ТРИЗ
статья

Чоймболова Ольга Александровна

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она возникла ля решения  технических задач. Авторство её принадлежит известному отечественному изобретателю и писателю-фантасту Генриху Сауловичу Альтшуллеру. «Решение изобретательских задач – вместо поисков вслепую – строится на системе логических операций», - писал Г.С. Альтшуллер.

Используя ТРИЗ, можно обучить творческому мышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ - технология в образовательном процессе

    Технология обучения – это  методы и средства обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, способствующие реализации принципа инновационности в образовательном процессе. ТРИЗ-технология – одна из них.

     ТРИЗ-технология.

    ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она возникла ля решения  технических задач. Авторство её принадлежит известному отечественному изобретателю и писателю-фантасту Генриху Сауловичу Альтшуллеру. «Решение изобретательских задач – вместо поисков вслепую – строится на системе логических операций», - писал Г.С. Альтшуллер.

Используя ТРИЗ, можно обучить творческому мышлению.

    Инновационность ТРИЗ – управление процессом воображения.

    Функции – решение задач разного типа, уровня и структуры, поиск необычных идей, прогнозирование и управление развитием, тренировка и грамотное использование способностей каждого  школьника, развитие творческого мышления, создание слаженного работающего коллектива.

    ТРИЗ-педагогика предполагает решение на уроках локально проблемных творческих задач, то есть задач, решение которых известно человечеству, но неизвестно ученикам. Это курс мероприятий, предназначенный для преодоления стереотипов мышления и формирования креативного мышления. Учитель так организует процесс, чтобы все действия учеников были выстроены в определенной последовательности, выполняя которые дети достигнут прогнозируемого результата.

    Цель применения ТРИЗ-технологии – формирование творческой личности, подготовленной к решению сложных задач в различных областях,  не теряющей уверенности при возникновении проблемной ситуации.

     Практическое использование.

Система развития творческого воображения представляет собой набор приёмов и методов, которые конструируются по выбору преподавателя для достижения наилучшего результата. Данные методы стимулируют интерес к изучаемому предмету, способствуют формированию единой картины мира.

     Методы:

- метод ассоциаций,

- метод маленьких человечков,

- ступенчатое конструирование,

- метод тенденций, - взгляд со стороны,

- метод мозгового штурма,

- метод противоречий,

- метод фокальных объектов,

- метод вепольного анализа,

- метод морфологического анализа,

- дихотомия линейная «ДА-НЕТ».

Существует ряд приёмов, которые принадлежат другим технологиям, но максимально используются в ТРИЗ:

- инсерт,

- Круги Луллия,

- синквейн,

- синектика,

-лжезагадки и др.

Рассмортим некоторые из данных методов подробнее.

1. Синквейн.

Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.

Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.

Задача этого метода - помочь школьникам лучше понять материал.

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

Пример синквейна, составленного учеником 6 класса по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»:

Доктор.

Мягкий, внимательный, чудесный.

Приходит, рекомендует, даёт.

Неравнодушный к чужому горю.

Пирогов.

2. Метод мозгового штурма.

Метод коллективного поиска решений. Все идеи записываем, даже самые нереальные. Высказываем «за» и «против». Отсекаем лишнее (вычеркиваем). Остаётся «сгусток» чистых практических предложений по вопросу.

3. Дихотомия линейная «Да-НЕТ».

Развивает умение выделять различные признаки объектов, группировать что-либо по выявленным характеристикам, классифицировать в зависимомти от цели и конкретной ситуации. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую «картину», систематизировать.

Педагог загадывает нечто (например, часть речи или литературного героя). Обучающиеся задают вопросы, на которые учитель можен ответить только «ДА» и «НЕТ».  Таким образом сужается поле поиска и происходит самостоятельное раскрытие (открытие).

4. Метод фокальных объектов.

Метод поиска новых качеств или идей путём присоединения к исходному объекту свойств и признаков других случайных объектов. Цель – совершенствование объекта за счёт получения новых модификаций с неожиданными свойствами.

План действий:

выделяем объекты;

выписываем характерные признаки для каждого объекта;

полученные признаки переносим на протопит (фокальный объект) и получаем новые словосочетания, характеристики;

фиксируем новые идеи.

Например,

Задание к картинке «Зимний пейзаж». Работа ученика:

Объект: снег.

Дополнительные объекты: солнце, дерево, птица.

Подбираем прилагательные, причастия:

Солнце - яркое, слепящее.

Дерево - черно-белое, крепкое.

Птица – парящая, пушистая.

Каждое прилагательное сочетаем со словом «снег».

Получаем новые сочетания: снег яркий, снег слепящий, снег чёрно-белый, крепкий снег, парящий снег, пушистый снег.

Таким образом формируется нестандартное мышление, генерирование новых идей, развивается воображение и творческое мышление.

    Итак, ТРИЗ вдохновляет учеников на открытие новых знаний, на поиск вопросов и решений, пробуждает желание действовать, творить.

      Список литературы:

Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск, «Скандинавия», 2003.

Альтшуллер Г.С.,Краски для фантазии в Сб.:Шанс на приключение/ Сост. А.Б.Селютский. - Петрозаводск, «Карелия», 1991.

Гин С. Триз-педагогика и формирование креативности школьников/ С.Гин// Школьные технологии. – 2008. - №2.

Гомжина З.А. Использование элементов ТРИЗ-педагогики на уроках родного языка/ З.А.Гомжина// Начальная школа. – 2008.- №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме:"Пожарная безопасность" с использованием технологий ТРИЗ и мнемотехники"

Ознакомление  детей  с  правилами  поведения  во  время  пожара  и  со  средствами   его  тушения....

Конспект занятия с использованием ТРИЗ для детей старшей группы на тему: «Транспорт. Автомобиль»

Конспект занятия с использованием ТРИЗ для детей старшей группы на тему: «Транспорт. Автомобиль»Программное содержание.  1. Задачи на развитие познавательных способностей: расширять знания детей ...

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

ТРИЗ при формировании математических понятий

Развивающая технология ТРИЗ используется на многих предметах. Овладев ею, ребенок иначе мыслит....

Самообразование воспитателя "Формирование элементарных математических предстовлений через ТРИЗ и РВТ технологии"

"Формирование математических представлений через ТРИЗ и РВТ технологии" с детьми 5-6 лет....

Основы ТРИЗ с элементами дизайна или "Чтобы не изобретать «двери Нормана»

С каждым днем всё более возрастает интерес к такому  предмету как ТРИЗ. Попытки преподавать ТРИЗ в дополнительном образовании и школе начались еще в 1992 году. Причем, в школе и дополнительном об...

Конспект совместной деятельности с детьми с ОНР с использованием элементов ТРИЗ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми предшкольного возраста с ОНР. Игра-викторина "Такие разные животные" (с использованием элементов ТРИЗ)....