РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины: Гидравлика, гидравлические и пневматические системы. Специальность: Производство и обслуживание авиационной техники
учебно-методический материал

Киселева Наталья Павловна

В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

  • использовать гидравлические устройства и пневматические установки в производстве;
  • читать гидравлические и пневматические схемы;
  • решать задачи по определению параметров состояния рабочего тела
  • законы гидравлики и пневматики;
  • конструкцию и принцип работы изученных насосов;
  • устройство и принцип действия гидравлических двигателей (гидроцилиндров и гидравлических моторов) и поршневых компрессоров;
  • особенности движения жидкостей по трубам;
  • принцип работы гидравлических аппаратов, их устройство и назначение;
  • конструкцию и принцип работы изученных гидравлических распределителей

 

  1. Использование часов вариативной части

№№

п/п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

  1.  

знания

  • алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

умения

  • определять этапы решения задач по расчету элементов гидравлических систем; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Тема 1.2.

Практические занятия №№ 3-13

22

Приобретение навыков расчета элементов гидравлических систем

  1.  

знания

  • современные средства и устройства пневматических систем;

порядок их применения в профессиональной деятельности

умения

  • выполнять расчеты пневматических систем

Тема 2.2.

Практические занятия №№ 16-21

18

Углубленное изучение пневматических устройств, приобретение навыков расчета элементов пневматических устройств

  1.  

знания

  • современные средства и устройства промышленных систем на пневмоэлементах

умения

  • применять современные средства промышленных систем на пневмоэлементах обеспечение

Тема 3.2

Практические занятия

10

Углубленное изучение промышленных систем на пневмоэлементах

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины         ОП 10 Гидравлика, гидравлические и

пневматические системы

специальности 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники

Москва

2020 год

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией Производство и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники

        

Протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной образовательной программы рег.№170914

25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники

        код, наименование специальности

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/В.В. Белова

        Подпись                Ф.И.О.

Заместитель директора по профессиональному образованию

______________________ И.В. Бойцова

        Подпись                Ф.И.О

Проверил методист:

____________/        В.В. Гущин 

        (подпись)                И.О. Ф.

СОГЛАСОВАНО

Начальник УИМО

         _____________         М.А. Аксиньева                Подпись                        Ф.И.О.

Составитель: преподаватель ГБПОУ ПК им, Н.Н. Годовикова Киселева Н.П.                 

                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ СПО

Рецензент: Егоров Игорь Александрович, к.т.н., доцент кафедры 602 авиационно-ракетные системы Московский Авиационный институт (Национально-исследовательский университет)                                                                        

                Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ СПО


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 10 Гидравлика, гидравлические и пневматические системы

название дисциплины

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 25.02.06 «Производство и обслуживание авиационной техники».

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Гидравлика, гидравлические и пневматические системы» относится к общепрофессиональному циклу дисциплин, реализуется в рамках его обязательной и вариативной части. Учебная дисциплина «Гидравлика, гидравлические и пневматические системы» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 25.02.06 «Производство и обслуживание авиационной техники». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-02; 04-05; 09

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

  • использовать гидравлические устройства и пневматические установки в производстве;
  • читать гидравлические и пневматические схемы;
  • решать задачи по определению параметров состояния рабочего тела
  • законы гидравлики и пневматики;
  • конструкцию и принцип работы изученных насосов;
  • устройство и принцип действия гидравлических двигателей (гидроцилиндров и гидравлических моторов) и поршневых компрессоров;
  • особенности движения жидкостей по трубам;
  • принцип работы гидравлических аппаратов, их устройство и назначение;
  • конструкцию и принцип работы изученных гидравлических распределителей

  1.  Использование часов вариативной части

№№

п/п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

знания

  • алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

умения

  • определять этапы решения задач по расчету элементов гидравлических систем; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Тема 1.2.

