ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
материал (младшая группа)

«Формирование культурно-гигиенических  навыков у младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_gulshat_.docx55.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

ТЕМА:

«Формирование культурно-гигиенических

 навыков у младших дошкольников»

2020 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение    
  2. Особенности формирования детьми младшего дошкольного

возраста культурно-гигиенических навыков

  1. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических
  2.  Навыков у детей младшего дошкольного возраста
  3. Организация работы по формированию культурно-

гигиенических навыков у детей младшего дошкольного

 возраста

  1. Взаимодействие с семьей – важное условие для формирования

 культурно-гигиенических навыков

  1. Результаты работы
  2. Заключение
  3. Список литературы
  4. Приложение

Введение

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения.

          Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стала формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед нами встала  проблема поиска эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников.

Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

В связи  с этим целью нашей работы стало: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Достигнуть цели панировалось через решение следующих задач:

  1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности овладения детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками.
  2. Определить наиболее эффективные методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Систематизировать работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Особенности овладения детьми раннего и младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка.

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Таким образом, в ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает

полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребёнка). В начале второго года жизни ребёнок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребёнок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребёнка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании на сон, благодарить за оказанную помощь.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни, с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

К четвёртому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.  Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Методы  и приемы формирования  культурно-

гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания(Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём – это частное  проявление того или другого метода воспитанияМожно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку, утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);

Важной задачей в работе с детьми младшего дошкольного возраста является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни – стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребёнок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако  необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач,  и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

1. Показ и объяснение

   В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

2. Упражнение и контроль

   Только при многократном повторении какого-либо действия, закрепляется определенный навык. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых

   Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

От природы у детей хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.       

4. Игровые приемы

   Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.  Игровые приемы очень эффективны в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Хорошо помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические игры, игра «в ошибки».

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок

    Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни  является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Ещё одно из условий, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда  соблюдали культурно-гигиенические навыки.

Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель  сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.

Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

   

Работу по формированию культурно-гигиенических навыков мы начали   с того, что продумала наличие оборудования.  Каждой вещи было отведено определенное место, доступное для детей. Дети знали где, что находится. Далее проводилась работа по ознакомлению детей  с предметами личной гигиены.

Вторым шагом было разделение осваиваемых детьми действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

    Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

   Когда мы  начали работать с воспитанниками двухлетнего возраста, обратили внимание на то, что многие ребята совершенно не владеют даже элементарными культурными навыками. Многие не умеют пользоваться (даже не хотят) платочком, расчёской, не могут самостоятельно помыть ручки, лицо, поправить одежду. Во время еды также возникают проблемы: кто-то неправильно держит ложку, чашку, многие не умеют вести себя за столом. Во время игр, занятий и самостоятельной деятельности детей обратила внимание, что половина детского коллектива плохо обращается с книгой, игрушками, дидактическими пособиями. Также далеко не все здороваются и прощаются с ребятами и взрослыми, часто ссорятся между собой.

       Планируя работу с воспитанниками, мы включили методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков в НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим:

- «Искупаем куклу Катю».

- «Оденем куклу Машу на прогулку».

- «Постелем Мишке кроватку».

- «Напоим гостей чаем»,

- «Накроем стол к обеду» и другие.

    В процессе этих занятий формируются не только культурно-гигиенические, но и игровые навыки, которые обеспечивают развитие сюжетно-ролевой игры. В каждую обучающую деятельность мы включали художественное слово: песенки, потешки, зачитывали отрывки из произведений «Мойдодыр», «Что такое хорошо и что такое плохо».       Использовались наглядность, игрушки-гости. Обязательно поощряли детей, использую к каждому индивидуальный подход.

       Также проводили любимые детьми игры и дидактические упражнения. Например: дидактическая игра «Научим Зайку умываться», упражнение «Причешем кукол».

      Для того  чтобы научить убирать игрушки на место, мы провели для начала экскурсию по группе и показали, где «живут» игрушки: машинки - в «гараже» на одной полке, куклы - в теремочке на другой, книги, кубики и т.д. – на специально отведённых для них полочках и шкафах. Далее, привлекали к уборке игрушек, обыгрывая упражнения «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где живут машинки?» и т.д.

     Конечно, не все воспитанники спешили убирать всё на свои места по моей просьбе. Здесь приходилось хитрить: вечером прятались некоторые игрушки или книги, а утром ребята спрашивали, где же игрушки? Мы им объясняли, что они обиделись на то, что их разбрасывают и вернутся только тогда, когда они  научатся с ними хорошо обращаться.

