Презентация "Подвижные игры коренных народов Сибири"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Комарова Светлана.

В презентации собраны подвижные игры народов Сибири для детей старшего дошкольного возраста. В эти игры можно играть в детском саду, дома, на прогулке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подвижные игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока Составил: Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №163 Комарова Светлана Владимировна Новосибирск 2024Год.

Слайд 2

Игры на формирование ловкости: - «Охотники» ; - «Метание шишек» ; - «Поиграем в ямки» ; - «Достань кольцо» ; - «Ледяные палочки» ; - «Скачки на одной ноге» . Игры на формирование быстроты: - «Ловля оленей» ; - «Льдинки, ветер и мороз» ; - «Ручейки и озера» ; - «Оленьи упряжки» ; - «Волк и олени» ; - «Отбивка оленей» .

Слайд 3

Игры на формирование выносливости: - «Прыжки через нарты» ; - «Бег в снегоступах» ; - «Прыжки на двух ногах» ; - «Перетягивание каната» ; - «Погоня за зверем» . Игры на формирование силы: - «Выдра» ; - «Игра с диском» ; - «Борьба оленей» ; - «Кто дальше бросит чурбан» ; - «Переезд» .

Слайд 4

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию Игры с ходьбой: - « Хейро » ; - «Медведь и ягодники» ; - «Важенка и оленята» . Игры с бегом: - «Волк и олени» ; - «Каюр и собаки» ; - «Ловля оленей» ; - «Полярная сова и евражки » . Игры с прыжками: - «Нарты - сани» ; - «Оленьи упряжки» ; - «Тройной прыжок» . Игры с метанием: - «Олени и пастухи» ; - «Куропатки и охотники» ; - «Охота на волка»

Слайд 5

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национольные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Слайд 6

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Слайд 7

Ловля оленей Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Правила игры . Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут .

Слайд 8

Льдинки , ветер и мороз Цель: - развивать ловкость, умение взаимодействовать в парах и мини-коллективе, - умение применять разновидности бега, прыжков, ходьбы в соответствии с сигналом. Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят. Дзинь, дзинь. Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Слайд 9

Рыбаки и рыбки. Цель: Упражнять в беге с увертыванием ; развивать ловкость, быстроту реакции; На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Правила игры . Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Слайд 10

Наперсток спрячем. В ней участвует большое количество игроков. Садятся в кружок, каждый выставляет в круг кулак правой руки. На круг выходит водящая, которой завязывают платком глаза. Один из сидящих в круге прячет в зажатой руке наперсток. После этого водящей развязывают глаза, и она ищет наперсток, подходя к любой участнице и разнимая у нее руки. Подойти можно только к трем участницам. Если наперсток будет найден, то водящей становится та девочка, у которой он обнаружен, а водящая садится на ее место. Если наперсток не найдется, то его перепрят ывают и водящая продолжает поиски тем же порядком.

Слайд 11

Прыжки на одной ноге . Игра развивает силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость, вос­питывает смелость, силу воли, выдержку. Все участники становятся у линии, принимая исходное положение – стоя на одной ноге. По команде учителя они начинают прыж­ки. Кто быстрее преодолеет расстояние, тот становится победителем. Прыгать разрешается на любой ноге, но, не сменяя ног.

Слайд 12

« Стой, олень!» Игра народов коми . Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены) . Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть : «Стой, олень!» . Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Правила игры . Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» . Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Слайд 13

Стрельба в цель с кружением Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое) . Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка, вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель) . Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры . Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Слайд 14

Тройной прыжок На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед : в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Правила игры . Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом. Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям . В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Слайд 15

. Волк и олени Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться) . Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры . Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Слайд 16

Ручейки и озера Игроки стоят в пяти — семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли­ваются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры. Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу .

Слайд 17

Полярная сова и евражки Цель: Воспитывать выдержку, терпение, умение быстро реагировать на сигнал. Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — ев­ражки . Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столби­ком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой. Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Слайд 18

Охота на куропаток Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.) . На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения) . Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры . Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Слайд 19

Юрты Башкирская народная игра В игре участвуют четыре подгруппы детей, образующих круги по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут (четырьмя кругами) переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята , Соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем , И помчимся на лужок . На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и построит «юрту». Выигрывает группа детей, первая сделавшая это.

Слайд 20

Список литературы: 1.А.В. Кенеман . Детские подвижные игры народов СССР; 1988г. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"

Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....

Методическая разработка. Интегрированная образовательная деятельность по позновательному развитию с использованием здоровьезберегающих технологий " Жизнь коренных народов Сибири."

        Оздоровительные задачи;1 Закрепить умение правильно выполнять упражнения для глаз.2 Закрепить умение выполнять дыхательные упражнения.3 Формирование навыков выполнен...

Методическая разработка. Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Жизнь коренных народов Сибири»

Методическая разработка.Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Жизнь коренных народов Сибири» (подготовительная групп...

Картотека загадок коренных народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта по самообразованию собрана картотека загадок коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека пословиц, поговорок и примет коренных народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта самообразования собрана картотека пословиц, примет и поговорок коренного населения Сибири, Севера и Дальнего Востока...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...