Задания для домашнего обучения по теме недели "Мир природы", "Насекомые"

Вишняк Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук и буква Ю. Обучение элементам грамоты в подготовительной к школе группе.

Слайд 2

Ю Посмотри – буква Ю

Слайд 3

Ю ЛА

Слайд 4

Что лишнее?

Слайд 5

Ю НГА Юнга – плавает на корабле, когда юнга вырастет он станет матросом

Слайд 6

Ю Ю ю ю ю Посмотри, сколько букв!! И это все буквы Ю

Слайд 7

Букву Ю можно петь! Давай попробуем, сначала я, а теперь вместе, а попробуй спеть её сам. Ю Ю Ю Ю Ю Ю

Слайд 8

Посмотри –юрта – на букву Ю. Юрта – так называется дом, где живут эскимосы. Юбка – тоже начинается на Ю. ю рта ю бка



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: 

                                                  «Буква Ю»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Познакомить с буквой «Ю».

• Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза; анализа словесного состава предложения с предлогом.

• Формировать умения читать и писать слова с буквой «Ю».

• Упражнять в восстановлении смысла деформированной фразы, в составлении простого распространённого предложения с предлогами.

Корекционно-развивающие:

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, буквенный  гнозис, мышление, пространственные представления.

• Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, графических навыков.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.

Материал:

Волчки из картона по количеству детей, юла; схема-профиль артикуляции звуков [j], [у]; таблица с изображением буквы «Ю» и соответствующих картинок; карточки с напечатанными заданиями; цветные карандаши; карточки с напечатанными слогами и словами для чтения; мяч; материал «схема предложения»; доска, мел.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой моторики. Постановка цели занятия.

Дети сидят за столами. У каждого волчок из картона. Логопед предлагает запустить свои волчки, понаблюдать за тем, как красиво смешиваются цвета во время их вращения.

Логопед: «Ребята, волчок – это маленькая юла. А у меня – большая, настоящая (показывает). Слово «юла» начинается с буквы «Ю». Сегодня мы с ней познакомимся.

II. Характеристика звуков [j], [у] по артикуляционно-акустическим признакам.

Логопед объясняет, что буква «Ю», как и буквы «Я», «Е», «Ё» обозначает два звука, когда находится в начале слова и в середине после гласного.

III. Знакомство с буквой «Ю». Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений.

- Рассматривание буквы (обсуждение: из каких элементов она состоит и как они расположены).

- Любит ли буква «Ю» солнышко? (не любит, так как «смотрит» вправо).

- Чтение стихотворений о букве «Ю»:

1. Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква «Ю». (А. Шибаев).

2. Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву «Ю» (Ф. Бобылёв).

3. На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель,

Он, как буква «Ю», с кольцом

К тиграм смело встал лицом. (В. Степанов)

- На что ещё похожа буква «Ю»? (ответы детей).

- Найдите букву «Ю» среди других букв, возьмите её и обведите пальчиком.

- Раскрасьте букву «Ю» на своих карточках красным карандашом.

IV. Чтение слогов с буквой «Ю». Игровое упражнение «Спускаемся в лифте».

Логопед напоминает детям, что буква «Ю», обозначает два звука - [j], [у], когда находится в начале слова и в средине после гласного. Далее объясняет, что буква «Ю» смягчает согласный, после которого находится. В этом случае она обозначает один звук – [у].

После этого проводится игровое упражнение «Спускаемся в лифте» (чтение слоговых рядов, выложенных из букв на доске и расположенных в направлении сверху вниз):

1. ЮЛ, ЮК, ЮТ, ЮН, ЮМ, ЮХ, ЮФ, ЮС, ЮЛ, ЮР;

2. АЮ, ОЮ, ИЮ, ЭЮ, УЮ, ЫЮ;

3. ПЮ, КЮ, ТЮ, НЮ, МЮ, СЮ, ЛЮ и др.

V. Развитие общей моторики, слухового восприятия, внимания. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям внимательно слушать слова. Если в слове есть буква «Ю», то нужно поднять руки, а если нет – присесть «Юнга, мир, кот, юг, юрта, юбка, мел, юноша, кисть, юла, Юпитер…»

VI. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Выполнение заданий на карточках (материал выполнен в программе «Microsoft Word» и распечатан на цветном принтере).

- Выполнить звуко-слоговой анализ слов «Юра» и «Люба» (нарисовать схемы цветными карандашами под соответствующими картинками).

- Напечатать слова под схемами.

- Вписать пропущенные буквы «Ю» в слова. Прочитать предложение.

VII. Чтение слов с буквой «Ю».

Логопед предлагает детям прочитать слова на двух карточках, расположенных на доске. После этого просит догадаться: чем отличаются все слова на карточке справа, от слов на карточке слева:

1. Юг, юнга, юрта, каюта, мою, купаю, катаю.

2. Люда, изюм, плюс, ключ, изюм, клюква.

VIII. Восстановление смысла деформированных фраз. Работа над предложением с предлогами. Упражнение с мячом «Слова поссорились» или «Предложение рассыпалось».

Логопед бросает детям по очереди мяч и называет слова. Дети возвращают мяч, составляя предложение, находят в нём слово с буквой «Ю».

- Птицы, осень, улетать, юг, на. – Осенью птицы улетают на юг.

- Весна, прилететь, юг, с, птицы.

- Света, шкаф, юбка, убрать, в.

- Юля, из, пакет, достать, изюм.

- Стул, юла, под, лежать.

- Юра, клюква, болото, найти, на.

Проводится анализ одного предложения по выбору детей: «Какое первое слово в предложении? Какое второе слово? Назовите третье слово. Есть ли ещё слова в этом предложении? Сколько всего слов?» На доске выкладывается схема предложения.

Подведение итогов занятия.

Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

- С какой буквой вы познакомились?

- Что вы узнали о букве «Ю»?

- Какие задания у вас хорошо получились?

- Что было трудным для вас?

Даётся дифференцированная оценка деятельности воспитанников.

+❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: 

                                          «Гласная буква Ю»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о букве Ю;

— формировать словарь;

коррекционно-развивающие:

— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать дыхание и голос;

коррекционно-воспитательные:

__воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности

Оборудование: символика российского государства, тетради, карандаши, предметные картинки, разрезные азбуки, схемы предложений, зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспроизведение слоговых рядов (на усмотрение логопеда).

II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление 

2. Развитие общей моторики 

3. Развитие мелкой моторики 

4. Массаж лица 

5. Развитие мимических мышц 

6. Развитие артикуляционной моторики 

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

— Дифференциация ротового и носового выдоха ЭУ

Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся с буквой Ю.

2. Знакомство с буквой Ю.

Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась буква Ю. (А. Шибаев) Дети находят букву в разрезных азбуках.

3. Закрепление знаний о букве в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Составление слогов с буквой Ю (согласные по выбору детей). Каждый ребенок читает свои слоги.

Рассмотреть картинки. Проанализировать, после каких согласных пишется буква Ю. Какие еще буквы стоят после мягких согласных? (Я, Е, Ё, И.)

— Звуковой анализ слов: клюв, утюг. Выкладывание цветной схемы этих слов. Печать их в тетрадях.

— Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».

— Составление предложений к заданным схемам.

IV. Физкультминутка.

VI. Итог занятия и оценка работы детей. С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? Какие символы нашего государства вы знаете?

VII. Домашнее задание. Напечатать букву Ю

VШ. Материал для закрепления вне занятий 

1. Фонетические игры.

— Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук С, либо звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

— Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком 3, а вторая — со звуком Зь. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками Ц, С.

Игра «Домик». Определение места звуков Ц, С в словах.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: 

                                                  «Буква Ю»

Задачи:

  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения;
  • Создать условия для формирования умения понимать учебную задачу и выполнять ее;
  • Создать условия для взаимодействия друг с другом, умение работать в микро-группах, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность;
  • Закреплять звук [ю] и букву Ю, формировать умения находить эту букву в трёх позициях, упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях, прививать любовь к чтению, прививать усидчивость.

