Вебинар «Здоровьесберегающие технологии В.Г. Жданова в работе с детьми дошкольного возраста – гимнастика для глаз».
консультация

Сорокина Ольга Сергеевна

 

В современном обществе возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vebinar.gimnastika_dlya_glaz_zhdanova.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вебинар «Здоровьесберегающие технологии В.Г. Жданова

в работе с детьми дошкольного возраста – гимнастика для глаз».

        Актуальность темы.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование информационно-коммуникативных технологий;

- использование современного оборудования.

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня заболеваемости детей

- повышение физического развития детей

- повышение уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни.

- усовершенствование предметно-пространственной развивающей среды в группе (атрибуты, массажные дорожки, пособия для дыхательной, пальчиковой гимнастики. Картотека физкультминуток и подвижных игр)

- пополнение «банка идей» (рекомендации, памятки, буклеты, мультимедийные презентация для педагогов и родителей воспитанников по использованию здоровьесберегающих технологий.

Так, что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре

2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

1. медико-профилактические;

2. физкультурно-оздоровительные;

3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

4. валеологического просвещения родителей.

5. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Зрительная гимнастика в коррекционно-воспитательной работе

с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

Глаза являются наиболее значимым анализатором, с помощью которого мы воспринимаем сигналы из окружающего мира. Движение и предметно-практическая деятельность детей осуществляется при участии и под контролем зрения. Даже ребёнок, имеющий сотые его доли, пытается увидеть как можно больше, используя все свои зрительные возможности. Поэтому педагогам, а также родителям необходимо обращать внимание на зрительное перенапряжение детей, возникающее в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении или дома, особенно это выражено у детей физически ослабленных, часто болеющих или имеющих особенности развития.

В садах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения проблема зрительного переутомления стоит более остро, чем в садах обшеразвивающей направленности, поэтому педагогам необходимо дозировать зрительные нагрузки и вовремя предотвращать зрительное перенапряжение.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование занятий с отдыхом;

- проведение гимнастики для глаз в детском саду и дома;

- контроль за правильной позой детей во время занятий;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.

Гимнастика для глаз является одним из наиболее доступных, простых в планировании, подготовке и применении среди всех видов профилактической и коррекционной деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности при определённой адаптации к имеющимся условиям, уровню развития детей, индивидуальным особенностям воспитанников.

Цель гимнастики: включение в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, стоит напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

Нельзя забывать, что основными принципами зрительных гимнастик является:

- индивидуальный подход в зависимости от возраста, состояния здоровья

- зрительных нарушений;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости

- и сложности упражнений;

- правильность выполнения упражнений;

- сочетание с двигательной активностью;

- развитие интереса детей к этому виду упражнений.

При проведении зрительной гимнастики также необходимо соблюдать следующие условия:

- фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазадвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

- длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день;

- выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивностью зрительной работы, а также видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки;

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

- следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным;

- сосредоточить все внимание на глазах;

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

Лечебно - профилактические гимнастики, к которым относится гимнастика по методике профессора Жданова Владимира Георгиевича.

Методика Жданова является комбинацией теории Уильяма Бейтса (американского офтальмолога).  Многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Основные правила проведения занятий по комплексу Жданова:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий;

- использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование занятий детей с отдыхом;

- проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

 - контроль за правильной позой детей во время занятий;

 - организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Гимнастика для глаз - обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза; - повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов; - укрепляет мышцы век; - снимает переутомление зрительного аппарата; - развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре; - корректирует функциональные дефекты зрения.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Условия проведения зрительной гимнастики

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

 2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

Комплекс Владимира Георгиевича Жданова

В комплекс входят такие упражнения, которые реакомендуется выполнять именно в указанной последовательности:

1. Взгляд поднимается максимально вверх, затем так же по мере возможностей опускается вниз (повторить 5 раз).

2. Как и в прошлом упражнении взгляд перемещается, но не вверх-вниз, а в стороны.

3. Далее взгляд по одному разу перемещается по диагонали: вверх-вправо, внизвлево, вверх-влево, вниз-вправо.

4. Более сложное упражнение, которое является комбинацией предыдущих трех: взглядом необходимо обрисовать прямоугольник максимального размера. Начинать можно с любого угла такого воображаемого прямоугольника и в любом направлении. Например, начиная с левой верхней точки взгляд перемещают в правый верхний угол, затем опускают в правый нижний угол, проводят линию от левого нижнего угла и возвращаются в исходную точку («верх-лево»). По окончании прямоугольник рисуется в противоположном направлении.

5. «Рисуем» по схеме из предыдущего упражнения другую фигуру – круг. Принцип – тот же.

 6. Завершающее упражнение – рисование синусоиды (или «змейки») взглядом. В этом случае взгляд движется слева-направо и одновременно «ходит» вверхвниз, после чего «змейка» рисуется в обратном направлении.

7. Гимнастический комплекс завершается пятиминутным пальмингом.

Такая гимнастика для глаз должна выполняться ежедневно, трижды в день, и уже спустя несколько недель можно наблюдать улучшение зрения.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки»:

  1. Поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц. 

  1. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше.
  2. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Упражнения с сигнальными метками:

  1. В различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка). 

  1. Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».
  2. Настенные офтальмотренажеры, представлены в виде схем, размещаются на стене, напротив лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

«Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста - гимнастика для глаз».

Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того,  как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее....

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

« Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образо...

Здоровьесберегающая технология – хатха - йога в работе с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненнонеобходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.На сегодняшний день дети сталки...