Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»
материал

Ченцова Алёна Юрьевна

Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм.

В своей работе при проведении игр мы учитываем возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_master-klass.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Русские народные игры»

Педагог приглашает участников мастер-класса :

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные и желанные.

Красивые молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге -

Хозяйке радость!

Для Вас и место готово.

Красному гостю – красное место.

Мы с вами живем в удивительное время. Происходит много разных открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Русские народные игры“» размещена в разделах

Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр.

Цель мастер-класса : передача опыта проведения народных игр участникам мастер-класса.

Задачи: распространение педагогического опыта работы по пропаганде народных игр;

- повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса;

- творческое общение участников творческих коллективов.

Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм.

В своей работе при проведении игр мы учитываем возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид

Сейчас каждый из вас вытяните считалочку и прочитайте ее выразительно.

Предлагаю считалочки:

1. Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели

А тебе водить велели!

2. Аист - аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне - болотные опушки,

- А еще?

- Еще лягушки!

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

3. Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три -

Начинаешь водить ты!

4. Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: "Как же быть?"

Выходи, тебе водить!

5. Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет - тот уйди!

6. Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване сидел слон,

Кто не верит - выйди вон!

7. Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет

Тот и прятаться пойдет.

8. Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон пойдет!

9. Таря - Маря

В лес ходила,

Шишки ела - нам велела.

А мы шишки

Не едим

Таре - Маре отдадим!

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым

обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Я хочу предложить поиграть в игры, в которые можно поиграть и на улице, и в групповых комнатах.

Хороводная игра «Дударь»

Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

"Дударь, Дударь, Дударище,

Старый-старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую".

Пропев песню, спрашивают:

"Дударь, Дударь, что болит? "

Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?»Дударь отвечает«Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

Игра «Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог» (в шапочке пирога)

Перед игройпотешка: Хлебом солью всех встречаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Поговорим о том о сем.

Затем все дружно начинают расхваливать пирог.

-Экий он высоконький, да экий он мякошенький, экий он широконький, режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Игра «Заря»

Игроки образуют круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит:

- Заря – зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ленты голубые, кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу и стараются занять свободное место. Кто останется без места становится зарёй.

Игра «Золотые ворота» 1 вариант.

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота,

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз,

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца»? Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла.

2 вариант. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся за руки и образуют цепочку. Все дети говорят:

- Ай, люли, ай, люли наши руки мы сплели,

Мы их подняли повыше, получилась красота!

Получились не простые, золотые ворота!

Игроки – ворота поют, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Дети – ворота поют:

- Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются (ворота захлопываются) Те, кто оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Нитка – иголка»

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. (вед. – иголка, дети – ниточка)

Ведущий, напевая песню, ведёт детей в разных направлениях (змейкой, по диагонали, соблюдая углы)

- А я улком шла, переулком шла, клубок ниточек нашла, нитка тянется, перетянется. Клубок катится, перекатится, нитка далее, далее, далее, клубок боле, боле, боле! Песня повторяется столько раз, сколько захочет педагог. В конце ведущий начинает идти по кругу, завивая клубок из «ниточки», чтобы он был плотным. Затем дети поднимают руки вед. начинает развивать клубочек, образуя снова круг, иголочка соединяется с ниточкой. Все произносят слова, раскачивая руками«Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась!» (разъединяют руки)

Большой мяч.

Для игры нужен большой мяч.

Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится

в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто

пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом.

Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить

мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину

встает пропустивший мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а

перекатывают его только ногами.

Ручейки и озера.

Дети стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в

разных частях зала —это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал

«Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера.

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры : бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.

Строиться в круг можно только по сигналу.

И в завершении мастер-класса я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Народные игры»

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

- Какие атрибуты используются в русских народных играх(палочка, платочек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре(водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- Где используются народные игры(в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в народных играх(смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр(из народного фольклора)

- Что является сигналом к действию в народной игре(слово)

Мастер – класс завершаем и предлагаем вам словесную игру «Доскажи словечко».

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Народные игры показали.

Новых много мы…. (узнали).

Разные народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наше практическое занятие, на котором мы отдохнули и набрались сил для дальнейшей работы.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов. Тема: "Русская народная игрушка "Закидушка"

   Цель: Изготовление  игрушки «Закидушка» из различного искусственного материала.     Задачи:    •создание условий для профессионального общения, саморе...

Мастер – класс для воспитателей "Русские народные игры, их значение в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников"

В ходе данного мероприятия педагоги повышают знания  о значении русских народных игр в жизни дошкольников....

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

     I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

Мастер - класс для педагогов дошкольников "Русские народные игры"

Нет человека, который ни разу бы не играл хоть в какую-нибудь игру! Народная игра интересна и доступна всем и не требует особой подготовленности!...

Мастер – класс для родителей ТЕМА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» СТАРШАЯ ГРУППА «СКАЗКА»

Цели: воспитывать нравственную сплоченность семьи;укреплять связь семьи и детского сада, внутрисемейные отношения;научить родителей организовывать досуг детей. Задачи:Упражнять в ходьбе, бег...