Музыкотерапия
консультация

Презентация об эффективной коррекции психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста посредством музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – как эффективная технология оздоровления дошкольников Музыкальный руководитель Безрукова Наталья Владимировна

Слайд 2

МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени; С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать настроения, волевые процессы, характеристики движений и т. д.

Слайд 3

ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Слайд 4

МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Аспекты воздействия музыкотерапии: Психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма); 2) Психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Формы музыкотерапии Индивидуальная Подгрупповая Групповая Виды музыкотерапии: Рецептивная (пассивная) Активная Интегративная

Слайд 5

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Способ воздействия Название произведения Автор Время Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении) «Утро», «Полонез» Э. Григ, М.Огинский 2-3 мин. 3-4 мин. При угнетённом, меланхолическом настроении «К радости», финал Симфонии №9 «Аве Мария» Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт 4 мин. 4-5 мин. При выраженной раздражительности, гневности «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» Р. Вагнер, П. Чайковский 2-4 мин. 3-4 мин. При снижении сосредоточенности, внимания «Времена года», «Лунный свет», «Грёзы» П. Чайковский, К. Дебюсси, К Дебюсси 2-3 мин. 2-3 мин. 3 мин. Расслабляющее воздействие «Баркарола», «Пастораль», «Лебедь», «Сентиментальный вальс» Романс из кинофильма «Овод», «История Любви», «Вечер», «Элегия», «Прелюдия №1», «Прелюдия №3», Хорал П. Чайковский, Ж.Бизе, К. Сен-Санс, П. Чайковский, Д. Шостакович, Ф. Лей, Д. Леннон, Г. Форе, И. С. Бах, И. С. Бах, И. С. Бах, 2-3 мин. 3 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. 4 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. 2 мин. 4 мин. 3 мин. Тонизирующее действие «Чардаш», « Кумпарсита », « Аделита », « Шербургские зонтики» В. Монти, Х. Родригес, Г. Пёрселл , М. Легран 2-3 мин. 3 мин. 2-3 мин. 3-4 мин.

Слайд 6

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕЦЕПТИВНОГО ВИДА МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Утренний приём в детском саду Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения: Э. Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») П. Мориа (музыкальные композиции) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка») К. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр )

Слайд 7

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕЦЕПТИВНОГО ВИДА МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА 2. Музыкально-терапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза). Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: 1. Установление контакта. 2. Снятие напряжения. 3. Расслабление и заряд положительными эмоциями. Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «На прекрасном голубом Дунае», И. Штрауса-мл. Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» А.Вивальди , «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии. Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини , финал Симфонии №9 «Ода к радости» Л.Бетховена , «Испанское каприччио» Н. Римского-Корсакова

Слайд 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕЦЕПТИВНОГО ВИДА МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА 3 . Подготовка к дневному сну. Первая фаза сна проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время подготовки и первой фазы сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: 1. Музыка для релаксации (музыка звёзд, музыка ручья и т.д.) 2. П.И. Чайковский «Времена года». 3. Бетховен, соната № 14 «Лунная». (1 часть) 4. Бах-Гуно «Аве Мария». 5. Колыбельные мелодии без слов . 6. Анугама ( В.Хаген )«Голоса океана».

Слайд 9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕЦЕПТИВНОГО ВИДА МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА 4. Музыка для вечернего времени Способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии: 1. Ж. Массне «Элегия». 2. Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром». 3. Ф. Шопен «Ноктюрны». 4. И.С. Бах «Органные произведения». 5. А.Вивальди «Времена года». 6. П.Чайковский «Времена года» 7. Музыка для релаксации «Голоса природы»

Слайд 10

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕЦЕПТИВНОГО ВИДА МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте. Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А. Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в раннем возрасте, становятся умнее

Слайд 11

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ Помимо пассивной формы музыкотерапии специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: вокалотерапия ритмопластика (танцевально-двигательная) арттерапия кинезитерапия ( психогимнастические этюды и упражнения) музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Слайд 12

ВОКАЛОТЕРАПИЯ Метод терапии направленный на исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения:. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», «Улыбка» и.т.п . Песня-формула «Я, я, я – хороший» (формула музыкального самовнушения). Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма . Я, я, я – хороший. Я, я, я – спокойный. Я, я, я – здоровый. И веселый я! Ты, ты, ты – хороший. Ты, ты, ты – спокойный. Ты, ты, ты – здоровый. И веселый ты! Я, я – очень добрый. Я, я – очень нежный. Я, я – самый лучший. Просто чудо я! Ты, ты – очень добрый. Ты, ты – очень нежный. Ты, ты – самый лучший. Просто чудо ты!

Слайд 13

РИТМОПЛАСТИКА Танцевально-двигательная терапия Метод для снятия мышечных зажимов, развития умения выражать свои эмоции с помощью движений, развития активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Служит мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них (Танцевально-двигательные этюды: «Течение воды», «Переход через чащу», «Сломанная кукла», «Полет бабочки», «Покой» )

Слайд 14

АРТТЕРАПИЯ Метод коллективного или индивидуального творчества, создание творческих продуктов, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети могут рисовать общие картины, клеить общие аппликации, лепят скульптуры пластилина, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей . А также индивидуальное рисование музыки вне музыкального занятия и организация выставок рисунков по произведениям композиторов «Рисую музыку»

Слайд 15

МУЗИЦИРОВАНИЕ Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением .

Слайд 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкотерапия является здоровьесберегающей технологией Она будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания; подобраны специальные музыкальные произведения; задействованы все органы чувств у детей; установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...