     Особое внимание уделялось бережному обращению с книгой, дидактическими пособиями. Чтобы привлечь воспитанников, мы нарисовали на коробках книги – одну с грустным лицом, с помятыми уголками, а другую – весёлую и чистенькую. Спрашивали у них, почему книга такая грустная, что с ней случилось? Вместе с детьми делаем вывод о плохом обращении с ней ребятами.

         Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков в нашей группе является соблюдение воспитанниками режима дня.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует их, помогает быть активными, самостоятельными.    

Хотелось бы добавить о культуре общения с взрослыми и сверстниками. Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками  ДОУ.  Наша задача – воспитывать у них культуру общения.

           Мы стараемся увлечь и объединить воспитанников интересной игрой или совместным занятием, поощряем даже незначительные попытки играть вместе. Стараемся направлять отношения детей так, чтобы ребята приобретали опыт положительного общения.

 Для установления доброжелательных отношений между детьми и нами, взрослыми, также используем разнообразные дидактические игры и упражнения, такие, как: «Мишка ушиб лапку, пожалей его», «Как утешить куклу». В процессе этих упражнениях мы обучаем ребят спокойно разговаривать, сочувствовать другому, обращаться друг к другу по имени.

«Покажем утёнку, как нужно попросить о чём-нибудь», «Научим игрушки здороваться друг с другом» – этих играх обучаем малышей пользоваться словесными формами приветствия, прощания, учим вежливо обращаться с просьбой. 

Конечно, не всё идёт так гладко в нашей работе, как хотелось бы. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В перспективе – будем продолжать развивать у малышей навыки культурного поведения, изучать новинки методической литературы по данному направлению, апробировать современные подходы к формированию КГН.

Взаимодействие с семьёй – важное условие для формирования культурно-гигиенических навыков детей.

Формирование культурно-гигиенических навыков не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания.

Работу с родителями мы начали со сбора информации о наличии у них необходимых знаний по данному вопросу. При изучении семей наших воспитанников выявились типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемыми ими ошибки в формировании ими культурно-гигиенических навыков.

Многие родители из-за нехватки времени или терпения предпочитают сами быстренько умыть, одеть ребёнка, убрать за него игрушки, что мешает закреплению полученных в детском саду знаний, умений и навыков культурного поведения. Некоторые родители мало обращают внимание на то, что малыш плохо ведёт себя на улице и в общественных местах. Для этого были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

Для того чтобы родители могли прививать навыки  в семье  в единстве  с детским садом мы систематически знакомили родителей  с содержанием и методами формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Стремясь дать родителям квалифицированный совет, проводились тематические консультации по формированию культурно-гигиенических навыков: «Воспитан ли ваш ребёнок?», «Методы педагогического воздействия».

Результаты не заставили себя долго ждать. Многие родители включились в совместную работу по данному направлению, оценили ее важность и значимость для развития ребенка, делились своими успехами по формированию культурно-гигиенических навыков дома,  в семье.

                             

Результаты работы

 

В конце года мы вновь провели диагностическое обследование по определению уровня  формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников группы. Были проведены наблюдения при выполнении детьми режимных моментов и на основании этого сделали сравнительный анализ полученных результатов.

Данные результаты свидетельствуют о повышении уровня формирования культурно-гигиенических навыков. Высокий уровень достигнут у 90% детей группы, средний  у 10 % детей.

Наряду с положительными результатами, в ходе работы обнаружились трудности: низкая заинтересованность отдельных родителей вопросами формирования культурно-гигиенических навыков.

Перспективы дальнейшей работы мы видим  в следующем:

- продолжать совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы.

- организовать активные формы работы  с семьями воспитанников по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Заключение

Таким образом, теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы с детьми по данной проблеме позволили сформировать определенные выводы:

  1. анализ психолого-педагогической литературы по формированию культурно- гигиенических навыков позволил установить, что данная проблема является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления;
  1. формирование культурно-гигиенических навыков – это первоочередная задача воспитания маленького ребёнка. Младший дошкольный возраст – наиболее подходящий период для формирования культурно-гигиенических навыков;
  2. эффективность работы по формированию культурно-гигиенических навыков зависит от уровня взаимодействия с семьёй по данному направлению;
  3. обоснована и доказана эффективность комплекса педагогических условий, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: организация развивающей предметно-пространственной среды, которая будет способствовать формированию культурно-гигиенических навыков в ДОУ и заинтересованность родителей  в решении данной проблемы.

