Опыт работы

Кузина Елена Александровна

В данном разделе представлен опыт работы по теме: «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС»   Рассматриваются актуальные проблемы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их решение через разнообразные формы организации

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

ОПЫТ РАБОТЫ

По теме: «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                   Воспитатель:  Кузина Елена Александровна

г.п. Малиновский

2022г

Оглавление

Введение        3

Основная часть        5

Аналитические результаты опыта работы        8

Заключение        9

Использованная литература        10

Перечень разработанного материала        11

Трансляция опыта работы, обобщение и распространение        13

ПРИЛОЖЕНИЕ1        14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        16

        

        

        

Введение

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»

 В.А. Сухомлинский

  В соответствии со стратегией развития воспитания на период до 2025 года, приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоко-нравственной личности, разделяющей российские духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умения, и способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества.   В настоящее время основной задачей  государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Почему в последнее время делается акцент на духовно – нравственное воспитание дошкольников? Потому, что самая большая опасность в нашем обществе - в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно – нравственного воспитания. Личный опыт патриотических чувств ребенка формируется путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины». Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, способствует более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников и включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • художественно - эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

 Актуальность.    Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

       Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

        Большую роль в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности играет искусство. Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды и составляет содержание образования, используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

     Большое внимание воспитанию духовности детей уделял выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, разработавший идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования и связывающий ее с воспитанием духовности.

 Известные педагоги Т.С.Комарова, Е.С.Казакова, В.А.Флёрина и др. считают, что исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребёнок – искусство» - актуально, поскольку именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание детей способствует знакомству с событиями, праздниками, традициями народов Руси, народно-прикладным творчеством, через произведения древнерусской живописи иконописи и развивает интерес к ней.  Воспитывает чувство гордости, уважения к народу, русской культуре.

На этой основе  и выбрала тему «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста».

       Целью работы стало: Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через изобразительное искусство.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание уголка в группе «Маленький художник», подбор детской литературы по духовно-нравственному воспитанию).
  3. Разработать и реализовать дополнительную программу по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
  4. Формировать элементарное представление о видах искусства, уважение к культуре своего народа; воспитывать чувство гордости предками.
  5. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  6. Провести мониторинг с целью определения уровня  духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  7. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Новизна опыта заключается в использовании метода нетрадиционной техники рисования, применяемой в работе по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Приемы и методы:

  •         Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
  •         Практические – упражнения, игр методы.
  •         Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово. педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
  •         Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ  способов выполнения и др.
  •         Все методы используются в комплексе.

Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

 - словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);

 – игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

 - метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);

- практические – упражнения, эксперименты и др.

В кружке проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. Отчет о результатах работы кружка предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ, в виде консультаций и мастер — классов с педагогами и родителями.

   Работу  по духовно-нравственному воспитанию мы строим одновременно по трём направлениям:

- работа с педагогами;

- работа с детьми;

- взаимодействие с семьями воспитанников

- взаимодействие с социальными партнерами.

На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными способами изобразительной деятельности, проявляет самостоятельность, инициативу, фантазию и творческое мышление и в разных видах деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Методическое обеспечение.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. В быту встречается масса ненужных и интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами можно без  особого труда обогатить уголок изобразительной деятельности. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать, ведь только тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки.

Основная часть

Основная цель занятий изобразительным искусством в детском дошкольном учреждении – духовное и творческое развитие личности, поэтому свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию я интегрировала с  изобразительной деятельностью воспитанников. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности развиваются все психические процессы и свойства личности: ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и речь, наблюдательность, способность анализировать предметы. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребенка, тем он одарённее (острота слуха влияет на музыкальный слух, острота зрения – на  цветовое восприятие, восприятие формы и т.д.). Вот почему особое внимание уделяется чувственному познанию мира ребенком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами.

Разработала и реализую образовательную программу по нетрадиционной технике рисования «РАЗНОЦВЕТИК»

Используя новые и довольно интересные педагогические технологии, я не пытаюсь навязать детям свою точку зрения на окружающий мир, а стараюсь дать им возможность само выразиться, реализовать свой творческий потенциал. Эти требованиям соответствуют нетрадиционным способам рисования. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их использования. Нетрадиционное рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами. На сегодня нетрадиционных способов рисования насчитывается множество. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей и доставляет удовольствие.

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми

              В целях систематизации развивающей  работы с детьми по теме «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста» разработала перспективный план тематической направленности  для старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группы) (Приложение 1). 

Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности поспособствовала творческому росту детей. Кроме этого, данная работа помогла  установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию духовности и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.

Проведение досугов и развлечений с детьми духовно – нравственной направленности, пример:

  • Целевые экскурсии в церковь  «Знакомство с храмом», «Подарки для младенца»  (отражено в проекте «Новогодние народные праздники и традиции»)
  • Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».
  • Выставка рисунков «Мама - солнышко в доме»
  • Не традиционные техники рисования: «Мой Ангел-Хранитель».
  • Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы» и т.д.

 Совместная  деятельность организуется воспитателем один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа, которую реализую в кружковой деятельности.

Кружок предполагает два режима работы с детьми:

I. Организационный режим

1. Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми.

2. Организация экскурсий, целевых прогулок.

3. Организация различных форм трудовой деятельности.

4. Продуктивные виды деятельности (в том числе творческие задания и рукоделие).

II. Праздничный режим.

1. Проведение тематической непосредственно образовательной деятельности к празднику (содержание, традиции и духовный смысл праздника).

2. Подготовка и проведение праздников, развлечений, досугов.

3. Организация и проведение дней Ангела (осенние, зимние, весенние и летние именинники).

4. Организация выставок творческих работ детей и родителей.

5. Изготовление подарков для родных и близких людей.

Поэтапно, в соответствие с возрастом, ребята знакомятся с культурой православия через истории, фильмы, иконографию, праздники. Занятия по интересам проводятся во вторую половину дня, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Для развития у детей дошкольного возраста художественно-творческой деятельности  в соответствии с ФГОС регулярно пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя

с родителями

Духовно-нравственное воспитание и обучение детей художественно-творческой деятельности невозможно без установления тесной связи с семьёй. С учётом требований стандарта сегодня социальное партнёрство семьи и ДОУ рассматривается как резерв развития ребёнка дошкольного возраста. 

Одной из применяемых мною форм работы с родителями является родительский клуб «Творческое содружество», на котором происходят тематические встречи, мы решаем, как украсить группу, участок к праздникам, совместно разучиваем колядки, стихи. Родители ведут видеосъёмку праздничных мероприятий,  помогают в организации экскурсий детей в храм и на концерт, где наши воспитанники принимают непосредственное участие. В детском саду проводятся выставки семейного творчества, где семьи имеют прекрасную возможность раскрыться и показать семейный, творческий потенциал, а путем взаимообмена друг с другом поделиться накопленные опытом. Такое сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяет расширить и углубить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости и причастности своего Я с другими людьми. У родителей сформировалось понимание, что семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно - нравственные ценности, являясь примером в стремлении к духовному росту, духовным ценностям, реализующимся в служении ближним и Отечеству  (Приложение 2).

Взаимодействие с коллегами

Чтобы повысить профессиональную компетенцию педагогов в художественно-творческом развитии детей:

  • Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности в педагогическом коллективе на методических объединениях, мастер-классах, семинарах-практикумах, методических объединениях, конкурсах и в сетевом сообществе и т.д.
  •  На методическом объединении (МО) педагогов ДОУ обобщила опыт по теме самообразования «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС» в форме онлайн-видеоролика.
  • Приняла участие в  семинаре-практикуме «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС» (15.11.21).  
  • В 2017 году мною был обобщен опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников» на заседании РМО воспитателей Советского района и распространен в сети Интернет.

•        Выступила с докладом на совещании педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Советского района с темой «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций»  

Взаимодействие с социальными партнёрами

   Кроме того, в формировании духовно-нравственной личности на основе развития творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста взаимодействую с социальными партнёрами такими как: Православный  храм  п. Малиновский, «СРЦ для несовершеннолетних Советского  районного», Библиотека, Школа, Дом Культуры.

•        Совместно с общественными партнерами подготовила сценарии и провела праздники: «Рождество Христово», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Аты - баты». Наши дети стали неоднократными победителями конкурсов, участием творческих работ в конкурсах разного уровня, включая участие моих воспитанников в отборочном этапе VII Рождественского епархиального фестиваля «Вифлеемская звезда», на сцене «Югра-Презента» где мы вместе спели рождественскую колядку, за что дети получили сладкие подарки и фото на память.

В рамках реализации комплексных мер по развитию социальных эффективных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми в ХМАО-Югра, являюсь волонтёром  «Советского районного СРЦ для несовершеннолетних». Так, как считаю, что для нас, педагогов не существует чужих детей, стараюсь по возможности, и  по приглашению сотрудников СРЦ, приезжать в центр и проводить творческие занятия на духовно-нравственные темы: «Покров Богородицы», «День народного единства», «Мой Ангел хранитель» и т.п. (Приложение №3)

Аналитические результаты опыта работы

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития художественно-эстетических способностей детей в процессе духовно-нравственного воспитания. Что подтверждается системой мониторинга (разработка доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой) “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”. (Приложение 4).

Сравнительная диаграмма уровня  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста

        

Рис.1 Результаты развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста  за  2020-2021 учебный год.

Рис.2 Результаты развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста  за  2021-2022 учебный год.

Мониторинг показал, что качество проводимой работы по развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста с 2020 по 2022 учебный год повысилось на 53 %.

Рис.3 Сводная диаграмма результатов обследования развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста  за  2020-2022 учебные года

Заключение

Подведя итог проделанной работы, можно отметить,  что знакомство детей с разными видами изобразительного искусства способствует духовно – нравственному развитию дошкольников. Работа по данному направлению помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, физического здоровья детей, найти пути взаимодействия детского сада и семьи.

Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. У детей появилось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Главным результатом моей работы, стало усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, доброты, стремления детей к совершению хороших и добрых поступков

 Считаю, что тема «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования» продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении. Создавая благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников в художественно-творческой деятельности, мы хотим видеть детей овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, а главное счастливых и успешных.

Использованная литература

1.        Проект Программы «Школа возрождения» г. Нягань.

2.        Программа Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – М.: Дошкольное воспитание, 2004 г.

3.        С. Сычева. Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», http://www.maam.ru/.

4.        «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 29.12.2012г.

5.        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

6.        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

7.        Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. -М., Карапуз,! 1999.

8.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007.

 Литература для детей и родителей

1.        Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999

2.        Дошкольникам о живописи. Р.М. Чумичева, М., 1992

3.         Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999

4.        Энциклопедия рисования, В. Запаренко, СПб, 2000

Перечень разработанного материала

Для организации работы по теме «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста» была подобрана литература и оформлен следующий методический материал:

•        Материалы к системе работы по «Воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников   основаны на программе Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников», методических рекомендаций для воспитателей Л. Б. Фесюковой, на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций  празднования, наиболее почитаемых в народе  православных праздников.

•        С целью воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций православных праздников разработала дополнительную образовательную программу дополнительного образования по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций православных праздников «Праздники добра» для детей: 5-7 лет. (Приложение 5).

Занятия по программе «Праздники добра»  рассчитаны  на 2 года (для детей 4-6 лет). В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, и о нравственных нормах поведения в духе Православия. Занятия «Праздники добра» проводятся в форме увлекательной игры, беседы, творческих занятий,  игры - драматизации в которой непосредственное участие принимают зрители. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей – это не просто проведение определенного цикла занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл в детской продуктивной деятельности и режимных моментах: прогулка, игровая деятельность, совместная деятельность взрослых и детей. Тематика рисования, лепки, аппликации, ручного труда, чтение сказок и других художественных произведений для душеполезного восприятия с последующим обсуждением, заучивания стихов, драматизация игр, коллективный труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Опыт пятилетней работы в данном направлении был представлен на районном методическом объединении воспитателей Советского района (2018), программа «Праздники добра» была удостоена диплома I степени первого этапа XIII ежегодного всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет в номинации «За нравственный подвиг учителя» (2018)  (приложение 6).

•        В рамках кружковой работы с одаренными детьми разработала и реализовала дополнительную образовательную программу «Разноцветик» для детей 4-6 лет, направленную на художественно - эстетическое развитие. Реализуемая программа позволяет добиться устойчивых результатов в развитии духовно-нравственных способностей дошкольников через  изобразительную деятельность: дети активно принимают участие во всероссийских конкурсах, из них 30% детей являются дипломантами всероссийских и районных конкурсов детского рисунка. Использую полученную информацию в работе с детьми для повышения качества оказываемых образовательных услуг и в практической деятельности с родителями (приложение№7).

Данная программа получила рецензию главного редактора международного образовательного портала «Солнечный свет» от 15.01.2022г., г. Красноярск.

 •        Составлены и реализованы проекты:

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; «Новогодние праздники и традиции» («Рождество», Святки», «Крещение»);  «Проект родительского клуба подготовительной  группы «Творческое содружество»»; «Стены, которые воспитывают»; «Спасибо бабушке и деду за великую победу!» и др.

•        Активно принимаю участие в оформлении группы и пополнении предметно-развивающей среды с учетом темы самообразования. Мною изготовлены наглядно-дидактические пособия, настольно – печатные игры («Хорошие и плохие поступки»), игры со строительным материалом («Ступеньки к Храму»). Подобран иллюстрационный материал, обновлены разные виды театра, куклы, маски; подготовлены книжки – раскраски, картинки, цветные иллюстрации с изображениями героев сказок и былин. Создана библиотечка (видеотека) духовно-нравственной литературы. Оформлена папка для досугового чтения: «Калейдоскоп наших праздников для наших любимых детей» (приложение №8). 

  • Оформлены дидактические игры: «Назови православный праздник», «Собери Храм», «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками»; «Какие памятники святым в России Вы знаете»; «Раскрась пасхальное яичко»; «Мой ангел», макет «Ура, Победа!» и д.р.
  • Подготовила наглядно-информационный материал в виде: консультации  «Развитие творческих способностей детей», «Необычные способы рисования», «Как рассказать ребенку о празднике Пасха?», «Как рассказать ребенку о празднике о Вербном Воскресении?»; газеты по теме самообразования «Маленький художник».

•        Разработала и распространила среди родителей ДОУ презентацию  и буклет на тему: «Кружок «Маленький художник» ждёт юные дарования».

Трансляция опыта работы, обобщение и распространение

Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада, но и за его пределами.

Участвовала в ежегодном всероссийском конкурсе первого этапа XIII в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет в номинации «За нравственный подвиг учителя»  с авторской программой «Праздники добра», где получила Дипломом 1 степени.

Опыт моей  работы был обобщен и представлен на муниципальном уровне (районном методическом объединении воспитателей) в 2017году, где получил рекомендацию к распространению среди воспитателей Советского района.

С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на личном сайте https://nsportal.ru/user/1340420/page/opyt-raboty.

Опубликовала статью в научно-образовательном журнале «Альманах», под названием «Воспитание под знаком SOS!» от 2017 г. под №1.

Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, в 2017г,  разработала и успешно реализовала проект «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников» направленный на воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье - уважительного отношения к труду, культурному наследию, истории России .https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/nauch_obazovatelnyy_alanah_tatya_kuzinoy.pdf

Выступала с докладом в проектной сессии 1: «Реализация курса «Социокультурные Истоки», «Основы духовно-нравственной культуры народов России в образовательных организациях Советского района» 29 августа 2018 года. Являлась членом экспертной комиссии тематического контроля «Определение состояния воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей» 18.03.2019г;

В ближайшее время планирую разработать программу по духовно-нравственному формированию  художественно-эстетических способностей для детей среднего дошкольного возраста. Считаю, что данная программа будет полезна многим педагогам, работающим с детьми этого возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Тематическое планирование работы с детьми

п\п

Название мероприятия

Мероприятия по работе с детьми Духовно – нравственного направления

Сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

1.

«Капельки добра»

Беседа о честности, любви, доброте.

Октябрь

2.

«Шарф-покров»

Кукольный спектакль – Сказка «Шарф-покров»

3.

«Наш Покров»

Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».

4.

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

Ноябрь

5.

«День народного

единства»

Экскурсия в Храм г. п. Малиновский (знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь»).

6.

«Пусть всегда будет мама»

Парад стихов «Пусть всегда будет мама» 

7

Выставка рисунков «Мама - солнышко в доме»

Декабрь

7.

«Откуда Дед Мороз к нам пришел?»

Литературное прочтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.  

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

8.

Святитель Николай.

Экскурсия в Храм:

Рассматривание и пояснение икон, с изображением Николы Угодника.

9.

Дни Милосердия

Акция – «Подари добро на Рождество».

Рождественский коллаж.

Январь

10

«От Рождества до Крещения»

«Святки - колядки» (Рождественские Колядки).

11.

О Рождестве, Святках, Крещении

Чтение и обсуждение литературных произведений, разучивание стихов о Рождестве. Просмотр презентаций о Рождестве, Святках, Крещении.

12.

«Пещерка для младенца – Христа».

Конструирование на тему: Вертеп

13.

«Рождественская открытка»

Выставка детских работ «Рождественская открытка»

Февраль

14.

«Житие Петра и Февронии»

Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии.

 Просмотр мультфильма о святых Петре и Февронии.

15.

«Богатыри – защитники Земли Русской

Беседа-диспут «Богатыри

– защитники Земли Русской

16.

Развлечение для мальчиков «Витязи»

17.

«От Масленицы до Пасхи»

Знакомство с народным фольклором: «Масленица к нам пришла».

18.

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

Игра «Мирилка» (к прощенному воскресенью)

19.

Не традиционные техники рисования: «Не всегда коту масленица».

Март

20.

«Вербное воскресенье»

Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы».

21.

«Пробуждение»

Не традиционные техники рисования: «Пробуждение природы».

Апрель

22.

Пасха красная

Экскурсия в ДК «Орфей» на Пасхальный спектакль (концерт).

23.

«Колокол дремавший»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Беседа о церковных колоколах.

24.

Христос Воскресе

Роспись пасхальных яиц  «Писанки»

Май

25.

6 мая – День памяти Великомученика Георгия Победоносца

Просмотр видеоролика «Святой Георгий»

26.

«О священной войне»

Беседа-диспут «Почему ВОВ – священная война».

27.

 «Никто не забыт» (Целевая экскурсия к обелиску)

28.

«Моя родословная»

Конкурс семейных видеороликов и презентаций «Моя родословная», посвящается православному празднику Радоницы (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках)

29.

«Летние праздники»

Беседа на тему: «Летние праздники».

30.

«Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы

Игры на улице на тему «Троица» («Плетень-заплетень», «Барыня», «Грелки»).

31.

Не традиционные техники рисования: «Во поле березка стояла».

Июль

32.

«Именинник»

Развлечение на тему «Наши именинники»

33.

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

34.

«Наши праздники»

Оформление фотоальбома «Наши праздники».

Август

36.

«Красота Божьего мира»

Выставка: «Красота Божьего мира»

37

Яблочный Спас

Развлечение Яблочный Спас. (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.

38.

«Маленький творец»

Организация выставки детских работ «Праздники».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективный план работы семейного клуба «Творческое содружество»

Месяц

Мероприятие

Информация для родителей

Ответственные

1

Сентябрь

Круглый стол «Давайте познакомимся» (мини-беседа, чаепитие) Анкетирование родителей «Скоро в школу»                   Консультация: «Как  организовать образовательную деятельность ребенка  дома» (дидактические игры)

Папка - передвижка: «Скоро в школу»  

Памятка: «Скоро в школу мы пойдем»

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители

2

Октябрь

Проект «Моя семья»  

Обмен опытом – традиции в нашей семье

Выставка поделок «Увлечения в моей семье»    

 Оформление стенда фотографий  «Моя семья»

Кузина Е.А. (воспитатель)

родители

Июнь

3

Ноябрь

Экскурсия в библиотеку (вместе с родителями)                   КВН «В гостях у Книжки»

Конференция Семинар-практикум «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС»

Выставка рисунков в библиотеке «Портрет моей мамочки»                                     Папка - передвижка «День матери»

Предоставление родителям ссылок на видеоролики:  презентация  родителям со слайдами презентации

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                          

4

Декабрь

Мастер – класс: «Украсим нашу елочку»                                           совместная деятельность родителей и детей

Развлечение «Как - то раз под новый год»

Консультации: «Развитие мелкой моторики. Держим ручку правильно»                            «Проведем каникулы с пользой»                 «Подвижные игры на свежем воздухе»

Кузина Е.А.. (воспитатель)                          

5

Январь

Привлечение родителей к подготовке и сопровождению  детей  в гала-концерте «Вифлеемская звезда» Югра-Презент

Выступление на сцене Югра-Презент с колядкой

Кузина Е.А..  (воспитатель)

6

февраль

Вечер вопросов и ответов: дискуссия на тему «Воспитываем послушание и ответственность»                     - моделирование  и решение проблемных ситуаций

Консультация         «Ругать - можно, хвалить - нужно!»

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители Добровольская С.В. (педагог – психолог)

Колобзарова А.В.                       (инструктор по

Спортивный досуг: «Наши защитники»

Фотовыставка: «Мой папа самый лучший».

7

Март

Мастер -  класс «Подарок для мамы» 

Сотворчество родителей и педагогов в изготовление праздничной атрибутики  8 марта.  

Памятка для родителей: «Воспитываем уважение и любовь к старшим».

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители

8

Апрель

Развлечение «День смеха»

«Волшебные краски» (нетрадиционной технике   рисования)  в онлайн-формате.

Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»

Кузина Е.А. (воспитатель)

                         

9

Май

Консультация «Речевое развитие детей  седьмого года  жизни» 

Папка-передвижка «Скоро в школу»         Памятка «Советы будущему первокласснику»

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители

Итоговое занятие: «Наши достижения»

Итоговое занятие, выставка детских грамот,  полученных за год                              Выставка рисунков «Какой я представляю себе школу»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мониторинг реализации комплексных мероприятий  по духовно-нравственному воспитанию через развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста за 2019-2021 учебный год

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТИК»

Первый год обучения

4-5 лет

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТИК»

Второй год обучения

  1. лет
  • Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
  • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
  • Знать особенности изобразительных материалов.
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
  • Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
  • Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.
  • Различать основные виды ИЗО
  • Знать имена и работы наиболее известных художников.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 4-5 лет

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной

креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия,

проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также  контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача

движения

Цвет

Общее

число

баллов

1

2

3

-

Итого

баллов

по

критерия

м

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета: (Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов).

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: 

Дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

-есть незначительные помарки-2б;

-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\срочно!\i (1).jpg

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………3
  2. Содержание программы…………………………………………………….….  7
  3. Тематическое планирование работы с детьми……………………………….. .9
  4. Перспективный план взаимодействия с семьей…………………………… ...12
  5. Перспективный план работы соц. партнерами ………………….................... 14
  6. Перспективный план работы с педагогами …………………………………..15
  7. Методическое обеспечение…………………………………………………….17
  8. Список литературы………………………………………………… ………......25

 « …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие является нравственным стержнем нашего народа…   При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач, мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет, и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей…  По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Президент РФ В.В. Путин.

Пояснительная записка

Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших.  Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психофизического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

        Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества. Поэтому, проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

Направления работы Программы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам, выставки рисунков, посвященные праздникам).

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.

Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все образовательные области дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на занятиях по интересу «Праздники добра», наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно–нравственного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Новизна программы носит комплексный характер мероприятий духовно – нравственного направления и интеграцию всех видов детской деятельности, воплощаясь в повседневной жизни дошкольника во время учебного года и в летний период в форме православной дворовой площадки при Приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы п. Малиновский.

Основные принципы программы:

  • Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),
  • Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего поселка).
  • Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
  • Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
  • Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
  • Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).

Основная идея программы - возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, помогающих подрастающему поколению противостоять негативным социальным процессам и тенденциям в обществе.

Цель программы: сохранение, формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в условиях организации работы в обычном, специальном или комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям традиционной Русской и Православной культуры через национальные традиции Православных праздников.

Задачи программы:

  1. Создание нормативно-правовой базы, организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
  2. Познакомить детей с основными православными праздниками, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  3. Воспитание любви и уважения к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, традициям народа.
  4. Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
  5.  Содействие единству учащихся всех национальностей на основе ценностей, которые соответствуют культурной и религиозной традиции России.
  6. Учить принимать высоконравственные решения в реальных жизненных ситуациях.
  7. Осуществление комплекса мер по просвещению родительской общественности, возрождение и сохранение отечественных традиций семейных отношений.

Содержание Программы.

Материалы к программе дополнительного образования «Праздники добра» «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников» основаны на программе духовно-нравственного воспитания дошкольников Н.Султановой, и методических рекомендаций для воспитателей Л. Б. Фесюковой. Так же на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников. Занятия по программе духовно-нравственного воспитания «Праздники добра» рассчитаны на 2 года (для детей 5-7 лет).

Курс

Возраст

Группа

Цель

Кол-во

занятий в год

1 год

5-6 лет

старшая

Дать первоначальные представления о православной культуре.

36

2 год

6-7 лет

подготовительная

Обобщить и закрепить имеющиеся знания и представления о православной культуре, дать более глубокое понимание и осмысление духовности и нравственности.

72

Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Она рекомендована музыкальным руководителям, учителям-дефектологам, методистам, воспитателям массовых, комбинированных и специальных дошкольных образовательных учреждений, а также учителям начальных классов общеобразовательных, специальных школ, возможно использование программы для кружковой работы в детском саду, школе и для духовного воспитания в семье. Программу можно реализовать и в условиях интегрированного и инклюзивного обучения детей в образовательном учреждении, ведь она не требует стартовой подготовки воспитанника и ребенок с особенностями психофизического развития может ее успешно усвоить, также, как и здоровые сверстники.