Материал:письмо, палочки, мяч, карточки слов, картинки со словами на букву Ю.

Ход :

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Организационный момент:  предлагает детям пройти к своим местам за столами, но не садиться на стулья.

- Ребята, внимание! Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те, чьи имена начинаются на согласный звук (дети думают и выполняют указания воспитателя)

Молодцы!

- Ребята,  к нам в группу пришло  письмо (показываю). Что  написано на конверте, я не могу понять, так как все буквы рассыпались, но я надеюсь, что вы мне поможете? (ответы детей) Помогите их собрать. Обсуждаем варианты(Юра). 

- Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Меня зовут Юра, я  ученик первого класса. Я учусь в той же школе, куда и вы скоро пойдете.Я решил вас проверить - готовы ли вы к школе.

Юра прислал задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать, что готовы к школе.

- Вы готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?(ответы детей)

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом ЯзычкЖил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано.

Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы).

 Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы).  Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать.

Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы(перечисление гласных звуков).

Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами;

2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!)

.Посмотрел на часы

(упр.Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

Основная часть

1задание:

- Отгадайте любимую букву Юры?(ответы детей) (Ю)

Это буква «Ю».

- Почему вы так думаете?(ответы детей)

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю».

Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показываю).

Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?(ответы детей)

- Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?(ответы детей) А, О,У, Е, Я, И, Ы

- Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?(ответы детей)Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

- Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите звукЮ?(ответы детей)Два.

- А какие это звуки? (ответы детей)[й] и [у]

Правильно, в букве Ю живут два звука «Й», «У»Но пишем мы только одну букву Ю.

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю: (ответы детей)

Юрта, юмор, юла, Юпитер, юнга.

А сейчас посмотрите как звук Ю обозначается гласной буквой Ю.

2 Задание:Нарисовать букву Ю в воздухе.

- Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю? (ответы детей)О

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква….(ответы детей)Ю.

3 Задание:Составить букву Ю из палочек.

4 Задание:Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу (ответы детей)(Выключатель)

- Давайте посчитаем, сколько слогов в   слове « Выключатель»? (прохлопываем) 4 слога

- Какой первый звук?(ответы детей)В

- Какой последний звук?(ответы детей) Ль

 Где стоит буква «Ю»?(ответы детей) в середине

5 Задание:Игру «Ты-я»

- Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время и предлагает поиграть с мячом в  игру «Ты-я».

Становитесь в круг,я бросаю мяч и спрашиваю: Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь, я делаю.  Например:

Ты, Читай –  Я читаю        

Плавай-

Рисуй  -         

Прыгай-

Играй -

Пой-

Бегай -

Кушай -

Стой-

- Где стоит буква «Ю»?(ответы детей) в конце

6 Задание:«Где спрятался звук Ю» 

- Ребята, где находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга(ответы детей)

В середине: ключ, тюль, клюв(ответы детей)

В конце: рою, дую, жую, грею(ответы детей)

Физкультминутка «Юрта»

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

7 Задание:«Добавь буквуЮ»

- Ребята, посмотрите на доске написаны слова, но у них потерялась последняя буква Ю, ее нужно будет дописать и прочитать получившееся слово (вызываю к доске по очереди несколько человек, ребенок пишет букву и читает слово)

МО (Ю), РО(Ю), КУ(Ю), ПО (Ю), ЛА(Ю), ВО(Ю), ЖУ(Ю), ДУ(Ю)

Молодцы, все справились!

8 Задание:«Назовите то, что нужно взять в школу»

Ребята, я сейчас прочитаю Юрин рассказ «Как я собираюсь в школу», послушайте внимательно и назовите то, что Юре нужно взять в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я кладу в него…. (ответы детей) пенал, тетради, учебники, альбом, линейку, дневник (назвать по очереди)

Это все - школьные принадлежности.

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

9 Задание:практическое «Обведите букву Ю по точкам, найдите и раскрасьте спрятавшуюся букву Ю среди других букв»

- Как вы думаете, вы справились с заданиями? (ответы детей) 

- Может ли Юра сказать, что вы готовы к школе?(ответы детей) 

Заключительная часть

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Сколько звуков живет в букве Ю?

- Сколько букв вы будете писать, если услышите звук (ю)?

- Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий, если да, то какие?

- Все молодцы, спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию  связной речи в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:

                                         «Насекомые»

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнить и систематизировать знания о насекомых, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности. Расширить и активизировать словарь по теме «Насекомые»: голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки, стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук, личинки, насекомые, нектар, хищные, полезные, уничтожают, опыляют, кусают, повреждают, летают.

Совершенствовать навык рассматривания картины и формировать целостное представление об изображённом на ней. Формировать навык составления рассказа по картине.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование слов – антонимов.)

Совершенствование синтаксической стороны речи (распространение предложений).

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь и навыки общения, речевой слух, зрительное внимание.

Развивать память, тонкую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование: Картинки к рассказу «Интересный жучок», листы с заданиями «Кто где живёт?» на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Рассматривание насекомых на улице, открыток, беседа о них. Подбор слов-признаков к предметам и объектам. Отгадывание загадок о насекомых и заучивание стихотворений. Словарная работа по теме, знакомство с новыми словами. Чтение В. Танасийчук  «Шестиногие соседи».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Д/и «Слушай внимательно»:

Логопед: Я буду называть слова. Если среди этих слов услышите названия насекомых, то поднимите руку. За столы садятся те, кто услышал и повторил название насекомого.

2. Объявление темы:

Логопед: Какое время года сейчас? Какой месяц весны идёт сейчас? Весна в разгаре. Мы сейчас будем говорить о насекомых, вспомним всё об их внешнем виде и образе жизни. Мы проверим ваши знания в интересных играх, послушаем рассказ об интересном жучке и перескажем его.

3. Чтение и ответы на вопросы «Интересный жучок» (по Л. Н. Ефименковой)

По листку полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, чёрненькая, из неё торчат два длинных усика, похожие на щёточки. Спинка покрыта жёстким панцирем. Он оранжевый, в чёрных пятнышках, а посередине узенькая чёрненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.

Вопросы:

- Кто полз по листку?

- Какой он был?

- Какая головка у него?

- Какие усики торчат из головки?

- Чем покрыта спинка?

- Какой панцирь?

- Что под панцирем видно, когда он раздвигается?

-Что сделал жучок?

- Кто это был?

Логопед: Кто хочет пересказать по картинкам рассказ «Интересный жучок»?

4. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» :

По цветку ползет букашка, (выставить из левого кулака указательный палец и

мизинец — это «усы» божьей коровки)

На ней красная рубашка. (накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)

Маленькая крошка, (правой рукой погладить божью коровку)

На спине горошки. (указательным пальцем правой руки «ставить»

точки на «спинке» божьей коровки)

5. Д/ игра «Наоборот» (с мячом)

У мухи крылья короткие, а у стрекозы …. .

У жука усы толстые, а у бабочки …. .

У кузнечика спинка широкая, а у водомерки …. .

Шмель большой, а божья коровка …. .

Гусеница передвигается медленно, а пчела …. .

6. Д/и «Назови ласково»

Муравей чёрнень …; бабочка белень….;

Кузнечик зелёнень…; жук полосатень….;

Божья коровка краснень …; муха сереньк…. ;

7. Д/упр. «Кто лишний и почему?»

Муха, комар, крылья, муравей.

Паук, шмель, жук, пчела.

Бабочка, гусеница, змея, оса.

8. Д/ игра «Кто что делает?»

Что делают кузнечики? Стрекочут, прыгают.

Что делают пчелы? Жужжат, летают, кусают, собирают мёд, трудятся.

Что делают комары? Пищат, звенят, летают, кусают.

Что делают мухи? Жужжат, летают, ползают.

Что делают осы? Жужжат, летают, кусают.

Что делают муравьи? Строят, ползают, трудятся.

Что делает шмель? Летает, жужжит, ползает.

9. Д/игра «Кто где живёт?»

Где живут кузнечики? Кузнечики живут в траве на лугу.

Где живут пчёлы? Пчёлы живут в ульях. Дикие пчёлы живут в дуплах.

Где живут комары? Комары живут в лесах, около воды.

Где живут мухи? Мухи живут там, где грязно, тепло и неприятный запах.

Где живут осы? Осы живут в осиных гнёздах.

Где живут муравьи? Муравья строят муравейники и там живут.

Где живёт шмель? Шмель роет норку в земле на лугу.

10. Итог: Д/и «Найди и назови» (в сухом бассейне)

Дети находят на ощупь мелкие фигурки (кузнечик, сороконожка, бабочка, стрекоза, жук-усач, божья коровка, паук) в сухом бассейне и пытаются их отгадать.

Логопед: Кого вы нашли в бассейне? О ком мы сегодня говорили? Какие игры вам особенно понравились?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию  связной речи в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:

                                                  «Насекомые»

Задачи:

  1. Совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
  2. Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа.
  3. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами –ок -, -ик- , -к-.
  4. Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
  5. Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
  6. Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”.
  7. Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным  предложением.
  8. Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания.
  9. Развивать общую и мелкую моторику.
  10. Воспитывать  у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
  11. Развивать музыкально-эстетическое восприятие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме,  картинки «зеленая лужайка»,  трафареты «бабочка»,  массажный шарик,  разноцветный пластилин

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет?

- Это птицы поют.

- Правильно. А чем питаются птицы?

- Птицы питаются семенами и зернышками.

- Птицы питаются насекомыми.

Развитие  дыхания.

У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).        

Вводная беседа.- А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?

- На моей лужайке спрятался муравей.

- На моей лужайке спряталась стрекоза.

(кузнечик, жук, комар.)

- Как назвать одним словом?

- Это насекомые.

- Кто такие насекомые?

- Это крошечные животные, у которых шесть  лапок.

- Из каких частей состоит тело насекомых?

- У насекомых есть голова, грудь, брюшко.

- Почему некоторые насекомые ярко окрашены?

- Насекомые ярко окрашены, чтобы отпугивать других животных.

  Развитие лексико-грамматических категорий.

- Ребята, наши насекомые что-то хотят вам сказать. А вы знаете, как разговаривают насекомые? Какой звук издает комар и комары?

- Комар звенит, а комары звенят.

- Кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик стрекочет, а кузнечики стрекочут.

- Жук и жуки?

- Жук жужжит, а жуки жужжат.

- Сверчок и сверчки?

- Сверчок  свистит, а сверчки свистят.

-  Оказывается, насекомые потеряли свою подругу гусеницу. Поможем ее найти?  Для этого нам нужно отправиться на лесную полянку. А по дороге мы будем выполнять задания. Мы с вами пойдем пешком, а вы знаете,   как передвигаются насекомые? Как передвигается кузнечик и кузнечики?

- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.

- Жук летает, а жуки летают.

- Муравей ползает, а муравьи ползают.

- Пчела летает, а пчелы летают.

- Бабочка порхает, а бабочки порхают.

- Правильно. Насекомые все такие маленькие. Давайте их назовем ласково.

Муха - мушка, жук – жучок, таракан – тараканчик, пчела – пчелка, стрекоза – стрекозка, комар – комарик.

Наши друзья проголодались. Чем питается муравей?

- Муравей питается вредными насекомыми.

- Чем питается муха?

- Муха питается остатками пищи человека.

- Чем питается пчела?

- Пчела питается нектаром цветов.

- Чем питается кузнечик?

- Кузнечик питается вредными насекомыми.

- Ребята, некоторые насекомые приносят пользу, а  другие – вред. Комар – какое насекомое?

- Комар – это вредное насекомое, потому что на своих лапках он переносит микробы и кусает человека.

- Муха?

- Муха –это  вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит опасные болезни.

- Пчела?

- Пчела – это полезное насекомое, потому что она делает мед и  опыляет цветы.

- Муравей?

- Муравей – это полезное насекомое, потому что он охотится на вредных насекомых.

- Бабочка?

- Бабочка – это полезное насекомое, потому что она опыляет цветы.

- Ребята, мы дошли до нашей полянки. Сколько же на ней насекомых, давайте сосчитаем. Сколько на поляне стрекоз?

- На поляне две стрекозы.

- Сколько на поляне муравьев?

- На поляне три муравья.

- Сколько на поляне мотыльков?

- На поляне пять мотыльков.

- Сколько на поляне кузнечиков?

- На поляне один кузнечик.

- Сколько на поляне жуков?

- На поляне два жука.

- Но кого-то здесь не хватает. Послушайте, кто к нам спешит на поляну? (включается фрагмент аудиозаписи «Полет шмеля» Римского-Корсакова).

Как вы думаете, кто к нам прилетел?

- Я думаю, что  прилетел комар.

- Я думаю, что прилетел шмель.

- Я думаю, что прилетела муха.

- А комар какой?

- Комар вредный, кровососущий, маленький, назойливый.

- А шмель какой?

- Шмель большой, полосатый.

- А муха какая?

- Муха вредная, назойливая, надоедливая.

- А пчела какая?

- Пчела полезная, трудолюбивая, медоносная.

Физкультминутка.  Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)

Давайте поприветствуем насекомых, вставайте в кружок.

Прилетела к нам вчера         (детибегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

Полосатая пчела,       (загибают по одному пальчику на название каждогонасекомого)

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарика-глаза                         ( показываем пальцами два круга у глаз)

Пожужжали, полетали                   ( бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»)

От усталости упали.                         ( Приседают на ковер.)

- Молодцы, возвращаемся на места. Ребята, а вы не забыли, для чего мы пришли на лесную полянку?

- Мы пришли на лесную полянку, чтобы найти гусеницу.

- Может быть она под листом?

- Под листом нет гусеницы.

- Может быть она на цветке?

- На цветке нет гусеницы.

- В норке?

- В норке нет гусеницы.

- Над  травой?

- Над  травой  нет гусеницы.

- Ребята, какие короткие слова мы с вами использовали, когда искали гусеницу?

- В, над, под, на.

- Это короткие слова. Они пишутся раздельно.

- Ребята, посмотрите, на листочке висит непонятный предмет. Это куколка. Когда гусеница наедается листочками, она обматывает себя  липкой паутинкой и образует куколку. А внутри она превращается в бабочку. Посмотрите, в какую бабочку превратилась наша гусеница.  

Развитие мелкой моторики. (детям раздаются трафареты «бабочка», пластилиновые шарики).

- Ребята, прилепите пластилиновые шарики на трафарет, и у вас получится бабочка. Какие бабочки у вас получились?

- Красивые, пестрые, разноцветные, большие.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия.

- Куда мы сегодня совершили путешествие?

- Мы совершили путешествие на лесную полянку.

- В кого превратилась гусеница?

- Гусеница превратилась в бабочку.

- Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная поляна?

- Нельзя сорить, шуметь. Нельзя рвать цветы, обижать насекомых.

Приложение. Презентация к занятию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЧЁЛЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!

Слайд 2

Пчёла – очень интересное и загадочное насекомое . Она является единственным живым существом, которое абсолютно полезно для человека. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Пчёлы — высокоорганизованные насекомые. Они совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья, совместно защищаются от врагов. Каждая пчела исполняет свою функцию.

Слайд 3

СПРАВКА ОБ ИСТОРИИ ПЧЕЛЫ Пчёлы появились около 200 млн лет назад путём отделения от одной из разновидности ос , которые вскарм - ливали своё потомство не животной, а растительной пищей. В процессе развития эти осы потеряли свои охотничьи инстинкты, а приобрели другие – сбор нектара на цветках . У пчёл возник новый социальный уклад жизни, поведения и инстинктов.

Слайд 4

География расселения пчёл Родиной пчелы считают Южную Азию. В дальнейшем пчёлы заселили Западную Европу, Азию, Америку. В Сибирь пчелы попали всего лишь двести лет назад. Пройдя длительный путь развития, пчела приобрела способность жить в разных климатических зонах и умеет одинаково успешно приспосабливаться к высоким и низким температурам.

Слайд 5

Пчелиная семья называется рой. Одна семья состоит из одной матки, сотен трутней, тысяч рабочих пчёл. Гнездом для пчелиной семьи служат соты. Соты – это постройки пчёл из воска для хранения мёда и выращивания новых пчёл.

Слайд 6

ПЧЁЛКА В СТИХАХ, ПОСЛОВИЦАХ, СКАЗКАХ Народная мудрость также представлена: С мёдом и калина – малина. Трудолюбив, как пчела. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Сказки представлены отрывком из « Винни-Пуха » и цитатой из русских народных сказок: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Слайд 7

СВЕДЕНИЯ ИЗ МЕДИЦИНЫ Мёдом и продуктами пчеловодства ( прополис, пыльца, подмор, перга, Маточкино молочко, воск ) можно вылечить практически все болезни известные человечеству. Пчелиный яд является старинным лечебным средством. Пчелиный яд оказывает благотворное влияние на общее состояние организма человека, укрепляет нервную систему, улучшает сон и аппетит, а также лечит от многих болезней. Прополис («пчелиный клей») оказывает противовоспалительное, обезболивающее и др. действие. Преимуществом прополиса является то, что он совершенно безвреден для организма.

Слайд 8

СВЕДЕНИЯ ИЗ КУЛИНАРИИ Кулинарные свойства меда. Мед придает готовому блюду более темный цвет. Мед – самый полезный натуральный заменитель сахара для приготовления сладких блюд. Мед отлично удерживает влагу в мучных изделиях. Выпечка, приготовленная на меду, долго не черствеет. Медовый маринад – идеальное средство для предварительной обработки мяса, птицы и рыбы. Если эти продукты перед приготовлением обмазать медом и дать полежать несколько часов, готовое блюдо сможет похвастаться золотистой корочкой и особым ароматом.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Насекомые.

Слайд 2

Муха. Комнатная муха – назойливое жужжащее насекомое , особенно летом. На голове большие глаза бордового цвета. Цвет насекомого невзрачный – серый, брюшко желтое, на спине черные полосы. У неё три пары конечностей, короткие усики, которые улавливают запахи на больших расстояниях и, две пары прозрачных крыльев. Летает насекомое с помощью передних крыльев, задние крылышки (их называют жужжальца) удерживают лишь равновесие в полете. Взлетает с места, т.е. без разбега. По всему телу растут редкие волосики. Ротовой аппарат сосущего типа, она может питаться только жидкой пищей через хобот. Без труда ползают по поверхностям вверх ногами и не падают, потому что на конечностях есть присоски. Она передвигается на двух коготках, которые находятся на нижней части стопы. А под коготками липучки–подушечки . Мухи не кусают.

Слайд 3

Комар. Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. Голову самцов украшают перистые усики, самок усики гладкие. На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером. Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом.

Слайд 4

Кузнечик. Это известное распространенное насекомое . Увидеть его можно на лугах, полях, в садах и парках, в лесистой местности и травянистых болотах. Голова сжата с боков и вытянута с верха вниз. Щетинко видные усики-антенны длинные и превышают длину тела самого кузнечика. Надкрылья выступают за брюшко, они длиннее его почти в два раза. Передние крылья узкие и плотные, а задние крылышки широкие и перепончатые. Когда насекомое сидит, то задние крылья убираются под передние.

Слайд 5

Божья коровка. Божьи коровки яркие насекомые , которые распространены по всему земному шару. Основная еда божьих коровок. Сами божьи коровки не всем по вкусу, т.к. горьковатые, поэтому врагов у них мало. Да и сама яркая окраска насекомого предупреждает: не трогайте меня! Тело божьей коровки округлое и сильно выпуклое сверху, а внизу плоское. Спинка может быть разных цветов: красная, желтая, черная, синяя или голубая. У некоторых божьих коровок есть точки, а у других полоски и даже орнаменты, которые напоминают буквы. На меленькой голове черные короткие усики. Три пары ног довольно длинные. В случае опасности, божья коровка выделяет пахучую желтую жидкость из сгибов ножек, а может схитрить и претвориться мертвой, поджав лапки.

Слайд 6

Стрекоза. Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные…. У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову . Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками.

Слайд 7

Муравей. Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках. Брюшко муравьев соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Они имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так и для защиты от врагов. У самок и рабочих муравьев есть жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Основную массу семьи составляют рабочие особи. Они выполняют все необходимые работы в гнезде: строят и чистят его, добывают пищу, заботятся о потомстве, защищают гнездо от врагов.

Слайд 8

Бабочка. Бабочки бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница… Очень многие ловят бабочек и коллекционируют их. Бабочек относят к чешуекрылым, потому что их крылья и тело покрыты мелкими чешуйками. Бабочки – рекордсмены природы. По разнообразию окраски. Отличаются они и размерами. Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут хлебнуть березового или кленового сока.

Слайд 9

Оса. Осы – близкие родственники пчел. Их брюшко расцвечено поперечными желтыми и черными полосами. У осы более стройное тело, чем у пчелы. Осы – это жалящие насекомые. Они не оставляют жала в ране и могут жалить несколько раз подряд. Обычно осы жалят, защищая свои гнезда.

Слайд 10

Пчела. Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки. Пчелы собирают нектар и пыльцу с растений и приносят их в гнездо; строят соты. У каждой пчелы в задней части туловища находится жало. Когда пчела вонзает острие жала в кожу, его не так легко вынуть. После укуса пчела погибает: жало остается внутри жертвы, а без него пчела жить не может .

Слайд 11

Майский жук Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками. Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У него нет внутреннего скелета, зато есть наружный – прочный панцирь. Они живут в почве и наносят очень большой вред лесным насаждениям, потому что питаются корнями деревьев.

Слайд 12

Жизненный цикл бабочек Сначала бабочка откладывает яички. Из яичек появляются личинки — гусеницы. Они активно питаются, растут и накапливают вещества на следующие превращения. Гусеницы бабочек очень разнообразны по окраске и внешнему строению. Они имеют грызущий ротовой аппарат и, в большинстве, питаются листьями различных растений. Гусеницы быстро растут.

Слайд 13

Затем гусеница превращается в куколку. Окраска и форма тела куколок бабочек не менее разнообразна, чем у гусениц. Куколки бабочек не питаются и не передвигаются, обычно они прикреплены к веткам, листьям, различным предметам либо свободно лежат на почве — среди опавших листьев и в почвенной подстилке. Из куколки выводится бабочка. Взрослая бабочка.

Слайд 14

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

насекомые

Слайд 2

Бабочка Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел .

Слайд 3

Божья коровка Ой, что за насекомое, Пока что незнакомое?! Вперед ползет, не пятится На нём в горошек платьице .

Слайд 4

Стрекоза Яркий мини вертолет Отправляется в полёт. Но зачем ему глаза? Да он просто …

Слайд 5

Муха Кто над нами вверх ногами Ходит - не страшится, Упасть не боится, целый день летает, Всем надоедает

Слайд 6

Пчела Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком - Он поделится медком.

Слайд 7

Муравей На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.

Слайд 8

Оса Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит - будет плохо.

Слайд 9

Жук Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.

Слайд 10

Майский жук Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский …

Слайд 11

Комар Это вовсе не пчела, Нос - точёная игла, Писк его всех раздражает, Очень больно он кусает!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

муха Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настаёт, Тогда перестаёт.

Слайд 4

кузнечик Прыгает пружинка- Зелёная спинка- С травы на былинку, С ветки на тропинку.

Слайд 5

комар Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит.

Слайд 6

стрекоза На ромашку у ворот Опустился вертолёт- Золотистые глаза. Кто же это ?

Слайд 7

пчела Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком.

Слайд 8

бабочка На большой цветной ковёр Села эскадрилья — То раскроет, то закроет Расписные крылья.

Слайд 9

муравей Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга…

Слайд 10

жук Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь .