Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста
статья

Петракова Наталия Викторовна

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста

Автор: Петракова Наталья Викторовна

Организация: ЦССВ им. Россолимо

Населенный пункт: г. Москва

В своих исследованиях Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» указывал, что ребенок с проблемами в развитии, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, может воспринимать и понимать окружающий мир, однако, не в состоянии это сделать теми способами, которыми пользуются его сверстники с нормальным развитием. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он может овладеть необходимым «инструментарием» познания.

Выделяются основные условия, при которых развивается и возникает познавательная активность и интерес к познавательной деятельности:

  1. Познавательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и решения вопросов проблемного характера.
  2. Познавательная деятельность должна быть разнообразной, чтобы не вызывать скуку.
  3. Материал должен быть не слишком легким и не слишком трудным, иначе он не развивает активности и не вызывает интереса. Но задания должны быть посильными для детей.
  4. Важна положительная оценка, она стимулирует познавательную активность.
  5. Познавательный материал должен быть ярким и эмоциональным.

К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся, относится дидактическая игра.

Дидактическая игра позволяет сделать развитие умственно отсталого ребенка интересным, радостным и вместе с тем развивающим.

Дидактическая игра – средство обучения. Поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Проводить игру, можно на разных этапах развивающего процесса.

Привлекает детей в игре ее доступность и простота способов деятельности. Правила игры всегда просты, понятны и посильны для выполнения детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Роль дидактической игры на занятиях определяется следующим:

  1. дидактическая игра – один из приемов развития;
  2. правильно организованная игра развивает память, внимание, мышление, а также вырабатывает умение слушать;
  3. игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивая познавательный интерес к предмету;
  4. игра – один из приемов преодоления пассивности воспитанников;
  5. игра воспитывает у детей организованность, ответственность, коллективизм.

Для повышения познавательной активности, а также для лучшего усвоения программного материала на уроках природоведения были использованы дидактические игры по теме «Растения леса».

Подбор дидактических игр для развития детей проводился в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра была направлена на решение той или иной учебной задачи.

При подборе игр учитывались особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.

Для активизации инертных, пассивных детей использовались игры с элементами соревнования. Для активизирования познавательной деятельности учащихся и повышения интереса применялись различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера. Итак, была разработана и проведена серия занятий с использованием дидактических игр.

Предлагаем познакомиться с использованными нами играми на каждом этапе занятия по ознакомлению с окружающим миром

Проведение дидактических игр на различных этапах занятий

  1. Организация начала занятия занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Организационному моменту в специальной педагогике уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей занятий. При проведении данного занятия мы рекомендуем следующие игры:

Игра «Будь внимателен»

Цель игры: снять у детей излишнюю возбудимость, переключить их внимание на данное занятие, активизировать внимание.

Ход игры: воспитатель задает вопросы, воспитанники показывают карточки растений.

-Хвойное дерево, сбрасывающее на зиму листву (лиственница);

- Вечнозеленое хвойное дерево высотой 25-30 метров (ель);

- Хвойное дерево, достигающее высоты 40 м. Имеет темно-зеленую хвою, растущую в пучках по 2, длиной 4-7 см. (сосна).

  1. Актуализация знаний – смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. При этом виде работы воспитатель прежде всего сосредотачивает внимание детей на основных моментах, которые легли в основу выполнения задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.

Игра «Лото»

Цель: проверить выполнение домашнего задания.

Ход игры: учащимся было задано сделать по три карточки. На первой нарисовать хвойное дерево, на второй написать краткую характеристику растения, на третьей кратко рассказать о способах использования этого растения человеком.

Учитель собирает все карточки, перемешивает и раздает каждому ученику по три карточки различные по содержанию. Сначала к доске прикрепляются изображения хвойных растений, произносятся их названия; затем под ними распределяются остальные карточки.

  1. Сообщение темы занятия

«Загадка»

Цель: сообщить тему предстоящего занятия.

Ход игры: воспитатель несколько раз произносит загадку, после чего спрашивает ответ у первого поднявшего руку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

 

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.

(Сосна)

  1. Объяснение – научное изложение содержания учебного материала – важнейшая часть в структуре занятия.

«Разрезная картинка»

Цель: выявить имеющиеся знания у учащихся об изучаемом растении.

Ход игры: ребятам предлагается собрать картинку из нескольких фрагментов, на которой изображено изучаемое на уроке растение. Опираясь на картинку, дети с помощью воспитателя составляют рассказ по плану.

Возможны несколько вариантов использования «разрезной картинки»: один из учеников собирает большую картинку на доске, а также при необходимости каждый ребенок собирает индивидуальную картинку на парте.