Программа предполагает два режима работы с детьми:

I. Организационный режим

1. Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми.

2. Организация экскурсий, целевых прогулок.

3. Организация различных форм трудовой деятельности.

4. Продуктивные виды деятельности (в том числе творческие задания и рукоделие).

II. Праздничный режим.

1. Проведение тематической непосредственно образовательной деятельности к празднику (содержание, традиции и духовный смысл праздника).

2. Подготовка и проведение праздников, развлечений, досугов.

3. Организация и проведение дней Ангела (осенние, зимние, весенние и летние именинники).

4. Организация выставок творческих работ детей и родителей.

5. Изготовление подарков для родных и близких людей.

Педагоги знакомят малышей с миром православных ценностей своего народа через праздники, игры, сказки, песни, рукоделие, рисунки. Поэтапно, в соответствие с возрастом, ребята знакомятся с православием через истории, фильмы, иконографию, праздники. Занятия по интересам проводятся во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий Перспективного плана занятий по интересу педагог может изменять, дополнять различными видами деятельности, которые на его взгляд будут более способствовать реализации программного содержания.

Ожидаемые результаты. Программа «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» ставит своей целью достичь следующих результатов:

  • Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка, имеющего нарушения развития, а также и здорового дошкольника.
  • Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.
  • Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в служении людям.
  • Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Приобщить детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
  • Создать субъективное психоэмоциональное благополучие каждого ребенка.

Тематическое планирование работы с детьми

п\п

Название мероприятия

Мероприятия по работе с детьми Духовно – нравственного направления

Сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

1.

«Капельки добра»

Беседа о честности, любви, доброте.

Октябрь

2.

«Шарф-покров»

Кукольный спектакль – Сказка «Шарф-покров»

3.

«Наш Покров»

Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».

4.

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

Ноябрь

5.

«День народного

единства»

Экскурсия в Храм г. п. Малиновский (знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь»).

6.

«Пусть всегда будет мама»

Парад стихов «Пусть всегда будет мама» 

7

Выставкарисунков «Мама - солнышко в доме»

Декабрь

7.

«Откуда Дед Мороз к нам пришел?»

Литературное прочтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.  

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

8.

Святитель Николай.

Экскурсия в Храм:

Рассматривание и пояснение икон, с изображением Николы Угодника.

9.

Дни Милосердия

Акция – «Подари добро на Рождество».

Рождественский коллаж.

Январь

10

«От Рождества до Крещения»

«Святки - колядки» (Рождественские Колядки).

11.

О Рождестве, Святках, Крещении

Чтение и обсуждение литературных произведений, разучивание стихов о Рождестве. Просмотр презентаций о Рождестве, Святках, Крещении.

12.

«Пещерка для младенца – Христа».

Конструирование на тему: Вертеп

13.

«Рождественская открытка»

Выставка детских работ «Рождественская открытка»

Февраль

14.

«Житие Петра и Февронии»

Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии.

 Просмотр мультфильма о святых Петре и Февронии.

15.

«Богатыри – защитники Земли Русской

Беседа-диспут «Богатыри

– защитники Земли Русской

16.

Развлечение для мальчиков «Витязи»

17.

«От Масленицы до Пасхи»

Знакомство с народным фольклором: «Масленица к нам пришла».

18.

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

Игра «Мирилка».

19.

Кукольный спектакль-Сказка: «Приключения на Масленицу».

Март

20.

«Вербное воскресенье»

Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы».

21.

«Пробуждение»

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Апрель

22.

Пасха красная

Экскурсия в ДК «Орфей» на Пасхальный спектакль (концерт).

23.

«Колокол дремавший»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Беседа о церковных колоколах.

24.

Христос Воскресе

Драматизация сказания «История красного яйца»

Май

25.

6 мая – День памяти Великомученика Георгия Победоносца

Просмотр видеоролика «Святой Георгий»

26.

«О священной войне»

Беседа-диспут «Почему ВОВ – священная война».

27.

 «Никто не забыт» (Целевая экскурсия к обелиску)

28.

«Моя родословная»

Конкурс семейных видеороликов и презентаций «Моя родословная», посвящается православному празднику Радоницы (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках)

Июнь

29.

«Летние праздники»

Беседа на тему: «Летние праздники».

30.

«Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы

Игры на улице на тему «Троица» («Плетень-заплетень», «Барыня», «Грелки»).

31.

Экскурсия в Храм на праздник Троицы.

Июль

32.

«Именинник»

Развлечение на тему «Наши именинники»

33.

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

34.

«Наши праздники»

Оформление фотоальбома «Наши праздники».

Август

36.

«Красота Божьего мира»

Выставка: «Красота Божьего мира»

37

Яблочный Спас

Развлечение Яблочный Спас. (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.

38.

«Маленький творец»

Организация выставки детских работ «Праздники».

Перспективный план взаимодействия с семьей

п\п

Форма организации

Название мероприятия

Сентябрь

1.

Анкетирование родителей.

Духовно-нравственное воспитание в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

2

Создание перекидного календаря  

«Православный календарь для родителей и детей группы «Пчёлки»

Октябрь

3.

Заседание семейного клуба «Семейный очаг»

«Духовно-нравственное воспитание дошкольника» круглый стол с приглашением священника

4.

 Рекомендации родителям.

«Родители - главные воспитатели»

Ноябрь

5.

Конкурсная программа

«Дочки – матери»

Декабрь

6.

Акция

«Сотвори добро на Рождество»

Январь

7.

Целевая прогулка (к пожилым и немощным жителям поселка).

«Как пойдем мы колядовать!». (Рождественские Колядки).

Февраль

8.

Конкурсная программа  

 «Сын за отца»

Март

9.

Развлечение (8марта)

«Мама может!»

Апрель

10.

Мастер-класс

«Нарядим веточку вербы»

11.

Концерт

«Светлое Христово Воскресение. Пасха»

Май

12.

Консультация

«От древних времен до Георгиевской ленточки»

Июнь

14

Экскурсия

«В Храм на праздник Троицы»

Июль

15.

Создание семейной стенгазеты

«День семьи, любви и верности»

16.

Родительский «Субботник» посвященный оформлению участка.

 «Папа может, папа может, на участке нам поможет».

Август

17.

Выставка духовно-нравственной литературы

«Свет под книжной обложкой»

Перспективный план по взаимодействию с социумом и с социальными партнерами

п\п

Форма организации

Название мероприятий

I квартал

1.

Экскурсия детей в храм г. п. Малиновский (В честь «Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Престольный праздник» (В честь «Рождества Пресвятой Богородицы»)

2.

Круглый стол с педагогами детского сада, посвященный духовно-нравственному воспитанию детей с приглашением

«Беседы с батюшкой»

3.

Праздничная программа в ДК «Орфей»

«День матери»

II квартал

4.

Участие в концерте ДК «Орфей»

«Рождество Христово»

5.

Участие в развлечение на площади администрации п.г.т. Малиновский

«Масленица»

Ш квартал

6.

Участие в концерте ДК «Орфей»

«Светлое Христово Воскресение. Пасха»

7.

Целевая прогулка детей на колокольню храма г. п. Малиновский («Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Пасхальным небом освящен мой дом»

8.

«Литературные чтения» (дни славянской письменности) с приглашением воспитанников Воскресной школы

«Память равноапп. Кирилла и Мефодия

IV квартал

9.

Участие в создании детской православной площадки на базе храма г. п. Малиновский («Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Православный сибирячек»

Перспективный план работы с педагогами

п\п

Форма организации

(Взаимодействие со специалистами)

Название мероприятий

I квартал

1.

Симпозиум на базе МАДОУ д/с «Улыбка»

«Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка по средствам национальных традиций Православных праздников»

2.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«Что такое Рождество?»

II квартал

3.

Сотрудничество в спортивных состязаниях

(Инструктор по физической культуре)

«15 февраля – День православной молодежи»

4.

Развлечение (для детей и педагогов д/с «Улыбка»)

«Святки-колядки»

5.

Сотрудничество в развлечение на площади администрации п.г.т. Малиновский (все педагоги)

«Масленица широкая»

6.

Театрализованная постановка (для детей и воспитателей старших групп).

«Прощеное воскресение»

Ш квартал

7.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«Как рассказать детям о Вербном воскресении?»

8.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«Пасхальным небом освящен мой дом»

9.

Экскурсия на колокольню храма г. п. Малиновский (с воспитателями старших групп).

«Повсюду благовест гудит…»

10.

Буклеты

«От древних времен до Георгиевской ленточки»

IV квартал

11.

Помощь в создании детской православной площадки на базе храма г. п. Малиновский (Инструктор по физической культуре)

 «Православный сибирячек»

12.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«День семьи, любви и верности»»

Методическое обеспечение Программы.

       Реализация целостного духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста происходит в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми и предусматривает:

- формирование духовно-нравственного сознания;

- формирование духовно-нравственных навыков поведения;

- приобщение к традициям Православной культуры.

Примерная структура непосредственно образовательной деятельности:

1 част – Вводная

Цель: заинтересовать, ввести в проблему.

Содержание: чтение художественного слова, показ иллюстрации, иконы, приход гостя, постановка проблемно-поисковой ситуации.

2 часть – Основная

Цель: дать основные понятия, раскрыть содержание и значение того или иного явления.

Содержание: этическая беседа, рассказ – диалог, слушание аудио записи, просмотр видео материала, чтение духовно-познавательных произведений, рассматривание иллюстраций.

3 часть – Заключительная

Цель: подвести итог, поупражняться, оставить положительные впечатления.

Содержание: дидактические игры, контрольно-вопросные задания, художественное слово, художественно-продуктивная деятельность, пожелания, работа в альбоме.

В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Праздники проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором непосредственное участие принимают зрители. Заканчивается занятие угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т.д.

Атмосфера игры и праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок, имеющий особенности психофизического развития принимает активное участие вместе со здоровыми сверстниками. Праздники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей или состояния здоровья детей. События празднования подаются в игровой, театральной форме, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации.

Развивающая предметно-пространственная среда. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен центр «В мире сказок», где созданы условия для совместного и самостоятельного развития активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование: оформлен книжный уголок по теме «В гостях у сказки; групповая комната оформлена в стиле русских народных сказок; изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации и обновлены разные виды театра, куклы, маски; образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?», «Описание героев» т.д. ; книжки – раскраски, картинки, цветные иллюстрации с изображениями героев сказок, кубики со сказками, пазлы; персонажи (игрушки) к сказкам; настольно – печатные игры(«Хорошие и плохие поступки»); игры со строительным материалом («Ступеньки к Храму»); материалы для изобразительной деятельности; магнитофон, ноутбук, видео – аудиозаписи.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический, эвристический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;
  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после проведенного мероприятия), ручной труд (Рождественская звезда, поздравительные открытки ко Дню матери и т.д.)
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

Формы работы с детьми:

  • Первичная диагностика (сентябрь);
  • Итоговая диагностика (июнь);
  • Занятия по интересам по духовно-нравственному воспитанию;
  • Занятия-праздники;
  • Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;
  • Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
  • Беседы, беседы-обсуждения;
  • Тренинги по формированию коммуникативных навыков;
  • Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;
  • Продуктивная деятельность (открытки к празднику);
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • Игры и тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела «тайно» как Рождественский дед»);
  • Разучивание стихов, песен к празднику;
  • Целевые прогулки (например: к Храму);
  • Занятия-экскурсии (например, в библиотеку викторина - «В гостях у сказки»);
  • Встречи с интересными людьми (например: артисты школы искусств, участники Д. К.);
  • Детская благотворительность (подарки для сирот);
  • Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
  • Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
  • Оформление фотоальбома «Наши праздники»;
  • Создание видеофильма «Наши праздники»;
  • Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми;
  • Посиделки-чаепития.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей с участием священника;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • совместное посещение родителями, педагогами, детьми Храма во время экскурсии;
  • организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории);
  • изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);
  • организация угощения детей во время утренника;
  • круглые столы с педагогами, учителями, священниками;
  • диспуты, беседы;
  • консультации;
  • выставки духовной, педагогической, и пособий для родителей;
  • практикум, мастер-класс специалистов;
  • обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
  • конкурсы «Хозяюшки», «Мы - семья»;
  • выставки семейных работ к праздникам;
  • индивидуальное собеседование.

Формы работы с педагогами и социальными партнерами:

  • консультации;
  • педсоветы, семинары-практикумы;
  • научно-практические конференции;
  • творческая лаборатория;
  • круглые столы;
  • встречи с интересными людьми;
  • мастер-классы специалистов;
  • выставки методической, духовной, литературы;
  • экскурсии в Храм;
  • лекторий, беседы, беседы-диспуты;
  • подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми;
  • совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы;
  • разучивание песнопений к праздникам;
  • подготовка и проведение занятий-утренников;
  • встречи с интересными людьми.

Главный результат, к которому должен стремиться каждый педагог, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию им зла.

Организация контроля. Основной формой контроля является текущее наблюдение, вопросы к детям, анализ продуктов детского творчества.

Более полный мониторинг включает в себя наблюдение за детьми при проведении организованных тематических занятий, экскурсий, праздников, викторин, трудовой деятельности, беседы с детьми и их родителями.

Оценка эффективности использования программы духовно-нравственного воспитания.

1.Методика «Подарок», автор: Гаврилычева Г.Ф. Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.

2.Тест «Лесенка», автор: Немов Р.С. Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

3. Методика «Какой Я?», автор: Немов Р.С. Цель: определение самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности.

4.Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», автор: Немов Р.С. Цель: экспертное оценивание коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника.

5. Методика «Незаконченный рассказ», автор: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Цель: изучение стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений.

Мониторинг проводится воспитателем (педагогом-психологом) дважды в год в сентябре и в апреле.

Изучив данный курс, воспитанники получают достаточный уровень духовной культуры, выражающейся в способности:

  • в духовно-нравственной сфере – к самостоятельной оценке, самоконтролю и совершенствованию нравственного поступка;
  • в интеллектуальной сфере - к нахождению взаимосвязи между отдельными событиями Библейской истории, а также истоков культурно-бытовой жизни русского народа;
  • в креативной сфере – к созданию индивидуально выполненной поделки на предложенную тему;
  • в сфере межличностных отношений – к сопереживанию чувствам другого человека;
  • в социальной сфере – к проявлению дружелюбия, заботы, помощи.

Таким образом, духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер и лишь нам, взрослым решать каков будет этот облик. Программа «Праздники добра» создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы. Внедрение данной программы в воспитательный процесс позволяет создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении, построенной на ценностях отечественной православной культуры и отвечающей потребностям развития целостной личности ребенка. Выполнение задач программы обеспечивает позитивную социализацию дошкольников. Работа детского сада в данном направлении дает новый импульс духовному оздоровлению детей. Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Список литературы

  1. Гладких Л. «Отечественная педагогическая література как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей» – М. «Дошкольное воспитание», 2006г.
  2. Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей Л. Гладких, [электронный ресурс] http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/01/26/otechestvennaya_pedagogiche 
  3. Программа развития и воспитания ребенка раннего возраста «Зёрнышко», Научный руководитель О.Л. Кононко. - К., 2004. - 192 с.
  4. Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений г. Курск Гребеньков В. А., Меньшиков В. М. [электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/501/ 
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996.
  6. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. - Харьков: Фолио; Ростов н/д: Феникс, 1997.
  7. Сунгурова Е.А. Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/510377/    
  8. Султанова Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – М. «Дошкольное воспитание», 2004г.
  9. «Рождественский праздник и Святки» – М.: «Дошкольное воспитание», 1994г.
  10.  Храмова Р. «Добро не терпит промедленья» – Ж. «Воспитание школьников», 2006г.