Задания для домашнего обучения по теме недели "До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!"

Вишняк Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: 

                                            «Знатоки»

Цели: Закрепить, систематизировать знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного года, закрепить умения использовать их на практике

Задачи:

- уметь выделять звук на фоне слова, определять его позицию в слове;

- делить слова на слоги, составлять слова из данных слогов;

- выполнять полный звукобуквенный анализ слова (выкладывать схему слова, подбирать слово к данной схеме);

- закрепить знания о предлогах, умение подбирать нужный предлог к данному предложению;

- закрепление навыков письма и чтения;

- закрепить понятия: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; уметь подбирать их к заданному слову;

- закрепить навыки классификации, уметь подбирать обобщающие слова (по лексическим темам)

- закрепить умение составлять и использовать в самостоятельной речи сложные предложения.

Воспитывать умения работать в коллективе сверстников, развивая чувства взаимопомощи, толерантности.

Развивать психические (процессы мышление, память, внимание)

Оборудование: игрушка-волчок, круг с секторами, конверты с заданиями, раздаточный материал для звукового анализа, карточки со словами, карточки с предложениями с пропущенными словами, фломастеры, удочки игрушечные и картинки предметные на магнитах, карточки со слогами в виде яблок на макете дерева, настольно-печатные игры «Четвёртый лишний», «Прочитай слово по первым буквам» или «Ребусы», лото «Читаем сами», фишки для поощрения, призы-наклейки, цветные подушечки.

ХОД:

1 Организационный момент

- Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Знатоки». Кто такие знатоки? А вас можно назвать знатоками? Вот мы и проверим! А помогать нам сегодня будет волшебный волчок, с помощью которого мы будем выбирать задания расположенные на секторах круга. Для начала предлагаю поделиться на три команды.

2 Деление на команды

- С помощью удочки «вылови» рыбку-картинку. Назови её, определи в каком месте слова находится звук «Р». Подойди к тому столу, на котором лежит подходящая карта-схема (звук в начале слова – 1 стол, звук в середине – 2 стол, звук в конце – 3 стол)

3 Игра «Знатоки»

Правила игры (объясняются детям):

Логопед вращает волчок, по стрелочке выпадает один из 6 секторов. Задание в секторе на карточке читает ребёнок. Время выполнения каждого задания фиксируется с помощью песочных часов. За правильное выполнение заданий команды получают фишки, по количеству которых подводятся итоги в конце игры.

Каждый член команды будет получать своё задание или одно на всех, игроки могут помогать друг другу.

Сектор №1 «Не ошибись»

Задание: «Подбери схему к слову»

Команде даётся большая карта, поделённая на 6 квадратов. В каждом квадрате написано слово. Необходимо прочитать слова, найти соответствующую слову картинку, а затем подобрать карточку со звуковой схемой этого слова.

Сектор №2 «Волшебное дерево»

Задание: Собери слова из слогов.

На макете дерева закреплены «яблоки» - карточки со слогами из которых дети составляют слова. За каждое слово получают фишку.

Сектор №3 «Будь внимателен»

Задание: Прочитай слово, выложи звуко-слоговую схему.

Каждый ребёнок получает карточку со словом и выполняет полный звуковой анализ слова, используя индивидуальный раздаточный материал. Логопед задаёт детям вопросы: сколько в слове слогов, звуков; назови звуки по порядку; дай характеристику звуку; сколько в слове гласных звуков, согласных и т. д.

ФИЗМИНУТКА с элементами логоритмики «Весёлые человечки»

Сектор №4 «Слово потерялось»

Задание: прочитай предложение, вместо точек вставь пропущенное слово (предлог).

Каждому ребёнку даётся карточка - перфокарта с пропущенным словом. Рёбёнок фломастером вписывает нужный предлог.

Сектор №5 «Угадай-ка! Объясняй-ка!»

Задание: а) игра «Четвёртый лишний»

Из четырёх картинок на карте надо исключить одну и объяснить, почему она лишняя, назвав обобщающим словом три оставшиеся. Ответ должен быть развёрнутым со словами «потому что».

б) игра «Ребусы»

каждый ребёнок получает карточку, на которой нарисованы предметы. По первым звукам названий картинок нужно собрать зашифрованное слово.

Сектор №6 «Придумай слово»

Дети рассматривают три зрительных опоры-карты: одна прямая линия – слова-предметы, две прямые линии - слова-действия, двойная волнистая линия – слова-признаки.

Командам предлагается выбрать одну одну предметную картинку на столе.

Задание: придумать, подобрать по 5 слов-признаков и по 5 слов-действий к каждому предмету, изображённому на картинке.

4 Подведение итогов игры.

Подсчитываются все полученные в ходе выполнения заданий фишки. Дети поощряются призами – сюрпризами в виде забавных наклеек.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: 

                          Путешествие по стране Грамотной речи

Цели:

  • Закрепить согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже,
  • Формировать номинативный словарь,
  • Закрепить понятия «согласные-гласные» звуки, умение различать согласные по глухости-звонкости,
  • Закрепить навык звуко-буквенного анализа слов,
  • Закрепить навык деления слов на слоги,
  • Закрепить навык чтения слов из 2-3 слогов.
  • Учить координировать речь с движениями,
  • Закрепить навык деления предложений на слова,
  • Закрепить навык образования притяжательных прилагательных,
  • Воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью, наблюдательность при изучении изменений в природе.

Ход занятия: На доске макеты — 8 ракет с цифрами от 1 до 8.

Логопед: Ребята, сегодня нам предстоит путешествие по стране грамотной речи. В конце путешествия, если мы справимся со всеми заданиями, нас ждут призы! Все мы за 2 прошедших года многому научились, поэтому пройти все препятствия нам не составит труда.

На доске вы видите 8 ракет, но они перепутались. Нужно составить их по порядку и сосчитать. После выполнения каждого задания ракету мы будем переворачивать.

(Выходит ребенок, составляет ракеты по порядку и считает их — одна ракета, две ракеты….. восемь ракет)

Логопед: — Итак, первое задание! Чтобы отправиться дальше, нужно вспомнить, какое время года сейчас?

(Весна)

Логопед: — Но на пути у нас — тучка ( на магнитной доске — силуэт тучки из бумаги и капельки по количеству детей) . Нужно назвать весенние приметы. За каждую примету — снимаем капельку. Начинаем предложение так — за окном весна, потому что…..

(…светит солнце, тепло, зеленеет травка, прилетели птицы, появились насекомые и т.д.)

Логопед: — Молодцы, переворачиваем первую ракету. ( На ней — буква М)

Логопед: — Идем дальше. Дождик прошел, и на полянке выросли цветы. Но ветерок перепутал все лепестки! Помогите собрать цветочки. У них разные серединки — синяя, зеленая и красная. Почему, как думаете? (Это звуки — согласные твёрдые-мягкие и гласные). Поберите подходящие лепестки к каждой серединке. ( Дети собирают лепестки, на которых наклеены картинки, начинающиеся на рвзные звуки.)

Логопед: — Хорошо получилось, переворачиваем вторую ракету (Буква Ы) Пора дальше! Через поле мы прошли — к горе подошли. ( На доске — гора, на ней прикреплены картинки: одно, трех и четырёхсложные). Встречам гору на дороге – разобью его на слоги!

(Дети отхлопывают каждую картинку, затем убирают эту картинку с горы: че-ре-па-ха, торт, лест-ни-ца, мат-рёш-ка и пр.)

Логопед: — Вот и гору мы прошли! Следующая буква на ракете — Ц. А пока мы немного отдохнем и вспомним, какие же планеты мы можем встретить, если отправимся в космос на наших ракетах.

Физминутка.

Логопед: — Вот мы и подошли к городу Скороговорок! Но вороты закрыты на замки. Нужно их снять. Открыть замок можно скороговоркой. (Дети произносят скороговорки, замки убираются с ворот.)

