Методические разработки

Ахунова Альфия Загирьяновна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения

для детей 2 группы раннего возраста (1-2 лет)»

 «На чем мы ездим?»

Цель:

Учить детей показывать на картинках транспортные средства после   прослушивания стихотворений.

Оборудование:

 Картинки транспортных средств.

Содержание игры:

Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит ребенка найти картинку с изображением этого транспортного средства.

ПАРОВОЗ

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чу-чу, чу-чу!

Я далеко укачу!

(Т. Волгина)

ГРУЗОВИК

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

САМОЛЕТ

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

(А. Барто)

КОРАБЛИК

Матросская кепка, веревка в руке.

Везу я кораблик по быстрой реке

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан!».

(А. Барто)

МАШИНА

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит.

Би-би-би! Би-би-би!

В машине, в машине

Детей полно.

Поехали дети.

Глядят в окно.

Би-би-би! Би-би-би!

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой…

Приехали дети. Машина, стой!

Би-би-би! Би-би-би!

(Н. Найденова)

«Найди-ка»

Цель:

Закрепить название транспорта, активизировать словарь, развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование:

 Игрушки: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, паровоз.

Содержание игры:

 Игрушки находятся в группе на расстоянии 1 м – 1,5 м от ребенка. Воспитатель просит ребенка принести, например, самолет. Если малыш затрудняется найти, то воспитатель помогает, говоря где находится данная игрушка.

«Мяч в корзину»

Цель:

 Познакомить с тремя цветами в светофоре,  развивать умение различать цвета друг от друга.  

Оборудование:

 По три разного цвета мяча на одного участника, три разного цвета корзинки.

Содержание игры:

   В 2-3 шагах от игроков (воспитанников) ставят три корзинки: зеленого, желтого и красного цветов. По сигналу воспитателя, ребенок должен взять мяч и бросить его, например, красный мяч в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую.

 «Идем, идем, стоп!»

Цель:

способствовать двигательной активности, развивать игровые навыки, закреплять элементарные навыки поведения при переходе  дороги.

Оборудование:

круги - желтый, зеленый, красный, сигналов, скакалка для обозначения дороги.

Описание игры:

Дети с воспитателем начинают движение, после взрослый показывает определённый сигнал светофора, дети реагируют соответственно: зелёный – идут, красный -останавливаются, жёлтый – хлопают в ладоши (воспитатель совместно с детьми выполняет движения).

«Поезд»

Цель:

учить  детей  идти   вперед друг за другом, держась за веревочку, начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя, обогащение словарного запаса.

Оборудование:

веревка (скакалка).

Описание игры:

Воспитатель помогает  детям  стать   друг  за другом и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем – мы будем поездами. Поезд ездит далеко, он везет вагончики. Я буду поездом, а вы моими вагончиками», затем встает впереди детей. Паровоз дает гудок «Ту–ту», и поезд начинает двигаться сначала медленно, затем быстрее. Дети сопровождают движение колес поезда возгласом «Чух-

чух-чух». Воспитатель  ведет  детей  в одном направлении, затем в другом, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время паровоз вновь дает гудок,  и  поезд опять отправляется в путь.

При повторении игры детям можно предложить  на остановке: например, собрать цветы, попрыгать, прогуляться, станцевать.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект занятия для детей старшей  группы

Тема:   « Письмо почтальона Печкина»

    Интегрированное занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие;

Программные задачи.

1.Образовательная: Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10; Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; соотносить числа с количеством предметов;

2. Развивающая: развивать умения решать логические задачи; мышление; внимание; терпение; усидчивость;

3. Речевая: выражать свою мысль и правильно выстраивать предложение; развивать связную речь; Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы;

4. Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к математике;

Демонстрационный материал: Корзина; Плакат с числами; Мешочек; Диск с ритмичной и спокойной музыкой; картотека загадок (цифры);

Раздаточный материал: Дид. Игра «числа в ряд» на магнитах; распечатанные листы деревом; карандаши или восковые мелки; Набор карточек с числами; шнуровка с геометрическими фигурами; наградные медальки;

Подготовка к занятию: Знакомство с стихом- разминкой; игры со шнуровкой с геометрическими фигурами; игра в «паука»;

Организационный момент.

Звоню в колокольчик, предлагаю детям присесть за столы. Читаю стих:

          Кто стучится в дверь ко мне

          С толстой сумкой на ремне,

          С цифрой «5» на медной бляшке,

          В синей форменной рубашке?

Стучу незаметно по деревянной поверхности.

Ход занятия.

- Слышите Ребята, кто-то в дверь постучал! Открываю дверь, на полу стоит корзина. – Посмотрите, нам принесли корзину, что же в ней? – Давайте заглянем? (Да). – Смотрите, тут письмо! Открываю конверт и зачитываю: «Ребята, это я, почтальон Печкин, пишу вам письмо! Узнал я, что в детском саду дети любят  играть в разные игры, рисовать, общаться и учиться новому. В этой корзине лежат задания для вас, кто лучше выполнит их, тот большой  Молодец! Того ждет сюрприз на дне корзины». – Ну что ребята, выполним задания почтальона Печкина? ( Да)  

       - Вот и первое задание: «Были у меня числа в ряд расставлены, а  кот Матроскин  учил Шарика счету и все  цифры перепутал. Соберите мне опять по порядку». Раздаю детям по одной цифре.

    – Ребята давайте немного поиграем, у вас по одному числу в руке, я буду показывать числа, а вы найдите пару своей цифре. Играем в «подбери пару» по счету от 0 до10. Для наглядности рядом весит плакат с числовым рядом от 0 до 10.

      - А теперь давайте соберем числа в ряд, как просил Печкин. – У меня ноль.  Я  ставлю его на магнитную доску. - У кого единица, число один? Собираю у детей все единицы, а на доску  креплю одно число. – У кого два? И так далее. В конце прошу пару ребят озвучить ряд. – А теперь давайте вместе сосчитаем числа в ряд.(один, два, три, четыре и так далее)

    -Молодцы ребята справились, давайте выйдем, разомнемся. Включаю ритмичную музыку.  Дети встали на игровой ковер в свободной форме. Вместе вслух  проговариваем  стих-разминку и выполняем упражнения по тексту.

             Раз, два, три четыре – топаем ногами.

          Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

            Руки вытянуть по шире –

          Раз, два, три четыре!

          Наклониться – три, четыре,

          И на месте поскакать.

          На носок, потом на пятку

          Все мы делаем зарядку.

    Садимся за столы. Раздаю листы с распечатанным деревом раскраской и карандаши. Беру в руки письмо и читаю следующее задание: «Есть в Простоквашино у меня сад, а  саду  яблони растут. Сейчас они цветут, а  яблоки будут только осенью. Нарисуйте мне ребята мои яблони уже с яблоками, а я полюбуюсь, как вы умеете рисовать».

   - Сейчас я подойду  к каждому из вас и дам вам просунуть руку в мешочек, чтобы достать карточку с  числом.

   -Ребята перед вами заготовки  в виде пустого дерева. Ваша задача нарисовать яблок столько, чтобы их количество совпадало с числом на карточке. А затем дерево нужно раскрасить.  Дети рисуют, звучит приятная музыка.

    -Какой красивый сад у нас получился! Собираю работы и карандаши.

   -Ребята посмотрите на меня!  - А теперь повторяйте за мной! Проговариваю и показываю пальчиковую игру.

       Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

      Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.

      Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.

      Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.

      Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

    - Молодцы, а теперь смотрите, что в корзинке  еще есть. Достаю шнуровки с геометрическими фигурами. – Вот, что пишет Печкин: « Были в шкатулке красивые бусы, только ниточка порвалась. Хотел я собрать и не получилось у меня. Может, вы попробуете, ребята?». (Да) - Тогда вот вам задание. Раздаю шнуровки и карточку с заданием. – Ребята на карточке нарисованы фигуры, вам нужно на веревочку нанизать такие же фигуры, в такой же последовательности. Звучит приятная мелодия. Дети выполняют задание. Я помогаю воспитанникам,  у которых что-либо не получается.

     - Молодцы, какие бусы получились красивые, почтальону Печкину они обязательно понравятся.  А теперь давайте выполним  последнее задание Печкина.  Пойдемте, присядем удобно на ковер. Читаю письмо дальше: « Вот вам ребята загадки от пса Шарика, он говорит, что дети любят загадки». – Вы любите загадки? (Да)

                     Если навесной замок

                    Вверх поднимет хоботок,

                   То тогда увидим здесь

                   Не замок, а цифру …(шесть)  

    Вот еще загадка вам.

