Синдром эмоционального выгорания у педагога ДОО.
рабочая программа

Кузнецова Наталья Викторовна

В современном мире проблема психологического и психического здоровья является сегодня особенно важной. Уверена, что овладеть педагогу определенными знаниями и навыками естественной саморегуляции, способствующих предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания и снижению его негативного влияния, можно в процессе организации работы педагог-психолога с коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_blokov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  У ПЕДАГОГОВ  В   УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО

               Приходилось ли Вам в начале учебного года слышать от педагогов фразу:  «У меня ощущение, что сегодня пятница и уже  май…», то есть окончание учебного года, хотя педагогический процесс только начался. Общее чувство усталости,  отсутствие мотивации в  работе, чувство беспокойства, разбитости и раздражения  указывают на развитие синдрома эмоционального выгорания.  А отрицательно окрашенные психологические состояния педагога, в свою очередь, снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях.

          Проблема психологического и психического здоровья является сегодня особенно важной. Помочь педагогу овладеть определенными знаниями и навыками естественной саморегуляции, способствовать предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания и  снижению  его негативного влияния  можно  в процессе организации работы с педагогическим коллективом – считает ДОО города Прокопьевска.

         Для достижения этой цели  в условиях ДОО  реализуется программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов».  Необходимость организации работы в данном направлении определилось тем, что в коллективе 45% педагогов имеют стаж работы свыше 15 лет, некоторые  стали задумываться о смене профессии,  скептически относиться к нововведениям, снизился творческий потенциал коллектива. Однако, основным фактором, обуславливающим реализацию программы,  является  то, что  детский сад посещают дети со зрительными нарушениями. Это требует учета особых образовательных потребностей; создание специальных условий для развития дошкольников, определенного подхода при взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями, что приводит  к высокой эмоциональной напряженности и  накоплению усталости у педагогов.

     Целью программы является: создание  условий для  формирования и развития  навыков  саморегуляции и самовоздействия, которые способствуют профилактике синдрома эмоционального выгорания и обеспечивают  расширение поля вариантности  в кризисных  ситуациях.

     Программа представляет цикл занятий с педагогами и администрацией, на которых решаются такие задачи:

  • актуализировать знания педагогов по проблеме синдрома эмоционального выгорания и способов его профилактики;
  • ознакомить педагогов с широким спектром естественных способов регуляции организма и саморегуляции;
  •  содействовать  активности  педагогов, обеспечивающую их максимальную включенность в процесс работы семинара;

       Результативность своей работы педагог – психолог видит:

  • в овладение педагогами понятиями «синдром эмоционального выгорания», « позитивное мышление», «навыки саморегуляции»;
  •  в понимание, принятие  и использование принципов позитивного мышления;
  • в улучшение психологического климата в коллективе.

   

        Структура программы включает 5 блоков, объединенных одной целью.

1 БЛОК - Синдром эмоционального выгорания. Педагогам раскрываются понятия «синдром эмоционального выгорания», причины его возникновения,  стадии развития, признаки проявления на разных уровнях. Рассматриваются проблемы стресса на рабочем месте, значение  благоприятного психологического климата в коллективе как важного фактора в профилактике синдрома эмоционального выгорания. Проводится диагностика

2 БЛОК  - Роль навыков саморегуляции в профилактике синдрома эмоционального  выгорания.

 На данном этапе педагоги знакомятся с понятием «позитивное мышление» (психология счастья и позитивный подход), его принципы, разные точки зрения. Педагог – психолог  делает акцент на том, что  в  профилактике синдрома эмоционального выгорания важную роль играет сама личность и умение  активизировать позитивные ресурсы организма, дает понятие

3 БЛОК - Психологический практикум который включает следующие формы работы занятия, клубную работу, консультации,  лекции-беседы, семинары-практикумы с элементами тренинга и др.

4 БЛОК - Работа с администрацией 

Внешние факторы развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Роль руководителя в коллективе. Стили руководства и их влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания. Создание условий для благоприятного психологического климата в коллективе. Конфликты в педагогическом коллективе, конструктивное поведение руководителя.

5 БЛОК – Рефлексия курса. Индивидуальная и групповая рефлексия. Проведение диагностики.

     Каждое занятие содержит  информирование педагогов, самоанализ профессиональных и личностных качеств, тренировочные упражнения, отработку навыков, элементы  тренинга, релаксационные паузы на снятие эмоционального напряжения. Состав участников постоянен, встречи происходят один  раза в неделю и длятся  два часа.    

     Программа реализуется через  следующие формы работы:

- лекции с элементами беседы «Психология счастья», «Музыка вокруг нас», «Цвет  и  настроение», «Запах радости», «Сказка  рядом» и т.д.

- дискуссии - «Трудный  родитель»,  «Я - совершенство», «Профессиональные качества педагога», «Из жизни наших я» и т.д.

-ролевые игры «Пойми меня», «Я самая», «Звездный час» и.т.д.

-творческое фантазирование «Сочини сказку», «Если бы я не была педагогом…», «Цвет моей профессии», «Говорящий рисунок» и т.д.

-создание проблемных ситуаций «Оптимистам веселее…», «Я и родители моих воспитанников»,  «Необитаемый остров» и т.д.

 - домашнее задание «Письмо себе любимой», «Нарисуй настроение», «Музыка здоровья», «Мой банк способов саморегуляции» и т.д.

- работа в малых группах, элементы арттренинга, релаксационные паузы и т.д.

      Результатом реализации программы стало улучшение психологического климата, увеличение  коэффициента сплоченности коллектива, повышение уровня творческого потенциала педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»             Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению...

Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Консультация для педагогов Синдром эмоционального выгорания у педагогов...