Консультация для воспитателей на тему : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация

Зубричева Анастасия Григорьевна

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детейВоспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.02_ns_portal.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ   МО «Центр-детский сад №118»


Консультация для воспитателей на тему :

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: инструктор по ф.к.

Зубричева А.Г.

Краснодар

27.02.2023

        Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детейВоспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

        Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей :

применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;

неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);

отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,

проведение диспансеризации,

организация режима двигательной активности,

рациональное питание,

контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУЗдоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

Тип задач Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) Средняя и старшая группы (4–6 лет) Подготовительная группа (6–7 лет)

Образовательные • Сформировать представления о полезной пище;

рассказать о работе медсестёр и врачей;

сформировать представления о том, что такое здоровье;

пополнять словарный запас. • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);

пополнять словарный запас;

научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим. • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);

передать знания о болезнях и способах защиты от них.

Развивающие • Развивать координацию движений и двигательные навыки;

развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;

развивать внимание и умение повторять показываемые действия;

формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. • Закрепить культурно-гигиенические навыки;

совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;

развивать все виды восприятия;

сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде. • Повысить двигательную активность;

осуществлять профилактику умственного перенапряжения;

развивать аналитические способности и логическое мышление.

Воспитательные • Воспитывать аккуратность и опрятность;

создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам. • Воспитывать чувство коллективизма;

прививать полезные привычки, желание заниматься спортом. • Научить избегать вредных привычек;

• воспитать осознанное отношение к личной гигиене;

стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на :

медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;

• физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;

социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;

образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят :

Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи, комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солевого, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:

o постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,

o сон с открытой форточкой (круглый год,

o воздушные и солнечные ванны на прогулках,

o обтирание, реже — контрастное обливание,

o ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Оксигенотерапия — методика насыщения организма кислородом. В детских садах реализуется через организованное употребление воспитанниками кислородного коктейля. Это напиток с высокой пенной шапкой, изготовленный из яблочного сока и корня солодки. Принимается курсами и под контролем медицинской сестры. Систематическое употребление кислородного коктейля тонизирует общее состояние организма и оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей.

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитотерапия — технология профилактики заболеваний и лечения при помощи трав. В детской практике фитотерапия часто применяется благодаря мягкому воздействию на организм. В ДОУ устраиваются уголки фитотерапии, где дети знакомятся с целебной силой растений. Для дошкольников организуется фитобар, в котором ребята принимают витаминные коктейли и чаи с целью профилактики простудных заболеваний (из шиповника, ромашки, липы, мелиссы).

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация, для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

• Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки, в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают : рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажё рами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Технологии физкультурно-оздоровительного блока активно изучаются и используются воспитателями. Важно и в этом направлении соблюдать меру. Эффективными оказываются технологии, которые применяются регулярно. Поэтому следует определиться с несколькими методиками, составить план занятий с ними на текущий учебный год и подготовить инвентарь. Можно «разделить» технологии в педколлективе : логопед проводит дыхательную гимнастику и офтальмотренаж, воспитатель обучает самомассажу и ходьбе по сенсорным дорожкам, музыкальный руководитель — пальчиковым играм.

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.

В ДОУ практикуется:

Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).

Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.

Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.

Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.

Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни : дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.

Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

предметную,

исследовательскую,

игровую,

творческую.

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Возрастная группа Формы образовательной деятельности Формы досуговой деятельности

Первая младшая • Опытная деятельность:

«Моем куклу Дашу»,

«Стираем платочки».

• Наблюдения:

o за работой в пищеблоке (моют продукты, термообработка,

o за работой нянечки (делает сухую и влажную уборку в помещении, моет посуду).

• Совместная с педагогом двигательная активность:

o утренняя гимнастика,

o подвижные игры. • Досуг для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям :

«Делаем зарядку»,

«Осваиваем фитбол».

• Мастер-классы:

«Готовим витаминный напиток/овощной салат»,

«Делаем сенсорную игрушку»,

«Изготавливаем дорожку здоровья» (для младших групп проводятся совместно с родителями).

День Здоровья.

Вторая младшая • Различные виды гимнастики в игровой форме:

o зарядка,

o пальчиковые игры,

o закаливание на гимнастике пробуждения.

