рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов, по Всеобщей истории к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы. М.: Просвещение, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 45.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Директор школы
________/Целяева В.В./ ________/Лаврентьева О.Е./
Протокол №______от Приказ №_________от
«___»__________20__г. «___» ______________20__г.
Рабочая программа по истории
для обучающихся 5 класса
на 2017-2018 учебный год.
Количество часов – 68
Срок реализации программы -1 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов, по Всеобщей истории к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы. М.: Просвещение, 2014г.
Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: «Просвещение», 2013.г.
Составитель : учитель истории Персикова Татьяна Алексеевна.
Результаты изучения учебного предмета.
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
• сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета:
История Древнего мира (68ч)
Первобытное общество ( 7 часов)
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток (21 час)
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы ипирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция (18 часов)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим (19 часов)
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Календарно-тематическое планирование (68 час.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||
История – наука о жизни людей в прошлом и настоящее время. | 1 | Прочитать введение стр.8, привести примеры ист. источников | 04.09 | ||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 7 | ||||
Древнейшие люди. | 1 | § 1, ответить на вопросы, описать жизнь первобытных людей. | 08.09 | ||
Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | § 2, выучить термины, составить характеристику родовой общины. | 11.09 | ||
Возникновение искусства и религиозных знаний. | 1 | § 3, ответить на вопросы, выучить определения терминов. | 15.09 | ||
Первобытные земледельцы скотоводы. | 1 | § 4, ответить на вопросы, составить словарь ист.терминов. | 18.09 | ||
Появление неравенства и знати. | 1 | § 5, ответить на вопросы, составить рассказ, включив в него понятия урока | 22.09 | ||
Первобытный мир. Урок закрепления. Тест по теме урока. | 1 | Составить кроссворд на тему «Древний человек». | 25.09 | ||
Счёт лет в истории. | 1 | Стр. 29- 32, ответ. на вопросы. Подготовить презентацию на тему «Счет лет в истории» | 29.09 | ||
Раздел 2. Древний Восток. | 21 | ||||
Государство на берегах Нила. | 1 | § 6, заполнить контурную карту. Ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя» | 02.10 | ||
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | § 7, ответить на вопросы, составить рассказ от лица… | 06.10 | ||
Жизнь египетского вельможи. | 1 | § 8, ответить на вопросы, выполнить задание в рубрике «Познакомьтесь с документом» | 09.10 | ||
Военные походы фараонов. | 1 | § 9, нарисовать карту военных походов фараонов, рубрика «Проверь себя» | 13.10 | ||
Религия древних египтян. | 1 | § 10, выполнить задания в рубрике «Подумайте» и «Опишите» | 16.10 | ||
Искусство Древнего Египта. | 1 | § 11, подготовить презентацию об искусстве Древнего Египта, вопросы из рубрики «Проверь себя» | 20.10 | ||
Письменность и знания древних египтян. | 1 | § 12, подготовить сообщение «Письменность и знания древних египтян» | 23.10 | ||
Древний Египет. Повторительно –обобщающий урок. | 1 | Написать эссе на тему «Мои впечатления от путешествия в Древний Египет» | 27.10 | ||
Древнее Двуречье. | 1 | § 13, заполнить контурную карту, выполнить задание в рубрике «Познакомьтесь с документом» | 06.11 | ||
Древневавилонское царство. | 1 | § 14, дать хар-ку правителя Хаммурапи. Вопросы из рубрики «Проверь себя» | 10.11 | ||
Финикийские мореплаватели. | 1 | § 15, нарисовать карту, подготовить сообщение «Изобретения финикийцев» | 13.11 | ||
Библейские сказания. | 1 | § 16, ответить на вопросы, выполнить задание в рубрике «Проверьте себя» | 17.11 | ||
Древнееврейское царство. | 1 | § 17, ответить на вопросы, подготовить сообщение «Храм бога Яхве» | 20.11 | ||
Ассирийская держава. | 1 | § 18, нарисовать контурную карту, написать мини-сочинение «Переход к железному веку-это благо или зло для человечества?» | 24.11 | ||
Персидская держава «царя царей». | 1 | § 19, нарисовать карту, описать поход персов. | 27.11 | ||
Западная Азия в древности. Урок повторения. | 1 | 02.12 | |||
Природа и люди Древней Индии. | 1 | § 20, нарисовать карту, составить синквейн по теме «Древняя Индия» | 04.12 | ||
Индийские касты. | 1 | § 21 ответить на вопросы, сделать графическое изображение каст Древней индии. | 08.12 | ||
Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | § 22, ответить на вопросы, написать эссе на тему «Чему меня научил Конфуций». | 11.12 | ||
Объединение Китая. | 1 | § 23, нарисовать карту, составить синквейн по теме «Древний Китай». | 15.12 | ||
Индия и Китай в древности. Повторительно- обобщающий урок. | 1 | Прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре. | 18.12 | ||
Раздел 3. Древняя Греция. | 18 | ||||
Греки и критяне. | 1 | § 24, ответить на вопросы, нарисовать карту, выполнить задания в рубрике «Подумайте» | 22.12 | ||
Микены и Троя. | 1 | § 25, ответить на вопросы, сравнить подлинную и мифологическую причину Троянской войны. | 25.12 | ||
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | 1 | § 26-27, подготовить сообщения о крылатых выражениях. | 08.01 | ||
Религия древних греков. | 1 | § 28, ответить на вопросы, подготовить презентацию на тему «Боги Олимпа» | 12.01 | ||
Древняя Аттика. | 1 | § 29, ответить на вопросы, выполнить задания в рубрике «Подумайте» | 15.01 | ||
Зарождение демократии в Афинах. | 1 | § 30, ответить на вопросы, выполнить задания в рубрике «Подумайте» | 19.01 | ||
Древняя Спарта. | 1 | § 31, ответить на вопросы, подготовить сообщение по теме «Лаконичная речь» | 22.01 | ||
Греческие колонии. | 1 | § 32, ответить на вопросы, нарисовать карту | 26.01 | ||
Олимпийские игры в древности. | 1 | § 33, ответить на вопросы, придумать рассказ об Олимпийских играх от имени зрителя. | 29.01 | ||
Марафонская битва. | 1 | § 34, заполнить схему, написать мини-сочинение на тему «Марафонский бой» | 02.02 | ||
Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | § 35, ответить на вопросы, подготовить презентацию на тему «Флот Афинян и персов» | 05.02 | ||
В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | § 36, ответить на вопросы, вопросы в рубрике «Проверьте себя» | 09.02 | ||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Урок закрепления. | 1 | Составить кроссворд по теме «древняя Греция». | 12.02 | ||
В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. | 1 | § 37-39, ответить на вопросы, вопросы в рубрике «Проверьте себя» | 16.02 | ||
Афинская демократия при Перикле. | 1 | § 40, ответить на вопросы, подготовить сообщение о Перикле. | 19.02 | ||
Македонские завоевания в IV м веке до н.э. | 1 | § 41, нарисовать карту, вопросы в рубрике «Проверьте себя» | 23.02 | ||
Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | § 42, нарисовать карту, подготовить сообщение о А.Македонском. | 26.02 | ||
В Александрии Египетской. | 1 | § 43, ответить на вопросы, выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок» | 02.03 | ||
Древняя Греция. Урок повторения. Тест по теме урока. | 1 | Составить маршрут «Виртуальная экскурсия в древнюю Грецию» | 05.03 | ||
Раздел 4. Древний Рим. | 19 | ||||
Древнейший Рим. | 1 | § 44, нарисовать карту, выполнить задание в рубрике «Подумайте» | 09.03 | ||
Завоевание Римом Италии. | 1 | § 45, нарисовать карту, выполнить задания в рубрике «Проверьте себя» | 12.03 | ||
Устройство Римской республики. | 1 | § 46, ответить на вопросы, сделать рисунки на тему «Римская армия» | 16.03 | ||
Войны Рима с Карфагеном. | 1 | § 47, нарисовать карту, подготовить сообщение о победе Рима. | 19.03 | ||
Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | § 48, нарисовать карту, выполнить задание «Опишите рисунок» | 23.03 | |||
Рабство в Древнем Риме. | 1 | § 49, ответить на вопросы, выполнить презентацию «Рабство в Древнем Риме» | 06.04 | ||
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. Урок закрепления. Практикум. | 1 | 09.04 | |||
Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | § 50, ответить на вопросы, выполнить задание «Опишите рисунок» | 13.04 | ||
Восстание Спартака. | 1 | § 51, нарисовать карту, написать рассказ о восстании Спартака. | 16.04 | ||
Единовластие Цезаря. | 1 | § 52, ответить на вопросы, выполнить задания в рубрике «Познакомьтесь с документом» | 20.04 | ||
Установление империи. | 1 | § 53, ответить на вопросы, подготовить сообщение. | 23.04 | ||
Соседи Римской империи. | 1 | § 54, нарисовать карту, выполнить задание «Опишите рисунок» | 27.04 | ||
В Риме при императоре Нероне. | 1 | § 55, ответить на вопросы, подготовить сообщение. | 30.04 | ||
Первые христиане и их учение. | 1 | § 56, ответить на вопросы, выполнить задание «Опишите рисунок» | 04.05 | ||
Расцвет империи во 2-м веке. | 1 | § 57, ответить на вопросы, подготовить сообщение. | 07.05 | ||
«Вечный город» и его жители. | 1 | § 58, ответить на вопросы, подготовить презентацию. | 11.05 | ||
Римская империя при Константине. | 1 | § 59, ответить на вопросы, выполнить задания в рубрике «Объясните значение слов» | 14.05 | ||
Взятие Рима варварами. | 1 | § 60, ответить на вопросы, выполнить задание «Опишите рисунок» | 18.05 | ||
Древний Рим. Урок повторения. Тест по теме урока. | 1 | 21.05 | |||
Особенности цивилизации Греции и Рима. | 1 | 25.05 | |||
Вклад народов древности в мировую культуру. | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина
Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...
Рабочая программа по истории 7 класс
Тематическое планирование...
рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории 5 класс...
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...
Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при из...
Рабочая программа по истории 7 класс
Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVI по XIX вв. и истории России с конца XVI по XIII вв. учащимися 7 класса. Цель: ...
Рабочая программа по истории 8 класс
Курс всеобщей истории ориентирован на учебник Юдовской А.Я., П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной – «Новая история, 1800-1913 гг.» - М.: Просвещение, 2014г. (24 часа), начиная с первого полугодия....