Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья (младшая группа)

Алексеева Ирина Ивановна

Статья по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ                                      

                          И  УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье.                                                        Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым,                                                                       хочется быть здоровыми и сильными,                                                                                  только дети не знают, что для этого надо делать».

                                                                                                                      Януш Корчак

         Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Фундамент здоровья человека закладывается до 7 лет: идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.                

         В дошкольном возрасте важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической        культурой        и        спортом.                                                                                                                                  Проблема создания эффективной системы здоровьесбережения актуальна на современном этапе в связи с тем, что родители воспитанников признают важную роль дошкольных учреждений в воспитании и развитии дошкольников, но занимают не активную позицию в этом направлении.                                                                                                                            

         Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры, привычек и навыков родителей.                                                                                                                        

          Когда ребенок приходит в детский сад важным условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. И первое с чего мы начали (с младшей группы), было четкое обсуждение тех целей и задач, которых мы должны будем достигнуть совместными усилиями. С этой целью прошло родительское собрание «Давайте познакомимся». В ходе активного диалога совместно с родителями и педагогами ДОУ были сформулированы задачи совместной физкультурно–оздоровительной деятельности детей и родителей:                                                        

1.Обогащение двигательного опыта и развития психофизических качеств: быстроты, гибкости, силы, ловкости.

2.Развитие у детей психических процессов:  внимания, памяти, воображения, мышления.   3.Формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка.                                                                                                                       4.Повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.   5.Содействие формированию гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.

         Также были выработаны основные положения, определяющие содержание, организацию        и        методику        совместной        работы:                                                                                                                1. Единство во взаимодействии. Семья знакома с основным содержанием, методами и  приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт        семейного        воспитания.                                                                                                        2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и        способностей.                                                                                                                3. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и        самокритики.                                                                                                                      4. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – к детскому саду.

         Данная        система  работы с семьей включает:                                                                           1.Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.                                                                                                               2.Участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей.                         3.Целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.                                                                                                                      4.Ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной  работы в образовательном учреждении ,  направленной на физическое, психическое и социальное развитие        ребенка                                                                                                                        5.Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу,         разнообразным        видам        закаливания        и т.д.).                                                               Очень важное замечание, что совместно с родителями мы договорились, что все мероприятия  проводимые с воспитанниками в группе и  ДОУ будут проходить с их активным        участием.                                                                                                                              

          Анализ существующих традиционных форм показал, что самыми распространенными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий.                                                В связи с этим, совместно с мамами, папами, бабушками и дедушками, распределяем и решаем, кто и чем может помочь в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности, кто оформит группу, кто организует совместный поход, куда бы хотели отправиться, какие мероприятия наиболее актуальны для семьи. А как гордится ребенок, если его мама, по профессии педиатр,  расскажет историю о том, что может        приключиться,        если        не        мыть        тщательно        руки.                                                        

          Родители вместе с детьми принимают участие в разработке, подготовке, проведении культурно – досуговых мероприятий:  тематических недель  «Здоровому – все здорово» «Зимние забавы», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», дней Здоровья, участвуют в туристических походах и совместных поездках выходного дня.                         Одной из актуальных форм активного взаимодействия родителей и семьи являются Дни открытых дверей, когда родители могут посетить различные занятия и мероприятия в детском саду, что способствует взаимосвязи в методах воспитания в детском саду и дома.      Совместная деятельность воспитателей и родителей всех возрастных групп при подготовке        акции        включает:                                                                                                           - Подбор материалов о ЗОЖ;                                                                                                                     - Включение работы по подготовке акции в образовательную деятельность;                                       - Выступления родителей-специалистов в данной области перед детьми;                                    - Чтение научной и художественной литературы;                                                                                      - Рисование и выставку рисунков детей;                                                                                        - Создание газет совместными усилиями детей и родителей;                                                     - Создание и показ плакатов с беседой-разъяснением;                                                                 - Совместное проведение досуга «Здоровый образ жизни нашей семьи».                                 - Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, семейный проект, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в совместных        делах.                                                                                                                         Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в группе заранее вывешиваются   яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки.  Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.                                                                                                                            Родители нашей группы принимают активное участие в спортивных соревнованиях и развлечениях. Ежегодно воспитанники ДОУ вместе с родителями участвуют в групповых и в старших группах в районных спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Участие в таких мероприятиях помогает родителям сблизиться вместе с детьми, активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.

          Заключение.                                                                                                                                             

         Таким образом, данная система работы с родителями позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей в течение всего пребывания в детском саду, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни.                                                        Родители стали активными участниками мероприятий, проводимых в детском саду, готовы к сотрудничеству, заинтересованы в укреплении здоровья детей.                                        В деятельности детей также произошли изменения: дети много узнали нового о человеке и природе, об их взаимоотношениях, об ответственности человека по отношению к природе.          Наблюдается овладение детьми началами основ здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, улучшение показателей физической подготовленности. У детей не только формируется стойкая привычка к здоровому образу жизни, но некоторые из них пытаются обучить элементарным приемам оздоровления членов своей семьи. Это позволяет надеяться на закрепление некоторых полезных привычек не только у детей, но и у окружающих их взрослых.                                                                                         Уменьшилась заболеваемость, а главное, дети учатся беречь своё здоровье и здоровье окружающих, легко общаются со взрослыми и сверстниками, участвуют в различных конкурсах, инициативны.

            Литература                                                                                                                Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность» -СБП.: «Детство-Пресс», 2016. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М., 2007.                                                                                                                                          Глушкова Г. Здоровье и физическая культура // – Ребенок в детском саду. – №2. – 2003.    Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / – М., 2002                                   .Ермулина Е.А.,Тараторкина Т.В. Построение единого здоровьесберегающего пространства развития ребенка в ДОУ и семье. // Управление ДОУ. №4, 2009.                   Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с.                                                                                                             Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 2007.                                                                               Кудрявцев В.Т.,Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.                                                                                                             Прищепа С.С.,Храмцова Н.В., Шатверян Т.С. Сотрудничество педагога с семьей// Управление ДОУ.№ 3, 2006.                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

laquo;Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое по...

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников....

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Материал о продуктивных способах, методах и формах взаимодествия детского сада и семьи дошкольника по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Материал может быть полезен начинающим вопитателям для ...

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Гаврилова Е.ВВоспитатель ст.группа «Винни –пух»Г.Санкт-Петербург  Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников    Детство -...

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Укрепление здоровья ребенка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь....

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников....