Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Шабашова Елена Александровна

Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма  успешно, на одном дыхании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  литературного чтения в 3 классе.

Уважаемые коллеги!

 Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в  3  классе по теме «И.З.Суриков «Детство».  В классе обучается 18 человек: 10 мальчиков, 8 девочек, 1 мальчик находится на индивидуальном обучении и также посещает уроки в классе. Учащиеся  класса , в большинстве своём, гиперактивны, поэтому активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.

 Данный урок является шестым в «Поэтической тетради I» в соответствии с программой «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. по УМК «Школа России». Выбор темы для открытого урока не случаен.  По моему мнению, уроки поэзии особенно  нужны детям, чтобы пробудить  в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром. Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать эмоциональную восприимчивость. Созданные поэтами стихи, дадут детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое. Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

Цель урока: ознакомить с творчеством И.З.Сурикова.

Задачи: обучать технике выразительного чтения стихотворения, чуткому отношению к слову;

развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему»;

формировать умение сочувствовать, сопереживать;

воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине. 

По типу урок - изучение нового материала. В основу конструкции данного урока положены элементы современных, познавательных технологий. Для достижений поставленных целей, я использовала личностно-ориентированный подход к работе с учащимися, которая является важнейшим стимулирующим фактором учебной деятельности. Системность в работе, предлагающий конечный результат, насыщенность материала, использование различных форм работы: аудиозапись стихотворения, выборочное чтение, работа по вопросам, просмотр презентации, позволили говорить, что урок несёт обучающий, воспитывающий, корригирующий характер.

Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия вызвали у учащихся интерес к уроку с первых минут.

Составляя данный урок, я оперировала методикой проведения урока: доступность преподносимой информации, актуализация опорных знаний, организация самостоятельной работы и индивидуальный подход к учащимся.

Выстроенная таким образом работа сделала учебную деятельность на уроке значимой. Думаю, что данный урок продуктивен, достиг своей цели, был эффектным и полезным для детей.

На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности.   Применялись следующие формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания).

Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся. Все это позволило обеспечить продуктивное чтение.

Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, , выразительное, вслух, про себя, «жужжащее», выборочное чтение).

Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования

Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели. Отступления от плана урока не было. Считаю, что урок прошёл на эмоциональном, интеллектуальном подъёме. На уроке царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы:

  • эвристической беседы;
  • творческих заданий.

Речь учителя информативна, эмоционально нагружена, чётко определены проблемные ситуации, эмоциональные кульминации.

В течение всего урока звучали вопросы и задания, которые побуждали, организовывали, будили, стимулировали мысль учеников.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ________________________________________

1.Речевая разминка. Скороговорка.

Без ошибок

1-2 ош.

3-4 ош.

5 ош. и более

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

2.Введение в тему:

3.

2.

1.

Р

К

О

4.

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.   1 балл

3. Что можно увидеть с закрыты-

     ми глазами?   1 балл

4.  Гуляет в поле,
     Да не конь.
     Летает на воле,

       Да не птица.   1 балл

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму -
   Никто не поднимает.
   Весна придёт -
   Он сам уйдёт. 1 балл

3. Словарная работа: 

Кубарем качуся                     крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Лапти                                      быстро, стремительно

Светец                                    приспособление для ручного прядения

Прялка                                подставка для лучины, освещавшей жильё

За каждый правильный ответ: 1 балл.

4.В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?  

1 балл за правильный ответ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________

5. Бонусные баллы:

балл

оценка

18-20

5

14-17

4

10-13

3



Предварительный просмотр:

       Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:                                                                    «Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

 Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством  И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать  внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;  формировать  умение сочувствовать,  сопереживать; воспитывать  любовь к художественному слову, доброе отношение  к малой   родине.    

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр,  презентация к уроку.

  1. Организационный момент.   Слайд 1           

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

- На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах.  Итак, в добрый путь!

2. Речевая разминка.

(На экране скороговорка). Слайд 2.

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

- Прочитаем хором.

- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

 (Дети читают).

- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ  на ухо.

3.

2.

1.

Р

К

О

4.


____________________________________________________________

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

3. Что можно увидеть с закрыты-

     ми глазами?  

4.  Гуляет в поле,
     Да не конь.
     Летает на воле,

       Да не птица.  

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму -
   Никто не поднимает.
   Весна придёт -
   Он сам уйдёт.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)  Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.

4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать,  сопереживать герою стихотворения . (Слайд 3)

 Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. (Слайд 4)

5. Биография поэта.

Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно,  многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».(Слайд 5-6).

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы. (Слайд 7)

Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство».( стр.72.)

- Слушайте  стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

6.Прослушивание стихотворения в записи.

7.Беседа по содержанию:

- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

- Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на ваши?

- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный  вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и тд. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.

8. Словарная работа в парах.  Словарная работа будет проводиться следующим образом:  В маршрутном листе под цифрой 3  слева   записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией  карандашом.

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за  каждый правильный ответ) (Слайд 8-13)

 Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

9. Работа с текстом.  - Прочитаем 1 часть на стр 72.

 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

-  А где происходило событие?

 -  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами  знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

 -  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

-  А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. “Мне в сугробе горе, 
                 А ребятам смех!..”

 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 -  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

 -  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Дети. Да, конечно!

Читаем дальше.

-  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

-  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”). (Слайд 14)

 -  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

Дети. – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.

 10.Физминутка для глаз  (Слайд 15 – 16)

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

- Как можно озаглавить эту часть?

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

Учитель. А как надо эти слова понимать?

Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

5. Подведение итогов: 

Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе. 

- Ребята, спасибо за урок,

Домашнее задание: На «5» -  выучить 2 или 3 часть стихотворения, на «4» – первую.

Ребята, спасибо за урок, а вам, дорогие гости, спасибо за внимание!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....