Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной программы на музыкальных занятиях в ДОУ. Из опыта педагогической работы.
методическая разработка

Баландина Наталья Михайловна

В данной разработке я делюсь опытом использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад  № 67 «Виктория»

                                                      Г. Смоленск

                                                          2023 г.

Использование здоровье сберегающих технологий в процессе реализации образовательной программы

на музыкальных занятиях в ДОУ.

                Из педагогического опыта работы. 

                                                             Составитель: Баландина Н.М.

В своей практике я, как музыкальный руководитель, в первую очередь забочусь о безопасности и здоровье ребят. Воспитательно-образовательный процесс выстраивается мною с учетом использования различных здоровьесберегающих технологий. Соблюдается методика проведения музыкального занятия,  его продолжительность, а так же смена видов деятельности (в соответствии с возрастом детей).  Соблюдается временной режим работы с мультимедийной системой и правила санитарных норм, согласно требованиям  СанПиН.  

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, я включаю оздоровительную гимнастику,  как в сами занятия, так и в вечера развлечений, утренники. Использую ее с целью  изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить на продолжение занятия.

Валеологические  песенки – распевки позволяют подготовить

голосовые связки к пению    и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. Несложные, добрые тексты и мелодия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Использую их как распевание перед началом работы с детьми над певческими навыками.

Валеологическаяе песенка-распевка


Трямди –песенка

Дети стоят парами лицом друг к другу

Маленькие пальчики: трям-трям-трям!

Барабанят пальчики: трям-трям-трям!

А теперь ладошки: трям-трям-трям!

Кулачками постучим: трям-трям-трям!

По трям-трямски говорим:

Засопели носики: трям-трям-трям!

Носики –насосики: трям-трям-трям!

А теперь мы улыбнулись,

Прыгнули и повернулись.

Мы в Трям-трямдии живем,

Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

Физкультминутки использую в том случае, если музыкальная деятельность детей, такая, как слушание музыки, пение, требуют долгого сидения.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Это – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи

Пальчиковая гимнастика позволяет в игровой форме разминать,

 массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Развивают речь, формируют правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить, а так же  координацию движений рук, мелкую моторику. Использую пальчиковую гимнастику в том случае, если дети долго сидят: слушание музыка, пение.

«САЛАТ» (автор слов и движений М.Картушина )  

Мы морковку чистим-чистим, (2р.)                 энергично проводить кулачком правой руки по ладони левой

Мы морковку трём-трём, (2 р.)        прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад  (а я с детьми делаю так: трём кулачки друг о друга)

Сахарком её посыплем (2 р.)        «посыпать сахаром», мелко перебирать пальчиками в воздухе

И сметанкою польём. (2 р.)        одну руку держим ладонью вверх, а кулачком другой руки делать движение сверху вниз, как бы поливая

Вот какой у нас салат, (2 р.)        протягивать ладони вперёд                   

Витаминами богат! (2 р.)        поглаживать живот ладошкой        

Ритмопластика, игротерапия.  Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Часто применяю в ходе занятий для развития танцевального   творчества и для создания эмоционального подъема у детей.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Цель: Уметь ориентироваться  в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу.

«Муравьи»

Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

«Кактус и ива»

Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры: По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко-лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

«Пальма»

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры: «Выросла пальма большая-пребольшая»-  правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки» - уронить кисть.

«Ветви» - уронить руку от локтя.

 «И вся пальма» - уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

«Мокрые котята»

Цель:  Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы.  По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

«Штанга»

Цель:  Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры:  Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

«Самолеты и бабочка»

Цель: Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры:  Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Дыхательная гимнастика играет важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно - сосудистую  систему.

   В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

«Ладошки»

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

«Котёнок и шар».

Надувала кошка шар, А котёнок ей мешал. Ф-ф-ф. Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф.» Хлопают в ладоши.

Подошёл и лапой - хлоп! Приседают.

Ну а шарик сразу – лоп

«Две собаки».

Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав- ав!»

«Ёжик».

Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх.»

«Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

Бормочут куры оп ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох,

Поднимем руки мы к плечам (вдох,

Потом опустим – так (Е. Антоновой-Чалой).

«Самолёт».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

Расправил крылья самолёт,

Приготовились в полёт.

Я направо погляжу: Жу-жу-жу.

Я налево погляжу: Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).

«Подуем на плечо».

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой-Чалой).

«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счёт «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!

Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнять это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения – вдоха. Это норма для ребёнка 3-6 лет.

Артикуляционная гимнастика развивает мышцы речевого аппарата,

 повышает показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшают музыкальную память и  внимание. Дети делают артикуляционную гимнастику при подготовке голосового аппарата к пению.

Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой,

Улыбка-трубочка

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнёмся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены. Локти отведены в стороны (улыбка). Кисти рук соединяются, образуя из ладоней круг (трубочка).

Лопатка

Язычок наш, как лопатка,

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью вверх.

Горка

Горка длинная у нас,

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена. Ладонь одной руки сжата в кулак, кисть второй лежит на первой, а пальцами касается стола (горка).

