Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

КЛЕПЕЦ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Отчет по самообразованию

«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Воспитатель

Клепец Н.Н.


Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.

В Русской пословице говорится: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял».

Заботясь о здоровье и во всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

Поэтому тему самообразовательной работы выбрала :

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Цель - Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Поставила задачи:

1. Повысить педагогический уровень знаний и умений путём изучения необходимой литературы по данной теме.

2. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье;

3. Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Составила план работы, рассчитанный на 2021 – 2022 учебный год.

Изучила нормативные документы по вопросам дошкольного воспитания «СанПин»«СП 2.4.3648-20»«Закон об образовании»«ФГОС дошкольного образования»;  научно-методические журналы «Дошкольное воспитание»«Управление ДОУ».

В систему оздоровительной работы включила следующую здоровьесберегающую технологию : «Технология обучения здоровому образу жизни».

Для работы составлялось расширенное тематическое планирование:

1. «Питание и здоровье»- сентябрь, октябрь;

2. «Чистота и здоровье»- ноябрь;

3. «Здоровье и болезнь»- декабрь, январь;

4. «Физкультура и здоровье»- февраль, март;

5. «Здоровье и окружающий мир»- апрель, май;

6. Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни.

Работа по формированию представлений здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществлялась через соблюдение режима, организацию ООД (охрана собственного здоровья - это рациональное питание, закаливание, физические упражнения, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

А также в своей работе применяла формы работы :

- ООД по физической культуре

-утренняя гимнастика

- физкультурные досуги

- дыхательная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- бодрящая гимнастика после сна

- динамические паузы

- подвижные и спортивные игры в помещении и на воздухе

- игровой массаж (игровые упражнения с носом, ушами, руками, ногами)

- ортопедическая гимнастика (хождение по массажным коврикам, ребристой доске, гимнастической палке и др.)

- закаливающие процедуры

- релаксация (с использованием классической музыки, музыки природы).

В группе функционирует оборудованный физкультурный уголок с набором инвентаря: скакалки, мячи, обручи, мешочки, мелкие предметы, ребристая доска и т. д. Шапочки для подвижных игр и др. Весь этот спортивный инвентарь помогает в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Дети, занимаются и незаметно для себя оздоравливаются. Поэтому для детей использовала яркие пособия и атрибуты, привлекающие внимание и позволяющие детям действовать с ним.

В книжном уголке имеются книги по ЗОЖ: Н. Никитиной «На зарядку становись»; «Весёлая гигиена (в стихах)»; М. Манюковой «Надо, надо умываться»; Н. Мигуновой «Почему надо чистить зубы»; В. Коростылева «Королева зубная щетка»; М. Султанова «Маленькому Почемучке о продуктах питания»; К. Чуковский «Айболит»«Мойдодыр».

Использование художественной литературы помогает формированию представлений о здоровом образе жизни, искать ответы на многие вопросы. Детская литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и здоровому образу жизни.

С целью приобщения к здоровому образу жизни проводилась системная и целенаправленная работа с применением методов и приёмов. В плане совместной деятельности с детьми уделяла большое внимание

- проведению ООД по окружающему миру по теме«Знакомство с моим телом»«Пять помощников моих»«Очень нужен сон» и др. ;

- беседам«Овощи и фрукты- здоровые продукты»«Зачем человеку зубная Щетка?»«Физкультура и здоровье»«Кто мы?»«У кого какой нос, глаза, уши?»«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»«Что такое улыбка» (групповые и индивидуальные)

- рассматриванию картинок, иллюстраций, дидактических наглядностей «Правила мытья рук»«Строение человека»«Полезные продукты питания» и др. с использованием художественного слова;

- игровым упражнениям «Золотые правила»«Спрятанный сахар»«Можно ли увидеть с закрытыми глазами»«Посмотри в зеркало» (исследовательские приёмы с зеркалом) и др.

- квест-игра «Здоровым быть здорово»

- чтение художественной литературы ЗОЖ (сказки, стихи, загадки);

Для оздоровления детей и формирования представлений о ЗОЖ большое значение, имеет закаливание. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются: постепенность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей. Заботясь о здоровье детей, уделяла внимание самых эффективных закаливающих процедур: регулярное проветривание группы, спальни пред сном; босохождение перед сном и после сна в помещении по дорожке ; обширное умывание прохладной водой из-под крана лица, рук до локтя, ушных раковин, так как это позволяет избежать многих болезней, оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

В комплексе закаливающих мероприятий особое место занимает прогулка в любое время года. Особое внимание уделяла подвижным играмигровым упражнениям на воздухе с предметами и без них которые, помогают развитию у детей физических качеств, и дают эмоциональный заряд бодрости, являются методом познания самого себя, формируют привычку к здоровому образу жизни.

Ежедневно в своей работе использую пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, физминутки, динамическую паузу, что способствует выработке привычки вести активный образ жизни.

Для этого использую различные методы и приемы: показ и объяснение, художественное слово.

Для укрепления зрения использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Гимнастика для глаз – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастику используем на занятиях по ИЗО деятельности, рассматривания картин, иллюстраций, при длительном наблюдении и проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного результата в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Работа осуществлялась на родительских собраниях, на индивидуальных встречах-консультациях, где обсуждались проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении.

В завершении своей работы по данной теме, я совершенствовала знания как правильно прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Повысила эффективность в воспитательно-образовательной работе с целью повышения уровня знаний о ЗОЖ. 

Я считаю, что такой подход в организации формирования здорового образа жизни способствует укреплению физического, психологического здоровья ребёнка и снижению роста заболеваемости. Дети овладели навыками ЗОЖ, улучшились соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности. Приобретённые навыки помогут детям осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

"Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...