Консультация "Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий"
консультация (младшая, средняя группа)

Горбова Любовь Николаевна

Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы  с детьми в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 «Родничок»

Из опыта работы

Тема: «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в группе»

подготовила

Горбова Любовь Николаевна

воспитатель

                                           п. Ушаково, 2020

«Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы в группе»

 «Здоровью научить нельзя -

надо воспитывать потребность быть здоровым».

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь

Поэтому внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурно˗оздоровительной работы является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.

Одной из задач моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:

- укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- приобщение детей к традициям большого спорта.

Для решения поставленных задач обязательно привлекаю родителей, провожу с детьми беседы, игры о здоровом образе жизни.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

При выборе нетрадиционных форм педагогу необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей взрослых, благотворно влияющими на психику ребёнка и эмоциональное благополучие семьи.

Чаще всего в своей работе я использую такие формы как:

-дыхательная гимнастика;

-самомассаж;

-закаливание;

-совместные занятия с родителями;

-ритмика.

Дыхательная гимнастика. Задачи такой гимнастики состоят в следующем:

-учить детей прислушиваться к своему дыханию;

-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;

-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.

Самомассаж. Задачи:

-создать устойчивую мотивацию и потребности в сохранении здоровья;

-разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;

-сформировать привычку к здоровому образу жизни;

-осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства;

-снять эмоциональное и мышечное напряжение;

-оптимизировать мышечный тонус;

-привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица

Закаливание. Основные задачи:

-укрепление нервной системы;

-развитие мышц и костей;

-улучшение работы внутренних органов;

-активизация обмена веществ;

-повышение сопротивляемости организма к вредным влияниям окружающей среды.

Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель таких занятий - это помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям - установить эмоционально-двигательный контакт с детьми. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

 

Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит.

Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников проходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого используются различные формы и методы:

  • групповые родительские собрания и встречи («Чтобы ребенок рос здоровым», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и т.д.)
  • анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
  • совместные спортивные праздники, недели здоровья
  • консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке»)
  • памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?».

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.

В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:

˗ ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д.;

˗ формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей;

˗ обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.).

Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляю информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением медицинских работников, спортивные семейные эстафеты, семейные праздники.

Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместные спортивные мероприятия детей и родителей: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Нам вместе весело», «Физкульт-ура!» и другие «Самая спортивная семья», «Веселые старты», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятии.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу.

Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, к укладу семьи. Поэтому, вовлекая родителей в физкультурно-оздоровительную работу, мы совершенствуем методы педагогической работы по формированию как у детей, так и у родителей активного здорового образа жизни.  

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. Прогулки на свежем воздухе помогают детям в  закаливание, адаптировать к погодным условиям, снизить заболеваемость среди дошкольников

Занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

1. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой.

2. Повысилась посещаемость.

3. Снизилась простудная заболеваемость.

4. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Вывод: организованная образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.

Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно - образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Приоритетными задачами на перспективу считаю:

-продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательного процесса

-повышать индекс здоровья;

-повышать уровня теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни;

-формировать образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий;

-повышать уровень применения нетрадиционных форм организации физкультурных занятий;

-улучшение качества работы интегрированной психолого-медико-педагогической службы сопровождения в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».

Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...

Круговая тренировка как форма организации физкультурного занятия в ДОУ

Статья отражает особенности построения занятия, виды круговой тренировки, достоиства и недостатки...

«Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий"

целью работы  является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуа...

Круговая тренировка как форма организации физкультурного занятия в ДОО

Круговая тренировка — организационно-методическая форма образовательной деятельности, направленная на осуществление комплексного развития физических качеств....