Список литературы

1. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Томск: ТГУ, 2000. – 58с.

2. Арушанова, А. Г., Коннова, В. В., Рычагова, Е. С. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников. Детский сад от А до Я: науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. - 2014. - 22-38с.

3. Веракса, А. Н. Символическое опосредствование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2014. - 38с.

4. Игуменова, Н. А. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре [Текст] // Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.

5. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005 467с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]  / Под ред. Васильевой, М.А. Гербовой, В.В. Комаровой, Т.С. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.

7. Смирнова, Т. А. Собираем куклу на прогулку [Текст] // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.

8. Елизарова, В. А. Выгорко, В. А. Воробьева, Т. А. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11. – С. 121.

9. Ипатова, Ю. Н. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей [Текст] / Ипатова, Ю. Н. // Дошкольное образование. – 2008. – № 11. – С. 35 – 39.

10. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей (игровой комплект) [Текст]  / Конина, Е. Ю. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 12 с.

11. Мартынова, Е. А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал. Вторая младшая группа [Текст] / Е. А. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 66 с.

   

Приложение 1

«Потешки-умывалки»

Я сегодня утром рано                                        Тёплая водичка

Умывался из-под крана,                                    Моет Тане личико,

Я и сам теперь умею                                          Сашеньке ладошки,

Вымыть личико и шею.                                     Пальчики Антошке.

                ***                                                                   ***                

Мойдодыру я родня,                                        Знаем, знаем, да-да-да,

Открутите-ка меня,                                          Где тут прячется вода.

И холодную водою                                          Выходи, водица,

Живо всех я вас умою.                                    Мы пришли умыться!

                                                                           Лейся на ладошку

                ***                                                     Понемножку.        

Ладушки, ладушки,                                          Нет, не понемножку!

С мылом моем лапушки.                                 Посмелей!

Чистые ладошки?                                             Будем умываться веселей.

Вот вам хлеб да ложки.

               ***                                                                    ***

Водичка, водичка,                                            Буль-буль-буль, журчит водица

Умой моё личико,                                            Все ребята любят мыться!

Чтобы глазоньки блестели,                             Руки с мылом мы помыли,

Что щёчки краснели,                                       Нос и щёки не забыли.

Чтоб смеялся роток,                                        Не ленимся, моем уши,

Чтоб кусался зубок.                                         Вытираемся посуше.

                                                                           Мы помылись, как большие.

                                                                           Вот мы чистые какие!

                                                                           Вот как хорошо!

Приложение 2

Дидактические игры и упражнения


«Умывание куклы».
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки; закреплять умение выделять и назвать части тела человека; активизировать в речи детей слова: лицо, шея, зубы, руки, мыло, полотенце.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание  с детьми ситуации (сопровождение чтением потешки).
Катя, мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько, 
Чисти зубки – будут белы.
Ушки мой, не забывай!
Воду ты не проливай,
Сухо ручки вытирай.


«Поможем Андрюше и Маше найти свои вещи и оденем их на прогулку».
Цель: формирование у детей представление об образах мальчика и девочки; закрепить знания о предметах одежды для мальчика, для девочки; формировать умения назвать элементы одежды; последовательность одевания.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание  с детьми ситуации.    

 

«Котик  хочет спать». 
Цель: развивать умения свободно называть предметы постельного белья и применять их по назначению, умению последовательно  застилать и расстилать постель.
Ход: дети по очереди застилают постель. Действия детей обсуждаются; проговариваются названия постельных принадлежностей и последовательность застилания постели. Игру можно сопровождать чтением стихотворения С.Маршака «Усатый, полосатый
» (отрывок)
...Вот тебе под спинку-
Мягкую перинку.
Сверху на перинку-
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки-
Белые подушки.
Одеяльце на пушу
И платочек наверху.
Дети помогают кукле «раздеться
», готовят её ко сну.


«Причешем кукол». 
Цель: формирование культурно гигиенических навыков.
Ход: рассказываю детям, что куклы собрались на праздник, а как им причесаться? Девочки с удовольствием обыгрывают ситуацию, а заодно просят поправить  и им причёски.

