 2 неделя        Упражнение «Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д...»

  3 – 4 неделя.   Упражнение «Пароход» (для выработки подъема спинки
и корня языка, укрепления мышцы языка). Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны. «Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.»

Пальчиковая гимнастика

1 – 2 неделя        

Раз, два, три, четыре, пять! 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять! 
В домик спрятались опять.

 

3 – 4 неделя

Пальчики уснули,         

 Сжать пальцы правой руки в кулак.
В кулачок свернулись.

Один ! Два! Три.' Четыре! Пять!

Захотели поиграть!        

Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей,        

Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак)

Там проснулись шесть и семь,         
Восемь, девять, десять –    
                    Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все!        

Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем:        

Загнуть пальцы левой руки один за другим
Десять, девять, восемь, семь
 

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.        

Загнуть пальцы правой руки.

Четыре, три, два, один,        

Поднять обе руки, сжатые в кулаки.
Снова в домиках мы спим.

Гимнастика для глаз

1 – 2 неделя          Упражнение «Далеко-близко»    Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. На большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. (повторить 3 раза).

  3 – 4 неделя         «Рисуем» геометрические фигуры  глазами

Релаксационное упражнение

1       “Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).  

 

Ноябрь

1.Занятие «Занимайся физкультурой»

2.Игры, которые лечат « Игры с песком».

 

Физкультминутки

1 – 2 неделя

На балконе две подружки,

 Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

 Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

3 – 4 неделя

Кузнечики

Поднимите плечики.

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Упражнение  на  дыхание

             «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Артикуляционная гимнастика

           1 – 2 неделя       Упражнение «Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру  нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

           3 – 4 неделя    Упражнение «Горка» (для вырабатывания подъема средней части спинки языка, умения быстро менять положение языка).Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

   Пальчиковая гимнастика

           1 – 2 неделя      

   “Гроза”


Закапали капли,  (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град,  (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния,  (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!  (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой,  (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце
(описываем руками большой круг)

            3 – 4 неделя    

«Заяц и кочан капусты”


Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся… 
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)

        Гимнастика для глаз

         

  1 – 2 неделя      

«Вправо-влево смотрит кошка»

            3 – 4 неделя    

«Рисуем цифры глазами»

Релаксация.

            1 – 2 неделя      

«Цветок распустился»

            3 – 4 неделя    

«Бабочка»

                             

Второй  комплекс (декабрь, январь, февраль)

Точечный массаж и дыхательная гимнастика

  1. Соединить ладони вместе и потереть ими  поперек до нагрева. Это упражнение положительно влияет на внутренние органы.
  2. Слегка подергать кончик носа.
  3. Указательными пальцами массировать точку под носом.
  4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
  5. Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».
  6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
  7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».

Декабрь

  1. Занятие « Соблюдай правила гигиены»
  2. Прогулка «Морозный солнечный денек»

                                                             Физкультминутка

1 – 2 неделя

«Лесная лужайка»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

 Не споткнулся, не упал.

3 – 4 неделя

Раз, два, три, четыре— Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре -Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Упражнение  на  дыхание

      1 – 2 неделя      «Синьор-помидор»  


И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3—4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.

     3 – 4 неделя      «Осы»

     Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з...»

Артикуляционная гимнастика

     Упражнение «Пирожок»  (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

     

Пальчиковая гимнастика

   

  1 – 2 неделя      

“Прятки”


В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали (ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. усложнение: поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)

3 – 4 неделя      

“Четыре братца”


Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
Да крошка-Тимошка!

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы)

Гимнастика для глаз

        1 – 2 неделя      

«Вверх ты руку подними, на нее ты посмотри…»

  1. – 4 неделя

   «Солнышко и тучки»   

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки,

Тяжелых — три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало. Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.

 

Релаксация

   

«Холодный – горячий»  

Январь

1.Занятие «Скажи «нет» вредным привычкам»

2.Изодеятельность « Кукла на прогулке» (как надо одеваться зимой).

Физкультминутка

1 – 2 неделя

Зайцы скачут скок-скок-скок!

 Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

 Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться,

 Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка. {Выполняются соответствующие движения)

    3– 4 неделя

Отдых наш физкультминутка.

Занимай свои места:

 Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Упражнение  на  дыхание

        1 – 2 неделя

«Надуем  цветные шарики»

        3– 4 неделя

«Насосы»

Артикуляционная гимнастика

        1 – 2 неделя  

Упражнение «Блинчик»

(для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии).

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губане подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не
высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу .Боковые края языка должны касаться углов рта.

        3– 4 неделя   

Упражнение «Пирожок» 

(для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Пальчиковая гимнастика

        1 – 2 неделя  

“Замок”
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!

        

3– 4 неделя   

По извилистой дорожке

К речке синей мы пошли.

Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.

Постарайтесь так пройти,

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдем,

Аккуратненько пройдем.

Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.

    

    Гимнастика для глаз

1 – 2 неделя  

«Вверх снежинку подними»

3– 4 неделя   

«Восьмерки»

Релаксация

   

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза

        

Февраль

1.Занятие « С утра до вечера» ( режим дня)

2.Аппликация «Режим дня».

Физкультминутка

1 – 2 неделя

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

3 – 4 неделя

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся потом. (движения в соответствии со словами текста)

Упражнение  на  дыхание

1 – 2 неделя

«Пожалеем Мишку»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтоб! воздух выходил равномерной струей

3 – 4 неделя

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

 Вернись скорее, шарик! Вернись!..

Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...».

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Покатай во рту конфетку» (на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта). Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

Пальчиковая гимнастика

1 – 2 неделя

Дружат в нашей группе                      

 Девочки  и  мальчики.

Растирание ладоней.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом — на другой.

3 – 4 неделя

Игра “Наши пальцы”

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

                                                               Гимнастика для глаз

1 – 2 неделя                                            

«Маятник»                                      

3 – 4 неделя

Поморгаем глазами

Релаксация

1 – 2 неделя

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

  1. – 4 неделя

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер(повторить 2–3 раза).

Третий  комплекс (март, апрель, май)

Точечный массаж и дыхательная гимнастика

  1. Моем кисти рук.
  2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца на другой руке.
  3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
  4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
  5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
  6. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на  нужный участок тела.
  7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Март

1.Занятие «Силовые и подвижные игры»

2.Спортивное развлечение « Веселые эстафеты»

Физкультминутка

1 – 2 неделя

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая — (показ рук поочередно)

 Рвут на грядках сорняки

 И друг дружку моют. (имитация движений)Две сестрички, две руки –

Левая и правая -(поочередно показывать) Воду моря и реки

Загребают, плавая. (выполняются плавательные движения)

3 – 4 неделя

Лебеди летят, крыльями машут,

 Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Белые лебеди,

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели, посидели,

Снова улетели.

Упражнение  на  дыхание

1 – 2 неделя

Вдох через нос поочередно через правую  затем левую ноздрю

3 – 4 неделя      «Подуй  на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя    Упражнение «Киска умывается» (для укрепления мышц языка, развития подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык поочередно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался.

3 – 4 неделя      Упражнение «Зевок» (для активизации мышц зева и глотки).
Позевывать, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха

Пальчиковая гимнастика

1 – 2 неделя    

Пять пальцев”


На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки. на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)

3 – 4 неделя      

“Капустка”


Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.

Гимнастика для глаз

1 – 2 неделя    «Оса»

     Са-са-са — Прилетела к нам оса.

Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.    

Су-су-су —

Проследить движение пальца вверх-вниз.

Мы видели  Осу.

Сы – сы- сы —

Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.

Испугались мы Осы.

3 – 4 неделя      

«Далеко – близко»

Релаксация

1 – 2 неделя    “Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

3 – 4 неделя      

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

                                                                         

Апрель

1.Занятие «Гигиена и закаливание».

2.Выставка рисунков «Я здоров»

                      Физкультминутка

1 – 2 неделя

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать. (соответствующие движения)

3 – 4 неделя

Я прошу подняться вас – это «раз»,

 Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри это«три».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Упражнение  на  дыхание

1 – 2 неделя    «Деревья шумят»

3 – 4 неделя    «Подуй  на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя    Упражнение «Горка» 

(для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки и корня языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

3 – 4 неделя     Упражнение «Саночки» 

(для развития подвижности языка, умения удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями). Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком  вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Пальчиковая гимнастика

1 – 2 неделя    

Руки в стороны”
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок
.

3 – 4 неделя  

В гости к пальчику большому”
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Гимнастика для глаз                                                                              

1 – 2 неделя    «Солнышко и тучка»        

3 – 4 неделя      «Далеко-близко»        

Релаксация                                     

«Добрый –  злой»                        

                                                                                                                     

Май

        1.Итоговое занятие КВН  « Мы здоровью скажем «Да»»

     2. Беседа “В здоровом теле здоровый дух”.