  1. Закрепление – этому этапу занятия уделяется особое внимание. В процессе закрепления сосредотачивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе особенно важны дифференцированный подход к детям и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного материала в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.

Игра «Третий - лишний»

Цель: сосредоточить внимание детей на основных положениях изучаемой темы.

Ход игры: воспитатель произносит несколько названий растений. Учащиеся должны выбрать одно лишнее и объяснить свой выбор.

- Ель, сосна, береза.

- Ландыш, дуб, рябина.

- Малина, черника, смородина.

- Черника, подберезовик, земляника.

  1. Физминутка

Игра «Как во сне»

Цель: расслабление глазных мышц, запоминание внешнего вида изучаемых растений.

Ход игры: дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им представить перед глазами корзину, в которую они кладут: малину, землянику, чернику, бруснику.

  1. Повторение – это систематизация, обобщение, воспроизведение

развивающего материала по темам, разделам, курсам. Для повышения эффективности процесса повторения на занятиях рекомендуется, насколько это возможно, разнообразить его формы.

Игра «Не зевай»

Цель: систематизация ранее полученных знаний.

Ход игры: воспитатель произносит серию названий растений. Дети внимательно слушают и запоминают последовательность произнесенных слов, затем отвечают на заданные вопросы.

- Лиственница, ель, сосна.

- Рябина, осина, дуб, береза.

- Брусника, черника, земляника.

- Лисички, опята, маслята, сыроежки.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: повторение полученных знаний.

Ход игры: воспитатель кладет в мешочек муляжи сосновой шишки, гриба, грозди рябины, земляники, черники. Дети по очереди с закрытыми глазами ощупывают предмет, угадывают его, затем достают и оставляют у себя на парте.

Все перечисленные игры помогают детям более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные знания, умения и навыки.

Занимательность такого рода составляет исходный момент формирования познавательного интереса к занятиям по ознакомлению с окружающим миром, оживляет и активизирует детей. Таким образом, каждое понятие лишь тогда закрепляется в сознании ребенка, когда оно часто встречается в разнообразных связях, является предметом самостоятельной практической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 201 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2010. - №6.
  3. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 2010. - №2. – С. 77-83.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста

Автор: Петракова Наталья Викторовна

Организация: ЦССВ им. Россолимо

Населенный пункт: г. Москва

В своих исследованиях Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» указывал, что ребенок с проблемами в развитии, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, может воспринимать и понимать окружающий мир, однако, не в состоянии это сделать теми способами, которыми пользуются его сверстники с нормальным развитием. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он может овладеть необходимым «инструментарием» познания.

Выделяются основные условия, при которых развивается и возникает познавательная активность и интерес к познавательной деятельности:

  1. Познавательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и решения вопросов проблемного характера.
  2. Познавательная деятельность должна быть разнообразной, чтобы не вызывать скуку.
  3. Материал должен быть не слишком легким и не слишком трудным, иначе он не развивает активности и не вызывает интереса. Но задания должны быть посильными для детей.
  4. Важна положительная оценка, она стимулирует познавательную активность.
  5. Познавательный материал должен быть ярким и эмоциональным.

К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся, относится дидактическая игра.

Дидактическая игра позволяет сделать развитие умственно отсталого ребенка интересным, радостным и вместе с тем развивающим.

Дидактическая игра – средство обучения. Поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Проводить игру, можно на разных этапах развивающего процесса.

Привлекает детей в игре ее доступность и простота способов деятельности. Правила игры всегда просты, понятны и посильны для выполнения детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Роль дидактической игры на занятиях определяется следующим:

  1. дидактическая игра – один из приемов развития;
  2. правильно организованная игра развивает память, внимание, мышление, а также вырабатывает умение слушать;
  3. игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивая познавательный интерес к предмету;
  4. игра – один из приемов преодоления пассивности воспитанников;
  5. игра воспитывает у детей организованность, ответственность, коллективизм.

Для повышения познавательной активности, а также для лучшего усвоения программного материала на уроках природоведения были использованы дидактические игры по теме «Растения леса».

Подбор дидактических игр для развития детей проводился в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра была направлена на решение той или иной учебной задачи.

При подборе игр учитывались особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.

Для активизации инертных, пассивных детей использовались игры с элементами соревнования. Для активизирования познавательной деятельности учащихся и повышения интереса применялись различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера. Итак, была разработана и проведена серия занятий с использованием дидактических игр.

Предлагаем познакомиться с использованными нами играми на каждом этапе занятия по ознакомлению с окружающим миром

Проведение дидактических игр на различных этапах занятий

  1. Организация начала занятия занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Организационному моменту в специальной педагогике уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей занятий. При проведении данного занятия мы рекомендуем следующие игры:

Игра «Будь внимателен»

Цель игры: снять у детей излишнюю возбудимость, переключить их внимание на данное занятие, активизировать внимание.

