Конспекты

Гредюха Анна Юрьевна

Конспекты логопедических занятий по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми

подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи (ОНР)

тема: «Путешествие в страну Дружбы»

Подготовила:

Логопед-дефектолог

Гредюха Анна Юрьевна

Смирных 2020 год

        

Тема:« Путешествие в странуДружбы»

Образовательная область: речевое развитие.

Интегрируемые области: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря, формирование фонетико-фонематических способностей.

Задачи.

Образовательные: расширять и обогащать словарь  детей по темам «Дружба», «Насекомые»; обогащать словарь антонимами; совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в употреблении прилагательных и существительных во множественном числе творительном падеже, существительных во множественном числе); закреплять умения делить слова на слоги; закреплять  поставленные звуки в свободной речи детей; закреплять и обогащать представления детей о понятии «дружба», познакомить с правилами дружбы, закреплять представления о плохих и хороших поступках.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь (рассуждение при ответах на вопросы), произвольное внимание, память, мыслительные операции, мелкую и общую моторику,зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух, речевое дыхание.

Воспитательные:воспитывать ружескиевзаимоотношения, доброжелательность,отзывчивость,самостоятельность,инициативность, любознательность.

Оборудование:проектор, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, колонки,картинки по теме «Насекомые», мольберт, мяч,  видеоролики, цветок «Дружбы», цветы для игры «Цветочки», символы  (картинки-правила дружбы), «облако» из тюля, разрезная картинка «Незнайка и его друзья», письмо от Лесовичка, детские столы и стулья.

Методы и приёмы (игровые, наглядные, практические, словесные):единый игровой сюжет «Путешествие в страну Дружбы»; сюрпризные моменты - в гости пришли Вупсень и Пупсень, появление Незнайки, письмо от Лесовичка; музыкальное сопровождение; аудиозаписи – топот, звук ручейка; развивающие игры и упражнения; применение навыков и умений на практике;вводная беседа (о дружбе); указания, пояснения, вопросы педагога; использование ИКТ – мультимедийная презентация, здоровьсберегающих технологий – психогимнастика («Доброе утро», «Комплименты», «Облако дружбы»), дыхательная гимнастика «Ветерок».

Ход занятия (Слайд 1)

Организационный момент (Слайд 2)( стоим в кругу)

Ритуал  приветствия  «Доброе  утро!».

Логопед. Придумано  кем-то  просто  и  мудро

При  встрече  здороваться:

«Доброе  утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Доброе утро всем! Вам!

Доброе утро гостям.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

1. Ребята, мы с вами поздоровались, улыбнулись друг другу. А вы знаете, чтобы         красиво и четко проговаривать слова, язычку нужна зарядка. А теперь давайте с вами    поиграем с нашими язычками. (бионергопластика)( за стол)

2. «В гости пришли Вупсень и Пупсень»(Слайд 3)

Логопед. К нам сегодня в гости пришли два друга, герои из одного любимого вашего мультфильма. Кто это? (Гусеницы – герои мультфильмов про Лунтика.) Что вы о них знаете? (Ответы детей.) Ребята, сегодня пока они шли к нам в гости, посмотрите, что у них произошло. (Слайд 4)

Просмотр видеоролика «Вупсень и Пупсень поссорились»

Логопед. Что  у них случилось? (Они поссорились.) Да они поссорились, и делают они это очень часто, и ссорятся   не только друг с другом, но  и с другими своими друзьями, даже обманывают!

3. Беседа на тему «Что такое дружба?»

Логопед. Что же делать? (Ответы детей обобщить: надо научить их дружить.)Кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? (Ответы детей обобщить: дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся.)

4. Путешествие в страну «Дружбы» (встают в круг)

Логопед. Ребята, вымного знаете о дружбе, но недостаточно только знать об этом. Чтобы уметь дружить по-настоящему, надо знать и выполнять правила дружбы? Всё узнать об этих правилах можно только  в стране, которая так и называется – «Страна Дружбы». Хотите отправиться в путешествие в страну «Дружбы»? (Да.) А  Вупсеня и Пупсеня возьмём с собой.

Логопед. Ребята, а полетим мы туда на осеннемоблаке Дружбы. Беритесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: «Облако, появись, перед нами покажись». (Дети повторяют слова.) (Слайд 5)Вот оно, осеннееоблако Дружбы! Держитесь крепче за него — и в путь.  («Облако»  из    тюля).  Гонит  наше  облако  добрый  сильный  ветерок.    

Дыхательная  гимнастика «Ветерок».

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу (вдох через нос)
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вниз  (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Игровое упражнение «Исправьте ошибки»

Логопед. Ребята, а пока мы с вами летим. Послушайте внимательно,если я скажу неправильно предложение, то исправьте меня.

Зазеленели в парке…. детки

И на прогулку вышли …ветки

Когтистые у киски.. тапки

У Вики новенькие….лапки

Нашла на сливе….. кофточку,

Надела Феня….косточку

Далеко идти мне…..пень,

Сяду лучше я на…..лень.

В лесу летают летом ….кошки

Охотятся на мышек….мошки

Логопед.(Слайд 6)Ребята, вот мы и прилетели с вами в волшебную страну «Дружбы» Смотрите, как ласково нам улыбается солнышко! Давайте и мы улыбнёмся друг другу и подарим друг другу комплименты.

Игровое упражнение «Комплименты»(Слайд 7) Дети стоят по кругу и дарят друг другу комплименты.

Логопед. В этом и заключается первое  правило дружбы–друзья дарят друг другу улыбку и хорошее настроение.(Педагог показывает символ.)

Раздаётся звук ручейка.(Слайд 7, звук - щелчок)

Логопед. Слышите, что это за звук? (Ответы детей.)(Слайд 8)Да это приветливый ручеек!А рядом с ним  полянка.(Слайд 9)Как много на ней цветов, но мне кажется, что здесь кого-то не хватает. (Ответы детей обобщить: нет насекомых!)  Смотрите, ребята здесь письмо - от Лесовичка.

Логопед читает письмо.

Однажды над насекомыми 
Пронёсся злой паук 
На полянке разноцветной 
Он всех заколдовал. 
Чтоб бабочки порхали, 
Трудился муравей. 
И осы чтоб жужжали,

 Вы помогите скорей. 

Логопед. Ребята, Лесовичок просит нашей помощи, что же делать? Конечно, мы поможем! Всех насекомых мы освободим!

Игровое упражнение «Отгадайте загадки и найдите отгадки»

Дети отгадывают загадки и находят картинку-отгадку.Логопед направляет детей на использование слов-отгадок во множественном числе (один – кузнечик, а много - ….(кузнечики).

1. Он зеленый, попрыгучий,                     
   Совершенно неколючий, 
   На лугу весь день стрекочет, 
Удивить нас песней хочет. 

(Кузнечик)

2. Он работник настоящий 
       Очень, очень работящий. 
       Под сосной в лесу густом                             
       Из хвоинок строит дом
.

(Муравей).

3.В темноте летает кто-то, 
       Издавая громкий звук. 
       Кто там спорит с самолётом? 
       Ну, конечно, майский.
(Жук) 

4. Надевает эта крошка
       Платье красное в горошек. 
       И летать умеет ловко
      Это
(Божья коровка) 

5. Целый день она летает, 
       Мне спокойно жить мешает, 

    Прожужжала возле уха
       И на стол уселась.  
(Муха) 


6. Люди все его боятся – 
       Очень любит он кусаться, 
       Хоть и маленький бандит. 
       А когда летит – пищит.

(Комар) 

    7. Домовитая хозяйка
       Полетает над лужайкой, 
       Похлопочет над цветком -
      Он поделится медком. 

(Пчела)

8. На ромашку у ворот
       Опустился вертолет-
       Золотистые глаза. 
      Кто же это?

(Стрекоза) 

9.Спал цветок и вдруг проснулся –
      Больше спать не захотел. 
      Шевельнулся, встрепенулся, 
      Взвился вверх и улетел. 
(Бабочка) 

Логопед.(Слайд 10) Молодцы, все загадки отгадали, и спасли насекомых. Смотрите как весело стало на полянке! Ребята, вам легко или сложно было выполнить это задание? (Что-то было легко, а что-то – посложнее.) Но вы справились, потому что  друг другу помогали. Вот и второе  правило дружбы разгадано - друзья должны помогать друг другу.(Педагог показывает символ.)

Раздаётся топот детских ног.(Слайд 10, звук -щелчок)

Логопед.Что это? (Ответы детей.) (Слайд 10, щелчок - бежит мальчик)Ребята, смотрите мальчик бежит, он же сейчас все цветы растопчет, насекомых погубит! Мы мимо пойдём или скажем ему, что он плохое дело делает? (Ответы детей) Давайте его научим хорошие поступки совершать. Я  буду  называть  слова,  которые  обозначают  плохие  качества  и  поступки  людей,  а  вы  будете  произносить   противоположные  им  по  смыслу – хорошие  слова.

Игра  с  мячом «Правильные  слова».

Не  плохой,  а  …  хороший.

Не  злой,  а  ….. добрый.

Не  сердитый,  а  …. радостный.

Не  растрёпанный,  а  ….  аккуратный.

Не  ленивый,  а  ….  трудолюбивый.

Не  трусливый,  а…. храбрый.

Логопед. Мы  собрали  эти  слова  в  ладошки,  давайте подарим их мальчику. (Сдувают   с  ладошек.)

Логопед. (Слайд 11)Смотрите, ребята мальчик ушёл и не стал цветы топтать.  Значит, помогли мы ему понять, что так делать нельзя.

Логопед. Вот в этом заключается третье  правило дружбы. Если ты видишь, что друг твой делает что-то плохое, останови его. Не дай ему совершить плохой поступок.

Логопед. Ребята, только мы насекомых спасли, они уже все поссорились. Не могут никак решить, кто какой цветок себе выберет, что же делать?  

Их  непросто  подобрать:

Нужно  звук нам угадать.

Речевая игра  «Цветочки».  

Дети  по  одному  берут  картинки с изображением насекомых, называют  насекомое,  определяют на слух какой звук первый, и отвечают на вопрос гласный или согласный.  Желательно, чтобы  ответы  детей  были  полными,  например:  «В  слове  оса первый звук О».

Логопед.Молодцы, ребята помирили насекомых.  Ребята, признайтесь честно, а вы иногда ссоритесь с друзьями? А вы догадались, что за четвёртоеправило дружбы? Друзья должны жить в мире, не должны ссориться.

Логопед.Молодцы, ребята.

Логоритмика «Голову мы повернем»

Появляется Незнайка. (Слайд 12)

Незнайка: Привет, ребята. Я у Знайки брал картину, а когда пошёл её отдавать, так торопился, бежал и упал. Смотрю, а картина разорвана. Она  его самая любимая. Что же делать?...Ребята, а вы мне поможете её склеить?

Логопед. Ну, что поможем Незнайке?  

Разрезная картинка «Весенняя полянка»

Дети собирают разрезную картинку.

Логопед. Незнайкасобрали мы тебе картину.(Слайд 13)

Незнайка. Спасибо, ребята, какие вы добрые, настоящие друзья. …Картину отдам Знайке, но я не признаюсь, что это  я её разорвал.

Логопед. Ребята,  как вы думаете, правильно поступит Незнайка, если не скажет правду? (Нет.)  Почему? (Ответы детей обобщить: не надо друзей обманывать, лучше сказать правду, тогда друг поймёт и простит. И не зря в пословице говорится:«Тайное всегда становится явным». Ведь рано или поздно друг узнает, что вы его обманули. И обман может разрушить вашу дружбу.)(Слайд 14)

Незнайка.Хорошо, тогда я правду расскажу.

Логопед. А вот и пятое правило  дружбы - друзья говорят друг другу правду.

Итог занятия.  (Слайд 15)

Логопед.Вот мы и узнали все правила дружбы. Только я переживаю, что наши гости – Вупсень и Пупсень уйдут в свою сказку и забудут все правила. Чтобы этого не  произошло, давайте вырастим для них цветок дружбы, каждый лепесток которого будет напоминать определённое правило. (Дети «выращивают» цветок дружбы – вспоминают все правила, о которых узнали на занятии и прикрепляют на лепестки  картинки с символами правил).

(Слайд 16)

Просмотр видеоролика (Вупсень и Пупсень помирились).

Логопед. Воти закончилось наше путешествие.(Слайд 17)Ребята, что вамбольше всего запомнилось? Что показалось самым простым (сложным)? (Ответы детей.)Я очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить!

ПЕРЕД ТЕМ КАК НАМ РАССТАТЬСЯ

ХОЧЕТСЯ МНЕ ПОПРОЩАТЬСЯ

ПОЖЕЛАВ ПРИ ЭТОМ ВАМ.

ЧТОБЫ ДОБРЫМИ ВЫ БЫЛИ,

ПРАВИЛ О ДРУЖБЕ НЕ ЗАБЫЛИ.

ЧТОБЫ ДОБРЫМИ СЛОВАМИ

ГОВОРИЛИ ВЫ С ДРУЗЬЯМИ.

РАССТАЁМСЯ МЫ СЕЙЧАС.

ДОБРЫЙ ПУТЬ ВАМ!

В ДОБРЫЙ ЧАС.



Конспект  логопедического занятия в  логопедической подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: « Прогулка по осеннему лесу»

Лексическая тема: « Осень»

Коррекционно-образовательные цели: 

   --Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация

   --Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени

   --Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

Коррекционно-развивающие цели:

   --Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза

   -- Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения

   --Развитие оптико-пространственных функций

   --Подготовка руки к письму

   --Развитие слухового внимания, речевой памяти

Развитие артикуляционной моторики

Коррекционно-воспитательные цели:

   -Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе

   -Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Конверт, с наклеенными на нём картинками, по первым звукам которых начинается слово «сова». В конверте задания: картинки с игрой «Сложи картинку»; карточки с заданием «Повтори узор». Стол, на котором расположены картинки с изображением деревьев, листьев, грибов, ягод. Магнитная доска, на которой прикреплены картинки с изображением осени, коробочка с кружками для составления схемы слова. Картонные силуэты банок, на этих силуэтах наклеены кармашки из прозрачной плёнки. Картинки с изображением овощей, фруктов, которые будут укладываться в «кармашки» банок. Игрушка – сова с корзинкой, в которой лежит угощение для детей-печенье-грибочки.

                           

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
  1. Игра: «Скажи, какое слово спряталось» (фонематический анализ и синтез)

Дети стоят около логопеда. В руках логопеда большой конверт. Логопед говорит детям:

-Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо. К еам пришло письмо-приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым звукам картинок, наклеенных на конверте (Собака, Овощи, Волк, Арбузы)    Дети читают слово «СОВА»                                            

- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Сова –исимвол мудрости и знаний. Сегодня на занятие она прислала нам письмо с заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем, заглянув в конверт.

                          


II.  ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Беседа об осени. ( связное рассказывание, работа с предложением).

На магнитной доске прикреплены картинки на тему осень. Напротив стоят стульчики. Логопед подводит детей к картинкам и усаживает на стульчики.

-Первое задание, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое время года на них изображено.  ( Осень), А сейчас, какое время года идёт?. ( Осень)

-Правильно, осень. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Посмотрите на картинки и скажите, каким становится небо осенью?

-Как начинает светить солнце?

-Что происходит с листьями на деревьях?

-Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?

-Как одеваются люди осенью?

-Какое время года идёт после осени?

-Как животные готовятся к зиме? ( дети отвечают на вопросы)

-Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени. ( дети составляют рассказ)

Физминутка

Логопед предлагает детям сделать артикуляционную гимнастику (биоэнергопластика)

       2.  Игра «Живые звуки». ( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)

-Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно назвать звуки в слове «лужа» и в слове «Тучка». Нужно быть очень внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответила ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук. Называем по –порядку звуки слова «лужа». Логопед на каждый звук указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее дети называют звуки слова «тучка».

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

3 Игра «Чей, чьи». «Скажи, что делают листья» ( образование прилагательных, активизация предикативного словаря).

-Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес ( дети встают со стульчиков и подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением деревьев: дуб, берёза, клён, рябина, осина и изображения листьев с этих деревьев. А также картинки с изображением ягод: брусника, клюква, рябина, боярышник).

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? ( дети смотрят на картинки и называют деревья)

-Ребята, давайте посмотрим на листья. Логопед берёт картинку с листьями.Этот лист с какого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с какого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С какого он дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас  под ногами?  ( дети отвечают на вопросы логопеда)

-Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают, скручиваются, засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут, чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),

-А теперь посмотрите ещё раз на картинки и скажите, какие грибы  можно увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, чёрные грузди, подберёзовики, моховики, подосиновики, лисички)

-А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой морошкой, рябиной, боярышником)

4. Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)

-Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод? ( джем, варенье, сок, компот, повидло..)

-Скажите, варенье из клюквы, какое варенье? ( клюквенное),

-Морс из брусники, какой морс? ( брусничный) и т.д., перечисляя все ягоды.

-Молодцы, ребята давайте расскажем Совушке, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)

Логопед усаживает детей за столы, оказывает картонные баночки с прозрачными кармашками. Вкладывает в кармашек банки картинку  и спрашивает у детей:

-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)

-Салат из капусты, какой салат? ( капустный)

-Салат из моркови, какой салат? ( морковный)

-Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..

-Оладьи из кабачков, какие оладьи? ( кабачковые) и.т.п.

5. Игра «Собери картинку» ( оптико-пространственные функции, классификация)

-Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты. ( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают её)

-Что ты собрал?( тыкву) Тыква – это что? ( овощ)

-А ты что собрал? ( Яблоко) Яблоко – это что? ( фрукт)

-А ты что собрал? ( клюкву, клюква – это ягода лесная)

6. Игра «Пишем слово цветом». ( фонематический анализ, пространственные представления)

-Ребята, давайте покажем Совушке, как мы готовимся к школе, как мы умеем составлять схемы слов. Напишем цветом слово «тыква». Придвинули коробочки с кружочками поближе к себе и самостоятельно на столе составляем схему слова «тыква». Дети выполняют задание. Затем логопед просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки

-Покажите ии назовите первый звук, 2-ой звук, 3-й, 4-й, 5-й звук. Никита, покажи и назови мне 3-й звук, Савелий – последний звук. Саша, покажи и назови мне звук, стоящий после звука «В», перед звуком «К»,

-Покажите и назовите мне звук предыдущий звуку «Ы», последующий за звуком «К»

-Покажите и назовите звук, стоящий между согласными звуками… и т.д.

