Музыкатерапия
материал

Батуева Наталья Викторовна

Музыкатерапия "Здоровый образ жизни "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

«Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

  «Легкая мелодия – самый лучший утешитель  для                  

                            возбужденной  фантазии и лекарство  для   мозга».    

                                                                                                                В.Шекспир

Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь. В начале пути рядом с каждым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Работая в системе образования, педагог замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы.   Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

    Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.

     Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На  ярких музыкальных впечатлениях, образах,  я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они способны выразить. И вот здесь  бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.    Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и  психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную,  двигательную, сердечнососудистую). Благодаря  ассоциативным связям,  возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.   

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении.                                                                                                 Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

     Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.     Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.     Основная часть. Различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

3.     Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

   Поэтому музыкотерапию, как метод, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.  Музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.       

     Таким образом, каждый педагог может использовать упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,  «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

     Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

     Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

  • утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;
  • дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;
  • пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

     При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное  состояние и поведение ребенка. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Список музыкальных произведений,

рекомендуемых для проведения музыкотерапии.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности.

Классические произведения:

  1. Бах И. «Прелюдия до мажор»
  2. Бах И. «Шутка»
  3. Брамс И. «Вальс»
  4. Вивальди А. «Времена года»
  5. Гайдн Й. «Серенада»
  6. Кабалевский Д. «Клоуны»
  7. Кабалевский Д. «Петя и Волк».
  8. Лядов А. «Музыкальная табакерка»
  9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
  10. Моцарт В. «Турецкое рондо»
  11. Мусоргский М. «Картинки с выставки»
  12. Рубинштейн А. «Мелодия»
  13. Свиридов Г. «Военный марш»
  14. Чайковский П. «Детский альбом»
  15. Чайковский П. «Времена года»
  16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета)
  17. Шопен Ф. «Вальсы»
  18. Штраус И. «Вальсы»
  19. Штраус И. «Полька «Трик-трак»

Детские песни:

  1. «Антошка»
  2. «Бу-ра-ти-но»
  3. «Будьте добры»
  4. «Веселые путешественники»
  5. «Все мы дели пополам»
  6. «Где водятся волшебники»
  7. «Да здравствует сюрприз»
  8. «Если добрый ты»
  9. «Колокола»
  10. «Крылатые качели»
  11. «Лучики надежды и добра»
  12. «Настоящий друг»
  13. «Песенка Бременских музыкантов»
  14. «Песенка о волшебниках»
  15. «Песня смелого моряка»
  16. «Прекрасное далеко»
  17. «Танец утят»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Классические произведения

  1. Боккерини Л. «Менуэт»
  2. Григ Э. «Утро»
  3. Дворжак А. «Славянский танец»
  4. Лютневая музыка XVII века.
  5. Лист Ф. «Утешения»
  6. Мендельсон Ф. «Песни без слов»
  7. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»
  8. Сен-Санс К. «Аквариум»
  9. Чайковский П. «Вальс цветов»
  10. Чайковский П. «Зимнее утро»
  11. Чайковский П. «Песня жаворонка»
  12. Шостакович Д. «Романс»

Музыка для релаксации

Классические произведения

  1. Бах И. «Ария из сюиты №3»
  2. Бетховен Л. «Лунная соната»
  3. Глюк К. «Мелодия»
  4. Григ Э. «Песня Сольвейг»
  5. Дебюсси К. «Лунный свет»
  6. Римский-Корсаков Н. «Море»
  7. Свиридов Г. «Романс»
  8. Сен-Санс К. «Лебедь»
  9. Чайковский П. «Осенняя песнь»
  10. Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
  11. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
  12. Шуберт A «Аве Мария»
  13. Шуман Р. «Грезы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ И МУЗЫКАТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (по РАДЫНОВОЙ О.П.)

Сценарий  открытого развлечения для детей средней группы  «В гостях у зимней сказки» Районное методическое объединение воспитателей средних групп«Сказкотерапия и музыкотерапия как средство п...

Музыкатерапия.

Здоровьесберегающая технология "Музыкатерапия"....

Методическая разработка на тему" Здоровье ребенка в наших руках" Музыкатерапия.

Создание положительного эмоционального музыкального сопровождения, способствующее коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности....

Музыкатерапия в детском саду

Музыкатерапия в детском саду...

Консультация для родителей "Музыкатерапия"

консультация для родителей...

Музыкатерапия в работе с детьми

Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культу...

Музыкатерапия

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА,...