Практические занятия №№ 3-13

22

Приобретение навыков расчета элементов гидравлических систем

знания

  • современные средства и устройства пневматических систем;

порядок их применения в профессиональной деятельности

умения

  • выполнять расчеты пневматических систем

Тема 2.2.

Практические занятия №№ 16-21

18

Углубленное изучение пневматических устройств, приобретение навыков расчета элементов пневматических устройств

знания

  • современные средства и устройства промышленных систем на пневмоэлементах

умения

  • применять современные средства промышленных систем на пневмоэлементах обеспечение

Тема 3.2

Практические занятия

10

Углубленное изучение промышленных систем на пневмоэлементах

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

96

В том числе, во взаимодействии с преподавателем:

        теоретическое обучение

32

        лабораторные занятия

-

        практические занятия

64

        контрольные работы

-

        курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа

24

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

\

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Введение.

Основные параметры вещества

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

Цели и задачи дисциплины, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Роль гидро- и пневмопривода в производстве. Состояние вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное.

Обзор рекомендуемой литературы по учебной дисциплине. Методические рекомендации студентам по освоению данной учебной дисциплины.

Основные параметры вещества - плотность (удельный объем), давление

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации на темы: «Роль гидро- и пневмопривода в производстве»; «Основные параметры вещества»

2

Раздел 1 Гидравлика

42

Тема 1.1 Физические основы функционирования

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

1. Рабочие жидкости - назначение. Физические свойства: плотность (удельный объем), вязкость, сжимаемость, температурное расширение, парообразование.

2. Гидростатика. Основное уравнение гидростатики. Закон Паскаля.

3. Гидродинамика. Уравнение неразрывности потока. Уравнение Бернулли для идеальных и

реальных жидкостей.

4. Режимы течения жидкостей. Число Рейнольдса. Гидравлические потери.

5. Решение задач по темам Гидростатика и Гидродинамика.

Практические занятия

1.        Определение кинематической вязкости по формуле Фогеля

2.        Определение силы вязкого трения

4

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспектов по темам:

Требования, предъявляемые к рабочим жидкостям. Гидростатические машины.

Уравнение Бернулли для потока реальной жидкости. Гидравлические потери (составление реферата).

4

Тема 1.2

Понятие о гидроприводе

Содержание учебного материала

6

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

  1. Принцип работы гидропривода. Структура объемной гидропередачи.
  2. Условные обозначения в гидравлике.
  3. Виды насосов. Устройство и принцип работы шестеренного и пластинчатого насосов.
  4. Радиально-поршневые и аксиально-поршневые насосы. Их устройство и принцип действия.
  5. Гидроцилиндры. Назначение, классификация, устройство и принцип действия.
  6. Гидравлические моторы (поворотные гидравлические двигатели). Назначение, классификация, устройство, принцип работы.
  7. Гидравлические распределители. Назначение, классификация, устройство и принцип действия крановых гидравлических распределителей.
  8. Гидравлические распределители «сопло-заслонка» и «струйная трубка». Их конструкция и принцип работы.
  9. Золотниковые гидрораспределители двухпозиционные. Их устройство и работа.
  10. Гидроаппараты - назначение, классификация. Устройство и работа обратного клапана.
  11. Гидравлические аппараты - клапаны давления, дроссели, синхронизаторы

Практические занятия

  1. Определение силы давления на плоскую стенку
  2. Расчет расхода жидкости в трубопроводе
  3. Определение напора жидкости с применением дифманометра
  4. Расчет механической мощности для лопастных насосов
  5. Расчет параметров радиально-поршневого насоса
  6. Расчет параметров пластинчатого насоса
  7. Расчет параметров шестеренного насоса
  8. Расчет КПД водоструйного инжектора
  9. Определение расхода и располагаемого напора насоса Монжю
  10. Расчет поршневого насоса двойного действия
  11. Расчет сложного трубопровода

22

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить условные обозначения в гидравлике. Подготовка доклада, сообщения, презентации по теме: «Гидравлические распределители. Назначение, классификация, устройство и принцип действия крановых гидравлических распределителей»

4

Раздел 2. Пневматика

32

Тема 2.1 Законы газов

Содержание учебного материала

2

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

  1. Физические свойства газов. Законы идеальных газов. Первое начало термодинамики.

