Артикуляционная гимнастика для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
картотека (средняя группа)
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
(Ж. Жабаев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ) | 721.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
CРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
г. Нижневартовск
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков- фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики -выработка полноценных движений определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном положении).
4 Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
№ | Название | Комплекс | Цель, описание: |
1 | «Бегемотик» | Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота - Подшутить над ним охота. | Цель: Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Описание: Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4раза. |
2 | «Улыбка» | Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. | Цель: Учимся делать упражнение «Улыбка». Описание: Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4раза. |
3 | «Хоботок» | Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи. И слоненку покажи. | Цель: Учимся делать упражнение «Хоботок». Описание: Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза. |
4 | «Хомячок» | Хомячок надует щечки У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. | Цель: Учимся делать упражнение «Хомячок». Описание: Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза. |
5 | «Лопата» | Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. | Цель: Учимся делать упражнение «Лопата». Описание: Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза. |
6 | «Котенок лакает молоко». | Котенок любит молоко: Нальешь - и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык. | Цель: Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Описание: Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза. |
7 | «Чашечка». | Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий. И, как чашечка, глубокий. | Цель: Учимся делать упражнение «Чашечка». Описание: Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться. Повторяем упражнение 3-4раза. |
8 | «Качели». | Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? | Цель: Учимся делать упражнение «Качели». Описание: Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза. |
9 | «Иголочка». | У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок - как клюв у птицы. | Цель: Учимся делать упражнение «Иголочка». Описание: Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
10 | «Вкусный мед». | Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе. | Цель: Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Описание: Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза. |
11 | «Мостик». | Выгни язычок, как спинку. Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет. | Цель: Учимся делать упражнение «Мостик». Описание: Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза. |
12 | «Маятник». | Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. | Цель: Учимся делать упражнение «Маятник». Описание: Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4раза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Представлены материалы: доклады из опыта, конспекты занятий, игры по развитию пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей с ЗПР, ОНР, алалия и др....
Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.
Знакомим родителей с артикуляционными упражнениями....
Картотека артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Укреплять мускулатуру языка....
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста позволит предотвратить нарушения звукопроизношения у детей....
Картотека артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста.
Картотека артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста....
Артикуляционная гимнастика для детей среднего дошкольного возраста
Цели и задачи артикуляционной гимнастики:Качество звукопроизношения зависит от того, насколько упругие и сильные у ребёнка подвижные органы артикуляционного аппарата:язык;нёбо;губы;нижняя челюсть.Для ...
Артикуляционная гимнастика для детей среднего дошкольного возраста
Цель артикуляционной гимнастики -выработка полноценных движений определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....