                   Есть пословица у нас

                  И она известна всем –

                   Отрезаешь только раз,

                 А отмерить надо …(семь)

 

 -Молодцы, слушаем дальше.

                 Нолик, стань за единицей,

                За своей родной сестрицей.

                Только так, когда вы вместе,

                Называть вас будут …(десять)

   - Умницы, как вы числа знаете хорошо.

                  Цифра с виду как игрушка —

                 Неваляшка—погремушка.

                 Не удариться ей о земь.

                 Всем понятно — это...(восемь)

И последняя загадка.

                   Светит солнце, пруд цветет,

                  Лебедь по нему плывет,

                  Ближе он подплыл едва —

                 Оказалась цифра... (два)

     - Мне кажется все мы сегодня большие молодцы! Давайте немного разомнемся. Поиграем в паука. Звучит ритмичная музыка.

Дети встают по кругу, взявшись за руки. «Паук», назначенный мной, находится в центре круга. Дети, двигаются по кругу вправо, и говорят:

Мы веселые жуки,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три — лови!

    На последнем слове все разбегаются, а «паук» догоняет их. Пойманный «жук», временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока «Паук» не поймает большую часть детей.

По сигналу «В круг!» все играющие становятся в круг. Игра возобновляется с новым «пауком». Бежать можно только после слова «лови» Пойманным считается тот, кого коснулся «паук».

    - А теперь ребята давайте присядем на ковер и посмотрим, какой же сюрприз ждал нас в корзине. Дочитываю письмо почтальона: «Как только вы ребята справитесь с моими заданиями, посмотрите в корзину, за ваше старание, находчивость, вам полагается медаль»! – Посмотрите, какие тут медали. Награждаю каждого медалью.

 -Ребята вам понравилось наше занятие?

 - Кто нам написал письмо?

 - Какие задание были?

- А что сегодня вам понравилось больше всего?

   После беседы предлагаю посмотреть  и немного обсудить нарисованные яблони.

- Скажем, друг другу спасибо за внимание.(Спасибо) И идем вывешивать наши яблони на стенд поделок.

                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ

Подготовила воспитатель:

Ахунова А.З.

                                          Рекомендовано для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада

       ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали:

читающие люди способны проблемно мыслить;

имеют больший объем памяти и активное творческое воображение;

лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов);

точнее формулируют мысли и свободнее пишут;  

легче вступают в контакты и приятны в общении;

более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;

чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир».

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

заметное снижение интереса к чтению;

резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;

подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;

в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях;

важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке.

Цель нашей работы состояла в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Предусмотрели специально организованную среду: «Уголок умных книг», где разместили справочно-энциклопедическую литературу, детскую художественную литературу, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т.д. В книжном уголке помещали предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Затем изготавливали маленькие «книжечки» (сшивали по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривали. Знакомили с каждой книгой, показывали иллюстрации, обучали правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

В старшей группе учили детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировали осознанное отношение к ним, обращали внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляли навыки аккуратного пользования книгой. Дети получили элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.

Проводили беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги» и другие. Периодически оформляли тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации принимали участие и дети. Герои книг оживали в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ составляли альбомы, готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывали и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирали необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т.п. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились своими впечатлениями о поступках героев.        

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.

Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

Особое внимание отводили консультациям и круглым столам. Проводили совместные конкурсы «Папа, мама и я – читающая семья», посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этому мероприятию дети узнавали и открывали своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Нам удалось воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Совершенствовали художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

-          Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

-          Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2012 – апрель 2013 г)

По целевой установке: практико-ориентировочный

Цель проекта, основные задачи

Цель:

 Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

 

Задачи:

Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Ожидаемый результат

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

 

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

 

Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» книжки-малышки. В нее помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

-          сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

-          игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-           игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-          театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия воспитателя с родителями;

-          взаимодействие воспитателя с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Участники

Формы взаимодействия

 

 

 

 

 

воспитанники

непосредственно  образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги,  ситуативное обучение;

мастерская по изготовлению творческих работ;

 

 

родители

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное   информирование, анкетирование, практические  консультации,  родительские встречи

традиция «Гость группы»

 

 

 

родители, воспитанники

мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

выставки книжек-малышек

выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

экскурсия в детскую библиотеку;

книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы: «Книга напрокат»;

литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

 

Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.

