ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
статья (старшая группа)

Морозова Екатерина Юрьевна

Напротяжении нескольких лет я работаю с детьми.И с каждым годом убеждаюсь в том,что здоровье воспитаников - это один из главных приорететов для воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Е.Ю. Морозова

ГБДОУ детский сад № 82

Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

 

На протяжении нескольких лет я работаю с детьми. Сейчас воспитатель в старшей дошкольной группе. И с каждым годом убеждаюсь в том, что здоровье воспитанников – это один из главных приоритетов для воспитателя. Не секрет, что процент абсолютно здоровых детей, приходящих в детский сад, очень мал. Поэтому, изучив огромное количество педагогических трудов, я остановилась на здоровьесберегающих технологиях в ДОУ по ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях помогают сохранить психоэмоциональное и физическое здоровье детей. Методики дают возможность правильно организовать образовательный процесс. А техники обеспечивают комплексный подход к охране труда и здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, вале логической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Перед собой я поставила задачи: сохранить здоровье детей; создать условия для их своевременного и полноценного психического развития; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Здоровье сберегающую деятельность в ДОУ мною осуществляется в следующих видах:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
  • валелогического просвещения родителей; здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий  обеспечения валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мною разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, беседы, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, дни открытых дверей, наглядная агитация, различные нетрадиционные формы работы с родителями (проекты, тематические акции, викторины и др.).

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

Я использую в своей работе следующие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • ритмопластика. 

Динамические паузы, которые проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения я включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся мною ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате – со средней степенью подвижности.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Пальчиковая гимнастика проводится мною индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.

Гимнастика для глаз я провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, она способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения я использую наглядный материал, показ.

Дыхательная гимнастика проводится мною в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящую гимнастику я провожу ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс мною внесены упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Мною разработана серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья».Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж я провожу в игровой форме.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.

Сказкотерапия – я использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку я могу рассказывать сама, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки мы не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки.

Эмоционально-личностная сфера детей я стараюсь корректировать благодаря использованию в режимных моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей, их желание работать, способствовать проявлять волевые усилия для достижения цели.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды детской деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Данная работа раскрывает специфику внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. Подробно изложены традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с детьм...

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохра­нения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Задачи з...

Презентация. Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду....

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения ...