Применение результатов дополнительного образования в педагогической деятельности

Кузина Елена Александровна

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействии в условиях глобализации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_kuzina_e.a.docx123.94 КБ
PDF icon retsenziya_dop_programmy_po_izo.pdf240.81 КБ
Файл raznotsvetik_dop.docx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

ОПЫТ РАБОТЫ

По теме: «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                   Воспитатель:  Кузина Елена Александровна

г.п. Малиновский

2022г

Оглавление

Введение        3

Основная часть        5

Аналитические результаты опыта работы        8

Заключение        9

Использованная литература        10

Перечень разработанного материала        11

Трансляция опыта работы, обобщение и распространение        13

ПРИЛОЖЕНИЕ1        14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        16

        

        

        

Введение

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»

 В.А. Сухомлинский

  В соответствии со стратегией развития воспитания на период до 2025 года, приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоко-нравственной личности, разделяющей российские духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умения, и способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества.   В настоящее время основной задачей  государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Почему в последнее время делается акцент на духовно – нравственное воспитание дошкольников? Потому, что самая большая опасность в нашем обществе - в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно – нравственного воспитания. Личный опыт патриотических чувств ребенка формируется путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины». Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, способствует более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников и включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • художественно - эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

 Актуальность.    Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей.

       Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

        Большую роль в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности играет искусство. Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды и составляет содержание образования, используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

     Большое внимание воспитанию духовности детей уделял выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, разработавший идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования и связывающий ее с воспитанием духовности.

 Известные педагоги Т.С.Комарова, Е.С.Казакова, В.А.Флёрина и др. считают, что исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребёнок – искусство» - актуально, поскольку именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание детей способствует знакомству с событиями, праздниками, традициями народов Руси, народно-прикладным творчеством, через произведения древнерусской живописи иконописи и развивает интерес к ней.  Воспитывает чувство гордости, уважения к народу, русской культуре.

На этой основе  и выбрала тему «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста».

       Целью работы стало: Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через изобразительное искусство.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание уголка в группе «Маленький художник», подбор детской литературы по духовно-нравственному воспитанию).
  3. Разработать и реализовать дополнительную программу по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
  4. Формировать элементарное представление о видах искусства, уважение к культуре своего народа; воспитывать чувство гордости предками.
  5. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  6. Провести мониторинг с целью определения уровня  духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  7. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Новизна опыта заключается в использовании метода нетрадиционной техники рисования, применяемой в работе по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Приемы и методы:

  •         Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
  •         Практические – упражнения, игр методы.
  •         Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово. педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
  •         Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ  способов выполнения и др.
  •         Все методы используются в комплексе.

Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

 - словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);

 – игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

 - метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);

- практические – упражнения, эксперименты и др.

В кружке проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. Отчет о результатах работы кружка предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ, в виде консультаций и мастер — классов с педагогами и родителями.

   Работу  по духовно-нравственному воспитанию мы строим одновременно по трём направлениям:

- работа с педагогами;

- работа с детьми;

- взаимодействие с семьями воспитанников

- взаимодействие с социальными партнерами.

На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными способами изобразительной деятельности, проявляет самостоятельность, инициативу, фантазию и творческое мышление и в разных видах деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Методическое обеспечение.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. В быту встречается масса ненужных и интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами можно без  особого труда обогатить уголок изобразительной деятельности. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать, ведь только тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки.

Основная часть

Основная цель занятий изобразительным искусством в детском дошкольном учреждении – духовное и творческое развитие личности, поэтому свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию я интегрировала с  изобразительной деятельностью воспитанников. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности развиваются все психические процессы и свойства личности: ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и речь, наблюдательность, способность анализировать предметы. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребенка, тем он одарённее (острота слуха влияет на музыкальный слух, острота зрения – на  цветовое восприятие, восприятие формы и т.д.). Вот почему особое внимание уделяется чувственному познанию мира ребенком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами.