Методическое обеспечение:

-          демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

-           тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

-          биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

-          конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

-          сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

-          детская художественная литература;

-          детская познавательная литература.

План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап.

(октябрь – ноябрь2012 год)

Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

Провести анкетирование родителей.

Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

(декабрь 2012г. – апрель 2013г.)

Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

Внедрить новые формы работы с детьми.

Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в  приобщении детей к художественной литературе.

Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

Осуществить контроль реализации проекта.

Заключительный этап.

(май – июнь 2013 года)

Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

Обработать результаты реализации  проекта.

Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.

Литература

Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.

Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.

Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г

Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.

Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1

14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.

15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

«Как организовать семейное чтение?»

(для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста)

Цель собрания: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы.

Задачи:

-         Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

-         Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к чтению;

-         Оказать семье информационную помощь.

 

Предварительная работа:

1. Консультация  «Как организовать домашнее чтение»

2. Анкетирование родителей «Чтение дома»

3. Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»

4.Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

Ведущий: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей уютной библиотеке. Нашу встречу я начну с  эпиграфа:

 

                                                                            «Чтение – это окошко, через которое дети

                                                                             видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский.

Каждая семья  мечтает вырастить читающего ребёнка. Важно обратить  свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге.

Повестка собрания.

Доклад «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

 Ознакомление с проектом «Папа, мама, я – читающая семья»» -

 Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»

 Игровая пауза «Продолжи пословицу»

Подведение итогов собрания.

Принятие решения.

Предлагаем вам  небольшую разминку, которая называется «Собери квадрат». Правила:  у вас на столах лежат части от квадрата. Возьмите каждый по одной части, и не общаясь друг с другом соберите квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (собирают квадрат).

Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей).

Доклад «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

 Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.

 Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.

Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.

Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.

Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.

Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.

Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес — ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.

 

Ознакомление с проектом «Папа, мама, я – читающая семья»

 В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Сегодня считается  важным  привлечение  родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Формы работы с родителями  постоянно меняются.

Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность.

Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Поэтому мы решили создать проект «Папа, мама, я – читающая семья».

Цель проекта:

 Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи:

Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного

     читателя.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии

      всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.

Воспитывать бережное отношение к книге.

В проект включены следующие мероприятия:

-          Занятие  по ознакомлению с художественной  литературой «Путешествие в сказку» - совместно с родителями.

-          Арт – выставки  семейных фотографий:

                                                              «Вместе с книгой я расту».

                                                             «Моя  домашняя библиотека».

-          Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».

-          Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

-          Конкурс «Читающая семья»

-          Введение традиций  группы: «Книжное дерево», «Книга напрокат», «Гость группы», «Книга в гости»

-          Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом».

Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»

  Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного: задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и. т. д.),

Обращать внимание на бережное отношение к книгам. Попросили вас заполнить анкеты. Подведя итог, мы получили результаты, которые нас настораживают. И пришли к такому выводу ЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ – ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК. Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Думаю чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что-то новое. Хочу предложить подсказку по формированию этой привычки.  Ведь наши дети пойдут осенью в школу. И это им будет необходимо для успешного обучения в школе.

        Мы хотим помочь решить эти проблемы уже сейчас. А поможет нам в этом  наше  « Книжное дерево».

Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

-          Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми

-          Значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения

-          Дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге

-          Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.

Успешная модель будет тогда, когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети и взрослые любят чтение за ту радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…

В рамках реализации проекта «Папа, Мама, я – читающая семья» мы с детьми предлагаем вам  ввести традицию группы: «Книжное дерево».

С детьми проведены беседы о необычных деревьях в природе и нарисованы «Книжные деревья» (демонстрируются рисунки).  Из бросового материала вместе с детьми  изготовлено «Книжное дерево». Вот оно наше « Книжное дерево» (демонстрация).

  Наше «книжное» дерево  будет обрастать листочками, которые вы будете  приносить, прочитав ребёнку книгу. На листочке вы напишите автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т.е. высказать своё суждение о книге. Гнаться за количеством письменных отзывов, допускать небрежность в их оформлении (особенно орфографические ошибки!) ни в коем случае нельзя!

