Организация двигательной активности детей с ОВЗ в условиях детского сада
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В данном материале описаны формы работы с детьми с ОВЗ, используемые в нашем компенсирующем детском саду, для оптимизации двигательной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Оптимизация двигательной активности детей с ОВЗ

в условиях детского сада

Опты работы Криницыной Н.В., инструктора по физической культуре

МКДОУ № 31 г. Кирова

Физическое развитие тесно взаимосвязано cо здоровьесберегаюшими технологиями и направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений человек познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять физические упражнения, которые благотворно действуют на центральную нервную систему. В результате их влияния у детей образуется много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее; улучшается согласованность (координация) движений; создается бодрое, радостное настроение.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в период роста и созревания организма человека. Занятия физическими упражнениями, подвижными играми имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. При правильной их организации у детей воспитываются внимание и наблюдательность, дисциплинированность, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно, развивается сила воли и вырабатывается характер.

Особенности развития двигательной сферы детей с ОВЗ

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций таким детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы:

- гипер- или гиподинамия

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений

- нарушение мелкой моторики

- общая скованность и замедленность выполнения движений

- дискоординация движений

- несформированность функции равновесия

- недостаточное развитие чувства ритма

- нарушение ориентировки в пространстве

- замедленность процесса освоения новых движений

- нарушение осанки, плоскостопие

- отставание в развитии основных физических качеств: сила, ловкость, быстрота

- трудности в выполнении движений по словесной инструкции

- при воспроизведении движения, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части и др.

А.Н.Леонтьев (психолог) писал, что психика не просто проявляется в движении, но в известном смысле, движение формирует психику. Ведь именно движение осуществляет непосредственную связь человека с окружающим миром и является основой развития его психических процессов.

Основными задачами физического развития детей с ОВЗ является стимуляция психомоторного развития и коррекция нарушенной моторики, укрепление физического и психического здоровья.

Повышение интереса детей к различным видам двигательной деятельности.

Увеличение объёма двигательной активности детей.

Создание условий для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.

Вся работа по физической культуре строится с учетом физической подготовленности детей. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является педагогическая диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выше перечисленные задачи решались в следующих направлениях:

  1. Организация образовательного пространства.
  2. Оптимизация двигательной активности детей при организации образовательной деятельности.
  3. Повышение уровня компетентности педагогов в области решения вопросов  развития двигательной активности детей с ОВЗ.
  4. Оказание помощи родителям в организации двигательной активности детей в условиях семьи.

Здоровьесберегающее образовательное пространство

  1. Музыкально-спортивный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами.
  2. Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
  3. В группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних        дыхательных путей и т.д.

Оптимизация двигательной активности детей при организации образовательной деятельности

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия.

В соответствии с этим физкультурные занятия строятся на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы, и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы, в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Все занятия ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.

Утренняя коррекционно-оздоровительная гимнастика

  • позволяет получить положительное эмоциональное состояние и хороший тонус;
  • оздоровительный дозированный бег способствует тренировке всех функциональных систем организма, развития физической выносливости.

Проведение утренней стимулирующей гимнастики: в комплекс общеразвивающих упражнений включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направленные на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация, утренняя стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Инструктором по физической культуре разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции

Организация индивидуальной работы, направленной на коррекцию двигательной сферы детей. Индивидуальная работа осуществляется воспитателями каждой возрастной группы на основании рекомендаций, полученных от инструктора по физической культуре. Для проведения индивидуальной работы создаются условия в соответствии с индивидуальными особенностями детей и уровнем их физической подготовленности.

Физкультурно-оздоровительный кружок «Азбука здоровья». В течение учебного года в детском саду организуется работа физкультурно-оздоровительного кружка. На основании полученных результатов мониторинга физической подготовленности, анализа медицинских документов воспитанников формируются подгруппы детей.  

Спортивные праздники и развлечения, тематические музыкально-спортивные мероприятия проводятся в соответствии с планом работы инструктора по физической культуре и годового плана работы учреждения.

Режим двигательной активности детей включает следующие малы формы работы с детьми:

- гимнастику для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом; основу их составляют элементы логоритмики — движения, сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;

- динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики.

- динамический час - проводится во время прогулки или (при плохих погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия детей на тренажерах, подвижные игры с разной интенсивностью, игры-эстафеты и аттракционы, сюжетные двигательные задания и т. д. важнейшими условиями эффективности физкультурного часа являются отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий и игр;

- гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами - сюда входят корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики и зрительно-пространственной координации.

Повышение уровня компетентности педагогов в области решения вопросов  развития двигательной активности детей с ОВЗ. В соответствии с годовым планом работы с педагогами проводились разные методические мероприятия

Вывод. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»

Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...

Организация двигательной активности детей в детском саду.

Дети по своей двигательной активности очень разные, поэтому педагогу необходимо создавать соответствующие условия для их полноценного развития....

Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)

Данный конспект является приложением к презентации на тему: "Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома" (из опыта работы)Цель: Совер...

Тренажеры, как средство увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста, а также детей с ОВЗ в условиях детского сада

Опыт работы по использованию детских спортивных тренажеров в совместной образовательной деятельности по физическому развитию формированию физических качеств детей дошкольного возраста. Презентационный...

из опыта работы«Приобретение опыта двигательной активности у младших дошкольников в условиях детского сада»»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна о...