Разработала и реализую образовательную программу по нетрадиционной технике рисования «РАЗНОЦВЕТИК»

Используя новые и довольно интересные педагогические технологии, я не пытаюсь навязать детям свою точку зрения на окружающий мир, а стараюсь дать им возможность само выразиться, реализовать свой творческий потенциал. Эти требованиям соответствуют нетрадиционным способам рисования. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их использования. Нетрадиционное рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами. На сегодня нетрадиционных способов рисования насчитывается множество. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей и доставляет удовольствие.

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми

              В целях систематизации развивающей  работы с детьми по теме «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста» разработала перспективный план тематической направленности  для старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группы) (Приложение 1). 

Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности поспособствовала творческому росту детей. Кроме этого, данная работа помогла  установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию духовности и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.

Проведение досугов и развлечений с детьми духовно – нравственной направленности, пример:

  • Целевые экскурсии в церковь  «Знакомство с храмом», «Подарки для младенца»  (отражено в проекте «Новогодние народные праздники и традиции»)
  • Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».
  • Выставка рисунков «Мама - солнышко в доме»
  • Не традиционные техники рисования: «Мой Ангел-Хранитель».
  • Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы» и т.д.

 Совместная  деятельность организуется воспитателем один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа, которую реализую в кружковой деятельности.

Кружок предполагает два режима работы с детьми:

I. Организационный режим

1. Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми.

2. Организация экскурсий, целевых прогулок.

3. Организация различных форм трудовой деятельности.

4. Продуктивные виды деятельности (в том числе творческие задания и рукоделие).

II. Праздничный режим.

1. Проведение тематической непосредственно образовательной деятельности к празднику (содержание, традиции и духовный смысл праздника).

2. Подготовка и проведение праздников, развлечений, досугов.

3. Организация и проведение дней Ангела (осенние, зимние, весенние и летние именинники).

4. Организация выставок творческих работ детей и родителей.

5. Изготовление подарков для родных и близких людей.

Поэтапно, в соответствие с возрастом, ребята знакомятся с культурой православия через истории, фильмы, иконографию, праздники. Занятия по интересам проводятся во вторую половину дня, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Для развития у детей дошкольного возраста художественно-творческой деятельности  в соответствии с ФГОС регулярно пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя

с родителями

Духовно-нравственное воспитание и обучение детей художественно-творческой деятельности невозможно без установления тесной связи с семьёй. С учётом требований стандарта сегодня социальное партнёрство семьи и ДОУ рассматривается как резерв развития ребёнка дошкольного возраста. 

Одной из применяемых мною форм работы с родителями является родительский клуб «Творческое содружество», на котором происходят тематические встречи, мы решаем, как украсить группу, участок к праздникам, совместно разучиваем колядки, стихи. Родители ведут видеосъёмку праздничных мероприятий,  помогают в организации экскурсий детей в храм и на концерт, где наши воспитанники принимают непосредственное участие. В детском саду проводятся выставки семейного творчества, где семьи имеют прекрасную возможность раскрыться и показать семейный, творческий потенциал, а путем взаимообмена друг с другом поделиться накопленные опытом. Такое сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяет расширить и углубить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости и причастности своего Я с другими людьми. У родителей сформировалось понимание, что семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно - нравственные ценности, являясь примером в стремлении к духовному росту, духовным ценностям, реализующимся в служении ближним и Отечеству  (Приложение 2).

Взаимодействие с коллегами

Чтобы повысить профессиональную компетенцию педагогов в художественно-творческом развитии детей:

  • Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности в педагогическом коллективе на методических объединениях, мастер-классах, семинарах-практикумах, методических объединениях, конкурсах и в сетевом сообществе и т.д.
  •  На методическом объединении (МО) педагогов ДОУ обобщила опыт по теме самообразования «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС» в форме онлайн-видеоролика.
  • Приняла участие в  семинаре-практикуме «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС» (15.11.21).  
  • В 2017 году мною был обобщен опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников» на заседании РМО воспитателей Советского района и распространен в сети Интернет.

•        Выступила с докладом на совещании педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Советского района с темой «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций»  

Взаимодействие с социальными партнёрами

   Кроме того, в формировании духовно-нравственной личности на основе развития творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста взаимодействую с социальными партнёрами такими как: Православный  храм  п. Малиновский, «СРЦ для несовершеннолетних Советского  районного», Библиотека, Школа, Дом Культуры.

•        Совместно с общественными партнерами подготовила сценарии и провела праздники: «Рождество Христово», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Аты - баты». Наши дети стали неоднократными победителями конкурсов, участием творческих работ в конкурсах разного уровня, включая участие моих воспитанников в отборочном этапе VII Рождественского епархиального фестиваля «Вифлеемская звезда», на сцене «Югра-Презента» где мы вместе спели рождественскую колядку, за что дети получили сладкие подарки и фото на память.

В рамках реализации комплексных мер по развитию социальных эффективных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми в ХМАО-Югра, являюсь волонтёром  «Советского районного СРЦ для несовершеннолетних». Так, как считаю, что для нас, педагогов не существует чужих детей, стараюсь по возможности, и  по приглашению сотрудников СРЦ, приезжать в центр и проводить творческие занятия на духовно-нравственные темы: «Покров Богородицы», «День народного единства», «Мой Ангел хранитель» и т.п. (Приложение №3)

Аналитические результаты опыта работы

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития художественно-эстетических способностей детей в процессе духовно-нравственного воспитания. Что подтверждается системой мониторинга (разработка доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой) “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”. (Приложение 4).

Сравнительная диаграмма уровня  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста

        

Рис.1 Результаты развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста  за  2020-2021 учебный год.

Рис.2 Результаты развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста  за  2021-2022 учебный год.

Мониторинг показал, что качество проводимой работы по развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста с 2020 по 2022 учебный год повысилось на 53 %.

Рис.3 Сводная диаграмма результатов обследования развития  духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста  за  2020-2022 учебные года

Заключение

Подведя итог проделанной работы, можно отметить,  что знакомство детей с разными видами изобразительного искусства способствует духовно – нравственному развитию дошкольников. Работа по данному направлению помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, физического здоровья детей, найти пути взаимодействия детского сада и семьи.

Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. У детей появилось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Главным результатом моей работы, стало усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, доброты, стремления детей к совершению хороших и добрых поступков

 Считаю, что тема «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования» продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении. Создавая благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников в художественно-творческой деятельности, мы хотим видеть детей овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, а главное счастливых и успешных.

Использованная литература

1.        Проект Программы «Школа возрождения» г. Нягань.

2.        Программа Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – М.: Дошкольное воспитание, 2004 г.

3.        С. Сычева. Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», http://www.maam.ru/.

4.        «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 29.12.2012г.

5.        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

6.        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

7.        Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. -М., Карапуз,! 1999.

8.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007.

 Литература для детей и родителей

1.        Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999

2.        Дошкольникам о живописи. Р.М. Чумичева, М., 1992

3.         Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999

4.        Энциклопедия рисования, В. Запаренко, СПб, 2000

Перечень разработанного материала

Для организации работы по теме «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста» была подобрана литература и оформлен следующий методический материал:

•        Материалы к системе работы по «Воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников   основаны на программе Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников», методических рекомендаций для воспитателей Л. Б. Фесюковой, на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций  празднования, наиболее почитаемых в народе  православных праздников.

•        С целью воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций православных праздников разработала дополнительную образовательную программу дополнительного образования по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций православных праздников «Праздники добра» для детей: 5-7 лет. (Приложение 5).

