Консультация для родителей и педагогов. ОХРАНА И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Климова Татьяна Николаевна

Консультация для родителей и педагогов. ОХРАНА И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Охрана и развитие детского голоса.

2. Зачем человек поет?
3. Что значит спеть песню хорошо?
4. Отличия голосового аппарат ребенка и взрослого.
5. Регистры, певческий диапазон, переходные звуки, примарные тона детского голоса.
6. Атака звука.
7. История детского пения в России.
8. Развитие детей на музыкальных занятиях в детском саду.

Охрана и развитие детского голоса.

Голос - уникальный музыкальный инструмент, созданный природой.

Пение доставляет эстетическое удовольствие исполнителю и слушателям, позволяет самовыразиться. Когда человек поет вырабатывается "гормон счастья". Пение детей сравнивают с пением Ангела.

Функции голосовых складок: защитная, пение, речь.

Вокальная функция голосового аппарата эволюционно более древний механизм в сравнении с речью.

Критерии качественного пения: чистота интонации, тембр, звуковедение, продолжительный фонационный выдох, эмоциональность, выравненность голоса (сглаженность регистровых переходов), знание слов, дикция, выравненность гласных, громкость (умение пользоваться резонаторами).

По данным исследователей (М. С. Грачевой) у детей длина голосовых складок примерно в 1,5 раза меньше чем у взрослых (у мужчин в среднем 2 -2,5 см., у женщин - 1,3-1,8 см.)

В первые годы жизни гортань растет очень медленно (у детей 6 месяцев и 3 лет по форме и объему почти одинакова). Наиболее активный рост наблюдается в первые месяцы жизни и в период мутации (период полового созревания).

Голосовая (внутренняя щиточерпаловидная) мышца у новорожденных отсутствует, ее функцию выполняют щиточерпаловидные мускулы, состоящие из разнонаправленных пучков.

Формирование вокальной мышцы начинается с 5 лет, когда из общей массы щиточерпаловидных мышц выделяется особый внутренний отдел. К 10-11 годам голосовая складка формируется окончательно.

Особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата ребенка 6-7 лет.

В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий. 

Гортань любого человека способна работать в 4 регистрах (режимах голосообразования)

1. Штро-бас (соломенный, шуршащий нем.)
2. Нефальцетный (или грудной)
3. Фальцет (головной)
4. Свистковый (флейтовый) 

Примарный - наиболее естественно звучащий тон. 
У каждого регистра свои примарные зоны. У женщин и детей в грудном регистре на звуках a-c1, в фальцетном: b1-es2. Теоретически с традиционной точки зрения зона звуков f1-a1 соответствует примарным тонам "смешанного" регистра, требующего укрепления по принципам "Концентрического развития голоса" М. И. Глинки.


Глинка применил систему, благодаря которой, нижние и верхние звуки развивались, прежде всего, укреплением центра диапазона голоса, если же у певца не звучит средний регистр, – нужно найти другие хорошо звучащие ноты, и от них развивать голос.


Диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука. В возрасте 4 месяцев дети в спонтанных вокализациях (гуление) используют диапазон 3 октавы (g-g4, c1-c4), средние же звуки отсутствуют. При правильном выборе регистрового режима дети 4-5 лет способны петь в диапазоне f, g-f2, c3 без отрицательных последствий. В 6-7 лет дети, не обучавшиеся пению, имеют диапазон певческого голоса f1-a2, если используют только фальцет, либо a-a2, если используют оба натуральных регистра.

В. Емельянов рекомендует детям петь в грудном регистре в тесситуре f,g-d1,e1, фальцетом e1,f1-a2,h2. 

Атака звука - начало звука.

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. 

Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. 

Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. 

Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с 

началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. 

Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). 

Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.


В пении дошкольников возможно использование только мягкой и придыхательной атаки, поэтому для разучивания должны выбираться песни плавного, кантиленного характера.

До Революции в России центром детского хорового пения были православные храмы, где службы сопровождаются пением хора a capella. Голоса детей сравнивали с пением Ангелов.

После Революции появился "феномен советской детской песни" (декламация под музыку марша в сопровождении барабанов). От детей требовали громкого, крикливого (форсированного) пения в грудном регистре. Началась эксплуатация детских голосов, классическая школа пения была забыта. Это сразу отразилось на состоянии голосовых аппаратов детей.

В 1935 году И. Левидов издает книгу "Детское пение и охрана детского голоса".

Возврат к классической школе пения произошел лишь в восьмидесятые годы ХХ века с выходом книги Г. П. Стуловой "Хоровой класс" в которой были опубликованы ее многолетние исследования, но многие учителя вокала, музыки, муз. руководители старшего возраста продолжают учить детей по-старому, подвергая их опасности травмирования голосовых складок.

 

Развитие детей на музыкальных занятиях в детском саду.


Цель музыкальных занятий в детском саду - развитие музыкальных способностей.

Отслеживание родителями результатов развития детей происходит на праздниках (их основное целевое значение). Рассматривать праздники как шоу-развлечение родителей, где весь репертуар должен быть только ярким и зрелищным, нельзя. Репертуар песен, танцев и игр должен быть дидактичным.

Музыкальный руководитель обязан, прежде всего, следить чтобы у детей не было физических (продолжительность пения не более 3 -5 песен в зависимости от возраста, исключить форсированное пение, твердую атаку) и интеллектуальных перегрузок (для выучивания слов песен с дошкольниками используется только непроизвольная память).


Необходимо следить, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, использовали мягкую атаку звука, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. 

Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям надо знать, что динамический диапазон у детей формируется с возрастом.
Музыкальные способности.


Музыкальные способности: музыкальный слух (мелодический, ладогармонический, вокальный), чувство метроритма, муз. память, эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, творчество (креативность мышления).

 Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться владеть этим инструментом   правильно.
       Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию и в любое время.     Пение наиболее близко и доступно детям.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Вокальные проявления, говорящие о работе голосового аппарата, начинаются уже с периода новорожденности.  Исследователи доказывают, что уже по крику, плачу ребенка можно определить, какой голос будет – высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. Обучать ребенка пению лучше всего, используя свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая интонациям голоса взрослого.    Чем младше ребенок, тем более     легким        должен     быть    песенный    репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик.   Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие.

        Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень      осторожного и бережного отношения. Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерное пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух.  Большинство песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста.  Но часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя, это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.
      Для предохранения органов дыхания и голосового аппарата от заболеваний у детей большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны (бани) на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженое в разгоряченном состоянии.
Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани. Надо следить за тем, чтобы дети не разговаривали громко продолжительное время, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в неблагоприятную погоду. 
        Разучивание стихотворений и пение способствуют развитию и укреплению гортани, голосовых связок и легких. Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4-5 минут.        

          Для лучшей подвижности грудной клетки и диафрагмы желательно, чтобы дошкольники пели стоя. Состояние голосовых связок оценивает врач. 
        Предлагаю упражнения для голосового аппарата. Попробуйте вместе с ребенком в игровой форме выполнить этот несложный комплекс. Это подарит вашим детям радость общения с вами и повысит его интерес к своему здоровью.

Упражнения для голосового аппарата.

- Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, выдох продолжительный)
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую.
- Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
- Вдох через нос, выдох через нос толчками

(кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими    порциями).

- Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
- Надувание щек.
- Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед.

     Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки. Возникает необходимость в создании инновационного пространства музыкальной среды, обеспечивающей гармоничное, целостное развитие ребенка: эмоциональное, физическое и нравственно-эстетическое. Инновационное пространство должно обеспечить формирование ребенка, здорового физически и психически, легко адаптирующегося к изменяющимся условиям. При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций детей, гармоничном развитии физических и эстетических качеств. 
        Танец, мимика и жест – один из способов выражения чувств и переживаний. Как указывал И.М. Сеченов, любое переживание заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Это утверждение стало основой биоэнергетической теории телесной терапии Р. Райха и А. Лоуэна. По их мнению, психические травмы находятся в мышечном панцире, препятствующем свободному выражению эмоций. Массируя, упражняя эти зажатые мышцы, можно ослабить мышечную «броню панциря», и зажатые в нем эмоции получат возможность свободного выхода. Гибкое тело способно к проявлению различных чувств, отражающихся в движении, мимике. 
        Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетативной сфере.      Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.   Все выше сказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками.

