Сахарова Ирина Васильевна

Сахарова Ирина Васильевна

сайт преподавателя физики и информатики

Сегодня – творчество, завтра – дело!

Профессия: преподаватель физики и информатики

Профессиональные интересы: активизация познавательной деятельности учащихся, оптимальное использование современных технологий в образовательном процессе

Увлечения: музыка

Регион: Красноярский край

Населенный пункт: Красноярск

Место работы: КГАПОУ "Техникум индустрии гостеприимства и сервиса"

«Для того, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра»
М. Монтель

 

Изучение физики как общеобразовательного предмета в системе СПО является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче  определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике. Главной задачей курса физики  является задача развития учащихся средствами физики как учебного предмета. 

Дело в том, что учитель, как и любой ученик, обладает индивидуальной познавательной стратегией и именно в соот­ветствии с ней выстраивает логику изложения учебной информации, выбирает методы и формы организации деятельности школьников. Да, часть учеников попадают в состояние «дидактического резонанса» они активно участвуют в беседе, с интересом следят за демонстрациями, выполняют эксперимент сами, т.е. успешны в обучении.

Во-первых, решается проблема мотивации. Дети понимают, что они должны уметь «правильно мыслить» в реальном мире.

Во-вторых, существенно развивается и обогащается речевая деятельность школьников.

В-третьих, информация из области физики при таком подходе быстрее и успешнее обобщается, систематизируется и классифицируется, т. е. превращается в знание. Это приводит к тому, что главным механизмом становится не механическое запоминание, а осознание и понимание учебного материала. При этом уровень достижений учащихся становится отражением развития.

Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При этом уже нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке - психодидактики (М.Е. Бершадский, Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Г.А. Вайзер, А.З. Рахимов, Л.Н. Крутский, Л.П. Федотова и др.). Образование медленно, но необратимо подходит к необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе комфортного - и для ученика, и для учителя - процесса обучения, когда определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога.

При объяснении нового материала, даже опытного учителя слышат и воспринимают учебный материал в полном объёме лишь малая часть учащихся. Это, как правило, «левополушарные» уча­щиеся, обладающие словесно-логическим характером познавательных процессов, склонные к абстрагированию и обобщению. Однако они составляют самую малочисленную (9,4%) группу школьников. Са­мую же неуспешную, но и самую многочисленную (52,2%!) группу составляют «правополушарные» учащиеся с конкретно-образным мыш­лением, целостным восприятием, развитым воображением. «Преобла­дание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний (75% учебных предметов направлено на развитие левого полушария) при­водит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к снижению интереса к учению». У боль­шинства создаётся некомфортное психологическое состояние «дидак­тического рассогласования» с отрицательной эмоциональной окрас­кой. О каком качестве обучения можно говорить в таком случае?

Явно обозначается проблема: как на практике осуществить про­цесс обучения, позволяющий реализовать несколько (в идеале — по количеству учеников) индивидуальных познавательных стратегий? Ведь нельзя потерять ни одну Личность! Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации (персонализации) обучения. Это возможно через уровневую диф­ференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учёта когнитивного стиля ученика.

 

О себе

В 2005 г. окончила Северо-Казахстанский  государственный университете по специальности  по специальности «физика и информатика», квалификация «учитель». Стаж педагогической работы более 10 лет.  

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Д. Лондон, Э. М.Ремарк, Ф. Саган, А. Моруа и др.

Мой взгляд на мир

Профессия учителя особая, это не просто работа – это служение! И в этом есть своя радость- радость сотворения Человека. От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Я хочу быть успешным учителем! Считаю, что основа успешности - глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности. 

Мои достижения

         

      

                                                                 

Моё портфолио

 

В образовательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Образование - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.

Работа в системе НПО И СПО накладывает свои особенности на этот процесс. И одной из таких особенностей является сам контингент обучающихся. Наряду со студентами, сделавшими осознанный выбор будущей профессии, имеющими мотивацию и стремление к получению знаний, в систему НПО приходят дети, с трудом закончившие школу, не имеющие желания изучать какие бы то ни было дисциплины. Выбор образовательного учреждения за таких студентов делают их родители, не согласовываясь с пожеланиями ребенка о получении той или иной профессии. Такие дети посещают занятия неохотно, занимаются без интереса и желания и в большинстве случаев никогда не работают по полученной профессии. Особую группу учащихся НПО и СПО занимают дети из социально- и материально-неблагополучных семей, дети-сироты, опекаемые, из неполных семей и т.д. К сожалению, так называемые «трудные дети» зачастую составляют половину контингента, что ставит перед любым преподавателем ряд проблем:

-как объяснить сложный материал доступно для каждого ученика, сохраняя научность излагаемого материала, если объективные психофизиологические показатели у некоторых студентов затрудняют восприятие ими даже основных предметных понятий и действий;

-как дифференцировать задания и определить интеллектуальные возможности студентов, не нарушая требования к минимуму содержания образования и в то же время, определяя задания адекватные возможностям учащегося;

-как работать с детьми, часто пропускающими занятия;

-как организовывать внеклассную самостоятельную работу студентов

и ряд других противоречий.

На мой взгляд, одним из средств, помогающим преподавателю и студентам в таких ситуациях станут информационно-коммуникационные технологии. Использование различных электронных образовательных ресурсов добавляет наглядности в процесс обучения, презентации, гипер-тесты, видеофрагменты скорее заинтересуют современного ученика, чем традиционный способ подачи материала «мел-доска». Использование Интернет-ресурсов – практически незаменимо при работе как с отстающими студентами, так и с одаренными, талантливыми детьми. Дистанционное взаимодействие преподавателя и студента, конечно же, не должно заменять прямое общение, а только дополнять его.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

В ТОМ ЧИСЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ,

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ И В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Для оптимизации образовательного процесса применяю личностно—ориентированные технологии, технологию проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение, групповые технологии, индивидуальные, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также групповые, индивидуальные и коллективные формы организации обучения и воспитания.

Название используемой технологии

Группы, в которых исполь-зуется

Обоснование применения

Имеющийся или прогнозируемый результат

1

Применение ИКТ

Во всех группах

·   повышение мотивации учащихся

·   новый уровень восприятия учебного материала

·   достижение дифференциации обучения учащихся

·   развитие информационной компетенции

·   развитие самостоятельных умений и навыков учащихся

·   повышение интереса к изучаемому предмету

·   развитие компетенций

·   повышается уровень компьютерных знаний

2

 

 

 

 

 

 Технология индивидуаль-ного обучения (частичнаяя) авторы Унт И. Э. - д. п.н., профессор НИИ педагогики Эстонии, Шадриков В. Д. - действительный член РАО, доктор психологии, профессор.

 

Во всех группах

 

 

·   применение заданий разного уровня

 

 

 

·   развитие умения самостоятельного выполнения работы

·   умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

 

3

Интеграция уроков (частичная)

Во всех группах

всевозможная интеграция уроков:

Физики и профессионального обучения, математики и физики, физика-биология, физика-география, физика-литература

·   уметь извлекать знания в межпредметной деятельности

4

Здоровье-сберегающие

Во всех группах

· повышение эффективности урока

·   улучшение качества знаний

5

Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова

Во всех группах

· применение заданий разного уровня

·   развитие умения самост. работы

·   умение учащегося оценивать свои возможности и результаты

6

Система преподавания предмета, формирующего человека. Е.Н.Ильин

Во всех группах

· привитие интереса к предмету

·   воспитание нравственно-эстетических качеств

7Личностно-ориентированное обучение И. С. Якиманская.Во всех группах

Выявление:

1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания;

2) интереса к его углубленному изучению;

3) ориентации учащегося к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.

развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

 

Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, наиболее часто используюемые в моей работе.

№ п/п

Наименование ресурса

Активная ссылка на ресурс

1.       

Каталог электронных образовательных ресурсов

Каталог ЭОР

2.       

Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского

http://piram.umi.ru/

 

3.       

"Педагогическое сообщество - Nayrok.ru"

http://nayrok.ru/fizika/

4.       

Сообщество педагогов МЕТОДИСТЫ

http://metodisty.ru/

5.       

Сайт «Школа интерактивного обучения»

http://win8rt.info/fizika-7-11-klass.html

6.       

Сетевые образовательные сообщества «открытый класс»

http://www.openclass.ru/

 

7.       

Единая коллекция ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

8.       

Сайт «Классная физика»

http://class-fizika.spb.ru/

9.       

Сайт КГАПОУ «Многофункциональный центр профессиональных квалификаций в области сервиса и гостеприимства» 

http://www.spl18.ru/

10.   

Видеоуроки по предметам школьной программы

http://interneturok.ru/ru

11.   

Сайт педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

 

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

№ п/п

Название курсов повышения квалификации

Место проведения

Кол-во часов аудиторных занятий

Сроки

1

«Формирование и оценка метапредметных и личностных результатов освоение основной образовательной программы»

 в Красноярском краевом  институте повышения квалификации работников образования

72

С 17 по 24 декабря 2014 года

2

Методика создания и использования электронного учебника на уроках как средство реализации новых ФГОС»

в Центре педагогических инноваций и развития образования «Новый век»

108

С 3 января по 10 февраля 2015 года

       3Основы разработки электронных образовательных ресурсов

НОУ «Интуит» (г. Москва), 

722015
4Практика активизации самостоятельной работы студентов в контексте ФГОСЦСТПО722015
5Навыки успешной самопрезентации и публичного выступления педагогического работника профессионального образовательного учрежденияЦСТПО162016
6Психолого-педагогические и правовые основы профессиональной деятельности в системе СПО. Технологии медиации, кейс-менеджмент в профилактике правонарушений несовершеннолетнихЧОУ ДПО «Центр повышения квалификаци722015
7Технологии дистанционного образованияЦРПО722017
8«Менеджмент в образовании» с присвоением квалификации «Менеджер»ФГБОУ ВО «ПензГТУ»10082018

   

 

Мои публикации:

Астрономия
Естественные науки
Информационная безопасность
Междисциплинарное обобщение
Образование и педагогика
Сфера обслуживания
Физика

Публикации моих учеников:

Добавить грамоту в портфолио