«Накроем праздничный стол для кукол». 
Цель: научить детей называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учить правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками.
Ход: создание игровой мотивации, что сейчас к нам придут гости. Приглашение куклы с подружками на чай. Чаепитие сопровождается чтением стихотворения:
Пейте, куколки, наш чай.
Чай душистый, ароматный,
вкусный, сладкий- вот какой
Для гостей напиток мой!

Приложение 3

НОД: «Научим куклу Катю умываться».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Программное содержание: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки: потребность мыть руки перед едой, навыки самообслуживания, самостоятельности.

Задачи: Учить детей процессу умываться, соблюдению последовательности действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить, встряхнуть воду с рук, сухо вытереть полотенцем, повесить его на крючок).

Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения.

Вызвать у детей радостное настроение, активность, используя игры, потешки,  поощрение.

Обогатить словарь детей, развивать внимание, память, воображение логическое мышление.

(душистое, ароматное мыло, мягкое, пушистое полотенце).

Оборудование: Кукла Катя, корзинка, мыло, полотенце

Предварительная работа: Чтение сказки «Мойдодыр». Чуковский К., чтение стихов, загадок, пальчиковые игры, рассматривание иллюстраций о культурно-гигиенических навыков, беседа.

Ход занятия. Стук в дверь.

Воспитатель; - Дети, вы слышите, кто-то к нам стучится! Кто там? Входите, пожалуйста! Внести куклу с корзинкой. Кукла здоровается. Плачет.

Воспитатель; - Катя, почему ты плачешь?

Кукла Катя: - Меня пригласила подружка на день рождения, а моя сестренка надо мной смеется. А я не знаю, почему она смеется.

Воспитатель; - Дети, посмотрите на Катю, может вы догадались, почему над ней сестра смеется?

Ответы детей: Дети говорят, что у Кати грязные щечки и ручки.

Воспитатель; - Да, Катя, ты же грязная, неумытая, а в гости надо ходить чистой.

Воспитатель; - Дети, вы хотите, чтобы Катя пошла на день рождения? Ответы детей: - Да!

Воспитатель; - Давайте поможем Кате умыться, стать чистой и тогда ей не стыдно будет пойти на день рождения.

Обратить внимание детей на корзинку.

Воспитатель; - Дети, давайте посмотрим, что у Кати в корзинке.

Воспитатель; - Что это? Правильно, мыло. Понюхайте его, какое оно душистое, ароматное.

Воспитатель; - Что делают мылом?

Дети: - Моют руки.

Воспитатель; - Правильно, чтобы мыть руки и лицо.

Воспитатель; - Дети, а это что? Правильно, полотенце пушистое, мягкое.

Воспитатель; - Полотенце для чего нужно? Правильно, чтоб вытирать руки и лицо.

Давайте с Вами поиграем. Физминутка.

Игра «Моем Руки».

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги - вправо, брызги - влево, Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым вытираем ручки быстро.

Воспитатель; - Молодцы, вы хорошо поиграли. Ну, посмотрите на Катю, она до сих пор грязная. Она не может пойти в гости. Давайте мы её научим!

Воспитатель; - Сегодня мы дети, покажем кукле Кате, как правильно нужно умываться.

Воспитатель; - Что нам для этого надо? Вода нужна? Нужна! Мыло нужно? Нужно! Полотенце нужно? Нужно!

Воспитатель; - Где это у нас находится? В умывальной комнате.

Воспитатель; - Дети, а теперь покажем кукле Кате, как правильно умываться.

Воспитатель; - Дети, закатываем рукава, чтоб их не намочить.

Воспитатель; - Дети, как мы открываем кран?

Дети; - Потихоньку.

Воспитатель; - А почему?

Дети; - Брызги летят на пол, на детей.

Воспитатель; - Правильно, надо кран открывать так, чтоб вода текла маленькой струйкой. Открой, Оля кран, чтоб текла водичка маленькой струйкой.

Воспитатель; - Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем кукле Кате, как надо мыть руки.

Воспитатель; - Давайте и мы помоем руки с мылом.

Деты умываются.

Воспитатель; - А воспитатель помогает им и рассказывает потешку:

Ой, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Кате улыбаемся!

Воспитатель: - молодцы, дети, теперь у всех руки чистые. А теперь пойдёмте в группу и сядем на стульчики, и подождём Катю, посмотрим, как она чисто умоется.

Воспитатель: - Ребята посмотрите на Катю! Она умылась, стала чистая. И теперь она может пойти на день рождения. Давайте скажем Кате до свидания!

Воспитатель; - Дети, мы сегодня, с вами, учили куклу Катю умываться. Все помогали кукле Кате, сами чисто вымыли руки.

Молодцы, ребята!

Приложение 4

Про очень голодную щётку.

Если вас зубная щётка

Ущипнёт, как злая тётка,

Постарайтесь не скандалить,

Постарайтесь не пищать.

Если злится ваша щётка,

Как голодная селёдка,

Начинайте поскорее

Щётку пастой угощать. 

После этой вкуснотищи

Щётка не щипается,

А кто зубы чистит чище -

Чаще улыбается. 

Петр Синявский

 

Кто не умывается 

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом. 

А кто не умывается,

Никак не называется.

Петр Синявский

Мыло

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

- Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,

Мыло тебя наконец бы отмыло!

Я.Аким

Утренний приказ

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка.

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Э.Мошковская

Мыло

Каждый день

Я мыло мою

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Очень сильно тру.

Мойся, мыло,

Не ленись!

Не выскальзывай,

Не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

Р.Куликова

Странный загар

- Как у нашего Андрюши

Почернели страшно уши.

- Только уши? Только уши

Почернели у Андрюши!

От чего же почернели?

- Просто уши загорели…

- Только уши, только уши

Загорели у Андрюши.

Г.Лагздынь

Эх, топну ногой!

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!»

Г.Ладонщиков

Водица, водица,

Умой наши лица,

Умой наши щёчки,

Умой наши губки, 

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Зайка начал одеваться,

Видно в гости собирался.

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вот и сухо!

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу - 

Я кудряшки расчешу!

Поутру.

Я беру поутру полотенце на руку

И бегом босиком умываться на реку.

В ней вода холодна,

У обрыва – омут.

Окунусь, оботрусь –

И скорее к дому

А потом босиком перепрыгну ловко

В огород, где растёт сладкая морковка.

Г.Ладонщиков

Няня Милу мыла

Мила мыло не любила,

Но не ныла Мила,

Мила-молодчина!

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще,

Я грязнуль не выношу!

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

Взял Серёжа обруч свой,

Держит обруч за спиной.

Всё, что делает Серёжа,

Повторить попробуй тоже.

Н.Кан

А теперь, детвора,

Умываться пора!

Н.Кан

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание 

Визжит поросенок:

"Спасите!.."

Купают его в корыте.

Он в луже не прочь помыться,

А мыльной воды боится.

А в кухне купают Олю.

Воды ей налили вволю.

Но Оля кричит: -Уйдите!

Мочалкой меня не трите!

Я голову мыть не стану!

Не буду садиться в ванну!..

Вот оба помыты,

Надуты, слегка сердиты.

С коленок отмыты пятна.

Купаться было приятно...

- Чего ж ты, Оля, кричала? -

И Оленька отвечала:

- Кричал поросенок Тошка,

А я помогала немножко!

З.Александрова

Приложение 5

Консультация для родителей

«Формирование культурно-гигиенических навыков

 у детей младшего возраста»

Каждая семья стремится вырастить детей крепкими и здоровыми. Обеспечивая уход за маленькими детьми, родители постепенно начинают воспитывать у них необходимые культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, причёски, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Воспитание КГН имеет значение не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья.

Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни способствует освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направление, последовательность своей работы, чтобы, представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идёт простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыков в привычку достигается систематическим повторением при определённых условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются воспитанию.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так же и к тем, кто приготовил пищу.

Гигиеническое воспитание и обучение непрерывно связано с воспитанием культуры поведения и имеет следующие задачи:

- приучать детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережёвывать пищу;

- уметь пользоваться ложкой, салфеткой;

- учить, чем и как едят;

- познакомить с разновидностями посуды.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно, в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, чтобы они могли видеть результаты своих действий. Ещё одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,  мед. работником и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда его соблюдали.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого, доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию.

Воспитание КГН у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основы для развития физически крепкого здоровья. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Освоение КГН связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР»

Тема:  «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры  у старших дошкольников с ОНР» Актуальность темы.  Вся деятельность дош...

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...

Опыт работы по теме: «Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников посредством социо — игровой технологии».

      Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способност...

" Опыт работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников через проектную деятельность"

Краткое описание опыта работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников  через проектную деятельность"...

Опыт работы по формированию основ валеологии у младших дошкольников

в данном материале описан уголок валеологического воспитания...