Дыхательная гимнастика «Листья»

7. Игра «Повтори узор» ( игра из серии «Слышит ли рука глаз, мелкая моторика, оптико-пространственные функции).

Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа, нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.

-Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? ( листик)

-На листик с какого дерева похож наш листик? ( клёна) Значит, чей это листик? ( кленовый). Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки и точно такой же лист рисует справой стороны ( дети выполняют задание)

-Молодцы, ребята, все справились с заданием!

8. Игра «Прочти слово» ( фонематический анализ и синтез)

Логопед раздаёт детям карточки, на которых наклеены картинки, на каждой карточке 3, 4, или 5 картинок. По начальным звукам названий этих картинок нужно прочесть слово. Логопед уточняет у детей, все ли картинки на карточке им знакомы и предлагает им прочесть слово по первым звукам картинок. В случае затруднения, помогает детям

                                                 III – ИТОГ:

-Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам какие задания от Совушки вам понравились больше всего? Совушке тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она в своей корзиночке принесла вам угощение. Посмотрите, что это? Да, это печенье-грибочки и этими грибочками м угостимся после сна, на полднике. А сейчас мы прощаемся с Совушкой и пойдём в группу.

   


Конспект занятия по логопедии на тему “Постановка звука Р”

Цель:

коррекционно-развивающие

-формирование навыка правильного произношения изолированного звука;

-максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;

-развитие кинестетической основы организации движений;

-формирование адекватных фонематических представлений

коррекционно-образовательные:

-восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

коррекционно-воспитательные:

-установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям.

Оборудование: магнитофон для выполнения артикуляционной гимнастики; зеркало; зонд, спирт, вата; игра «Звуковая мозаика», фишки.

 

Ход занятия:

1.    Орг.момент

Сегодня для занятия нам нужно хорошее настроение,  терпение, старание. И мы будим учиться рычать как тигр.

 

2.    Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

Упражнение для выработки напора воздуха

– Выдувание ватных шариков из стаканчика

Упражнение для языка (делается под музыку, бионергопластика)

1.    «Чистим зубки», «расческа», «блинчик», «чашечка», «мостик».

3.    Обучение учащегося ощущению положений органов артикуляции при произнесении звука Р

Логопед : дает словесный отчет, используя артикуляционный профиль.

·         Кончик языка поднят к альвеолам,

·         боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

·         под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол.

·         губы открыты

·         зубы разомкнуты

·         на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха

·         звук – звонкий

4.    Физминутка

Игра «Слушай и повтори»

На звук А – хлопнуть в ладоши,

На звук У – закрыть глаза ладонями

На звук И – топнуть.

5.    Постановка звука Р в два этапа:

 

1 этап

Ставится фрикативный звук Р без вибрации от быстро произносимого звука Д без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам).

Звук должен произноситься с сильным напором воздуха.

 

2 этап

С силой произносится фрикативный звук. Одновременно с этим вводится под нижнюю поверхность передней части языка зонд и производятся быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.

 

6.    Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»

 

(произношу разные звуки, затем слова, ребенок должен услышать звук «р» или слово со звуком «р2» и хлопнуть в ладоши»

 

7.    Развитие звукового анализа

 

Игра «Звуковая мозаика»

Перед ребенком жетоны – синие, зеленые.

Инструкция:

«Если слово оканчивается звуком Р, клади синий жетон. Если начинается  со звука Р – зеленый

 

Слова: рубаха, парробот, бугор,  мухомор, ракета, набор, забор

 

8. Итог занятия:

Смысловая рефлексия занятия (что училась делать на занятии?)

Эмоциональная рефлексия занятия (за что ты себя можешь похвалить?)


Конспект индивидуального занятия

«Звук Л, постановка»

                                                                                 

Тема: Звук «Л», постановка.

Задачи:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Вырабатывать артикуляционный уклад звука «Л».

Поставить звук «Л».

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Формировать навыки словообразования и словоизменения.

Оборудование:

 «Клоун», карточки к артикуляционным упражнениям, силуэт лесенки, картинки на звук Л – лодка, лошадь, луна, лук, символ звука Л (по Ткаченко), мешочек с 6-ю чайными ложками.

Ход занятия:

Организационный момент. Игра с мячом: я называю слог с твердым согласным звуком, а ты возвращаешь мне слог с мягким согласным звуком: ла-ля, ло-ле, лэ-ле, лы-ли, лу-лю.

Объявление темы. Сегодня мы будем учиться произносить звук «Л». Что нам помогает разговаривать правильно и красиво? – Губы, зубы, язычок. Поэтому мы сейчас сделаем с ними зарядку.

Упражнение на развитие дыхания «Клоун».

Артикуляционная гимнастика (Бионергопластика)

Упражнение «Улыбка - трубочка».

Упражнение «Змейка».

Упражнение «Качели».

Упражнение «Расческа».

Упражнение «Индюк».

Упражнение «Почистим зубки».

Упражнение «Поймай мышку за хвостик».

  1. Постановка звука.

      Сейчас мы будем тянуть звук «А» и при этом «ловить мышку за хвостик», попробуй и послушай, что у тебя получается. Объяснение артикуляционного уклада звука «Л», показ логопедом.

  1. Артикуляция звука. «Теперь, ты, расскажи - что делают губы при этом звуке? Что делают зубы? Что делает язычок и где он находится? Подскажите мне, есть ли преграда во рту, когда мы произносим этот звук? Какая? Значит, какой вывод можно сделать? Звук «Л» - твердый согласный».
  2. Автоматизация звука в слогах. Давай, мы, позовем Аллу: «Алла, алло!» Алла тебя не слышит, повтори еще раз и еще. Наконец тебе ответили: «Кого позвать к телефону?», ответь: «Аллу». Тебе сказали: «Аллы нет». Спроси удивлено: «Аллы нет?». «Нет, она плывет на теплоходе». Ребенку дается символ теплохода: «Покажи, как плывет теплоход – Л-Л-Л…, вот поднимаются по трапу пассажиры – звуки А, О, У, Ы, Э. Что получается? – ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ». - Возьми лесенку и помоги пассажирам подняться на теплоход. Ребенок шагает пальчиками по лесенке и произносит слог ЛА столько раз, сколько ступенек на лесенке. Аналогично с другими слогами.

Автоматизация звука в словах. Подруга Аллы Таня не поехала на теплоходе. Отгадай загадку и узнаешь, на чем добирается Таня.

В лесу родилась, в воде живет. (Лодка)

Друг Дима тоже едет к Алле в гости. Отгадай, на чем он добирается.

Кто я – догадайтесь сами, я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу. Летом - я везу телегу. (Лошадь)

Что они увидели по дороге?

Ночь прохладна и темна, на небе – яркая …(луна)

Физминутка. Со словами мы играем, – их хлопками разделяем.

Ребенок хлопками делит слова на слоги (луна, лошадь, лодка, лук, ложки).

Развитие фонематического слуха.                                                                       

Пока Алла плывет на теплоходе, мы с тобой послушаем звуки. Если ты услышишь звук Л, то ты поднимешь карточку с теплоходом.

Логопед произносит: Л, Р, М, Л, Н, Л, М, Р, Л, Н, Л, М, Р, Л.  ЛА, РЫ, МУ, ЛО, НО, ЛЫ, МЭ, РУ, ЛУ, НЫ, ЛЭ, МО, РО, ЛЫ.

Автоматизация звука в словах.

Алла уже доплыла на теплоходе и ждет гостей. Она приготовила салат, а    в него положила отгадку от загадки:  *Зеленеет все вокруг, растет в саду, на грядке…(лук).

Алла будет угощать гостей тортиком. Если он с малиной, то какой это будет торт?  Малиновый. (А если с земляникой, если с клюквой…) Чем гости будут кушать торт? Ложками. Посчитай, сколько ложек приготовила Алла для своих гостей. Ребенок достает ложки из мешочка и считает: «Одна ложка, две ложки…шесть ложек». Какие слова со звуком Л, ты запомнил? Где находится звук Л в этих словах? В начале.

Итог. Какой звук мы учились говорить сегодня? Какой это звук? (согласный, твердый). Что, при этом звуке, делают губы, зубы,  язычок? Что сегодня было для тебя самым трудным? Ты, молодец, у тебя хорошо получается этот звук и твоя речь становится понятной и красивой.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие логопеда с родителями и детьми

как средство формирования позитивного родительства.

Тема «Мяч и речь»

Цель:

  • научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
  • расширять словарный запас детей и родителей;
  • развивать артикуляционный аппарат детей;
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).

План занятия:

  1.         I.            Теоретическая часть
  • Когда появились мячи?
  • Для чего нужен мяч?
  1.      II.            Практическая часть
  • Развитие речевого дыхания и психологической базы речи.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие общей моторики. 

Оборудование:

  • проектор, экран, ПК;
  • ножницы;
  • альбомные листы с нарисованными кругами;
  • цветные карандаши;
  • клей;
  • нитки (для бумажных мячиков);
  • фольга;
  • резиновые мячи по количеству детей;
  • массажные мячи по количеству детей;
  • картинка зашифрованная (мяч с ушками);
  • зеркала по количеству детей;
  • салфетки.

Ход занятия

Теоретическая часть.

Мячи появились очень давно. Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми. И вот, люди долго экспериментировали, и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом.

Для чего нужен мяч?

                 Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

                 Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

                 Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

                 Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

                 Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

                 Регулируют силу и точность движения

                 Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

                 Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

                 Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

                 Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем.

Практическая  часть.

Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми. Дети закрашивают круги на листе бумаги.

-Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?

Дети отвечают.

-А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.

Дети и родители выполняют задание.

-Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги.

Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.

-А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота. Правило дыхания то же.

Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют, «загоняют мячики в ворота».

Пальчиковая гимнастика  «Будем мячики считать»

Будем мячики считать                                 (Дети сжимают и разжимают все пальчики)

Этот мяч — он из резины.                             (Загибают пальчики, начиная с большого)

Этот мячик синий-синий.

Этот мяч большой и красный.

Этот мяч такой прекрасный!

Будем мы его катать,                               (Выполняют круговые движения между ладонями)

Будем с ним мы играть.

Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка. Гимнастика на экране для шипящих звуков.

Упражнения артикуляционные:

  • чередование «Птенчик» - «заборчик»;
  • «Накажу непослушный язычок»;
  • «Лопаточка»;
  • «Чашечка»;
  • «Маляр»;
  • «Вкусное варенье».

После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча «с ушками».

Логопед:

Разделимся на 3 команды и будем прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой.

-Дети, посмотрите, что нам еще принесли.

Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.

-А теперь поиграем.

  1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение.     Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
  2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
    сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
  3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
  4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
  5. Пальчиковая игра «Игрушки» с массажным шариком.

Упражнение выполнять сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(катать шарик между ладоней)

2 медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно катать шарик к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(катать шарик между ладоней)

6. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

Дидактическая игра «Выбери мяч» 

Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?

Дети высказываются.

Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.

-Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.

Дети и их родители садятся в круг.

У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие?

Дидактическая игра «Поймай — скажи»(показ детьми) Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай — скажи наоборот» (с родителями.) Антонимы. Например, высокий забор – низкий… 

Дидактическая игра «Что это? Кто это?» 

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Логопед. Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.

Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.

Много с мячиком играли

И немножечко устали.

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

Сдуем мы его руками

И надуем снова сами.

Ловко вы мячи бросали,

В игры весело играли.

Все ребята молодцы! Получайте-ка призы! Конфеты – шарики. Спасибо родителям за участие!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

в группе комбинированной направленности

для детей с ЗПР (старшая группа)

ТемаПутешествие в «Королевство гласных звуков»

Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах, их звучании и артикуляции

Закрепить умение определять место положения звуков в словах.

Закрепить понятия«звук»«буква».

Закрепить правильное использование предлогов «через»«на»«под».

Закрепить умение составлять простые предложения по предметным картинкам.

Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивать внимание, творческое воображение, мелкую моторику.

Закреплять умение вслушиваться в речь педагога.

Воспитывать доброжелательность.

Оборудование: предметные картинки с заданными звуками, красные колпачки, сказочные герои, «4й лишний»буквы«аоиуэы», схемы слов, поезд с предметными картинками для анализа слов.

Ход: 1. Организационный момент.

1.1. Объявление темы занятия.

Логопед : Здравствуйте, ребята!

К нам в гости пришел почтальон Печкин. (входит Почтальон). Он принес нам конверт. Давайте посмотрим, что там находится. Это приглашение. Нас приглашают в сказочную страну «Гласных звуков».

Как же мы туда доберемся? Нам поможет карта. На ней обозначен маршрут нашего путешествия.

Мы пойдем прямо, повернем направо. Пройдем через поляну. Впереди – река. Как мы сможем перейти реку?

- Переплывем ее на пароходе.

2. Развитие мелкой моторики:

Упражнение для развития мелкой моторики «Пароход» :

«Пароход плывет по речке и пыхтит он словно печка: пых-пых»

3. Основная часть:

3.1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед : Мы переплыли реку и оказались в волшебном лесу. А в каждом волшебном лесу есть сказочный домик. Это избушка на курьих ножках. А кто живет в этой избушке?

Правильно, здесь живет Баба-Яга. Чтобы продолжить наш путь, вы должны отгадать загадки, определить первый звук в словах – отгадках. Дать ему характеристику.

«Лежит на грядке «Не колючий, светло-синий,

Круглый, зеленый, гладкий, по кустам развешен …»(Иней)

Внутри красный

На вкус сладкий» (Арбуз)

«Не моторы, а шумят «На дорожку вышли рожки

Не пилоты, а летят, Вы не будете бадать?

Не змеи, а жалят» (Осы) Я потрогал их немножко

Рожки спрятались опять» (Улитка)

«К нам во двор забрался крот

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет

Если крот раскроет рот» (Экскаватор)

3.2. Связь звука и буквы.

1. Характеристика звуков.

Дети отгадывают загадки и определяют первый звук. Дают характеристику звукам. Получают красные колпачки.

- А почему колпачки с буквами красного цвета?

Гласные звуки живут в красных домиках и обозначаем мы их красным цветом.

- А как мы записываем звуки?

- Буквами.

2. Звуко-буквенный анализ слов.

Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, кто спрятался под елкой. Это ежи. У них на спинках кубики, а кубики не простые, на них нарисованы картинки.

Дети бросают кубики, называют картинки и определяют место гласного звука.

3. Развитие внимания, памяти, моторики.

Посмотрите, какое необычное дерево растет в сказочном лесу. У него на кроне загадочные символы. Что это? Это сломанные буквы. Чтобы продолжить путь вы должны починить буквы.

Дети дописывают элементы букв.

3. Звуко-слоговой анализ слов.

Наш путь мы продолжим на поезде. Кроме нас еще есть пассажиры. В поезде могут ехать только те животные, в названиях которых есть заданные гласные звуки. А номер вагона зависит от количества слогов в словах, названиях картинок. Помогите правильно посадить животных по вагонам.

Вот мы и добрались до сказочного королевства. Чтобы попасть в замок, вы должны прочитать слоги, которые написаны на двери замка: АУ, ИО, АОУ, и т. д.

Дети читают слоги.

4. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вот мы и пришли в «Королевство гласных звуков»

Давайте познакомимся с королевской семьей. Это- король. Он очень важный и его имя начинается на звук «О». Как зовут короля«Олег». Его жена добрая и ласковая. Ее имя начинается со звука «И» - «Ира». У них есть прекрасная, нежная дочка, начало ее имени «А» - Аня.

Понравилось вам путешествие? Где вы были? Какие преграды вы встретили на своем пути?



Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»

 Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с технологией применения упражнений биоэнергопластики и кинезиологическими упражнениями  в работе с дошкольниками.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения  инновационных методов. 

Методы: методики биоэнергопластики, кинезиологии.

1.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать сейчас?  (нет или да?)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (да или нет?)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (нет или да?)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма развития артикуляционного аппарата»

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3  до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Уважаемые коллеги,  обратите внимание на те атрибуты ,которые я принесла (зеркало, перчатки, прищепки  с картинками, бумага , карандаши)

А сейчас я предлагаю немного поучиться и узнать что же это такое биоэнергопластика.

Предлагаю выполнить упражнения ( биоэнергопластики., сначала учимся их выполнять, потом руку подключаем)

2.

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

Упражнение «Лошадка»

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит

на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами

согнута. Под счёт поочерёдно касаются

стола кончики пальцев и запястье.)

3.

Упражнения с листом бумаги.

«Вкусное варенье», «Качели»( педагоги выполняют упражнение, и одновременно рисуют рукой,  язык и рука делают одновременно одно и тоже не смотря на руку на листе бумаги, придумывают что у них получилось )Например: « Вкусное варенье» - круг, что может быть круглым, посмотрите вокруг. Начинают рисовать.

4.

Игры с прищепками

(Каждая прищепка – это определенное артикуляционное  упражнение)

 5.

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. ( Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

        

Группа 1

Два цыплёнка,
Два мышонка
Учат бегать 
Лягушонка.
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 

Группа 2

Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился сгоряча.

Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

Далее предлагаю вам объединиться группами и посмотреть сказку с использованием биоэнергопластики.


6.

«Пчела и Оса»

Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(упражнение «Чашечка»)
с конфетами,
(упражнение «Приклей конфетку»)
ела блинчики
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Целыми днями Оса качалась на качелях
(упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(упражнение «Иголочка»)
красила в доме стены, потолок.
(упражнение «Маляр»)
А утром опять улетала в поле.
Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
- Мало мёду принесла, лети обратно.
Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:
- Ты что, Пчела, плачешь?
- А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла.
- Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…
Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит – мёдом угощает.
(упражнение «Вкусное варенье»)

 7.

Логоритмика ( Головою покачаем, носиками )


8.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

Кинезиологическаяфизминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

Упражнение «Кошечка»

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

(Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу.Повторить 3-5 раз.)

Упражнение «Фонарик»

Фонарик погас!

Фонарик зажёгся!

(Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)

Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)

Кинезиологическаяфизминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)

Кинезиологическаяфизминутка «Коза и заяц» (На левой руке сделайте зайца, на правой козу, под счет меняйте)

9.

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.


Группа 1

Кинезиологическое упражнение  «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Группа 2

Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Группа 3

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха! 

И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю  вас за работу  и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики и кинезиологических упражнений.