методика преподавания футбола
методическая разработка

методика преподавания футбола

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_futbolist.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района

  Принято:

на Педагогическом совете

протокол №___ от _________

Утверждаю:

директор __________________

Шумова М.В.

Образовательная программа

Юный футболист

возраст учащихся:  6-12  лет

срок реализации: 3 года

                                                      Автор: Костыгов Валентин Александрович

                                                               педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2010


Структура программы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        7

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ        10

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ        14

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        17


  1. 1. Пояснительная записка

Программа «Юный футболист» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому программа направлена на профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей, так как футбол, как самый популярный в мире вид спорта, наилучшим способом может способствовать решению этой задачи.

Новизна данной программы состоит в том, что в ней совмещены оздоровительные и спортивные задачи. Дети в группы зачисляются без предварительного отбора  при наличии медицинской справки о допуске к занятиям, на основе собственного интереса ребенка к футболу.

Актуальность программы состоит в том, что  при таком подходе (интерес, отсутствие отбора) при регулярных занятиях, учащиеся, имеющие очень средние способности могут реализовать себя в спорте, что является хорошей профилактикой асоциального поведения детей.

Педагогическая целесообразность: освоение программы позволит детям усовершенствовать свою физическую форму, воспитать в себе волевые качества, которые необходимы человеку в жизни.

Цель программы  - укрепление физического здоровья учащихся через формирование спортивных навыков игры в футбол.


Задачи:

Обучающие:

  • Научить играть в футбол.
  • Расширить знания о правилах игры в футбол.
  • Расширить знания по профилактике травматизма.

Развивающие:

  • Способствовать развитию выносливости, быстроты, ловкости, мышечной силы.
  • Развивать инициативу в индивидуальных действиях, даже если эти действия, в данном случае, не являются правильными.

Воспитательные:

Воспитывать у юных футболистов трудолюбие, дисциплинированность, чувство коллективизма,  морально–волевые качества.

Отличие от других программ состоит в том, что в ней нет «крена» ни в сторону оздоровительных, ни в сторону спортивных целей. Ребёнок, тренируясь, не волнуется, что если он покажет результаты хуже, чем у других детей, он будет отчислен, т.к. в течение учебного года формирование детей в коллективы проводится таким образом, чтобы в каждой группе собирались дети одинаковых способностей и возможностей. Такой подход усиливает интерес к занятиям и не вызывает желания уйти.

Программа ежегодно корректируется в рамках учебно-тематического плана и содержания и утверждается на Педагогическом совете.

Образовательная программа рассчитана на обучение  детей в возрасте 6-12 лет: 1год обучения – 6-8 лет;

2-й год обучения – 8-10 лет.

3-й год обучения - 10-12 лет

Срок реализации программы – 3 года (648 ч):

1-ый год обучения – 216 часов;

2-ой срок обучения – 216 часов.

3-й год обучения - 216 часов.

Формы и режим занятий: занятия групповые, продолжительностью 2 часа проводятся 3 раза в неделю, численностью: 1-й год обучения – 15 человек, 2-й год обучения – 12 человек, 3-й год обучения - 10 человек.

Основные организационные формы его проведения:

  • тренировочные занятия;
  • учебные, товарищеские игры, турниры.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

I год обучения.

На этом этапе воспитанникам будут прививаться умения правильно выполнять технические и тактические приемы игры, обеспечиваться разносторонняя физическая подготовка, сообщаться элементарные теоретические сведения. В процессе начальной спортивной тренировки произойдёт расширение круга изучаемых технико–тактических приемов, сформируются умения выполнять изученные приемы в усложненных условиях, разовьются физические качества с учетом специфических требований футбола. Результат освоения проверяется посредством наблюдения на занятиях, учебных играх и открытых занятиях для родителей.

II год обучения.

На этом этапе закрепляются полученные ранее умения и навыки, путем усложнения учебно–тренировочных упражнений, постепенно доводя до автоматизма выполнение изученных приемов. А так же дается элементарное представление о принципах командной игры. Результат освоения проверяется посредством наблюдения на занятиях, учебных играх и открытых занятиях для родителей.

III год обучения.