1 – 2 неделя

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

 Поднимаем руки мы

По команде — раз!

 А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде — два!

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

3 – 4 неделя

Губы дружно округляем,

Руки кверху поднимаем.

Губы трубочкой вперед

И руки вперед.

Две сестрицы, две руки,

Левая и правая

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядках сорняки

 И друг дружку моют.

Две сестрицы, две руки,

Левая и правая

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Физкультминутка

Упражнение  на  дыхание

 1 – 2 неделя    «Аромат цветов»   

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

      3 – 4 неделя    «Осы»

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з...»

Артикуляционная гимнастика

1 – 2 неделя    Упражнение «Рупор»

 (для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их в таком положении). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.

      3 – 4 неделя     

Гармошка»

 (для укрепления мышцы и растягивания подъязычной уздечки). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская  языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта  губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Пальчиковая гимнастика

1 – 2 неделя

«Мы рисовали»

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.

 3 – 4 неделя

“Прогулка”
Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

Гимнастика для глаз                                                                               Релаксация

1 – 2 неделя   «Оса – пчела»                                                   1 – 2 неделя      «Бабочка»

3 – 4 неделя  «Восьмерки»                                                  3 – 4 неделя      «Распускаются цветы»

Работа с родителями.

Задачи работы с родителями:

1.Повышение педагогической культуры родителей.

2.Повышение компетентности в вопросах здорового образа жизни.

Сентябрь:

1. Анкета « Вводная по ЗОЖ ребенка.

2.Консультация «Пропаганда здорового образа жизни в семье».

Октябрь:

1.Памятка, «Какую обувь покупать детям».

Ноябрь:

1.Папка-передвижка « Как закаливать ребенка».

Декабрь:

1.Консультация « Большое внимание осанке»

2.Рекомендации « Игры на формирование правильной осанки»

3.Изготовление нестандартного оборудования.

Январь:

1.Папка-передвижка «Грипп не пройдет!!!».

2.Рисование вместе с детьми «Чистота-залог здоровья»

Февраль:

1.Папка-передвижка «Игрушка в жизни ребенка».

Март:

1.Буклет «10 заповедей здоровья вашего малыша».

2.Консультация « Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми».

Апрель:

1. Рекомендации, «Какие пищевые продукты помогают стать закаленными»

2.Папка-передвижка  «7 апреля - всемирный день здоровья»

Май:

1.Консультация «Не зная броду, не суйся в воду»

2.Беседа «Советы Нептуна» (родители и дети).

Методическая литература:

  1. Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающиетехнололгии в ДОУ»
  2. Т.А.Шарыгина: «Беседы об основах безопасности с детьми 3-4 лет.
  3. Т.А.Шарыгина: Беседы о здоровье. Методическое пособие:  М ТЦ Сфера, 2011г.
  4. Р.Ротенберг: Расти здоровым. М. 1996г.
  5. Л.Дьяченко: Релаксация в «гнёздышке». Школьный психолог. 2005г. №
  6. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»  А. И. Фомина «Просвещение» 1984
  7.  «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»  Е. Н. Вавилова «Просвещение» 1983
  8.  «Воспитание здорового ребенка» М. Д. Маханева Москва 1997
  9. «Игры и развлечения  детей на воздухе» Т. И. Осокина «Просвещение» 1983
  10. Тимофеева, Е. А. Подвижные игры с детьми. – М.: Просвещение, 1986. – 200 с.
  11.  Пальчиковые игры для детей  М.Ф.Литвинова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРИВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

"Забота о здоровье"-это важный труд воспитателя. От жизнирадостности, бодрости детей зависит их духовная жизьнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"

   Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, разви...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни

Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте изза ...

Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни «Здоровый дошкольник»

Программа оздоровления и формирования элементарных норм и правил здорового образа жизни  «Здоровый дошкольник» определяет основные направления оздоровления детей в детском с...

«Формирование элементарных знаний дошкольников о здоровом образе жизни»

laquo;Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский....

Проект по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни «Королева зубная щетка!»

Проект: "Королева зубная щетка", краткосрочный, групповой.Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Актуальность темы:Кариес зубов остается одним самых распространенных заболеваний...