Вкусное варенье

Мы сегодня ели

Вкусное варенье.

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся сначала в правую сторону (вместе с языком, затем в левую.

Грибок

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу.

А руками соберу грибочков

Много я в лесу.

Языком выполнять движение «грибок». Руки попеременно строят «грибок», язык присасывается к нёбу.

Часики-качели

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

На качелях удержись.

Язык влево-вправо, вверх-вниз. Также ладонями.

Желобок

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

  Игровой массаж 

Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  Ребенок может легко научиться этому в игре.  


Массаж тела «Умывание»

С гуся вода, (поглаживают себя обеими руками от плеч
А с нас худоба. к ногам, наклоняя корпус)
Вода текучая, 
(приседают и постепенно встают,
Дитя растучее. поднимая ладони все выше)
С гуся вода, 
(поглаживают себя сверху вниз)
А с нас худоба.
Вода книзу, (
приседают и постепенно выпрямляются)
А дитя кверху. 
(поднимая руки)

Массаж лица «Умывалочка»

Умыли котята глаза и носы, (мягко проводят пальцами по векам, носу,
И щечки, и лобик, щекам, лбу)
И даже усы. 
(еще раз по крыльям носа)

Игровой массаж «Купание»

Ребяткам, ребяткам вода,
Ребяткам, ребяткам - да- да- да!
Головку, головку мыть
, (легко массируют пальчиками голову)
Водичкой тепленькой полить.
И ушки, и ушки мыть
, (растирают ушки ладошками)

Водичкой тепленькой полить.
И носик, и носик мыть, 
(растирают крылья носа)
Водичкой тепленькой полить.
И спинку, и спинку мыть, 
(гладят и растирают свои плечи)
Водичкой тепленькой полить.
И ручки, и ручки мыть, 
(растирают ладошки, гладят ладошки)
Водичкой тепленькой полить.
Животик, животик мыть, 
(поглаживают животик)

Музыкотерапия и релаксация способствуют коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Очень важно правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному режимному моменту.  Увлекающие детские песни и песни – приветствия для утренних встреч детей, бодрую, энергичную музыку для проведения утренней гимнастики, спокойную, умиротворяющую в хорошей аранжировке для снятия напряжения и раздражительности и т. д.

Формы оздоровительной работы в нерегламентированной                        музыкальной деятельности дошкольников.

Во всех возрастных группах ДОУ используется музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы, это:

  • утренняя гимнастика, (в летний период проводится под аккомпанемент аккордеона на улице)
  • умывальные
  • колыбельные
  • пробуждение после сна
  •  совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе,
  • совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей на прогулке
  •  совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье, адекватная музыкальной деятельности в ДОУ.

        Информация об использовании  современных педагогических и

информационно-коммуникационных технологий

 

Технологии, используемые в музыкально-образовательной деятельности

Технологии

Уровень  использования

Игровая технология

Непосредственная образовательная музыкальная деятельность, утренняя гимнастика, праздники, развлечения, кружковая работа.

Технология игровой обучающей ситуации

Предполагает наличие сюжета, по ходу  которого дети решают проблемные задачи.

Технология

проектного обучения

Использование метода проектов

Технология

проблемного обучения

Создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает знания.

Арт  – технология

Совокупность методов, приемов и средств различных видов искусств.

Информационно-компьютерные технологии

Использование ТСО и  мультимедийных презентаций в образовательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – одно из интересных методов работы, направленное на укрепление здоровья детей,, и цель её определяется выявлением и развитием музыкальных и творческих способностей, а также формированием привычки к здоровому образу жизни. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, инструктора по физической культуре.

        Результатом данной работы является то, что дети приобретают углублённые знания, навыки, дети постигают элементарные нравственно – эстетические нормы традиционной народной культуры. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность, совершенствуются музыкальные способности.

   Какими мы, педагоги и родители, хотим видеть своих детей? Здоровыми и умными. Послушными и успешными. Хорошо развиты физически… Список можно продолжать до бесконечности, и мы готовы прикладывать титанические усилия для его претворения в жизнь. Мы, педагоги, создаём и внедряем новые программы и технологии, развиваем, закаляем, водим детей на всевозможные мероприятия, на сайтах и конференциях обсуждаем достигнутые успехи…

Главное – за всем этим не забыть: прежде всего, дети должны расти счастливыми! Только счастливый ребёнок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере раскрывая свои возможности.

В своей работе я использую много литературы:

- «Музыкальное воспитание» О. Радыновой;
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной;

-  Программа «Элеменитарное воспитание»;

-  Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной ;

- «Как воспитать здорового ребёнка» В Алямовской;

- «Оздоровительные игры для дошкольников» А. Галанова;

- «Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева;

- «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова;

-  Программа оздоровления «Зелёный огонёк здоровья» М. Картушиной;

- «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой;

- «Психогимнастика» М. Чистяковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».         Интенсивное развитие совре...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области "Музыка"

В выступлении на семинаре РМО музыкальных руководителей представлена система здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно-образовательного процесса, но и профилактику различных заболев...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка».

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие ме...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетического развития»

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающие технологии....