На данном этапе происходит отработка навыков игры, совершенствование мастерства игроков.  Дети получают навыки командной игры. Результат освоения программы проверяется посредством наблюдения на занятиях, учебных играх и открытых занятиях для родителей.

Формы подведение итогов. В ходе реализации данной образовательной программы создается объективная картина таланта или отсутствие его у каждого занимающегося. В соответствии с этим учащиеся формируются в футбольную команду, которая принимает участие в турнирах районного и городского масштаба. А самые талантливые, проявившие себя лидерами на футбольном поле, показываются селекционной службе профессиональной ДЮСШ.


  1. 2. Учебно-тематический план

1-й год обучения

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

Теоретическая подготовка

16

16

Физическая подготовка

80

80

Техническая подготовка

78

78

Тактическая подготовка

38

38

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

216

18

198

По итогам обучения учащиеся будут

знать:

  • основные положения правил игры;
  • места расположения игроков на поле;
  • правила выполнения стандартных положений введения мяча в игру из аута.

уметь:

  • бить по мячу ногой, головой;
  • выполнять скоростное ведение мяча;
  • вести силовое единоборство.

2-й год обучения

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

Теоретическая подготовка

6

6

Физическая подготовка

70

70

Техническая подготовка

70

70

Тактическая подготовка

66

66

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

216

8

208

По итогам обучения учащиеся будут

знать:

  • в совершенстве правила игры;
  • жесты и свистки судьи;
  • взаимодействие игроков различных групп на поле.

уметь:

  • в совершенстве владеть ударами по мячу ногой, головой;
  • владеть скоростной обводкой;
  • в совершенстве вести силовую борьбу.

3-й год обучения

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

Теоретическая подготовка

6

6

Физическая подготовка

60

60

Техническая подготовка

60

60

Тактическая подготовка

86

86

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

216

8

208

По итогам обучения учащиеся будут

знать:

  • в совершенстве правила игры;
  • жесты и свистки судьи;
  • взаимодействие игроков различных амплуа (защитник, полузащитник, вратарь, нападающий) на поле.

уметь:

  • в совершенстве владеть ударами по мячу ногой, головой;
  • владеть скоростной обводкой;
  • в совершенстве вести силовую борьбу.

Дополнение. В зависимости от условий реализации данной программы количество часов, отведенное на отдельные темы, может варьироваться в рамках общего количества часов программы.


  1. 3. Содержание образовательной программы

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Знакомство учащихся с программой, проведение вводного инструктажа по охране труда.

2. Теоретическая подготовка. История развития футбола в СССР и России. Знакомство с успехами советских и российских футболистов на отечественных и международных соревнованиях. Простейшие положения правил, необходимых при начальной подготовке. Изучение правил игры в футбол: объяснение сути стандартных положений; объяснение пункта «положение вне игры»; объяснение пункта «опасная игра»; объяснение пункта «недисциплинированное поведение».

3. Физическая подготовка.

1. Воспитание ловкости. Выполняются упражнения с мячом, акробатические упражнения, гимнастические упражнения, упражнения на гимнастической скамейке, легкоатлетические упражнения, подвижные игры.

2. Воспитание быстроты. Выполняются стартовые рывки по зрительному сигналу, различные прыжки, упражнения из футбола, упражнения для повышения абсолютной скорости (бег 15, 30, 60 м).

3. Воспитание силы. Упражнения для образования «мышечного корсета» без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимнастическими палками), прыжковые упражнения с напрыгиванием на скамейку, прыжки в длину.

4. Воспитание гибкости. Выполняются упражнения без предметов, с партнером, на гимнастической стенке, с гимнастической палкой, со скакалкой, с мячами.

4. Техническая подготовка.

1. Ознакомление юных футболистов с основными  доступными техническими приемами:  удары ногой внутренней и внешней частью стопы и подъема; удары головой (средней частью лба);

2. Техника передвижения. Обучение технике передвижения: основные приемы бега, остановок, поворотов и прыжков.

3. Обучение приемам техники владения мячом и основным способам выполнения этих приемов: остановка мяча; ведение мяча; отбор мяча; обманные движения; вбрасывание мяча из–за боковой.

5. Тактическая подготовка.

1. Принципы поведения футболистов на поле: ознакомление со специальными знаниями по тактике; овладение индивидуальными действиями.

2. Выбор места и перемещений на фоне быстрой смены ситуаций (групповыми и командными действиями). Двусторонняя игра.

6. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Турнирная игра.

Содержание программы второго года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Знакомство учащихся с программой второго года обучения, проведение вводного инструктажа по охране труда.

2. Теоретическая подготовка. Дальнейшее изучение правил игры, которые коренным образом влияют на результат, при их неточном или неправильном применении: отбор мяча; введение мяча из-за боковой линии; замены игроков; штрафные и свободные удары.

3. Физическая подготовка.

1. Воспитание скоростной выносливости: быстроты; силы; ловкости; гибкости; выносливости.

2.Воспитание быстроты реакции на смену ситуации. Всестороннее развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футболиста.

4. Техническая подготовка.

Обучение владению широким арсеналом технических приемов, необходимых при владении мячом: удары ногой, головой; ведения; обманные движения; отбор мяча.

5. Тактическая подготовка.

Обучение целесообразным индивидуальным и коллективным действиям футболистов, выполняющим определенные игровые функции, направленные на достижение результата. Тренировка игроков по линиям: игра защитников; игра полузащитников; игра нападающих; игра вратарей. Участие в турнирах и играх.

6. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Турнирная игра.

Содержание программы третьего года

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Знакомство учащихся с программой третьего года обучения, проведение вводного инструктажа по охране труда.

2. Теоретическая подготовка

Изучение правил игры, соблюдение которых  влияет на результат игры .Отбор мяча. Ведение мяча из-за боковой линии. Замены игроков. Штрафные и свободные удары. Взаимодействие игроков по линиям. Быстрый переход от обороны к атаке.

3. Физическая подготовка.

1.Развитие скоростной выносливости, быстроты реакции на смену ситуации: игры и упражнения на развитие скоростной выносливости; стартовые рывки по зрительному сигналу, различные прыжки, упражнения из футбола, упражнения для повышения абсолютной скорости (бег 15, 30, 60 м).Упражнения для образования «мышечного корсета» без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимнастическими палками), прыжковые упражнения с напрыгиванием на скамейку, прыжки в длину; упражнения и игры на развитие выносливости.

2.Развитие  ловкости, гибкости: упражнения с мячом, акробатические упражнения, гимнастические упражнения, упражнения на гимнастической скамейке, легкоатлетические упражнения, подвижные игры; упражнения без предметов, с партнером, на гимнастической стенке, с гимнастической палкой, со скакалкой, с мячами; всестороннее развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футболиста.

4. Техническая подготовка

Отработка  технических приемов, необходимых при владении мячом: удары ногой внутренней и внешней стороной стопы и подъема; удары  головой  (средней частью лба); остановка мяча; ведения мяча; отбор мяча; обманные движения; вбрасывание мяча из-за боковой; удары мяча на дальность и точность; жонглирование одной, двумя ногами.

5. Тактическая подготовка

Отработка  индивидуальных  и коллективных  действий футболистов, выполняющих определенные игровые функции: тренировка игроков по линиям (игра защитников, полузащитников, нападающих, вратарей); выбор места  и перемещений на фоне быстрой смены ситуаций (групповыми и командными действиями, двухсторонняя игра). Участие в турнирах и играх.

6. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Турнирная игра.


  1. 4. Методическое обеспечение образовательной программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-тренировочного процесса

Дидактический материал или техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие.

беседа

словесный

беседа

2

Теоретическая подготовка

Лекция,

беседа

словесный

Таблицы схемы

опрос

3

Физическая подготовка

тренировка

Словесный, наглядный, выполнение упражнений

Спортивный инвентарь

Сдача контрольных нормативов

4

Техническая подготовка

тренировка

Словесный, наглядный, выполнение упражнений

Спортивный инвентарь Мячи

Сдача контрольных нормативов

5

Тактическая подготовка

тренировка

Словесный, наглядный, выполнение упражнений

Схемы, плакаты, спортивный инвентарь, мячи

Учебная игра

6

Итоговое занятие

игра

Мячи

Соревнования в группе

Формы и методы проведения занятий.