Понаблюдать о чтении в других семьях, поможет «Экран читателя», на котором периодически будут появляться смайлики: веселый смайлик – прочитали книгу, грустный смайлик – вы прекратили читать.

Игра «Продолжи пословицу»

 

1. Птица радуется весне, а мать - ……  (детям)

2. Нет такого дружка, …  (как родная матушка)

3. У сына заболит пальчик, а у матери …….(сердце)

4. Лучше матери, друга не …..(сыщешь)

5. Любовь матери …….(безгранична)

6. Мать святыня, с ней ……(не спорят)

7. Лучший друг -  …..(матушка)

8.  Лучшая страна -  …..(Родина)

9. При солнышке – тепло, при матери -…..(добро)

Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки! Дайте в руки вашему ребёнку хорошую детскую книгу и вы увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроём, вчетвером – всей семьёй, большой или маленькой, вместе читать книги и тогда вас будет ожидать чудо:

Увидеть счастливые глаза ребёнка при чтении.

Это чудо – раз!

Вновь вместе вернуться в мир детства.

Это чудо – два!

Путешествовать в таинственный мир творчества писателей.

Это чудо – три!

Своё выступление мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского « Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю  жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое»

Решение родительского собрания

 

Учитывая важную роль родителей в привитии любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия детского сада и семьи на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

 Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

 Посещать городскую библиотеку.

Провести  конкурс  «Читающая семья»

В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.

 

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

-         несколько книжных полок;

-         книжный шкаф;

-         стеллажи с книгами;

-         другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

-         да;

-         нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

-         каждый день;

-         каждый вечер перед сном;

-         когда попросит;

-         иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

 

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

-         да;

-         нет;

-         иногда;

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

-         да;

-         нет;

-         не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

-         да;

-         нет;

-         не знаю;

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

Памятка для родителей

«СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,

 

умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

 

Как организовать домашнее чтение

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

 - Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

  - Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

  - Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

  - Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

 - Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

  - До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

  - Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

 -  Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

   -Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

  - Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Сценарий итогового мероприятия по семейным рукописным книгам

 

Предварительная работа:

1.Оформление зала плакатами с высказываниями писателей о ценности домашнего чтения;

2.Оформление  музея рукописных книг;

3.Создание макета большой «Книги Сказок»;

4.Памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; буклет  «Выбери свою библиотеку»; путеводитель «Центр общественного доступа».

Действующие лица:

Ведущий, Незнайка, Мальвина , Баба – Яга, дети старшей группы № 4 «Колокольчик»: сказочница, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

 

Оборудование: Большой макет книги, сундук,  азбука, колпак , туфелька, половина грецкого ореха , голубая шляпа, яблоко, сети, роза, зеркало, книга.

 

Ведущий: Здравствуйте, девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рады видеть всех вас у нас в гостях. Собрались мы сегодня  здесь не случайно. У нас сегодня необычное мероприятие, сегодня мы будем говорить о книге. (звучит  мелодия)

Книга, она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как к воздуху, которым мы дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про жизнь, и про дальние страны. Обо всем на свете рассказывает книга. Откроешь страницу – другую – раздвинуться стены комнаты, станет видно далеко – далеко, услышишь голоса тех, кто жил давным – давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами, за морями….

Выходят дети и рассказывают стихи:

1 ребенок

С детства с книгами дружу,

По строчкам пальцами вожу,

И целый мир за это

Мне выдает секреты

2 ребенок

Первую книжку мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам-

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы, песни.

С книжкой жить мне интересней.

 

3 ребенок

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и Лисёнка…

Я б послушал, про войнушку.

Только мама ведь – девчонка!

Будет ей, наверно, скучно,

Так что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку-

Все равно, была бы книжка!

 

4 ребенок

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда

 

5 ребенок

Я к вам обращаюсь , взрослые, дети!

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ведущая: Первые книги были рукописные и создавали их монахи в монастырях. Писали они гусиными перьями, а готовые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми , серебряными застежками. Люди ценили эти книги больше любых других украшений.

И сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку ваших работ, сделанных вашими руками. Эти книги для вас дороже всех любых других, т. К. вы вложили в них свое умение, фантазию и желание.

