Здоровьесберегающая технология развития речевого дыхания у детей с ТНР
статья (старшая группа)

Михайлова Елена Владимировна

В данной стать вы познакомитесь со здоровьесберегающей технологией развития правильного речевого и физиологического дыхания у детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР

   В последние годы часто выделяются дети с психофизическими и речевыми нарушениями, имеющими нейропсихологическую симптоматику. К основным признакам можно отнести дефекты звукопроизношения и голоса, которые сочетаются с нарушениями речевого дыхания и речевой моторики, частыми заболеваниями дыхательной системы. Значимость развития физиологического и речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи подчеркивают Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Иполитова, З.А. Репина, М.Е. Хватцев.

   Дыхание является основой жизни человека, входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой н разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. А.Р. Лурия отмечает важность того, что нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов.

  Развитие правильного речевого дыхания у детей не только содействует развитию звуковой культуры речи, но и является одним из методов здоровьесбережения подрастающего поколения. Развитие правильного диафрагмального дыхания, дифференциации ротового и носового дыхания, силы и тембра голоса содействует профилактике острых респираторных заболеваний, укреплению речедвигательных мышц, эмоционально положительному настрою.

  На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Физическая активность требует поступления большого количества кислорода: при выполнении дыхательной гимнастики и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, он значительно лучше усваивается тканями всего организма, тем самым повышая его иммунитет. Происходит активное насыщение головного мозга кислородом, вследствие чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов. Улучшается носовое дыхание, а также активно тренируется самая мощная дыхательная мышца – диафрагма, которая активно массирует все органы брюшной полости.

  В своей работе по преодолению тяжелых нарушений речи у детей мы активно используем элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, системы развития дыхания В.В. Васильевой и Ю.С. Василенко, методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией  (М.Ф. Фомичева, Е.С. Алмазова,  В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов).

  Здоровьесберегающая технология развития  правильного физиологического и речевого дыхания состоит из пяти этапов.

1-й этап – подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

2-й этап – развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

3-й этап – развитие фонационного выдоха.

4-й этап – развитие речевого дыхания.

5-й этап – развитие речевого дыхания в процессе произнесения фраз, текстов.

Анализирую результаты работы, отмечается, что на фоне применения комплекса физических и дыхательных упражнений, дыхательной гимнастики у детей растут объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координация и ритм общих и дыхательных движений, снижается частота заболеваний дыхательной системы, ОРВИ, формируется правильная артикуляция звуков, дикции в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Использование здоровьесберегающей технологии: «Формирование речевого дыхания в бассейне у старших дошкольников с нарушениями речи»

Согласно ФГОС одна из задач, стоящая перед педагогами ДОУ – обеспечение преемственности основных образовательных программ: целей, задач, содержания, реализуемых в рамках рабочих программ всех сп...