Проект с детьми средней группы «Этот загадочный снег».
проект (средняя группа)

Максименко Тамара Михайловна

 В игровой форме, используя разные методы и приёмы, проводя несложные опыты, делая выводы,  воспитатель знакомит детей со свойствами снега. Этот материал будет полезен в работе с детьми средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_etot_zagadochnyy_sneg.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект с детьми средней группы

 «Этот загадочный снег».

Тип проекта:

- познавательно-исследовательский.

- долгосрочный

- детско – родительский.

Участники проекта:

- дети средней группы,  их родители, воспитатели группы,  музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

Возраст детей: 4 - 5 лет.

Сроки реализации проекта:

Декабрь, январь, февраль.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Продукт проектной деятельности:

Альбом с фотографиями и иллюстрациями «Зима белоснежная», оформленный совместно с родителями.

Папка передвижка «Экспериментируйте вместе с детьми»; картотека экспериментов, карты – зарисовки опытов.

Проблема:

Дети иногда на прогулке едят снег. У них возник вопрос «Почему нельзя есть снег, ведь он белый, чистый и красивый?».

Цель:

- формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге.

Задачи:

 - Систематизировать и расширить знания детей о свойствах снега (белый, холодный,  может быть пушистым, лёгким, может быть тяжёлым, липким, рыхлым, тает от тепла).

 - Закрепить и расширить знания детей о зимних явлениях природы (метель, вьюга, снегопад, позёмка), о деятельности детей в зимнее время года.

 - Помочь детям установить зависимость свойств снега от погодных проявлений.

 - Сформировать понятие о том, что вредно для здоровья человека.

 - Учить детей анализировать, устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы.

 - Вызвать  у детей интерес к познавательной деятельности,  к наблюдениям.

 - Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы.

 - Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с воспитателем и детьми.

Актуальность проекта:

У детей ещё мало знаний о свойствах снега. Иногда дети едят снег, что приводит к заболеваниям, как простудным, так и инфекционным. Придя с прогулки, забывают вытащить варежки из карманов, чтобы просушить. Очень часто, играя в игры со снегом, он попадает детям в сапоги.  Необходимо приучать детей просушивать вещи после прогулки, так как снег в тепле тает, и вещи становятся мокрыми. Поэтому необходимо систематизировать и расширить знания детей о свойствах снега.

Предполагаемый результат (гипотеза):

В процессе реализации проекта дети путём экспериментов и опытов получат знания о свойствах снега. На вид чистый белый снег содержит микробы, есть снег опасно, можно заболеть. У детей сформируется понятие, что о своём здоровье необходимо заботиться. Дети научатся следить за своими вещами, содержать их в порядке, просушивать после прогулки. Наблюдая за природой, зимними явлениями, дети научатся замечать красоту зимнего пейзажа.

Риски проекта:

Детям будет неинтересно или они будут пассивными зрителями. Эксперименты не произведут на них никакого впечатления, дети будут продолжать есть снег на прогулке. Не научатся видеть красоту зимнего пейзажа, не будут радоваться белому пушистому снегу.

Результаты проекта:

Выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение. Каково было удивление детей, когда они вдруг открыли для себя, что снег сделан из воды. Снег белый, и на вид чистый, в тепле может таять. Да к тому же ещё и вода грязная получается из снега! Значит, снег есть нельзя. Простой эксперимент пробудил в детях такое любопытство, что они с большим удовольствием проводили опыты и экспериментировали со снегом. Рассказывали об этом дома, предлагали родителям провести дома эти опыты. Наблюдая на прогулке за зимними явлениями: снегопадом, вьюгой, метелью, дети учились видеть красоту родной природы. Очень большое впечатление произвело на детей рассматривание снежинок через лупу, ведь каждая снежинка неповторима. Составляли с детьми рассказы о зиме, снежинках, как можно зимой играть, отгадывали загадки, читали рассказы, сказки и стихи о зиме. На прогулках играли в разные игры. Искали следы на снегу, слушали, как скрипит снег, рисовали на снегу цветной водой, делали «ангелов», строили крепости. Научились следить за своими вещами, просушивали их после прогулки на батарее. А, главное, перестали есть снег.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о снеге, зимних  явлениях природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. Работа над проектом способствовала обогащению словаря, развитию наблюдательности, любознательности. Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, уважать мнение собеседника.

Родители активно помогали нам в работе. Вместе с детьми подобрали картинки о зиме, подготовили фотографии на тему «Зимний отдых. Зимние забавы с детьми» для альбома  «Зима белоснежная». Появилась папка передвижка для родителей по теме проекта «Экспериментируйте вместе с детьми», а в родительский уголок заметка  «Игры со снегом на прогулке».

Системная паутинка.

Познавательное развитие:

Занятия, общение, дидактические игры, опыты, восприятие художественной литературы, наблюдения и поисковая деятельность.

Социально-коммуникативное развитие:

Общение, беседы, дидактические и словесные игры.

Речевое развитие:

Общение, беседа – рассуждение, составление рассказов, словесные игры, восприятие художественной литературы. Рассматривание  картины,  беседа по содержанию картины, составление рассказа по ней, загадывание загадок, заучивание стихотворений, сочинение историй.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование, аппликация, конструирование, инсценировка отрывков из сказки, настольный театр, слушание музыки, детских песен о зиме.

Физическое развитие:

Игры – соревнования на прогулке, подвижные игры, хороводные игры, физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры.

Формы работы:

Занятия: Общение « Зима полна серебра».

Беседы: «Зима белоснежная», «Каким бывает снег».

Рассматривание картины «Зима», «беседа по содержанию картины, составление рассказа по ней.

Рассматривание иллюстраций  и беседа  «Почему заболели ребята?».

Рисование:

«Семья снеговиков», «Уж ты, зимушка – зима».

Аппликация «Деревья в снегу» (обрывной метод).

Лепка «Снегурочка» (пластилин).

Конструирование «Постройки из снега», «Печатание фигурок зверей  на снегу».

Наблюдения:

Ежедневные наблюдения за снегом, за неживой природой – метель, вьюга, снегопад, сугробы, беседы о них.

Рассматривание снежинок через лупу, рассказывание о ней.

Поисковая деятельность:

«Измерение глубины снега», «Ищем следы на снегу, чьи они и куда ведут».

Игры – экспериментирование со снегом:

Опыт №1. Каким бывает снег?

Опыт № 2.  Какими бывают снежинки?

Опыт №3. Можно ли слепить из снега в морозную погоду снеговика?

Опыт №4.  Каким бывает снег в тёплую погоду?

Опыт №5.  Что будет со снегом, если его занести в тепло?

Опыт № 6.  Исследование чистоты снега. Достаточно ли он чистый, можно ли его есть?

Опыт № 7. Где быстрее растает снег – на столе, на подоконнике или на батарее?

Опыт № 8. Что будет со снегом, если его опустить в тёплую воду?

Опыт № 9. Что еще можно делать на снегу?

Опыт № 10. Везде ли снег одинаковой глубины?

Рассматривание открыток иллюстраций, фотографий, о зиме, беседа по ним.

Лепка снеговиков на прогулке из снега.

На снегу сделать «ангела».

Восприятие  художественной литературы по теме снег, заучивание стихотворения  «Зима» О. Высотской.

Загадки про снег, зимние явления; приметы, пословицы о зиме.

Подвижные игры:

«Снежки», «Охотник и зайцы», «Два Мороза», «Берегись, заморожу».

Хороводная игра «Выпал беленький снежок».

Упражнения: «Поймай снежок», «Попади в цель», «Кто дальше бросит», «Перешагиваем через сугроб».

Физкультминутка: «Зимние забавы».

Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку», «Вьюга».

Пальчиковые игры: «Снежинки».

Игры – развлечения на прогулке: игры со снегом, с санками, салазками, хоккей (забей шайбу в ворота), катание на горке.

Правила поведения на ледяной горке.

Математические игры:

- «Найди Снегурочку» (ориентировка на листе бумаги),

 - «Один – много»,

- «Выложи снежинку из счётных палочек»,

- «Снеговики» (круги  разной величины по пунктирным линиям).

Дидактические игры:

- «Найди различия»,

 -«Подбери пару варежкам»,

- «Сложи картинку о зиме».

Словесные игры:

- «Кто больше назовёт действий» (снег, лёд, вода).

- «Когда это бывает»,

- «Скажи ласково»,

- «Хорошо – плохо (снег, лёд, ветер, зима)».

Этюд – импровизация «Покажи без слов  - зимние забавы».

Игровая ситуация «К Снегурочке пришли гости» (диалоги по желанию).

Настольный театр - сказка «Заюшкина избушка».

В уголке ИЗО - раскраски по теме «Зима», «Снеговики», рабочие листы - «Дорисуй», «Штриховка», Куда ведут следы».

Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Зима».

Хороводы: «Зимушка – зима», «Метелица».

Танец «Весёлые снеговики».

Песня В. Витлина «Дед Мороз».

Календарное  планирование.

Ежедневно на прогулке проводить наблюдение за снегом и зимними явлениями: вьюга, метель, снегопад, сугробы, ветер.

Можно поиграть с детьми в подвижные игры - «Снежки», «Охотник и зайцы», «Два Мороза», «Берегись, заморожу».

Хороводная игра «Выпал беленький снежок».

Упражнения: «Поймай снежок», «Попади в цель», «Кто дальше бросит», «Перешагиваем через сугроб», «Ледяная дорожка».

Игры – развлечения на прогулке: игры со снегом, с санками, салазками, хоккей (забей шайбу в ворота); катание на горке, игры в снежки.

Серия игр – экспериментов по ознакомлению со свойствами снега.

Декабрь:

1 неделя

Рассматривание открыток иллюстраций, фотографий, о зиме, беседа по ним

Словесная игра «Когда это бывает».

Составление правил поведения на прогулке зимой (подбор картинок).

Рабочие листы «Снеговики» (круги  разной величины по пунктирным линиям).

Заучивание стихотворения «Зима» О. Высотской.

Опыт №1. Каким бывает снег?

Положили на снег белый лист бумаги и сравнили: оба не прозрачные и белого цвета. Потрогали снег ладошкой.

Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный.

2 неделя:

Загадки про снег, снежинки,  зимние явления; приметы, пословицы о зиме.

Дидактическая  игра «Найди различия».

Игровое упражнение «Мишка вернулся с прогулки» (приучать детей после прогулки просушивать влажную одежду и варежки).

Опыт № 2.  Какими бывают снежинки?

Рассматривание снежинок через лупу, рассказывание о них.

Вывод: снежинки при рассматривании через лупу очень красивы, у снежинок есть лучики. Найти одинаковые снежинки невозможно.

3 неделя.

Занятие - беседа «Зима белоснежная».

Дидактическая  игра «Сложи картинку о зиме».

Математическая игра - «Найди Снегурочку» (ориентировка на листе бумаги).

Трудовые поручения - чистим дорожки от снега.

Опыт №3. Можно ли слепить из снега в морозную погоду снеговика?

Во время прогулки в морозную погоду попробовали слепить снежки, комки для снеговика.

Вывод: Снег в морозную погоду сыпучий, сухой, из него нельзя ничего построить, он скрипит под ногами при ходьбе.

4 неделя:

Работа с календарём погоды (выставлять картинки ежедневно в соответствии с погодой).

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Настольный театр - сказка «Заюшкина избушка».

Лепка «Снегурочка» (пластилин).

Опыт №4.  Каким бывает снег в тёплую погоду?

В тёплую погоду, при оттепели, слепили  снеговиков, фигурки животных, крепость. Играли в снежки.

Вывод: В теплую погоду снег липкий, сырой, хорошо лепится.

Январь.

3 неделя

Рассматривание иллюстраций  по теме «Почему заболели ребята?».  Беседа  по ним.

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка».

Игровая ситуация «К Снегурочке пришли гости» (диалоги по желанию).

Аппликация «Деревья в снегу» (обрывной метод).

Самостоятельно раскладывать на батарею влажные варежки после прогулки.

Опыт №5.  Что будет со снегом, если его занести в тепло?

Снега набрали в ведёрко и внесли в группу, оставили его на некоторое время.

Вывод: Снег, занесённый в группу в ведёрке, растаял. Значит, снег в тепле тает.

4  неделя.

Рассматривание картины «Зима», беседа по содержанию картины,

Словесная  игра - «Кто больше назовёт действий» (снег, снежинка, снеговик, лёд).

Математическая  игра - «Выложи снежинку из счётных палочек».

Поисковая деятельность – «Ищем следы на снегу, чьи они и куда ведут» (следы человека, птиц, кота).

Опыт № 6..  Исследование чистоты снега. Достаточно ли он чистый, можно ли его есть?

Снег, занесённый в тепло, растаял.  На дне тарелки осталась грязь, значит, снег грязный.

Вывод:  снег вообще нельзя есть никакой.

Февраль.  

1 неделя.

Общение - «Что нам нравится зимой».

Словесная  игра - «Хорошо – плохо (снег, лёд, ветер, зима)».

Игровое упражнение – «Кукла Катя ест снег».

Рисование «Семья снеговиков» (гуашь).

Опыт № 7. Где быстрее растает снег – на столе, на подоконнике или на батарее?

Снег разложили в три тарелочки и расставили по разным местам.

В тарелочке на батарее снег растаял быстрее,  потом снег растаял на столе, а на подоконнике снег растаял  последним.

Вывод: там, где теплее (на батарее) снег растаял очень быстро, а на подоконнике прохладнее, и снег растаял последним.

2 неделя.

Занятие «Зимние развлечения детей », рассматривание картины «Зимние развлечения детей», составление рассказа по ней.

Дидактическая  игра - «Подбери пару варежкам».

Опыт № 8. Что будет со снегом, если его опустить в тёплую воду?

Принесённый с улицы, снег стали опускать в тёплую воду.

Вывод: Снег  в воде начал таять. Постепенно вода стала холодной, так как снег охладил её.

3 неделя.

Этюд – импровизация «Покажи без слов  - зимние забавы».

Чтение стихотворения  Л. Кабанова «На ледянке быстро с горки».

Составление правил поведения на ледяной горке.

Опыт № 9.  Что еще можно делать на снегу?

Рисовали палочками, струйками цветной воды из лейки – разукрашивали участок. Печатание фигурок зверей  на снегу специальными печатками. Делали на снегу «ангелов».  Печатали следы, находили, чьи это следы по рисунку.

Вывод: на прогулке со снегом можно придумать много разных игр, интересных и увлекательных.

4 неделя

Занятие «Каким бывает снег».

Словесная  игра «Скажи ласково» (снег, ветер, туча, сугроб…)

Загадки про снег, зимние явления; приметы, пословицы о зиме.

Рассматривание альбома в книжном уголке «Зима белоснежная».

Опыт № 10. Везде ли снег одинаковой глубины?

Выбрали палку – мерилку. И на прогулке измерили  глубины снега под кустами, у забора, около песочницы. На палке делали отметки маркером.

Вывод: Самый глубокий снег у забора, а меньше всего снега у песочницы. Так как снег у песочницы снег постоянно чистят, а у забора он лежит нетронутый.

Используемая литература:

1.Голицына  Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников»

Москва, Мозаика – Синтез, 2004 года

2.Голицына Н. С. (составитель) «Перспективное планирование в детском саду средней группы». Москва «Скрипторий 2003», 2012 года.

3.Дыбина  О. В., Рахмонова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом».

Творческий центр «Сфера», Москва 2002 год.

4.Карпухина Н. А. «Программная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в средней группе детского сада». Воронеж 2013 года.

5.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование».

Педагогическое общество России, Москва 2005 год.

6.Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр,  упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Издательство «Детство – Пресс» 2009 год.

7.Тугушева Г. П., Чистякова А. С. «Экспериментальная  деятельность детей среднего  и старшего дошкольного возраста».

Санкт – Петербург Детство – ПРЕСС 2013 год.

8.Уланова Л. А., Иордан С. О. «Методические рекомендации по  организации прогулок детей 3 – 7 лет».

Санкт – Петербург Детство – ПРЕСС 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми старшей группы «Этот светлый праздник - День Победы»

Проект с детьми старшей группы «Этот светлый праздник - День Победы»...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Этот загадочный космос».

Краткосрочный проект во второй младшей группе«Этот загадочный космос»....

Краткосрочный проект в старше -подготовительной группе «Этот загадочный космос»

В настоящее время современные родители уделяют недостаточно внимания и времени изучению такой темы, как космос. Но на самом деле эта тема очень интересна детям старшего дошкольного возраста. Старших д...

Познавательно - творческий проект в средней группе:"Этот загадочный ёжик".

Актуальность: данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить знания детей о лесном животном - еже и применить приобретенные знания с творческим подходом в...

Конспект НОД в средней группе "Этот загадочный космос"

Цель: формирования элементарных знаний о космосе, звездах, космонавтах, названии планет Солнечной системы....

Проект в средней группе "Этот загадочный ежик"

Экологический, детско родительский проект....

Проект для детей средней группы «Этот удивительный мир добрых сказок - мультфильмов В.Г. Сутеева»

Поводом к разработке проекта послужила тревожная тенденция: в последние годы чтение стало терять статус нации культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населе...