Электронные образовательные ресурсы

Степанова Мария Алексеевна

Согласно Профстандарту каждый педагог должен владеть ИКТ-компетентностями, чтобы планировать, организовывать и оценивать образовательную работу с детьми. Ваши педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в работе с воспитанниками? Как часто вы помогаете им в поиске информации в Интернете? Сколько сил уходит на подбор нужных материалов? Предлагаем создать свой банк электронных образовательных ресурсов, который поможет воспитателям сэкономить время, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.

Банк электронных образовательных ресурсов — хранилище специально отобранных в соответствии с образовательной программой ДОО информационных ресурсов, которыми могут пользоваться все участники образовательного процесса.

Собственный банк электронных образовательных ресурсов необходим в каждой ДОО и может стать критерием оценки качества образовательной деятельности. Ведь сочетая традиционные и современные методы и формы работы, педагоги могут достичь максимально положительного результата.

Данная форма организации информационных ресурсов для реализации образовательной программы очень практична, удобна и незаменима в детских садах, которые активно используют информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ).

Какие каталоги включить в банк электронных образовательных ресурсов

Банк электронных образовательных ресурсов следует формировать исходя из потребностей конкретной ДОО. При этом важно учитывать запросы всех участников образовательных отношений.

Банк электронных образовательных ресурсов 3 каталога.

Каталог образовательных ресурсов для педагогов и родителей — ссылки на сайты, которые содержат:

  • перечень нормативных актов в сфере дошкольного образования;
  • информацию о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, защите их прав;
  • практические материалы по организации различных видов детской деятельности;
  • информацию об интернет-конкурсах для дошкольников.

Каталог образовательных ресурсов для совместного использования родителями и детьми — ссылки на сайты, которые содержат:

  • обучающие онлайн-игры;
  • видеоролики, мультфильмы, аудиосказки, презентации;
  • коллекции раскрасок;
  • идеи для совместного творчества и т. п.

Каталог образовательных ресурсов для реализации образовательной программы ДОО (далее — Каталог). Для его наполнения была создана творческая группа из числа педагогов, которые в совершенстве владеют ИКТ. В течение года они подбирали материалы в соответствии с задачами образовательной программы детского сада.

Часть мультимедийных образовательных ресурсов являются авторскими. Их создали члены творческой группы, а также другие педагоги ДОО в ходе реализации разных проектов. Это презентации, видеоролики, компьютерные игры в программе Smart Notebook. Некоторые материалы были подобраны в Интернете для внутреннего использования в целях развития, воспитания и обучения воспитанников.

Каталог имеет удобную структуру. Мультимедийные ресурсы объединены в тематические папки: «Животные», «Морской мир», «Насекомые», «Птицы», «Растения», «Дидактические игры», «Потешки», «Праздники», «Сказки», «Экспериментирование» и др.

Содержание папок подобрано в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОО. Например, в папке «Времена года» представлены презентации о характерных особенностях разных времен года. В папке «Безопасность» собраны презентации, видеоролики, мультфильмы, которые педагоги используют для обучения детей безопасному поведению на улице, дороге и дома, правилам пожарной безопасности и т. д. В папке «Народные промыслы» подобраны фотографии, презентации о разных народных художественных промыслах.

Отдельная тематическая папка «Презентации для родителей» сформирована в помощь педагогам для взаимодействия с семьями воспитанников. Родители с интересом участвуют в родительских собраниях, заседаниях родительских клубов, совместных мероприятиях, на которых используются ИКТ.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО родители должны стать активными участниками образовательной деятельности. Поэтому педагоги создали для них данную папку. Родители используют предлагаемые мультимедийные ресурсы для развития детей дома.

Кроме того, Каталог содержит тематические папки для групп раннего возраста и групп компенсирующей направленности.

Благодаря такой структуре педагогам легко найти нужный мультимедийный ресурс, чтобы спланировать образовательную деятельность с детьми по теме недели и взаимодействие с родителями.

Сейчас каталог образовательных ресурсов для реализации образовательной программы ДОО насчитывает более 400 презентаций, видеороликов и компьютерных игр, которыми с удовольствием пользуются педагоги, дети и родители.

Какие электронные ресурсы помогут реализовать содержание образовательных областей

При создании банка электронных образовательных ресурсов важно учитывать требования ФГОС ДО1. Так, каталог образовательных ресурсов для реализации образовательной программы ДОО объединяет различные мультимедийные ресурсы, которые педагоги используют для развития дошкольников в каждой из пяти образовательных областей.

Большая часть презентаций и видеороликов относится к образовательной области «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что мультимедийные ресурсы направлены прежде всего на развитие познавательного интереса дошкольников.

В решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» помогают презентации, которые знакомят детей с миром людей, учат правилам поведения в обществе и умению общаться с другими людьми.

Образовательная область «Речевое развитие» представлена в большей степени компьютерными играми, выполненными в программе Smart Notebook. Они развивают культуру речи, учат дошкольников грамотно выстраивать предложения, вести диалог, составлять описательные рассказы.

Образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» представляют презентации и видеоролики, которые рассказывают о народных промыслах, техниках рисования, жанрах живописи и видах искусства.

Помогают в решении задач данной образовательной области аудио- и медиатеки различной тематики.

Кроме того, в банке электронных образовательных ресурсов есть раскраски, которые дошкольники раскрашивают при помощи графического планшета.

Это простое и безопасное в работе устройство помогает развивать художественно-эстетические качества ребенка, знакомить его с цветовой палитрой, а также учит ориентироваться в пространстве интерактивной доски, управлять ею на расстоянии.

Интересные раскраски по мотивам разных произведений художественной литературы педагоги установили на электронных учебниках. Дошкольники раскрашивают картины известных художников, проявляя фантазию, а затем сравнивают свое произведение с оригиналом.

В соответствии с содержанием образовательной области «Физическое развитие» подобраны видеоролики с зарядками, упражнениями, гимнастикой для глаз и т. п. Данные мультимедийные ресурсы мотивируют детей во время режимных моментов и занятий. В спортивном зале ДОО установлена плазменная панель. С ее помощью педагоги демонстрируют воспитанникам тематические презентации и видеоролики, делая физкультурные праздники и занятия эффективными и интересными.

Как эффективно использовать банк электронных образовательных ресурсов

Чтобы педагоги ДОО активно использовали собранные в банке электронных образовательных ресурсов мультимедийные материалы, необходимо:

  • постоянно повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах использования ИКТ;
  • обучать их навыкам работы с мультимедийным оборудованием;
  • подключать к созданию и наполнению новых тематических папок;
  • стимулировать к использованию мультимедийных ресурсов на занятиях и в ходе других режимных моментов с детьми.

Так, члены творческой группы в течение года обучили всех педагогов ДОО основам практического использования мультимедийного оборудования.

В ходе работы с банком электронных образовательных ресурсов важна методическая поддержка педагогов. Чтобы оптимизировать их работу, следует включить в план тематических недель названия папок Каталога, из которых педагоги могут выбрать необходимую презентацию, видеоролик, аудиофайл.

Если каждая группа детского сада не оснащена мультимедийным оборудованием, в расписании совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах целесообразно предусмотреть время для использования материалов банка электронных образовательных ресурсов.

Что вы получите, создав банк электронных образовательных ресурсов

Банк электронных образовательных ресурсов станет частью методического обеспечения реализации образовательной программы ДОО. С его помощью педагоги сэкономят время на подготовку к мероприятиям с детьми, получат возможность наполнить образовательную деятельность интересным содержанием, оптимизируют взаимодействие с родителями.

Старший воспитатель сможет всегда проконтролировать материалы, которые педагоги используют в работе, на предмет соответствия задачам образовательной программы ДОО.

Благодаря участию педагогов в наполнении тематических папок, подборе готовых и разработке авторских мультимедийных материалов повысится качество содержания информационных ресурсов ДОО.

Родители получат современный инструмент поиска образовательных материалов для совместных с ребенком занятий дома.

Банк электронных образовательных ресурсов постоянно пополняется. Педагоги регулярно обновляют и добавляют новые ссылки, разрабатывают мультимедийные материалы по дополнительным темам, возрастным категориям. Увеличивается количество презентаций, игр, авторами которых также являются педагоги. Начата разработка материалов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Все это способствует повышению уровня ИКТ-компетентности педагогического коллектива и качества образовательной деятельности ДОО.