Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.
статья

Острошапкина Татьяна Анатольевна

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Рассматриваем вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.

Существует множество определений понятия «здоровье». Обратимся к нормативному определению, данному Всемирной организацией здравоохранения, согласно которому здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?». Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений. Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслимо осуществление образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий актуально во многих случаях: в случае гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.); в случае детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе); в случае тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации) и многих других.

 Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

 Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • валеологическое просвещение детей и родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

      Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на такие направления, как:

  • Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Коррекционные технологии.
  • Технологии стимулирования и сохранения здоровья.

       К ним относятся:

  1. Подвижные и спортивные игры, которые проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
  1. Релаксация - проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).
  1. Гимнастика пальчиковая, позволяет решает множество задач в развитии ребенка (способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность). По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
  1. Гимнастика для глаз. Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
  1. Гимнастика дыхательная, проводится в различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
  1. Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.
  1. Игры с песком и водой в уголке экспериментирования. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие.
  1. Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.). Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

  1. Физкультурное занятие.
  1. Утренняя гимнастика.
  1. Гимнастика после сна (бодрящая гимнастика).
  1. Массаж и самомассаж. Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок». Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
  1. Точечный самомассаж.
  1. Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обтирания прохладной водой.
  1. Активный отдых.
  1. Спортивные развлечения, праздники.
  1. День здоровья.
  1. Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера: игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия; игры, направленные на коррекцию страхов; игры направленные на коррекцию агрессии; игры, направленные на расслабление, снятие напряжения; коммуникативные игры и т. п.

К коррекционным технологиям относятся:

  1. Технологии музыкального воздействия.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. Сказкотерапия.
  1. Библиотерапия.
  1. Психогимнастика.
  1. Фонетическая ритмика.

Можно выделить следующие принцины здоровьесберегающих технологий:  принцип «Не навреди!»;  принцип сознательности и активности; непрерывности здоровьесберегающего процесса;  систематичности и последовательности;  принцип доступности и индивидуальности;  всестороннего и гармонического развития личности;  системного чередования нагрузок и отдыха;  постепенного наращивания оздоровительных воздействий;  возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

На практике можно внедрить такие формы занятий с двигательной деятельностью:

  • с использованием профилактических методик;
  • с применением функциональной музыки;
  • с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
  • через оздоровительные мероприятия;
  • создания здоровьесберегающей среды.

Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Существуют правила — кирпичики, из которых строится здоровье: - Соблюдайте режим дня! - Обращайте большое внимание на питание! - Больше двигайтесь! - Спите в прохладной комнате! - Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! - Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! - Гоните прочь уныние и хандру! - Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! - Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! - Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Здоровье — это дар, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ и семьи.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ

Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции  организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе ДОУ и семьи" (из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для фо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, но до сих пор воспринимается многими педагогами, как ан...