Практические занятия

  1. Изучение Законов идеальных газов
  2. Изучение законов термодинамики

4

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить свойства газов. Подготовка доклада, сообщения, презентации по теме: «Первое начало термодинамики»

4

Тема 2.2

Понятие о пневмоприводе

Содержание учебного материала

6

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

  1. Структура и принцип работы пневмопривода. Элементы пневмопривода.
  2. Компрессоры - назначение, классификация. Устройство и работа одноступенчатого компрессора.
  3. Устройство и принцип работы многоступенчатого компрессора

Практические занятия

16.        Изучение принципа действия объемных компрессоров

17.        Построение ходовой характеристики мембранного прямоходового механизма прямого действия

18.        Изучение устройства и принципа действия регулирующего клапана

19.        Выбор и расчет дроссельных регулирующих органов

20.        Расчет пропускной способности для критического режима течения потока газа

21.        Расчет регулирующего органа для регулирования расхода пара на деаэратор

12

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить структуру и принцип работы пневмопривода, устройство и работу одноступенчатого компрессора

4

Раздел 3. Гидро- и пневмосистемы технологического оборудования

42

Тема 3.1. Гидравлические системы технологического оборудования

Содержание учебного материала

10

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

Виды гидравлических систем технологического оборудования. Конструктивные особенности. Область применения. Принцип работы. Преимущества и недостатки гидравлических систем технологического оборудования.

Практические занятия

22.        Расчет гидродросселей

23.        Изучение принципа действия электрогидравлического усилителя

24.        Изучение схемы гидрораспределителя с электрогидравлическим управлением

25.        Выбор схемы гидропривода и подбор его типовых элементов

26.        Расчет простого трубопровода, содержащего гидродвигатель

27.         Расчет гидропривода подъемного механизма

28.        Расчет гидропривода строгального станка

14

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить принципы работы гидравлического оборудования технологических систем

4

Тема 3.2. Пневматические системы технологического оборудования

Содержание учебного материала

4

ОК 01-09

ПК 2.1-2.2; ПК 2.5.2.6

Виды пневматических систем технологического оборудования. Конструктивные особенности. Область применения. Принцип работы. Преимущества и недостатки пневматических систем технологического оборудования

Практические занятия

29.        Изучение схемы промышленной пневмосети

30.        Расчет массового расхода газа через пневмодроссели

31.        Определение выходного давления в пневматическом редукционном клапане

32.        Расчет производительности промышленной системы вентиляции

8

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить принципы работы пневматического оборудования технологических систем

2

Всего:

96

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект тематических папок дидактического материала;
  • комплект карточек - заданий;
  • наглядные пособия - плакаты, видеоролики;
  • доска;
  • шкафы для хранения методического обеспечения;
  • стенд - методический уголок.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия (плакаты, видеоролики);
  • методические пособия по выполнению лабораторных и практических работ;
  • наглядные пособия (презентации по темам, плакаты, макеты, слайды).

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;
  • колонки;
  • экран.

Плакаты по темам:

  1. Структура объемной гидропередачи.
  2. Условные обозначения в гидравлике.
  3. Шестеренный насос.
  4. Пластинчатый насос.
  5. Радиально-поршневой насос.
  6. Аксиально-поршневой насос.
  7. Гидроцилиндры.
  8. Поворотные гидравлические двигатели (гидравлические моторы).
  9. Гидравлический распределитель «сопло-заслонка».
  10. Гидравлический распределитель «струйная трубка».
  11. Крановые гидравлические распределители.
  12. Предохранительный клапан.
  13. Переливной клапан.
  14. Дроссель.
  15. Структура пневматического привода.
  16. Многоступенчатый компрессор.

Макеты:

  1. Модель режимов течения (лаборатория «Капелька»).
  2. Модель вискозиметров (лаборатория «Капелька»).
  3. Макет шестеренного насоса.
  4. Макет пластинчатого насоса.
  5. Макет аксиально-поршневого насоса.
  6. Макет золотникового гидравлического распределителя.
  7. Вискозиметр Энглера.
  8. Установка «Гидропривод».
  9. Компрессор.
  10. Установка «Пневмопривод».

3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Брюханов О.Н., Мелик-Аракелян А.Т. и др. Основы гидравлики и теплотехники, Москва, изд. центр «Академия», 2006, 240 стр.
  2. Лепешкин А.В., Михайлин А.А. Гидравлические и пневматические системы, Москва, изд. центр «Академия», 2007, 336 стр.

Дополнительные источники:

  1. Кузовлев В. А. Техническая термодинамика и основы теплопередачи, М., Высшая школа, 1975, 303 стр. 2006, 240 стр.
  2. Рабинович О.М. Сборник задач по технической термодинамике, М., Машиностроение, 1973, 344 стр.
  3. Холин К.М., Никитин О.Ф. Гидроприводы, М., Машиностроение, 1989, 264

стр.

  1. Кузнецов В.Г. Приводы станков с программным управлением, М., Машиностроение, 1983, 248 стр.
  2. Некрасов Б.Б. Задачник по гидравлике, гидравлическим машинам и гидроприводу, М., Высшая школа, 1989, 192 стр.

Периодические издания (журналы):

  1. Техника молодежи
  2. Машиностроитель

Интернет-ресурсы:

  1. www.kinopoisk.ru/level/1/film/542239
  2. www.gidravlika - m.ru/
  3. www.u-gs.ru/
  4. Video.sibnet.ru/rub/3586
  5. cic-104 .narod2/ru/video/video-uroki-gidravlika
  6. remgidro.ru/videos/htm
  7. obuk/ru/videourok 86182-nauchfilm-seriya-fisika-razdel-gidravlika
  8. rutube.ru/video/b34c1cf 020caa 30d8071c3c14e2e
  9. tube.sfu-kras.ru/video/63
  10. www.66.ru/video/user/42441/9172

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- использование гидравлических устройств и пневматических установок в производстве;

Анализ и оценка результатов самостоятельной работы.

- чтение гидравлических и пневматических схем;

Анализ и оценка действий обучающихся.

- решение задач по определению параметров состояния рабочего тела;

Практическая работа.

Знания:

- законы гидравлики и пневматики;

Тестовое задание.

- конструкция и принцип работы изученных насосов;

Экспертная оценка, лабораторная работа

- устройство и принцип действия гидравлических двигателей (гидроцилиндров и гидравлических моторов) и поршневых компрессоров;

Тестовое задание.

- особенности движения жидкости по трубам;

Лабораторная работа, оценка устных ответов.

- принцип работы гидравлических аппаратов, их устройство и назначение;

Тестовое задание.

- конструкция и принцип работы изученных гидравлических распределителей.

Тестовое задание, оценка устных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 «Охрана труда» по специальности 22.02.06 «Сварочное производство»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 "Охрана труда" разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта по специальности 22.02.06 "Сварочное производство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 Иностранный язык для специальностей 15.02.08 «Технология машиностроения» 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение» 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа учебной  дисциплины «Устройство и функционирование информационной системы»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОУД.01. 1. РУССКИЙ ЯЗЫК» специальность 22.02.06 Сварочное производство 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОУД.01. 1. РУССКИЙ ЯЗЫК»  предназначена для обучения студентов 1 курса по специальностям 22.02.06 Сварочное производство, 08.02.01...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины: Гидравлические и пневматические системы. Специальность: Производство летательных аппаратов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:- читать и составлять простые принципиальные схемы гидро- и пневмосистем;- производить расчет основных параметров гидро- и пневмоприводов;- по...