Основные формы подготовки юных футболистов — комплексные и специализированные занятия, а также внеурочные занятия: утренние зарядки, соревнования, кроссы, спортивные игры, лыжные походы:

комплексное занятие состоит из общеподготовительных специально–подготовительных упражнений, а также из упражнений по технической и тактической подготовке или их сочетания;

специализированное занятие более узко по содержанию, но целенаправленнее. Проводится чаще всего тогда, когда трудно организовать или когда методически целесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку, а также в случаях, когда необходимо целенаправленное воздействие на отдельные функциональные системы;

соревнования — действенная форма подготовки юных футболистов. Они позволяют выявить уровень мастерства, физической и функциональной подготовленности спортсменов непосредственно в игре.

Методы.

Методы, используемые в учебно–тренировочном процессе, тесно связаны со спецификой упражнений. Для обучения движениям и в целях совершенствования физических качеств и на всех этапах подготовки футболистов используют методы целостного упражнения, метод сопряженного воздействия, игровой и соревновательный метод, а также методы воздействия словом и средствами наглядной агитации.

Метод целостного упражнения предусматривает разучивание движений футболиста с мячом и без мяча, в целостном виде с акцентом внимания на главном в этом движении.

Метод сопряженного воздействия обеспечивает взаимодействие физической подготовки с технико–тактической. Он способствует развитию специальных физических качеств во время отработки приемов владения мячом или тактических действий.

Игровой метод обязывает выполнять конкретные технические и тактические действия в «конфликтных» ситуациях при дефиците времени, с полной мобилизацией двигательных способностей.

Соревновательный метод является способом стимулирования деятельности футболиста. Используется как при разучивании приемов владения мячом, так и самостоятельных занятиях.

Методы использования слова и наглядного воздействия широко применяются в практических и теоретических занятиях. Их функции многообразны от сообщения обучаемым общетеоретических знаний и конкретной постановки задачи в уроке до оценки качества овладения техническими приемами и тактическими действиями.

По окончании каждого занятия подводятся итоги, отмечаются лучшие ребята, которые тренировались с большей отдачей, точно выполняли предлагаемые упражнения. Такая практика дает стимул для других занимающихся выделиться в следующих тренировках.

Факторы, дополняющие тренировку и соревнования, и оптимизирующие их эффект: гигиенические факторы обеспечения учебно–тренировочного процесса (рациональный суточный режим, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, создание соответствующих санитарно–гигиенических условий во время тренировок и соревнований, профилактика спортивного травматизма и т.п.);

Материально-техническое оснащение

Для занятий используются: мячи, гимнастические скамейки, шведская стенка, маты, спортивный инвентарь, формы разного цвета (накидки).


  1. 5. Список литературы
  1. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок /М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 135с., ил.
  2. Годик М.А. Спортивная метрология /М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192с.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена /В.М.Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 200с., ил.
  4. Лаптев К.В. Режим футболиста /К.В.Лаптев. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 80с.
  5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта /Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 304с.
  6. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки /Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280с., ил.
  7. Сучилин А.А. Футбол во дворе /А.А. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 133с., ил.
  8. Туревич И.А. Кожаный мяч /И.А.Туревич. – Мн.: Высшая школа, 1985. – 84с., ил.
  9. Фетисов С.И. Футбол для детей /С.И.Фетисов. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2002. – 67с., ил.
  10. Хедерготт К.Х. Физические качества спортсмена /К.Х. Хедерготт. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 182с., ил.
  11. Хьюс Ч. Тактические действия команды /Ч.Хьюс. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 144с., ил.
  12. Чанади А. Футбол. Техника /А.Чанади. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 254с., ил.

Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района г. Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания. по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах. ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине Естествознание с методикой преподавания создан обучающимся в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итогов...

Дисциплина «Методика преподавания математики» Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»

Дисциплина «Методика преподавания математики»Тема «Методика изучения подготовительного этапа и нумерация однозначных чисел»...

Вариант выполненной самостоятельной работы по МДК 01.02«Русский язык с методикой преподавания» профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования

Учебная  презентация к уроку литературного чтения на тему «И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»Практическая значимость ресурса заключается в том, что его с успехом могу...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.02 Методика преподавания иностранного языка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (немецкий язык) вариативная часть

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Препода...

Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"

В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...