Ход игры: воспитатель задает вопросы, воспитанники показывают карточки растений.

-Хвойное дерево, сбрасывающее на зиму листву (лиственница);

- Вечнозеленое хвойное дерево высотой 25-30 метров (ель);

- Хвойное дерево, достигающее высоты 40 м. Имеет темно-зеленую хвою, растущую в пучках по 2, длиной 4-7 см. (сосна).

  1. Актуализация знаний – смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. При этом виде работы воспитатель прежде всего сосредотачивает внимание детей на основных моментах, которые легли в основу выполнения задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.

Игра «Лото»

Цель: проверить выполнение домашнего задания.

Ход игры: учащимся было задано сделать по три карточки. На первой нарисовать хвойное дерево, на второй написать краткую характеристику растения, на третьей кратко рассказать о способах использования этого растения человеком.

Учитель собирает все карточки, перемешивает и раздает каждому ученику по три карточки различные по содержанию. Сначала к доске прикрепляются изображения хвойных растений, произносятся их названия; затем под ними распределяются остальные карточки.

  1. Сообщение темы занятия

«Загадка»

Цель: сообщить тему предстоящего занятия.

Ход игры: воспитатель несколько раз произносит загадку, после чего спрашивает ответ у первого поднявшего руку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

 

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.

(Сосна)

  1. Объяснение – научное изложение содержания учебного материала – важнейшая часть в структуре занятия.

«Разрезная картинка»

Цель: выявить имеющиеся знания у учащихся об изучаемом растении.

Ход игры: ребятам предлагается собрать картинку из нескольких фрагментов, на которой изображено изучаемое на уроке растение. Опираясь на картинку, дети с помощью воспитателя составляют рассказ по плану.

Возможны несколько вариантов использования «разрезной картинки»: один из учеников собирает большую картинку на доске, а также при необходимости каждый ребенок собирает индивидуальную картинку на парте.

  1. Закрепление – этому этапу занятия уделяется особое внимание. В процессе закрепления сосредотачивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе особенно важны дифференцированный подход к детям и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного материала в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.

Игра «Третий - лишний»

Цель: сосредоточить внимание детей на основных положениях изучаемой темы.

Ход игры: воспитатель произносит несколько названий растений. Учащиеся должны выбрать одно лишнее и объяснить свой выбор.

- Ель, сосна, береза.

- Ландыш, дуб, рябина.

- Малина, черника, смородина.

- Черника, подберезовик, земляника.

  1. Физминутка

Игра «Как во сне»

Цель: расслабление глазных мышц, запоминание внешнего вида изучаемых растений.

Ход игры: дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им представить перед глазами корзину, в которую они кладут: малину, землянику, чернику, бруснику.

  1. Повторение – это систематизация, обобщение, воспроизведение

развивающего материала по темам, разделам, курсам. Для повышения эффективности процесса повторения на занятиях рекомендуется, насколько это возможно, разнообразить его формы.

Игра «Не зевай»

Цель: систематизация ранее полученных знаний.

Ход игры: воспитатель произносит серию названий растений. Дети внимательно слушают и запоминают последовательность произнесенных слов, затем отвечают на заданные вопросы.

- Лиственница, ель, сосна.

- Рябина, осина, дуб, береза.

- Брусника, черника, земляника.

- Лисички, опята, маслята, сыроежки.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: повторение полученных знаний.

Ход игры: воспитатель кладет в мешочек муляжи сосновой шишки, гриба, грозди рябины, земляники, черники. Дети по очереди с закрытыми глазами ощупывают предмет, угадывают его, затем достают и оставляют у себя на парте.

Все перечисленные игры помогают детям более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные знания, умения и навыки.

Занимательность такого рода составляет исходный момент формирования познавательного интереса к занятиям по ознакомлению с окружающим миром, оживляет и активизирует детей. Таким образом, каждое понятие лишь тогда закрепляется в сознании ребенка, когда оно часто встречается в разнообразных связях, является предметом самостоятельной практической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 201 с.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2010. - №6.
  3. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 2010. - №2. – С. 77-83.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физического воспитания учащихся среднего школьного возраста

«Особенности физического воспитания учащихся среднего школьного возраста» презентационный материал для родительского собрания, который сделает выступление учителя физической культуры ярким и понятны...

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.

ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

«Лес и человек»(дополнительная образовательная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста срок реализации 5 лет срок обучения 5 лет)

1.1 Актуальность программыВоспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В условия...