Гигиена и охрана детского голоса

Почему надо охранять детский голос 
Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту. 

Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка. 

Поэтому "заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту". 

"Детский и подростковый возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям. Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно в мутационном периоде или после перенесенных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса. Частота дисфоний зависит от возраста детей и среды, в которой они проводят больше всего времени. Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрасте от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечается напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна отдышка. Дисфонии у детей и подростков чаще возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Ларингоскопическая картина при дисфониях разнообразна и зависит от тяжести голосовых нарушений. Органические дисфонии у детей встречаются чаще, чем функциональные". 

Как надо охранять детский голос 

Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат. 

Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице. 

В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и самые голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться. 

С охрипшими, больными голосами эти дети приходят на урок пения. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред. 

Но иногда случается наблюдать, что сам учитель требует от детей на уроках пения в школе резкого звука, большой силы, которой у них еще не может быть. 

В результате постоянного напряжения во время пения можно также повредить голосовой аппарат и потерять естественное звучание голоса (а иногда и вообще возможность петь). 

Резкое, напряженное, крикливое пение точно так же портит голоса учащихся, как и крик в быту. 

Кроме того, такое пение некрасиво, нехудожественно, приносит вред самим учащимся и является дурным примером для товарищей, которые их слушают. 

Конечно, громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей вне школьного пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях. Так же можно провести "беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту (в особенности детей, обладающих хорошим голосовым материалом)". 
Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса. 

Исследования доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата, а иногда происходят особые сдвиги в организме, которые не встречаются у взрослых. 

Но нужно помнить, что продолжительное пение утомляет голос, поэтому "педагог должен следить за тем, чтобы непрерывное пение в младших классах продолжалось не более 20 мин, а в старших – не более 30 мин." Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как соблюдение основных положений гигиены – педагогического процесса. Для воспитания вокально-музыкальных способностей ребенка при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха и певческого голоса. Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодий. Как уже отмечалось, слуховые ощущения связаны с мышечными ощущениями, таким образом, в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, т.е. вокально-слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса. 

Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата в период роста, необходимо как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков. Это особенно касается детей-вокалистов. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.). 

Следующее не менее важное условие – исключение из деятельности голосового аппарата всех моментов, которые могут изменять его нормальное состояние, о чем говорилось выше. Наконец, в педагогическом процессе необходима максимальная простота в пояснении приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные вокально-технические навыки должны прививаться только с целью помочь ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения. 

В заключение следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулировании процесса голосообразования на всех этапах. 

Учителя, вокальные педагоги, хормейстеры, воспитатели дошкольных учреждений, руководители детских хоров всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.

Список использованной литературы.

1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. - М., 1993.

2. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. - М., 1982.

3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.

4. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982.

5. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. - М., 1984.

6. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М., 1984.

7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.

8.О. П. Трепутина "Регистровая целесообразность развития детского                                         голоса", дипломный реферат. Новосибирск 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Адаптация ребенка в детском саду".

Помощь ребенку: знакомство с детским садомНесомненно, первые посещения яслей могут быть стрессовым событием для  вашего малыша. Дети часто плачут, когда родители уходят, и легко расстра...

Консультация для родителей и педагогов "Игры на преодоление детской агрессии"

Материал содержит информацию о причинах агрессии, формы проявления агрессии у ребенка, а также игры, которые можно использовать как родителям так и педагогам для направления агрессии в нужное русло....

Консультация для родителей и педагогов "Степ - аэробика в детском саду"

Статья раскрывает сущность занятий степ - аэробикой и технику безопасности при использовании степ - платформы....

Консультация для родителей и педагогов: "Подвижные игры для детской компании".

Консультация для родителей и педагогов: "Подвижные игры для детской компании"....