• Познавательные беседы:

«Зачем нужны доктора?»,

«Личная гигиена»,

«Движение и здоровье».

Изготовление поделок на тему здоровья :

o аппликация «Баночка с витаминами/таблетками»,

o рисование «Овощи и фрукты».

Средняя • Дидактические игры:

«Полезная и вредная еда»,

«Найди пару» (по видам спорта,

«Что делать, если …» (промочил ноги, на улице жаркое солнце, от просмотра телевизора устали глаза и т. д.).

• Сюжетно-ролевые игры:

«Поликлиника»/«Больница»,

«Аптечный пункт».

Подвижные игры в различных режимных моментах.

• Игры-драматизации:

«У Доктора Айболита»,

«Мойдодыр»,

«Бегемот, который боялся прививок».

• Изготовление поделок:

o лепка «Лыжник»,

o рисование «Олимпийские кольца».

Старшая • Эвристические беседы. Дети в разговоре с педагогом ищут ответ на проблемные вопросы:

«Почему мы болеем?»,

«Что такое иммунитет?» и др.

Исследования. Старшие дошкольники узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств. Валеологические исследования в ДОУ проводятся через изучение макетов («Скелет»«Тело человека») и просмотр познавательных видеороликов. Вначале формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии.

Проекты.

• Продуктивное творчество:

o изготовление макетов,

o рисунки,

o стенгазеты,

o плакаты.

Ведение дневника здоровья (самостоятельное). Дети 5–7 лет способны оценить своё состояние: настроение, самочувствие, рабочий настрой. Сначала воспитанники заполняют дневники при помощи символов: +/-, стрелочка вверх или вниз и т. д. Иногда педагоги используют оценочные наклейки (смайлики). Выпускникам детского сада можно предложить оценивание критериев здоровья по балльной шкале от 1 до 3, где 1 — плохо, 2 — нейтрально, 3 — хорошо.

Подготовительная

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению :

В младших группах игры проводятся в подгруппах и индивидуально, так малыши легче осваивают правила.

• Воспитатель участвует во всех играх с младшими дошкольниками, начиная со средней группы — только в новых играх.

Для игр подготавливаются атрибуты в соответствии с возрастом детей :

первая и вторая младшая группы: ролевые шапочки и маски, простые безопасные предметы (мячи, кубики, резиновые игрушки, большие куклы, наборы с мелкими деталями используются под постоянным контролем педагога;

средняя и старшая группы: наборы для сюжетно-ролевых игр, элементы костюмов для игр-драматизаций;

подготовительная группа: наборы настольных игр, конструктор, самодельные атрибуты из бросового материала.

Для воспитанников старше 5 лет организуются игры с элементами соревнования.

Проведение занятия по здоровьесбережению в детском саду

Занятия по различным темам ЗОЖ, как правило, являются интегрированными, поскольку в них используются формы работы из познавательной, двигательной, художественно-эстетической областей.

Структура занятия по здоровьесбережению :

1. Организационный момент: приветствие, указания по подготовке к занятию, сообщение темы.

2. Вводный этап: повышение мотивации воспитанников при помощи наглядного, стихотворного, песенного материалов, сюрпризного момента или создания игровой ситуации.

3. Основная часть: выполнение различных видов работы, направленных на раскрытие темы.

4. Рефлексия: подведение итогов, выслушивание воспитанников (впечатления, эмоции, благодарность за работу.

Опыты — частая форма работы на занятиях по здоровьесбережению

Методические указания по проведению занятия:

Учитывать потребность воспитанников в частой смене деятельности. Если занятие проходит в малоподвижной форме, в середине проводится обязательная физкультминутка.

• Индивидуализировать по возможности задания:

o дидактические задания разного уровня сложности,

o различные виды заданий (одни лепят, другие рисуют, например,

o учитывать интересы девочек и мальчиков.

Осуществлять постоянный контроль деятельности воспитанников, направлять, поощрять, подбадривать.

Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста

 Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделат...

Самообразование на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Индивидуальный план работы по самообразованию ФИО: Абдуразакова Джамиля ИрбайхановнаСпециальность: воспитательОбразование: высшее Тема самообразования: «Использование здоровьесбе...

План по самообразованию на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

План самообразования на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

   Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...

Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»...

План работы по самообразованию по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...