Статья.Пальчиковые игры как - средства развития мелкой моторики
статья

Статья актуализирует использование пальчиковых игр в целях развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также  раскрываются возможности развития речи детей дошкольного возраста,  укрепляя  мелкую мускулатуру  с помощью пальчиковых игр.

 Приводятся примеры используемых игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры как   средства развития мелкой моторики

Сулейманова Лалезер Мугутдиновна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №71

                                                                                        Г. Санкт-Петербурга Калининского района

Давним -давно ,в незапамятные времена ,когда не было красивых городов ,машин ,инструментов  у человека не было ничего…

Поначалу в жизни нашей было все не так, как надо.
Много сил вложили люди, чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок, чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек, чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей ни большим, ни малым.
Ноги вечно исцарапаны острыми камнями,
потому что ни ботинок не было, ни няни.
И совсем не просто было тем, кто видел плохо:
не найти очков, и все, – сколько хочешь охай.
Хочешь в мячик поиграть – нет мячей в помине.
Хочешь есть – нет ни огня, ни горшков из глины.
Если, скажем, хочешь пить – кофе нет, нет кваса.
Нет ни пищи, ни питья. Вовсе нет – и баста!
Были у человека руки, только руки.

И трудился предок наши не знал он скуки.

Много сделал для людей    человек, бесспорно,

Еще больше сделать –Знай- трудись упорно!

                                                 Джанни Родари                              

Как описано в стихотворении Джанни Радари Руки много значат для человека

Много сделали руки человека для облегчения своего труда ,конечно не без помощи разума .Много чего создано руками и умом .Руки это рабы мозга .Звучит странно, не так ли ?

Тем не менее, связь мозга и рук фантастическая!

Ученые вообще часто называют кисти рук «органами речи». Сейчас исследования показывают условность деления на зоны, все работает как цельный механизм.

Руки помогают опознавать все вокруг. Встречая любой незнакомый предмет или объект, ребенок начинает исследовать его: трогает, щупает, нюхает, гладит пробует-тактильно знакомиться. Тактильное знакомство дает огромную информацию мозгу.

 Осязание — это первое, что доступно маленькому человечку, когда он соприкасается с миром: тепло/холодно, мягко/твердо, мокро, сухо, и т.д. И, потом, когда мозг начинает пользоваться этой информацией, появляются и зрительные, и слуховые связи, слова, связывающие воедино ощущения всех рецепторов и сознание. Сенсорика, мелкая и крупная моторика развиваются вместе

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной и мышечной системами.

          Авторы   С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать» пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Все эти авторы ссылаются на исследования М.М. Кольцовой, которая путём экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.

Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.

На кистях рук находится множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Развитие рук, кистей, речевых умений (мелкой пальцевой моторики),является одним из показателей хорошего физического развития.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. В стимулировании мелкой моторики роль пальчиковых игр не заменима .Вот несколько примеров пальчиковых гимнастик


Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку)
Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку)
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад)
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем)
Хороша капуста!
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединяем подушечки каждого пальчика левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинца)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.(Соединяем подушечки каждого пальчика левой и правой руки поочерёдно, начиная с мизинца)

Один, два, три, четыре, пять. (Сжимаем пальцы в кулачки)

Начинай считать опять.

(Повторяем сначала)

Пальчик – мальчик, где ты был?

Пальчик - мальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

Пальчики засыпают.

Апельсин.

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показывают 10 пальцев)

А он один.

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!

(«бегут» пальцами по столу)

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста  несет в себе не только игровой смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

Развивает мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;

 развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;

нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу, как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего возраста"

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адеква...

Статья «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста"

В статье кратко описывается для чего надо заниматься пальчиковыми играми с детьми раннего возраста. Тренеровка пальцев рук влияет на созревание речевой функциии. Игры с пальчиками- это не только стиму...

Статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. В дошкольном во...