Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания
учебно-методический материал (старшая группа)

Гумерова Екатерина Николаевна

Родина-это слово для каждого человека имеет особое значение.Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство. Невозможно быть патриотом, если нет чувства  своей личной связи с Родиной, незная как берегли и любили наши отцы и деды. Чувство патриотизма не возникает у человека  само по себе. Оно формируется в результате целенаправленного и длительного воспитательного воздействия на человека с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания дошкольников

Автор: Гумерова Е.Н.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

На современном этапе произошли общественно-политические изменения в нашей стране, которые выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Изучение истории и культуры родного края всегда являлось важным аспектом каждого народа. Сегодня нравственно-патриотическому воспитанию уделяют все больше внимания, эта тема на сегодняшний день является актуальной и востребованной.

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота.

А я люблю свои места родные

Свои родные милые места.

М. Пляцковский

Родина- это слово для каждого человека имеет особое значение. Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство. Невозможно быть патриотом, если нет чувства своей личной связи с Родиной, не зная, как берегли и любили ее наши отцы и деды.

Чувство патриотизма не возникает у человека само по себе. Оно формируется в результате целенаправленного и длительного воспитательного воздействия на человека с раннего детства.

Формирование первоначальных представлений об окружающем мире, отношение к действительности происходит именно в дошкольном возрасте и дает возможность маленькому человеку почувствовать себя гражданином своего Отечества с ранних лет.

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи наиболее актуальна, становится частью целостного процесса социальной адаптации, личностного становления и жизненного определения личности. Дошкольное учреждение осуществляет большую работу по формированию патриотических чувств у детейНеобходимо прививать воспитанникам чувство любви и привязанности к ценностям родного края, так как это и есть основа воспитания патриотизма.

Патриотическое воспитание – понятие емкое, с умения видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, педагог влияет на чувственную сферу ребенка, на нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширяет и уточняет знания, формирует у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решаются задачи, связанные с умственным развитием ребенка; в игре - навыки коллективизации, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому-то всё что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениямвоспитание любви к близким, детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Особенно важна активная позиция воспитателя, его желания и умения сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. На базе детского сада Музей патриотического воспитания дошкольников. Материалы экспозиции музея систематизированные и представленные для детей в доступной форме дают детям возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего Отечества.

Наибольшую трудность у нас, воспитателей, вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материалы доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, мы проводим экскурсии по городу совместно с родителями воспитанников.

Ведь только взрослые могут передать детям свою любовь к родным местам, информацию о том, чем они знамениты, особенности природы, труда людей. В результате дети знакомятся не только с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются самыми красивыми местами своей малой Родины.

Работа проводиться последовательно, начиная с наиболее близкого, знакомого детям, затем постепенно переходя к более глобальному – город, страна.

Основным ключом формирования социального опыта у дошкольниковвоспитания привязанности к близким людям должна стать работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе этой работы постепенно складывается образ собственного дома, семейных традиций. Это чувство «родительского дома» становится основой любви к Родине.

В старшем дошкольном возрасте уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Однако, было бы неверно, знакомить детей с родным краем, ограничиваясь показом только лишь его особенностей. В таком случае, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны, в которой они живут. И задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Поэтому в ДОУ широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»«любовь к Отечеству»«ненависть к врагу»«трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Организуя праздники патриотической тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе с ветеранами, поют военные песни, возлагают цветы к памятникам. В ДОУ проводятся мероприятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. В них включены: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, экскурсии к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях, прославившим родной край. Проводить конкурсы на лучший детский рисунок «С чего начинается Родина«Сражение под Старым Осколом»«Горячий снег»«Салют Победы»«Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны»«Мы за мир» и др.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Поэтому вся работа проходит в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Сюда входят совместные экскурсии, выставки, конкурсы, праздники и т. д.

Таким образом, чем раньше начата работа, по формированию патриотического воспитания у дошкольников, тем прочнее и устойчивее будут сформированы у них, нравственные качества, поведение устойчивое, положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, проявляется доброжелательное отношение к окружающим, сопереживание другому человеку. Только тогда они вырастут настоящими патриотами своей Родины, которые будут способные на героические поступки.

Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к родному дому, желание беречь, делать лучше. Важно, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, - это способствует укреплению «чувства семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...

Статья "Нравственно - патриотическое воспитание любви к родине и её героическому прошлому"

Одна из главных задач нравственно- патриотического воспитания детей, пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и её героическому прошлому....

Воспитание любви к родному городу как часть патриотического воспитания

Патриотизм  - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника.  Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления ...

«Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Консультация для педагогов «Воспитание любви к литературе, как необходимое условие развития чувств у детей»

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература....