«Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста.»
консультация

Хакимова Наталья Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок»

Акбулакского района Оренбургской области

Консультация для воспитателей

«Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста.»

Подготовила: воспитатель Н.Н. Хакимова

                                           п. Акбулак.

    Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. В работах ученых, занимающихся данным вопросом (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Г. и т.д.) отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка.

   Речь является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.

    В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

    Таким образом, нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

     Примеры выполнения артикуляционной гимнастики с движением рук:

Упражнение «Злой пёс». 1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно). 2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно).  1 – 2 выполнять попеременно.

Упражнение «Расчёска – Утюг». 1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. 2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь. 1 – 2 выполнять попеременно.  

Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком:

  • Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.
  • Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.
  • Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.

Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение «Чистим зубы». 1 вариант: Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим). 2 вариант: Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев).

Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.

Упражнение «Зеркальное рисование». Ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный звук.

Примеры нейроигр:

Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.

Нейроиграс мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.

Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.

Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь.  2 вариант: звук С –  кулак, звук З – ребро, звук Ц —  ладонь.

Нейроупражнение «Локоть-колено».  Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к ж...

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»

«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Активизация мелкой моторики рук и стимуляция развития речи у детей дошкольного возраста с помощью игры нетрадиционными предметами

С помощью игры нетрадиционными предметами мы развиваем мелкую моторику рук. Тем самым стимулируем речевую и мыслительную деятельность ребенка дошкольного возраста....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение ...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.

Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Статья "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия у детей"

Нейроигры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, ...