И теперь наступает минута подведения итогов нашего конкурса (открывает конверт)

Звучат фанфары.

Ведущий: Ребята, здесь какое то послание!

Послание: « Не будет у вас никакого праздника, никакого награждения, никаких подарков» подпись «Сказочный герой»

Ребята, как вы думаете, кто мог так поступить?

Ответы детей.(Леший, дракон, Баба- Яга)

Ведущая: Мне кажется, нам сможет помочь сказочная  книга.(В зале находится большая книга сказок)

Открывает книгу, звучит музыка, выходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, здравствуйте! Как вас много! Вы что это тут расселись?Праздникчтолькакой?

Ведущий: Ребята, вы узнали кто это? И из какой сказки?(Дети отвечают)

У нас Незнайка праздник книги!

Незнайка: Книги? И такой праздник бывает? Получается вы очень любите читать?

Фу! Книги! Это же так скучно! Ну раз вы такие умные может поможете мне найти хозяев вот этих предметов (достает сундук).Проводится игра «Сказочная кладовая»

Проводит с детьми и родителями игру «Сказочная кладовая»

-          Азбука, колпак  (Буратино.А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».)

-          Туфелька. (Золушка.Ш.Перро. «Золушка»)

-          Яблоко (Старуха.А.Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

-          Большая голубая шляпа. (Незнайка.Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»)

-          Роза (Кай и Герда, Х.К. Андерсен «Снежная королева»)

     -          Сети  (Старик.А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

-          Половина грецкого ореха (Дюймовочка.Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)

-          Зеркало (Царица.А.Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Ведущий спрашивает: Ты не знаешь,  кто мог забрать наш с конверт с именами победителей?

Незнайка: Нет не знаю, посмотрю – ка в своем сундучке, у меня тут много чего еще осталось (ищет, выкидывая в разные стороны различные предметы).  Кажетсянашел!Это он (показывает конверт ведущему).

Ведущий: Кажется он. Спасибо тебе Незнайка!

Ведущий вскрывает его, там слово «Души»

Ведущий: «Души?» Странное слово, оставим его пока у себя, может оно нам потом пригодится. (вешает на мольберт словом «Души».)Нет это не то, что мы ищем ( открывает снова большую книгу, появляется Мальвина.

Мальвина:«Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте Уважаемые взрослые!

Как я рада всех Вас видеть!! А сколько книг!!(просматривает книги в музее) Как я люблю читать. Вы тоже все наверно любите читать сказки? А хотите поиграть со мной? (дети отвечают) Моя игра называется «Кто есть кто?»…

Игра « Кто есть кто?»

-         Матроскин (кот)

-         Мойдодыр (умывальник)

-         Бонифаций (лев)

-         Гена (крокодил)

-         Дядя Федор (мальчик)

-         Леопольд (кот)

-         Рикки-Тики-Тави (мангуст из произведения Р. Киплинга)

-         Каа (удав из произведения Р. Киплинга)

-         Страшила (Соломенное чучело из произведения Волкова)

-         Тутта Карлсон (цыпленок)

-         Артемон (пудель из сказки “Буратино”)

Ведущий: Мальвина ты случайно не знаешь, кто мог забрать наш конверт?

Мальвина: Да нет, конечно же, нет! А что у вас его украли?

Ведущий: Да у  нас пропал конверт с именами участников и победителей конкурса семейной рукописной книги.

Мальвина: Боже, боже какой кошмар? Среди моих книг я видела что- то похожее на конверт (ищет). Вот он! Ура! Нашла! Надеюсь это то , что вы ищете!(вручает конверт)

Ведущий вскрывает конверт в нем слово  «Для»- Это не то, что нам нужно… (прикрепляет рядом со словом «Души»)

 (звучит волшебная музыка)

Книга открывается, появляются дети.

Театрализация сказки «Теремок»

В завершении сказки , сказочница – ребенок вручает очередной конверт.

Ведущий: Мы с вами попали в настоящую сказку.

Ведущий благодарит детей и вскрывает конверт, в нем слово «Аптека»

Ведущий соединяет все эти три слова и спрашивает у родителей и детей: Вы не знаете , что это означает? «Аптека для души (из зала сотрудник детской библиотеки отвечает: Кажется ,я вам смогу объяснит что означает эта фраза»

Ведущий представляет этого человека: Сотрудник первой городской детской библиотеки Чеботаева Светлана Валерьевна.

