рабочая программа по ИЗО 1 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Лаврухина Маргарита Ивановна

Программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения» под редакцией А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_rab_prog_.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения» под редакцией А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, .т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1].

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

В программу внесены следующие изменения: в связи с тем, что урок №23 по теме «Дом снаружи и внутри» приходится на каникулы (21.02), объединены уроки №21 по теме «Домики, которые построила природа» и №22 по теме « Домики, которые построила природа» (7.02).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декора- тивно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

      Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

      Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

      Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

      Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

      Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознаний и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

      Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Программа также может осуществляться, когда на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. При увеличении количества часов на изучение предмета за счет вариативной части, определяемой участниками образовательного процесса, или за счет внеурочной деятельности предлагается не увеличение количества тем, а расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся при сохранении самой логики программы. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Данная учебная программа включает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие- всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников цод руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотнрсить свою часть работы с общим замыслом;        

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•    овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в    

процессе освоения учебного предмета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1 класс

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

      Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

      Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Практическая часть.

Экскурсии - 11


п\п

Наименование

разделов и тем

Часы учебного времени

Планов.

сроки проведения



Характеристика деятельности учащегося.

1.

Ты учишься

изображать.

Изображения всюду вокруг нас



Мастер Изображения учит видеть










Изображать можно пятном





Изображать можно в объеме









Изображать можно линией







Разноцветные краски









Изображать можно и то, что невидимо (настроение)




Художники и зрители (обобщение темы)

9 ч.

6.09-1.11




Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.


Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.


Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).



Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

 Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

     Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

     Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания пятна (кляксы).


     Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.).

     Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С.Коненкова).

     Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

     Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания.






     Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

     Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

     Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.



     Овладевать первичными навыками работы гуашью.

     Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры.

     Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков.



     Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

     Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.).

     Изображать радость или грусть.

     Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

     Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

     Участвовать в обсуждении выставки.

     Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

2.

Ты украшаешь.

Мир полон украшений





Цветы




Красоту нужно уметь замечать




Узоры на крыльях.

Ритм пятен





Красивые рыбы.

Монотипия












Украшения птиц.

Объемная аппликация






Узоры, которые создали люди









Как украшает себя человек





Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

8 ч.

8.11-10.01

   


 Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

     Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

     Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

   

    Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги.

     Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).



     Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

     Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

     Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.


     Понимать простые основы симметрии.

     Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм  в узоре.




     Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.

     Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

     Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.

     Освоить простые приемы техники монотипии.

     Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.

     Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре






     Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

     Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

     Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.




     Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

     Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

     Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

     Получать первичные навыки декоративного изображения.


     Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах

     Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

     Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах  и т.д.).




     Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

     Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

     Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению

определять их роль в создании новогодних украшений.

3.

Ты строишь.

Постройки в нашей жизни






Дома бывают разными







Домики, которые построила природ





Дом снаружи и внутри




Строим город








Все имеет свое строение





Строим вещи




Город, в котором мы живём (обобщение темы)

11 ч.

17.01-4.04

     



Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

     Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.



     Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

     Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

     Конструирова

ть изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»). 




     Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

     Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.




     Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

     Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.


     Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

     Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

     Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.

     Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.




     Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

   Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.






     Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

     Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.


     Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

     Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

     Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

4.

Изображение,

украшение,

постройка

всегда помога-

ют друг другу.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе







Праздник весны. Праздник птиц




Разноцветные

            жуки




Сказочная страна



Времена года



Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

5 ч.

18.04-23.05

   









  Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.

     Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

     Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.



     Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

     Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

    Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

   Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

  Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.

     Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

     Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

     Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

     Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

     Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.

     Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.

     Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

     Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

     Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.

     Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.


  Любоваться красотой природы.

     Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

     Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

     Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

     Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.

     Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»

УЧЕБНИКИ

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.

                                Пособие для учителя

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

д

3

Рабочие программы по изобразительному искусству

д

4

Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

к

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета

5

Учебники по изобразительному искусству

к

6

Рабочие тетради

к

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников 1

7

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

д

8

Методические журналы по искусству

д

В состав библиотечного j фонда необходимо вклю- 1 чать журналы федераль- > ного значения

9

Учебно-наглядные пособия

ф

д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата Л4 - Ф

10

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

д

11

Энциклопедии по искусству, справочные издания

д

По одному каждого на- ; именования

12

Альбомы по искусству

д

По одному каждого на- f

именования . ;                                   i

13

Книги о художниках и художественных музеях

д

По одной каждого наименования

14

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

15

Словарь искусствоведческих терминов

п

2. Печатные пособия

16

Портреты русских и зарубежных художников

д

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

17

Таблицы по Цветове- дению, перспективе, построению орнамента

д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуаль-

18

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

д

но-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

19

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

д

20

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

д

21

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

к

3. Информационно-коммуникационные средства

22

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно- тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

Возможно использование следующих программ:

Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9

Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

23

Электронные библиотеки по искусству

д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художе- ственно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)


24

Игровые художественные компьютерные программы

        

4. Технические средства обучения (ТСО)

25

Музыкальный центр

д

Центр или аудиомагни- ; тофон с возможностями использования аудио- дисков, CD-R, CDRW, i MP 3, а также магнитных записей

26

CD/DVD-проигрыватели

д


27

Телевизор


С диагональю не менее 72 см

28

Видеомагнитофон

д


29

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

д



30

Слайд-проектор

д .

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

31

Мультимедиа-проектор

д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

32

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

д


33

Экран (на штативе или навесной)

д

Минимальные размеры 1,25 X 1,25 м

34

Фотоаппарат

п

Цифровая камера

35

Видеокамера

д


36

Графический планшет

д


5. Экранно-звуковые пособия

37

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

д

Комплекты компакт- дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

38

DVD-фильмы: — памятники архитектуры;

д

По одному каждого наименования



художественные музеи;

виды изобразительного искусства;

творчество отдельных художников;

народные промыслы;

декоративно-прикладное искусство;

художественные технологии



39

Презентации на CD или DVD-дисках:

по видам изобразительных (пластических) искусств;

по жанрам изобразительных искусств;

по памятникам архитектуры России и мира;

по стилям и направлениям в искусстве;

по народным промыслам;

по декоративно- прикладному искусству;

по творчеству художников

д

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

40

Мольберты

к


41

Настольные скульптурные станки

к


42

Комплекты резцов для линогравюры

к


43

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

ф


44

Краски акварельные

к


45

Краски гуашевые

к


46

Краска офортная

п


47

Валик для накатывания офортной краски

п


48

Тушь

к


49

Ручки с перьями

к


50

Бумага A3, А4

к


51

Бумага цветная

к


52

Фломастеры

к


53

Восковые мелки

к


54

Пастель

ф


55

Сангина

к


56

Уголь

к


57

Кисти беличьи № 5, 10, 20

к


58

Кисти, щетина № 3, 10, 13

к



59

Емкости для воды

к


60

Стеки (набор)

к


61

Пластилин/глина

к


62

Клей

ф


63

Ножницы

к


64

Рамы для оформления работ

к

Для оформления выставок

65

Подставки для натуры

п


7. Модели и натурный фонд

66

Муляжи фруктов (комплект)

д


    67

Муляжи овощей (комплект)

д


68

Гербарии

ф


69

Изделия декоратив- но-прикладного искусства и народных промыслов

д


70

Гипсовые геометрические тела

д


71

Гипсовые орнаменты

д

Три-четыре вида

72

Маски античных голов

д

Два вида

73

Античные головы

д

Четыре вида

74

Обрубовочная голова

Д


75

Модуль фигуры человека

п


76

Капители

д

Ионическая и дорическая капители

77

Керамические изделия (вазы, кринки И др.)

п


78

Драпировки

п


79

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

п


8. Игры и игрушки

80

Конструкторы

ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)

81

Театральные куклы

д


82

Маски

д


9. Специализированная учебная мебель

83

Столы рисовальные

к


84

Стулья

к


85

Стулья брезентовые складные

к

Для рисования на пленэре

86

Стеллажи для книг и оборудования

д




87

Мебель для проекционного оборудования

д


88

Мебель для хранения таблиц и плакатов

д

Кассетницы, плакатни- цы

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф — комцлект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);

П — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6—7 экз.).


[1]        См.: Дани люк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...