Задачи и методы музыкального развития детей раннего возраста
статья

Клеймёнов Борис Борисович

В статье рассматриваются вопросы музыкального развития детей дошкольного возраста. Обозначены задачи, рассмотрены методы, с помощью которых эти задачи решаются.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Задачи и методы музыкального развития детей раннего возраста

   Формирование основ музыкальной культуры детей раннего возраста (от 3-х до 6 лет) предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой, умственной и эстетической активности.

     Согласно мнению психологов в раннем возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. С целью стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения, педагогика издавна избрала игру, продуктивно использую ее в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории своего существования. Свободная форма общения ребенка с педагогом и другими детьми в условиях дополнительного образования по существу есть развернутая игровая форма.   Так, В. А. Сухомлинский считал, что в игре раскрываются творческие способности личности.  Без игры  не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

    Игра, как вид деятельности для детей раннего возраста многофункциональна, именно это дает право использовать ее в педагогической деятельности. Можно выделить следующие функции игровой деятельности:

  1. Обучающая функция - развитие умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности.
  2. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение их из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
  3. Коммуникативная функция – объединение в коллектив, установление эмоциональных контактов между детьми.
  4. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.
  5. Психотехническая функция – формирование навыков подготовки физиологического состояния для более эффективной, сложной деятельности, для усвоения больших объемов информации.

   Игра участвует в формировании структуры личности, давая возможность пережить, отобразить в условно-обобщенной форме мир внешних явлений и мир человеческих отношений, побуждая к работе воображение.

   Одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях – чувство ритма. Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей детей раннего возраста.

   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста не только возможно, но и необходимо для полноценного интеллектуального, психологического, физического и творческого развития. Начиная музыкальное воспитание детей с самого раннего возраста,  родители и педагоги закладывают основы общей культуры, любви к искусству в целом и к музыке в частности, а также хороший фундамент для дальнейшего профессионального музыкального обучения в музыкальных школах, кружках и секциях.

   Для того, чтобы был виден ощутимый результат от занятий с детьми раннего возраста, необходимо выполнить определенные задачи. Можно выделить несколько:

 1. Развивать основы элементарного восприятия музыки, побуждая к   эмоциональному отклику на прослушанное музыкальное произведение.

2. Развивать активность в музыкальной деятельности (в слушании музыки, в пении, в двигательной и танцевальной деятельности, в игровой деятельности).

3. Развить элементарное музыкально-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной выразительности, способствующих созданию музыкального образа (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков).

4. Приобщать к элементарной физической активности (подвижные игры, пляски, посильные физические упражнения).

    Для выполнения поставленных задач существует большое количество различных методов, применяемых в педагогике. Широко используемыми и эффективными можно назвать следующие методики: метод контрастных сопоставлений произведений, метод  уподобления характеру звучания музыки, моторно-двигательное уподобление, тактильное уподобление, словесное уподобление, вокальное уподобление¸ мимическое уподобление, интонационное  уподобление, полихудожественное уподобление.

  1. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Он применяется  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
  2. Метод  уподобления характеру звучания музыки и моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к экспериментированию. Этот метод удовлетворяет потребность детей в движениях, помогает увлечь их, формирует положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, развитию творческой активности.
  3. Тактильное уподобление (прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки, моделирующее характер звучания музыки) используется в младшем возрасте. Оно помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыки, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления с тактильным, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности музыкального восприятия. Игровая форма способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному контакту ребенка и взрослого.
  4. Словесное уподобление  - выразительные пояснения музыки, сравнения, метафоры, сказочная сюжетная форма занятий.
  5. Вокальное уподобление в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций, фраз.
  6. Мимическое уподобление характеру звучания музыки крайне важно для ребенка, так как служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
  7. Полихудожественное  уподобление позволяет детям осознать выразительную роль средств языка разных искусств – живописи, художественного слова театра, балета. Усложнение приемов предполагает показ действий педагогом, сопровождаемый выразительно произнесенными пояснениями, совместные с ребенком действия, показ вариантов действий и побуждение к самостоятельным проявлениям активности детей.  

   Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) – наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального воспитания детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

   Уровень развития музыкальных способностей у детей раннего возраста неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие - менее, поэтому на занятиях необходим индивидуально-дифференцированный подход к ним.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»

АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...

Тест по МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тест по темам "Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков в процессе обучения движениям", "Методы обучения дошкольников движениям"...

Графический тест по МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Тест по темам "Цель и задачи физического воспитания", "Средства физического воспитания", "Особенности моторного разватия детей 3-7 лет"...

Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми м...

Ранее музыкальное развитие детей дошкольного возраста

В работе ракрывается польза начального музыкального образования детей....

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возрастаКонспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста«Мишки в детском саду».Образовательные технологии: игровая, комм...