(Ракета переворачивается, буква О.)

Логопед: — Мы пришли в страну, где живут различные насекомые и животные.

А какие — скажете мне сами. Я их назову по звукам, а вы мне их – целым словом. (с-к-а-р-пь-и-о-н, б-а-б-а-ч-к-а, п-а-у-к, с-т-рь-э-к-а-з-а и т.д.) А теперь сами разделите слова на звуки. (дом, лиса, муха, рыба и пр.)

Ещё здесь кто-то потерял хвосты. Давайте их соберем и определим, какому животному они принадлежат. (Дети собирают картинки с нарисованными хвостами и называют – у меня лисий, волчий, заячий …. хвост.)

Логопед: — Хорошо. Ракету очередную перевернём, там буква Л.

Совсем немного нам осталось пройти. И вот на пути — Звуковой Городок. Здесь коробка с волшебными прищепками. ( Прищепки синего, красного и зеленого цвета). Нужно каждую картинку расколдовать, составив звуковую схему слова с помощью прищепок. ( Дети выполняют задание)

Логопед: — Вот ещё одна ракета перевернута. Здесь тоже буква О, а мы идем дальше. Но сначала, чуть-чуть отдохнем и частушки пропоем!

Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот —
Ничего не разберет.

Мы играли в логопеда:
Миша пел, Захар мычал,
А из группы Василек
Максим талантливо молчал.

Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!

А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать —
Суета напрасная!

Я решила в воскресенье
Все заданья повтрить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!

Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал —
Половину растерял.

Проявляет логопед
Знанья и активность,
Повышается у нас
Коммуникативность!

Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче-
Мы старались,
Как могли!

Логопед: — Молодцы!!!

Пока мы пели, на полянке появились разноцветные шарики (по количеству детей), возьмите по одному шарику. А теперь встаньте рядом, у кого шарики одинакового цвета. На каждом шарике — слоги. Попробуйте составить слова из шариков. (кош-ка, шко-ла, у-че-ник и т.д.)

Логопед:— И с этим мы справились!!! Нас ждет буква Д.

И вот последнее задание. Нужно сложить мост, но не просто, а из волшебных кирпичиков. (Достает листы со схемами предложений из 4-5 слов, раздает их детям. Дети должны придумать каждый предложение к своей схеме. Затем складывают схемы в виде моста.)

Логопед: — Открываем последнюю ракету, там- !. (На доске получаются буквы вразброс — м, ы, ц, о, л, о, д, !  )

Логопед- Что же за слово написано на доске, кто догадался? (Молодцы!



Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению элементам грамоты в подготовительной логопедической группе. Тема: "В гостях у царицы Грамматики"

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/f_clip_image002.jpg

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/f_clip_image004.jpg

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Второй лепесток.

Если коврик вы сошьёте
Быстро дальше вы пойдёте.
Первый звук определяйте
Нитки с толком выбирайте.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/f_clip_image006.jpg

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/f_clip_image008.jpg

Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/f_clip_image010.jpg

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/f_clip_image012.jpg

Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628784/f_clip_image014.jpg

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию  связной речи в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на

                                     тему: «Цветик семицветик»


Цель: показать учителю и родителям знания детей к концу учебного года 
Задачи:
1. Продолжать формировать мыслительные операции у детей.
2. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. 
3. Воспитывать интерес к школе, усидчивость доброту, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.
Этапы занятия:
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие, сказка).
2. Мотивация – постановка цели и задачи перед детьми (игровая).
3. Основной – непосредственная работа с детьми. 
4. Закрепляющий – выводы, поощрение. 
Методы и приемы: словесные, игровые, практические.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: дидактические игры, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение. 
Дидактический и раздаточный материал: презентация «Животные родного края», цветик семицветик из картона, карточки синего и красного цвета на каждого ребенка, нарисованный на листе бумаги геометрический мальчик, такие же мальчики для каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы многому научились, многое умеете и знаете, и очень скоро пойдете в школу, станете настоящими учениками

- Ну что, ребятки, будем выполнять задания? Докажем всем, что мы готовы идти в школу? (ответы детей) 
-Сначала прикрепим на доску серединку цветка, на ней заданий нет. 
-Ребята, как же нам определить, какой из лепестков нам взять первым? 
(на лепестках цифры от 1 до 7) 
(ответы детей) 
Первый лепесток.
-Правильно, это лепесток под цифрой 1. Какого он цвета? Здесь стихотворение. Я сейчас вам его прочитаю, а вы слушайте очень внимательно. 
Носорог все дни недели
Проводил на карусели,
И смеялся Носорог,
И сиял от счастья рог.
Но в последний день недели
Вдруг сломались карусели,
Потому что вместе сели
Носорог, Жираф, Олень,

Слон, Слониха и Тюлень…-
Словом, дюжина зверей
Да обжора муравей.
-В какой же день недели все звери сели на карусели? 
(Воскресенье)
-Сколько всего дней в неделе? 
-Перечислите сейчас все дни недели.
-Какой сегодня день недели?
- Какой день идет после понедельника?
- Какой день идет перед вторником?
- Как называются выходные дни?
- Назовите части суток?
-А здесь игра: «Назови соседей числа» Назовите соседей чисел 3, 6, 9,а теперь соседей чисел 4,5,8,2. С этим заданием справились. Лепесток с цифрой 1 можно прикрепить на доску. 
Второй лепесток.
-Теперь какой лепесток нам нужно взять? ( под номером 2) А какого цвета второй лепесток?
Здесь тоже стихотворение. Слушаем внимательно. 
Тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи, 
И лес оденется листвою.
-Скажите, о каком времени года здесь говориться? 
-Почему вы решили, что это весна? Какие признаки весны вы услышали? (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появятся первые листочки) Какое сейчас время года? 
-Назовите весенние месяцы? Какой из них самый холодный? А какой самый теплый? Какой сейчас идет месяц? 
(с детьми проводится беседа о признаках весны) Почему тает снег? Откуда прилетят птицы? Почему они улетают? Какие птицы прилетят с наступлением тепла? В каком месяце появятся первые листочки? Хорошо, вы все весенние признаки знаете. Алина прикрепи лепесток на доску. 
Третий лепесток. 
- Какой лепесток надо взять следующим? (с цифрой 3) Какого он цвета? Садитесь за столы. Здесь нам нужно ответить на вопросы: 

-Из чего состоит наша речь? (из предложений)
Из чего состоит предложение? 
(из слов)
На что делятся слова? 
(на слоги)
А слоги делятся на …? 
(звуки)
Какие бывают звуки речи? 
(гласные и согласные)
Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? 
(они поются, их можно тянуть)
Почему не поются согласные звуки? Что мешает?
Чем отличается «звук» от «буквы»? 
(звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
-Сейчас я буду называть звуки. Если вы услышите гласный звук, то вам надо поднять красную карточку, если согласный - то синюю. (Выполнение задания).


-А сейчас приготовьте ваши ушки, слушайте внимательно загадки, определите, с какого звука начинаются отгадки. 
«Он большой, как мяч футбольный, если малый – все довольны. Так приятен он на вкус, называется …»
(Арбуз)
«Кукла, мячик и скакалка, самолетик, обезьянка и машина, и зверюшки называются …» 
(игрушки)
«Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки…»
 (мышка)
« В реках Африки живет злой зеленый пароход, кто б на встречу не проплыл, всех проглотит …»
(крокодил)
Задание: придумать слова, начинающиеся на эти звуки.
(Выполнение задания) Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Егор, теперь ты прикрепи лепесток на доску. 
Четвертый лепесток. 
- Какой лепесток будет следующим? (с цифрой 4) Какого он цвета? Здесь – перемена. Ребята, в школе между уроками есть перемены. А что это такое? Может, кто то из вас знает, зачем нужны перемены? Что дети делают на переменах? (ответы детей) Сейчас мы с вами будем отдыхать. Послушайте загадку: 
Невысокая избушка
в ней живут лиса, лягушка,
мышка, заяц, серый волк -- 
в крепкой дружбе знают толк.
К ним ещё медведь просился,
только он не поместился.
Залезая он бы мог
разломать весь 
(Теремок)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Теремок» 
Физминутка «Теремок»
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Стоит в поле теремок,
 (руками показываем крышу домика)
На двери висит замок, 
(сжимаем пальцы рук в замок)
Открывает его волк -дерг-дерг, дерг-дерг. 
(руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)
Пришел Петя-петушок, он ключом открыл замок, и зашел в теремок. 
(снова показываем теремок)
Пятый лепесток. 
-А какой лепесток взять дальше? (с цифрой 5) Какого он цвета? 
- Посмотрите внимательно на экран (на экране появляются слайды с картинками животных) Подумайте и скажите, какие животные живут в нашей полосе? А где обитают другие животные? Где можно их увидеть? Как нужно вести себя в зоопарках? Каких животных называют «хищниками» и почему? Что делать и как себя вести, если в лесу случайно наткнулись на брошенного детеныша животных? (проводится беседа с детьми) 
- Молодцы, животный мир вы знаете хорошо. Кто желает прикрепить этот лепесток? 
Шестой лепесток.
-  Какой теперь нам взять лепесток? Какая на нем цифра? (с цифрой 6) Какого он цвета? Здесь Ольга Валентиновна нам предлагает сыграть в игру «Скажи наоборот». Что это значит? (Я вам буду говорить слова, а вы должны сказать его противоположное значение.)
Игра «Скажи наоборот»: (Высоко - низко, далеко – близко, грустный - веселый, и т. д.) 
-  И с этим заданием справились, пора прикреплять лепесток. Кто желает это сделать? 
Седьмой лепесток. 
- У нас остался один лепесток. Какая на нем цифра? (с цифрой 7) Какого он цвета? 
-  Здесь записка: «Найдите в группе необычного мальчика. Он находиться слева от календаря природы, за вазой» Давайте посмотрим, кто там спрятался?» 
-  Скажите, почему мальчик необычный? Из каких геометрический фигур он состоит? Давайте посчитаем, сколько здесь использовано кругов? Треугольников, прямоугольников? Все ли они одинаковые? (различие по форме) Какие геометрические фигуры вы еще знаете, а здесь их нет? А теперь садитесь за столы, возьмите листы бумаги в клеточку. На них изображены такие же необычные мальчики, только поменьше. Посмотрите еще раз на геометрического мальчика, запомните, каким он цветом. Задание - раскрасить мальчика в соответствии с определенным цветом. 
- Смотрите, правильно ли у вас получилось. Можем ли мы прикрепить лепесток? 
Подведение итога занятия.

- Ну, вот и последний лепесток нашего цветочка прикреплен

- «Ребята, вы действительно выполнили все задания, проявили свои знания. Доказали, что все готовы идти в школу. Вы МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию  связной речи в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:   Колобок

Цель: Закрепление пройденных тем.

Задачи: - Уточнять и расширять словарь.

- Формировать звуко-буквенный анализ слов.

- Дифференцировать и знать термины (звук , буква, слог, слово,

предложение).

- Определять слова – предметы, слова - действия, слова – признаки,

предлоги.

- Упражнять в согласовании прилагательных, числительных с

существительными.

- Закреплять навыки печатания предложений.

- Развивать навыки техники чтения.

Оборудование и наглядный материал: магнитная доска, игрушка «Колобок»,

звуковые модели, карточки заданий, плакаты, слоговые таблицы, рабочие

тетради.

Ход занятий:

Логопед: Уважаемые взрослые, дорогие ребята, начинаем занятие. Вы сейчас узнаете, кто к нам придет в гости, если вы соедините два слова: КОЛ, БОК с гласной О.

Дети: Колобок.

Логопед: Правильно! Колобок отправляется по волшебным дорожкам в специальную школу для колобков. Он быстро доберется, если мы будем выполнять правильно задания.

  1. Какой может быть колобок?

Дети: Веселый, румяный, круглый, грустный… .

Логопед: Что обозначают эти слова?

Дети: Слова – признаки

Логопед: Колобку больше понравилось слово. Прочтите это слово по моделям звуков (Используются модели звуков из книги В.М.Акименко «Ваш домашний логопед» Ростов-на-Дону 2006 г) Какое слово прочли?

Дети: Румяный.

Логопед: назовите гласные звуки, мягкие согласные, определите ударный гласный.

Дети отвечают.

Логопед: Выделите второй слог. Какой гласный звук слышим, какую гласную пишем?

Дети: Второй слог «мя». Слышим «а», а пишем «я», потому, что «мь» мягкий звук.

  1. Сейчас мы прочтем необычные слова на плакате: дед, боб, как, кок, иди, казак, Анна, Алла, комок, шалаш, летел.

Логопед: Догадались, почему они необычные?

Дети отвечают.

Логопед: Какие слова отвечают на вопрос: кто это? что это? что делал? Почему Анна и Алла написаны с большой буквы?

Дети отвечают.

  1. Работа в тетрадях со словосочетаниями:

Солнце весенняя

Природа весенние

Месяц весеннее

Каникулы весенний

Логопед: Дети, прочтем слова первого столбика, а затем слова

второго столбика.


Дети читают.

Логопед: Сейчас соединим эти слова.

Дети читают полученные словосочетания.


  1. Физминутка.

Логопед: Ребята, я - паровозик, а вы - вагончики.

Играем.

  1. Чтение слов: горизонт, кипарис, газель, парус, верхушки, макушки.

Логопед: Из каких слов состоят эти слова? Что обозначают эти слова?

Дети отвечают.

Логопед: Посчитаем: сколько растет кипарисов? Сколько видите верхушек?

Дети по очереди считают

  1. Составление предложений

Логопед: Как называют детей, которые идут в школу?

Дети отвечают.

Логопед: Дети, давайте составим предложения с этими словами .

Дети составляют.

Логопед: Запишем в тетрадь предложение: Школьники учат уроки.

Определяем количество слов в предложении. Как пишется первое слово в

предложении? Что ставим в конце предложения? Какая орфограмма во

втором слове?

  1. Найдите среди букв слова:

Ьватвакнигаллдмдл, отиоолучшийоад, шошдругтвлдо.

Дети находят.

Логопед:. Дети, пусть книга будет вашим лучшим другом.

Я благодарю вас за работу. Колобок добрался до своей школы

благополучно, потому, что мы ему помогли, выполняя задания.

Колобок передает вам портреты своих друзей-колобков. Придумайте

интересные рассказы про колобков.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:   

                                        Остров правильной речи
Задачи:
Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Воспитание культуры межличностных отношений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: 
Наглядный (пособия, картинки); 
Словесный (совместная речевая деятельность); 
Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Проектор, экран, магнитофон. Аудиозапись «звуки моря, ветра».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.


ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент: 
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить.
Введение в тему занятия:
- Ребята, что это за звук? 
- Ветер. Он все усиливается! 
- Что это он принес? 
- Письмо! Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта! 
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
1 ребенок:Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? 
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
2 ребенок:А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле. 
СЛАЙД 5
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру! (Дыхательная гимнастика) СЛАЙД 6

СЛАЙД 7
-Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву! 
Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...МИШКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что ...КИТ
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще...МЫШЬ
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ... ЖИРАФ
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... ВОЛК
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... СОЛОВЕЙ
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает ... КОРОВА
Над лесом солнца луч потух...
Крадётся царь зверей... ПЕТУХ!
- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).
Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)
-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].
- Молодцы! Ну, снова в путь! СЛАЙД 9
- Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК. СЛАЙД 10
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки. 
РА – РЯ - РА — начинается игра.
РИ – РЫ - РИ – чисто говори
ЛИ – ЛЫ - ЛИ - в море корабли 
ЛА – ЛЯ - ЛА – здесь скала
УРЬ - УР - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – СО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЗУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – СЮ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРА - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – ЛЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).
Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове?
- Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).
Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)
- Как обрадовались животные! Они весело запели! А нам пора плыть дальше, но послушаем их веселую песню и потренируем наши глазки!
«Электронная физминутка для глаз» И.А.Галкина СЛАЙД 13
- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы! (на экране появляется буква – В).
Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).
- Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это же крабы! 
Пальчиковая гимнастика. (Железнова Е. «Пальчиковые игры»). ЗАПИСЬ
- Наш корабль причалил к берегу. 
- Что это? Сундук. 
- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово. 
- Какое слово получилось? 
Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.
- Сколько букв в слове? 
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий). 
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий). 
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный). 
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой). 
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.
Ребят встречает Королева острова Правильной речи.
- Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь. 
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками. 
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата? 
- Какое задание показалось самым трудным? 
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. В группе вас ждет посылка от жителей острова Красивой речи и их Королевы. Это воздушные шары. Я благодарю вас. Спасибо!
 



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию  связной речи в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:

 «Школьный день»

Цель:

  • закрепить лексико-грамматический строй речи;
  • закрепить умение составлять простые распространенные  предложения   по заданному слову;
  • закрепить зрительный образ букв и навык чтения слов;
  • развивать связную речь;
  • развивать ВПФ.

Оборудование: мяч, портфель, д/и «Сосчитай», прост. карандаши, листочки; с/к, кукла Буратино, колокольчик

I. Орг.м Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семейка»

Пальцы дружная  семейка друг без друга жить нельзя,

Вот большой, а вот и средний

Безымянный и последний – наш мизинец малышок!

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движения     выполнять:

Мы рога козы покажем и рога оленя даже,

Мы про зайку не забудем ушками водить мы будем

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

II.Основная часть

В этом году осенью вы все пойдете в школу, а вот наш друг

Буратино уже ходит в школу

Посмотрите, он собрался в школу, а что забыл взять с собой? (портфель)

Игра «Подбери признаки» к слову портфель (легкий, большой, …).

Буратино приглашает вас посетить его школьные уроки

Звенит звонок.  Начинается первый урок математики

Давайте поможем Буратино посчитать и называть предметы.

(1 стол, 2 стола, 3 стола, 4 стола, 5 столов….)

Перемена: Чтобы было все в порядке

Делай каждый день зарядку

Руки вверх поднимай

Их опускать не забывай;

На носочки становись,

И до неба дотянись.

Звенит звонок, начинается второй урок обучение грамоте

Найдите лишнее предметы и выделите первый звук в каждом слове.

Посмотрите на листочки. Из первых букв данных слов составь новое слово. Напечатайте  новое слово. Прочитайте полученное слово!

III. Динамическая пауза

Теперь Буратино проголодался и пошел в столовую, а мы поиграем в игру  с мячом «Назови одним словом» (каша из риса – рисовая каша, суп из рыбы……)

VI. Заключительная часть

Звенит звонок, начинается последний урок развитие речи

Сегодня вы будите сочинять конец рассказа по картинкам. Я начну рассказ, а вы продолжите: Вася  пришел из школы и сел играть на компьютере. Когда стемнело, он вспомнил, что не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание. Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. (Когда он пришел в школу, дети сидели за партами и шел урок. Васе стало стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.)

– Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего? Как можно назвать мальчика Васю? Что нельзя делать, как Вася?

Пришла пора нам прощаться с Буратино, но на прощанье подарите по чистоговорке или скороговорке ему.

V. Итог Посчитайте свои фишки, и получите подарки от Буратино.