Библиотекарь рассказывает краткую историю.

При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Библиотека – хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Это центр познания. Так было во все времена. Поэтому предлагаю Вам  посетить библиотеки нашего города .Я хочу Вам уважаемые родители и дети раздать памятки в которых указаны телефоны, адреса и часы работы библиотек города.(раздает памятки)

Тут неожиданно……выползает  Баба – Яга и тянет красный мешок

Ведущий: Ты откуда взялась? Я ведь даже не брала в руки книгу?

Баба – Яга: Да вот пришла вернуть вам ваши подарки.

Ведущий: А зачем ты их украла тогда?

Баба – Яга: Думала съедобные, а оказалось совсем нет..Какие то бумажки, конверты(выбрасывает из мешка листы и с ними вылетает конверт)

Баба – Яга: Обиделась я на вас на всех, пойду на другой праздник, может у них будет что- нибудь вкусненькое! (уходит)

Ведущий: Давайте посмотрим,  что в этом конверте.

Ведущий: Да, это то, что мы искали! Имена наших участников и победителей! Ольга Владимировна, прошу  Вас принять участие в награждении наших победителей.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в зимний лес»

методическая разработка

Задачи:

Расширять элементарные представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении их к среде обитания зимой;

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Развивать навыки общения и речь.

Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Развивать познавательный интерес к жизни животных.

продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? (Дети отвечают.) Мы с вами уже ощутили на себе, как холодно и морозно бывает зимой. А каково зимой диким животным в лесу? Какая у них главная забота, как вы думаете? (Дети отвечают.) Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны? Я думаю, что в зимнем лесу нас ждёт много интересного.

Прятки в лесу

— Ой, мне кажется, что в нашем зимнем лесу кто-то спрятался, а кто же это, мы узнаем, когда по плану найдём карточки-подсказки, а в конверте находится изображение того, кто спрятался именно в этом месте.

Дети находят по плану сначала карточки-подсказки с изображением частей животного (уши, хвост, морда). Назвав их,  открывают конверт с карточками-изображениями диких животных наших лесов (зайца, белки, лисы, волка, рыси, кабана, лося, оленя).

Игра «Кто на каком месте?»

Дети выстраиваются в одну линию. У них в руках карточки с изображениями диких животных, которых они отыскали. Напротив них, на столе выстроены в ряд лесные жители – резиновые игрушки. Детям предлагается назвать, каким по счету стоит их животное, какое животное стоит «перед», «после», «за ним», «между».

Дети называют: — Заяц первый, кабан второй, лиса третья. Кабан стоит за зайцем, перед лисой и т.д.

Воспитатель: — А теперь по очереди называйте, каким по порядку стоит каждое животное. Который по счету стоит заяц?

Работа с планшетами-игровизорами

Воспитатель: — Зимой в лесу тяжелее всего живется пугливому зайчишке. В поисках пищи он забегает очень далеко. Да и лисы очень боится, путает следы. Давайте поможем нашему зайцу вернуться в свой родной лес.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат планшеты-игровизоры, под прозрачными пластиковыми экранами которых находятся листы- лабиринты. Дети отмечают путь выхода из лабиринта сначала визуально, затем с помощью маркера. Если сделана неверная линия, то с помощью салфетки она убирается. Проверка выполнения задания происходит в парах: рядом сидящий проверяет правильность выполнения задания своего товарища.

Вопросы про жизнь диких животных

Воспитатель приглашает детей стать в круг. Показывает детям большой «снежок» — мяч, оклеенный белой бумагой.

Воспитатель: — Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Проблемные вопросы:

Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)

Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)

Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)

Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)

Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)

Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться.)

Динамическая пауза

Вот на улице мороз!

Ну-ка, все потрите нос

Ни к чему нам бить баклуши.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками затопали!

Работа с головоломкой

Воспитатель: — А сейчас на нашем пути встретятся вместе непримиримые враги — заяц и лиса. Как это случится, вы узнаете, если выложите изображения лисы и зайца, используя геометрическую головоломку «Танграм».

Дети выкладывают изображения лисы и зайца. Причем на одном столе у одного ребенка – изображение зайца, у другого – изображение лисы. Воспитатель задает детям вопросы: из каких фигур состоит заяц, из каких изображение лисы, из скольки фигур состоит изображение лисы, зайца.

Найди след

Воспитатель: — Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а потом по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу.

Карточки-изображения диких животных и соответствующих схематических изображений их следов прикрепляются к столам, стульям, полкам групповой мебели двусторонним скотчем. По ковру воспитатель разбрасывает карточки со схематическим изображением «следов» животных, а в конце каждого «следа» кладет перевернутую лицевой стороной вниз карточку-изображение жилища дикого животного — места, где животное прячется в непогоду. Дети внимательно рассматривают карточки-подсказки и определяют, где чей след.

— Это заячий след.

— Это лисий след и т.д.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания (визуально многие следы похожи) и в случае правильного ответа открывает карточку-изображение жилища (логово, нора, ямка под кустом, лёжка, дупло и т.д.).

Воспитатель: — Наше путешествие к лесным жителям подошло к концу. Если вам оно понравилось, прикрепите к магнитной доске смайлик с улыбкой и расскажите, что вам понравилось? Если вам какое-нибудь из заданий показалось трудным, прикрепите смайлик с грустным выражением. Расскажите, что было трудным.

В качестве сюрпризного момента детям целесообразно предложить видеопросмотр презентации «Дикие животные наших лесов зимой». Его просмотр предлагается провести во второй половине дня.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ёжик"

методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Воспитатель: Ахунова А.З.

Основная образовательная область «Художественно- эстетическое развитие (ручной труд)»

Цель :  развивать творческие способности детей, учиться применять разнообразный материал для работы

Образовательная область

Задачи:

Познавательное развитие

Выявить уровень сформированности представлений детей о ежике

Закреплять представления о ежике, полученные детьми в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие

Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Развивать эмоциональный отклик детей на продуктивную деятельность свою и других

Художественно-эстетическое развитие

развивать фантазию, воображение, умение использовать материал для изготовления различных композиций

способствовать развитию мелкой моторики детей

Используемые материалы

Гречка

Клей ПВА

Кисти для клея

Альбомный лист

Пластилин

Простой карандаш

Цветные карандаши

Картинки с ежиками

                   Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель читает детям загадку :

«На спине иголки  длинные и колкие, а свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног».

Воспитатель:    Дети догадались кто это?

Дети:              отвечают

Воспитатель:     Правильно, конечно это ежик! Расскажите мне про ежика, кто это такой, где он живет, чем питается

Дети:                отвечают

Воспитатель:  Еж – животное небольшого размера, живет в лесу. Зимой впадает в спячку. Ест насекомых, мышей, ягоды, фрукты, некоторые растения. Спина у ежика покрыта иголками. Иголки  нужны ежику для защиты от нападений других животных. Скажите , а на что похож ежик по форме?

Дети: отвечают

Воспитатель: Нарисуем тело ежика простым карандашом  (тело будет похоже на капельку)

Дети рисуют.

Воспитатель: Теперь нам надо будет отчертить голову ежика, нарисовать черты мордочки (глазик, носик и т.д.).  Можно воспользоваться пластилином.

 Дети рисуют

Воспитатель: Давайте немного отдохнем, встаньте дети и повторяем за мной движения

-Подожди, колючий еж,

(Прямые руки в стороны,

затем перед грудью)

Ты скажи: куда идешь?

(Ходьба на месте с высоким

 поднятием колена

И энергичными взмахами руками.)

-К рыжим белкам я иду,

(Прыжки на месте)

Им иголки я несу.

(Вращение сцепленными в замок кистями.)

Пять портных за пять минут

(Поочередно загибают

пальцы на правой руки в кулак)

Рукавицы мне сошьют.

(Поочередно загибают

 пальцы на левой руке в кулак.

В  конце стряхивают кистями.)

Дети повторяют

Воспитатель : Вот какая веселая зарядка про ежика! А теперь продолжим. Чего нашему ежику не хватает?

Дети : отвечают

Воспитатель: Иголок! Сделаем иголки ежику из гречки, для этого нужно воспользоваться клеем, кистью и гречкой. (показать на примере)

Дети работают

Воспитатель: Цветными карандашами и пластилином можете украсить свою работу.