Занятия по программе «Праздники добра»  рассчитаны  на 2 года (для детей 4-6 лет). В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, и о нравственных нормах поведения в духе Православия. Занятия «Праздники добра» проводятся в форме увлекательной игры, беседы, творческих занятий,  игры - драматизации в которой непосредственное участие принимают зрители. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей – это не просто проведение определенного цикла занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл в детской продуктивной деятельности и режимных моментах: прогулка, игровая деятельность, совместная деятельность взрослых и детей. Тематика рисования, лепки, аппликации, ручного труда, чтение сказок и других художественных произведений для душеполезного восприятия с последующим обсуждением, заучивания стихов, драматизация игр, коллективный труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Опыт пятилетней работы в данном направлении был представлен на районном методическом объединении воспитателей Советского района (2018), программа «Праздники добра» была удостоена диплома I степени первого этапа XIII ежегодного всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет в номинации «За нравственный подвиг учителя» (2018)  (приложение 6).

•        В рамках кружковой работы с одаренными детьми разработала и реализовала дополнительную образовательную программу «Разноцветик» для детей 4-6 лет, направленную на художественно - эстетическое развитие. Реализуемая программа позволяет добиться устойчивых результатов в развитии духовно-нравственных способностей дошкольников через  изобразительную деятельность: дети активно принимают участие во всероссийских конкурсах, из них 30% детей являются дипломантами всероссийских и районных конкурсов детского рисунка. Использую полученную информацию в работе с детьми для повышения качества оказываемых образовательных услуг и в практической деятельности с родителями (приложение№7).

Данная программа получила рецензию главного редактора международного образовательного портала «Солнечный свет» от 15.01.2022г., г. Красноярск.

 •        Составлены и реализованы проекты:

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; «Новогодние праздники и традиции» («Рождество», Святки», «Крещение»);  «Проект родительского клуба подготовительной  группы «Творческое содружество»»; «Стены, которые воспитывают»; «Спасибо бабушке и деду за великую победу!» и др.

•        Активно принимаю участие в оформлении группы и пополнении предметно-развивающей среды с учетом темы самообразования. Мною изготовлены наглядно-дидактические пособия, настольно – печатные игры («Хорошие и плохие поступки»), игры со строительным материалом («Ступеньки к Храму»). Подобран иллюстрационный материал, обновлены разные виды театра, куклы, маски; подготовлены книжки – раскраски, картинки, цветные иллюстрации с изображениями героев сказок и былин. Создана библиотечка (видеотека) духовно-нравственной литературы. Оформлена папка для досугового чтения: «Калейдоскоп наших праздников для наших любимых детей» (приложение №8). 

  • Оформлены дидактические игры: «Назови православный праздник», «Собери Храм», «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками»; «Какие памятники святым в России Вы знаете»; «Раскрась пасхальное яичко»; «Мой ангел», макет «Ура, Победа!» и д.р.
  • Подготовила наглядно-информационный материал в виде: консультации  «Развитие творческих способностей детей», «Необычные способы рисования», «Как рассказать ребенку о празднике Пасха?», «Как рассказать ребенку о празднике о Вербном Воскресении?»; газеты по теме самообразования «Маленький художник».

•        Разработала и распространила среди родителей ДОУ презентацию  и буклет на тему: «Кружок «Маленький художник» ждёт юные дарования».

Трансляция опыта работы, обобщение и распространение

Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада, но и за его пределами.

Участвовала в ежегодном всероссийском конкурсе первого этапа XIII в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет в номинации «За нравственный подвиг учителя»  с авторской программой «Праздники добра», где получила Дипломом 1 степени.

Опыт моей  работы был обобщен и представлен на муниципальном уровне (районном методическом объединении воспитателей) в 2017году, где получил рекомендацию к распространению среди воспитателей Советского района.

С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на личном сайте https://nsportal.ru/user/1340420/page/opyt-raboty.

Опубликовала статью в научно-образовательном журнале «Альманах», под названием «Воспитание под знаком SOS!» от 2017 г. под №1.

Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, в 2017г,  разработала и успешно реализовала проект «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников» направленный на воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье - уважительного отношения к труду, культурному наследию, истории России .https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/nauch_obazovatelnyy_alanah_tatya_kuzinoy.pdf

Выступала с докладом в проектной сессии 1: «Реализация курса «Социокультурные Истоки», «Основы духовно-нравственной культуры народов России в образовательных организациях Советского района» 29 августа 2018 года. Являлась членом экспертной комиссии тематического контроля «Определение состояния воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей» 18.03.2019г;

В ближайшее время планирую разработать программу по духовно-нравственному формированию  художественно-эстетических способностей для детей среднего дошкольного возраста. Считаю, что данная программа будет полезна многим педагогам, работающим с детьми этого возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Тематическое планирование работы с детьми

п\п

Название мероприятия

Мероприятия по работе с детьми Духовно – нравственного направления

Сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

1.

«Капельки добра»

Беседа о честности, любви, доброте.

Октябрь

2.

«Шарф-покров»

Кукольный спектакль – Сказка «Шарф-покров»

3.

«Наш Покров»

Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».

4.

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

Ноябрь

5.

«День народного

единства»

Экскурсия в Храм г. п. Малиновский (знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь»).

6.

«Пусть всегда будет мама»

Парад стихов «Пусть всегда будет мама» 

7

Выставка рисунков «Мама - солнышко в доме»

Декабрь

7.

«Откуда Дед Мороз к нам пришел?»

Литературное прочтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.  

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

8.

Святитель Николай.

Экскурсия в Храм:

Рассматривание и пояснение икон, с изображением Николы Угодника.

9.

Дни Милосердия

Акция – «Подари добро на Рождество».

Рождественский коллаж.

Январь

10

«От Рождества до Крещения»

«Святки - колядки» (Рождественские Колядки).

11.

О Рождестве, Святках, Крещении

Чтение и обсуждение литературных произведений, разучивание стихов о Рождестве. Просмотр презентаций о Рождестве, Святках, Крещении.

12.

«Пещерка для младенца – Христа».

Конструирование на тему: Вертеп

13.

«Рождественская открытка»

Выставка детских работ «Рождественская открытка»

Февраль

14.

«Житие Петра и Февронии»

Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии.

 Просмотр мультфильма о святых Петре и Февронии.

15.

«Богатыри – защитники Земли Русской

Беседа-диспут «Богатыри

– защитники Земли Русской

16.

Развлечение для мальчиков «Витязи»

17.

«От Масленицы до Пасхи»

Знакомство с народным фольклором: «Масленица к нам пришла».

18.

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

Игра «Мирилка» (к прощенному воскресенью)

19.

Не традиционные техники рисования: «Не всегда коту масленица».

Март

20.

«Вербное воскресенье»

Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы».

21.

«Пробуждение»

Не традиционные техники рисования: «Пробуждение природы».

Апрель

22.

Пасха красная

Экскурсия в ДК «Орфей» на Пасхальный спектакль (концерт).

23.

«Колокол дремавший»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Беседа о церковных колоколах.

24.

Христос Воскресе

Роспись пасхальных яиц  «Писанки»

Май

25.

6 мая – День памяти Великомученика Георгия Победоносца

Просмотр видеоролика «Святой Георгий»

26.

«О священной войне»

Беседа-диспут «Почему ВОВ – священная война».

27.

 «Никто не забыт» (Целевая экскурсия к обелиску)

28.

«Моя родословная»

Конкурс семейных видеороликов и презентаций «Моя родословная», посвящается православному празднику Радоницы (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках)

29.

«Летние праздники»

Беседа на тему: «Летние праздники».

30.

«Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы

Игры на улице на тему «Троица» («Плетень-заплетень», «Барыня», «Грелки»).

31.

Не традиционные техники рисования: «Во поле березка стояла».

Июль

32.

«Именинник»

Развлечение на тему «Наши именинники»

33.

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

34.

«Наши праздники»

Оформление фотоальбома «Наши праздники».

Август

36.

«Красота Божьего мира»

Выставка: «Красота Божьего мира»

37

Яблочный Спас

Развлечение Яблочный Спас. (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.

38.

«Маленький творец»

Организация выставки детских работ «Праздники».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективный план работы семейного клуба «Творческое содружество»

Месяц

Мероприятие

Информация для родителей

Ответственные

1

Сентябрь

Круглый стол «Давайте познакомимся» (мини-беседа, чаепитие) Анкетирование родителей «Скоро в школу»                   Консультация: «Как  организовать образовательную деятельность ребенка  дома» (дидактические игры)

Папка - передвижка: «Скоро в школу»  

Памятка: «Скоро в школу мы пойдем»

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители

2

Октябрь

Проект «Моя семья»  

Обмен опытом – традиции в нашей семье

Выставка поделок «Увлечения в моей семье»    

 Оформление стенда фотографий  «Моя семья»

Кузина Е.А. (воспитатель)

родители

Июнь

3

Ноябрь

Экскурсия в библиотеку (вместе с родителями)                   КВН «В гостях у Книжки»

Конференция Семинар-практикум «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС»

Выставка рисунков в библиотеке «Портрет моей мамочки»                                     Папка - передвижка «День матери»

Предоставление родителям ссылок на видеоролики:  презентация  родителям со слайдами презентации

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                          

4

Декабрь

Мастер – класс: «Украсим нашу елочку»                                           совместная деятельность родителей и детей

Развлечение «Как - то раз под новый год»

Консультации: «Развитие мелкой моторики. Держим ручку правильно»                            «Проведем каникулы с пользой»                 «Подвижные игры на свежем воздухе»

Кузина Е.А.. (воспитатель)                          

5

Январь

Привлечение родителей к подготовке и сопровождению  детей  в гала-концерте «Вифлеемская звезда» Югра-Презент

Выступление на сцене Югра-Презент с колядкой

Кузина Е.А..  (воспитатель)

6

февраль

Вечер вопросов и ответов: дискуссия на тему «Воспитываем послушание и ответственность»                     - моделирование  и решение проблемных ситуаций

Консультация         «Ругать - можно, хвалить - нужно!»

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители Добровольская С.В. (педагог – психолог)

Колобзарова А.В.                       (инструктор по

Спортивный досуг: «Наши защитники»

Фотовыставка: «Мой папа самый лучший».

7

Март

Мастер -  класс «Подарок для мамы» 

Сотворчество родителей и педагогов в изготовление праздничной атрибутики  8 марта.  

Памятка для родителей: «Воспитываем уважение и любовь к старшим».

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители

8

Апрель

Развлечение «День смеха»

«Волшебные краски» (нетрадиционной технике   рисования)  в онлайн-формате.

Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»

Кузина Е.А. (воспитатель)

                         

9

Май

Консультация «Речевое развитие детей  седьмого года  жизни» 

Папка-передвижка «Скоро в школу»         Памятка «Советы будущему первокласснику»

Кузина Е.А. (воспитатель)

Сагдиева С.Н. (воспитатель)                           родители

Итоговое занятие: «Наши достижения»

Итоговое занятие, выставка детских грамот,  полученных за год                              Выставка рисунков «Какой я представляю себе школу»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мониторинг реализации комплексных мероприятий  по духовно-нравственному воспитанию через развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста за 2019-2021 учебный год

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТИК»

Первый год обучения

4-5 лет

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТИК»

Второй год обучения

  1. лет
  • Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
  • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
  • Знать особенности изобразительных материалов.
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
  • Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
  • Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.
  • Различать основные виды ИЗО
  • Знать имена и работы наиболее известных художников.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы 4-5 лет

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной

креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия,

проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также  контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача

движения

Цвет

Общее

число

баллов

1

2

3

-

Итого

баллов

по

критерия

м

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/

Передача формы:

-форма передана точно-3б.;

-есть незначительные искажения-2б.;

-искажения значительные, форма не удалась-1б.

Изображение предмета: (Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов).

-части расположены верно-3б;

-есть незначительное искажение-2б;

-части предмета расположены не верно-1б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: 

Дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

-пропорции предмета соблюдены-3б;

-есть незначительные искажения-2б;

-пропорции предмета переданы неверно-1б.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

-по всей плоскости листа-3б

-на полосе листа-2б

-не продумано, носит случайный характер-1б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;

-есть незначительные помарки-2б;

-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: