Задания для домашнего обучения по теме недели "Волшебница вода. Рыбы"

Вишняк Ольга Анатольевна

"Волшебница вода. Рыбы, какие они ???"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в подготовительной группе  компенсирующей направленности

Тема: Автоматизация звука [Р].
Цель: Автоматизация звука [Р].
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематический слух на звук [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик.

Ход занятия.

1. Орг. момент.
Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.
2. Объявление темы занятия.
Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.
(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).
Ранним утром кое-как  Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть, Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота, Не радует его работа.
Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
Звук [Р].
Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Упр. «Лягушка»
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь
вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь,
а потом спускаюсь вниз.
Упр. «Качели»
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «балды-балда».  Разбегайтесь кто куда.  Упр. «Индюк»
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упр. «Фокус»
А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упр. «Вкусное варенье»
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упр. «Чашечка»
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Упр. «Чистим зубки»
4. Произношение изолированного звука.
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)
Раз, два, повернись снова в Полину превратись.
5. Анализ артикуляции звука.
- губы в улыбке
- между зубами широкое расстояние
- язычок поднят вверх и дрожит
- горлышко поёт
- воздушная струя сильная и тёплая.
(ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].
6. Характеристика звука.
Логопед: звук [Р] согласный или гласный?
Ребёнок: согласный
Логопед: звонкий или глухой?
Ребёнок: звонкий
Логопед: твёрдый или мягкий?
Ребёнок: твёрдый
Логопед: каким цветом обозначается?
Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).
7.Физкультминутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок – Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.
Встал зайчонок на пенёк. Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку, Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют
движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.
Все за ушком почесали. Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись. Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперёд.
Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.
Зашагали как отряд. Шаги на месте.
8.Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
9.Автоматизация звука в слогах.
Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
Игра «Повторялки» (с пальчиками).
РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО
РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ
10. Звуковой анализ слога «РА».
Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,
твёрдый, обозначается синим цветом.
Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.
(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)
Сколько всего звуков в слоге [РА]? ( два).
11.Автоматизация звука в словах.
А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.
Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки тигр -… рог -… Рысь -… крот -… корова -… Рыба -… краб -… ворона -…
Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).
Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.
12. Автоматизация звука в предложении.
Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).
Игра «Изменяй предложения».
Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
13. Автоматизация звука в тексте.
Повтори двустишия о животных.
«Ловко и красиво ввысь «Как громаден носорог,
Прыгает по веткам рысь». Впереди огромный рог».
«Хоть высокий жираф, «Вот прыжок у кенгуру -
Но склоняется до трав». Десять метров он в длину».
Игра «Отгадай слово»
А сейчас я буду называть слова, в которых Звукоед съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.
_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.
Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь дети смогут поехать в зоопарк и прочесть названия всех животных.
14. Итог занятия.
Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.
15. Оценка речевой деятельности.
Ты прекрасно сегодня работала, правильно произносила звук.
16. Домашнее задание.
Заучить двустишия про животных.
Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р].
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – глубокая нора.
Ро-ро-ро – новое перо. Ру-ру-ру – скачет кенгуру.
Ру-ру-ру – коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – полетели комары



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения

в подготовительной группе  компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи на тему:

                                                    «Дифференциация звуков Р-Рь».

Цели :

  1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;
  2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;
  3. совершенствование навыков чтения;
  4. развитие дыхания, мелкой моторики  и артикуляционного праксиса.
  5. развитие фонематического слуха и восприятия, сложных форм звуко-буквенного анализа и синтеза на материале слов со звуками Р-Рь;
  6. совершенствование внимания, памяти и мышления;
  7. воспитание навыков речевого общения друг с другом и со взрослыми, развитие речевой активности.

Оборудование:

  • компьютер и компьютеризированное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией;
  • дидактическая игра «Собери фрукты и овощи» (картинки со звуками  на Р-РЬ)
  • коробочка-ларец с конфетами и подарками
  • индивидуальные зеркала
  • наборы для составления звуко-слоговых схем
  • рыбки на ниточках для проведения дыхательной гимнастики
  • «светофорчики» для определения твердости и мягкости звука
  • карточки для чтения

Ход:

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы будем учиться различать 2 звука. (Что мы будем делать?) А какие – давайте  мы узнаем, отгадав мои загадки.

1) Течет, течет не вытечет,

Бежит – бежит, не выбежит.

Глубока и широка наша быстрая ….    река.

2) Тихо, чтоб никто не слышал

В озере из норки вышел.

Повернулся,  а потом

Зашагал вперед хвостом.

Под корягой там, где мрак жил в реке драчливый….     рак.

Какой первый звук в слове РАК, РЕКА. Это звуки Р-Рь. Мы сегодня будем  учиться их различать.

Логопед: Но,  у нас сегодня не обычное занятие. Посмотрите, мне сегодня пришло письмо. Давайте его прочитаем.

 Но мне нужна команда смелых, ловких и умных матросов. Согласны вы плыть вместе со мной?

 Дети: Да.

Логопед :  Нас ждут испытания и только справившись с ними, мы найдем  и спасем доктора Айболита. Вы готовы? Тогда в путь.

Логопед: Сначала наш корабль поплывет по реке Гимнастики.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: А в реке живут рыбы. Давайте вспомним, какие рыбы живут в реке и с кем они дружат.

Пальчиковая игра «Жил да был».

Жил да был один налим

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к  ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять.

  1. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Да в реке плавает много разных рыб. Давайте покажем как они плавают.

(Дети берут рыб за ниточку и дуют на них, стараясь сделать выдох как можно более длительным и плавным. Щеки не надувают).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Молодцы, ребята. Теперь давайте потренируем наши язычки.

Артикуляционная гимнастика на Р:

  • чашечка
  • вкусное варенье
  • дятел
  • лошадка
  • грибок

  1. Введение в тему. Характеристика звуков.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие звуки мы учимся сегодня различать. Р - Рь. Звуки бывают твердые и мягкие.

Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

  • Проворонила ворона вороненка?
  • В аквариуме у Харитона три тритона?
  • Шел Егор через бор, видит вырос мухомор?
  • Приготовила Лариса для Бориса суп из риса?

Дети: Звуки Р и Рь.

Логопед: Правильно. Давайте посмотрим в зеркало, произнесем эти звуки.

        Произношение хоровое, по цепочке, по парам сначала Р, затем Рь.

Логопед:

  • Как у нас губки, когда мы произносим эти звуки? (в улыбке)
  • Как зубы? ( на расстоянии)
  • Язык ( у верхних зубов, чашечкой, дрожит)
  • Струя воздуха (теплая, протяжная на Р, короткая на Рь)

(На экране появляется таблица № 1)

Логопед: Ребята, дайте характеристику этих звуков? (Р,Рь)

                Найдите сходство и отличие?

                (На экране появляется таблица № 2)

                А какой буквой обозначаются эти звуки?

Чем отличается звук от буквы?

        Сегодня мы будем учиться различать эти звуки. Р – Рь

  1. Различение звуков Р-Рь на слух.

Логопед: Итак, мы с вами находимся в протоке Звуков и входим уже в море Слов. Чтобы проплыть здесь и не столкнуться с другими кораблями нам надо посигналить, включить сигнальные огни на мачтах. А сигнальными огнями будут наши светофорчики.

Дети работают со светофорчиками (синий-зеленый)

Р, Рь, Ра, Ри, Ре, Ру, якорь, рак, море, корабль,  ручей, речка, роза, моряк, рыба, фонарь, ракушка, пузырь, пескарь, радуга. (можно с показом картинки).

  1. Физкультминутка. (Море перемен) .

Логопед: Ребята,  посмотрите, наш корабль попал в шторм, море  разыгралось, разволновалось.  А вы знаете, это моя любимая игра – Море волнуется. Давайте поиграем в нее.

  • Море волнуется раз,
  • Море волнуется два,
  • Море волнуется три,
  • Морская фигура на месте замри.

Дети стоят.

Логопед:  Ребята, отомрет тот,  кто вспомнит какие слова в игре вы услышали со звуками Р-Рь

На Р: Раз, Морская, Фигура

На Рь: Море, Три, Замри.

  1. Звуко-буквенный анализ. (Залив рыбаков).

Логопед: Ну вот, отдохнули, теперь можем продолжить наше путешествие. Мы в спокойном и тихом заливе Рыбаков.

 Игра «Поймай  слово»

Логопед

Р – Ы – Б – А

  1.  Чтение.

Логопед:  Ребята, впереди у нас залив Азбуки. Мы найдем сокровища только умея читать. Умеем мы читать? Давайте покажем это капитану Врунгелю.

(чтение слогов, слов и предложений  на карточках).

  1. Различение звуков Р-Рь по картинкам в словах. (кораблик пристает к берегу).

Логопед: А сейчас ребята мы остановимся на берегу Зеленого острова. , где растет много цветов, фруктов и овощей. Чтобы продолжить наше путешествие мы должны пополнить наш трюм припасами, давайте соберем овощи.

Игра «Собери овощи».

На экране все овощи. Каждый на своем рабочем компьютерном месте собирает свой овощ, определяя какой звук в нем присутствует и где от спрятался.

  1.  Пещера Сокровищ. (скороговорки, чистоговорки)

Логопед: Ребята вот мы и добрались до пещеры с сокровищами.  Какие звуки мы учились с вами различать в нашем путешествии?

Какой звук Р? А звук Рь? Чем они похожи? Чем отличаются?

 Ребята, а ведь именно здесь и находится доктор Айболит. Смотрите — вот он.

Доктор Айболит: Ребята, спасибо вам что вы меня нашли и выручили. А за это я приготовил для вас небольшой сюрприз — сундучок с сокровищами. Но вы сможете его открыть, если выполните еще одно самое сложное задание.

 «Скажи скороговорку»  со звуками Р-Рь.

Скороговорки:         Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

                        Рыбы в проруби – пруд пруди.

                        В аквариуме у Харитона черыре рака, три тритона.

                        Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Доктор Айболит выбирает лучшего игрока и вручает ему ларец. Дети открывают его и находят там конфеты и подарки. Доктор Айболит благодарит детей за помощь. Дети уходят в группу, чтобы угостить своих друзей.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:   

Цель:

• закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ;

• закрепление образа буквы Р.

Образовательные задачи:

• закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;

Развивающие задачи:

• развитие фонематического и зрительного восприятия;

• развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;

• развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;

• развитие логического мышления.

Коррекционные задачи:

• совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности,

• развитие звуко-слоговых представлений;

• закрепление графического изображения буквы Р, профилактика дисграфии;

Воспитательные задачи:

• воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);

• воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, орехи, рабочие тетради, цветные карандаши)

1. Огрмомент

- Сегодня мы с вами будем моряками и отправимся в плавание на корабле. Чтобы корабль верно держал курс, моряки должны пройти испытания, в виде разных заданий.

Упражнение “Отгадай звук по описанию”.

- Губы и зубы разомкнуты. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Какой получается звук(Р). Какой это звук(Согласный, твёрдый, звонкий).

- Теперь кончик языка переместился вперёд, а средняя часть спинки поднялась. Какой получился звук(РЬ). Какой это звук(Согласный, мягкий, звонкий)

- Совершенно верно, звук Р может быть твёрдым, например,в таких словах: рак, ворона,мухомор и мягким: ребёнок, берёза, якорь.

2. Совершенствование фонематического восприятия

- Сейчас проверим, как слышите вы эти звуки в речи.

Упражнение “Хлопни – топни”.

- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топни ногой, если в слове слышен звук Рь: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум,конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.

3. Речевая зарядка с массажем ладоней

- Приготовьте-ка, ребята, язычки для зарядки. Чтобы руки не сидели без дела, возьмите орехи. Проговаривая слова, прокатывайте орех по ладоням.

Тра-тро-тру-тры

Пра-про-пру-пры

Стра-стро-стру-стры

Ра-ра-ра - рама, рак, гора, нора

Ро-ро-ро – роза, роща, рот, перо

Ру-ру-ру – ружья, руки, кенгуру

Ры-ры-ры – рыба, рынок, рыжик, рысь

Ре-ре-ре – стоит домик на горе

Ри-ри-ри – на ветках снегири

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

4. Совершенствование фонематического слуха

(индивидуальная работа)

Упражнение “Твёрдый – мягкий”.

- Возьмите рабочие листы. Картинки, в которых слышится звук РЬ, обведите зелёным карандашом. Картинки, в которых слышится звук Р, обведите синим карандаш

- Проверьте самостоятельно, правильно ли вы обвели картинки по варианту на экране.

5. Совершенствование звукового анализа

- Где может находиться звук в слове(В начале, середине, конце)

Упражнение “Найди место звука в слове”.

- Найдите место звука Р или РЬ в слове. Обозначьте место положения звука Р синим кружочком, а звука РЬ - зелёным кружочком:

Огород, рябина, тарелка, боксёр, ромашка, букварь, рубашка, берёза, сухарь, пар.

6. Развитие звукового синтеза

Упражнение “Мираж”.

- В природе существует такое явление как мираж. Мираж обманывает людей и дарует им несбыточные надежды. Губит целые караваны и мешает проводить спасательные операции. Иногда в море тоже появляется мираж и видны предметы, находящиеся далеко за горизонтом. Представьте, что мы тоже видим мираж. Я называю слово-мираж, а вы первый звук меняете на звук РЬ и произносите новое слово. Если ответ правильный на экране появится картинка и мираж рассеивается.

Федька – редька

Лейка – рейка

Печка – речка

Кепка – репка

Лепка – репка

Лёва – рёва

Задание усложняется, измените в слове третий звук на звук Р.

Маска – марка

Банан – баран

Гонка – горка

Метка – мерка

Ночка – норка

Голод – город

7. Согласование речи с движением

- Моряки никогда не сидят без дела, я предлагаю вам выполнить “морскую” зарядку.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже,

Наклонились к полу ближе.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать.

Повернись на месте ловко,

В этом нам нужна сноровка.

8. Развитие слогового синтеза

Упражнение “Точка”.

- На корабле всегда должна быть связь с землёй. Радист передаёт сообщения с помощью азбуки Морзе, где вместо обычных букв используются знаки: точка и тире. Сейчас я буду слоги называть, а вы добавьте слово “точка” - у нас получатся новые слова. Внимание на экран – картинка появится, как только вы назовёте правильный ответ.

Кар (точка, трос., кур., чёр., коф., ве., ни., у., кис., лен., кос., лас., кле.

9. Развитие мышления

Упражнение “Четвёртый лишний”.

(индивидуальная работа по карточкам, на каждого ребёнка один вариант задания)

- Найдите на карточке лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.

10. Составление предложения по двум картинкам

(индивидуальная работа по предметным картинкам со звуками Р и Рь)

Упражнение “Составь предложение”.

- Никакие трудности не страшны морякам. В следующем задании вам необходимо составить предложения, используя сразу две картинки. Это могут быть предложения-небылицы.

11. Зрительная гимнастика

- Моряки обладают превосходным зрением, чтобы вовремя увидеть опасные рифы или далёкий берег.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

12. Совершенствование зрительного восприятия

- Мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки?(Показ буквы Р)

- В большой букве Р спрятались маленькие буквы. Найдите и обведите только буквы

- Сколько всего букв вы обвели(Пять букв).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

13. Профилактика дисграфии

- Заштрихуйте только те ромашки, в которых буква Р написана правильно.

- Сколько ромашек вы заштриховали? (Две ромашки).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Вы превосходно справились со всеми заданиями и стали настоящими моряками. Теперь вам не страшны шторма и бури. Попутного ветра! Удачного плаванья!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию  связной речи в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:             

                                                           Тема: Рыбы

Цели:

Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

«рыбы».

Совершенствование грамматического строя речи

(образование существительных с уменьшитель-

но-ласкательными суффиксами, согласование

существительных с прилагательными в роде,

числе, падеже); синтаксической стороны речи

(договаривание предложений)

Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

ки, пространственной ориентировки.

Профилактика зрения, развитие межполушарного

Взаимодействия.

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

шивать до конца ответы товарища.

Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

Ход занятия

  1. Орг. Момент

Придумал кто-то просто и мудро

Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро, веселые лица!

Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Дети: Рыба

Логопед: Правильно, это рыба.

2-е задание: Каких рыб вы знаете?

Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Логопед: А в море?

Дети: Морские.

3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

Динамическая пауза

Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

Рыбки плавают, резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

Дети выполняют соответствующие движения.

4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

Логопед: Что рыбы делают в воде?

Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

(солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

6- задание: Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

Дети: Звук Р

Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

Тихо посидим немножко,

Закроем глаза ладошкой.

Сразу сделалось темно…

Руки убираем, смотрим в окно

И снова ладошкой закрываем глаза.

Смотрим направо, а там – стена!

Часто-часто моргают глаза,

А теперь все смотрим на меня.

7-е задание: игра «Закончи предложение»

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В море плавает много (рыб).

В аквариуме живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

8-е задание: развитие связной речи.

Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

Дети: Нет.

Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

Ответы детей

Итог занятия: Молодцы, ребята!  О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.






Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию  связной речи в подготовительной группе  компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему:

                                       «Классификация рыб».

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Продолжать расширять представления о рыбах, о морских обитателях.
  2. Учить классифицировать рыб.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать умение согласовывать существительные по данной теме со словами «один-много».
  2. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3.  Продолжать развивать умение подбирать глаголы к существительному.
  4. Учить образовывать причастия от глаголов.
  5. Развивать логического мышления.
  6. Развивать общую и тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Формировать  навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Оборудование:   :  - мяч;

                                           -панно с изображением рыб;

       - ПК рыб;

       -изображения моря, реки, аквариума;

       - презентация «Путь от икринки к рыбке»;

       - д/и «Что сначала, что потом»;

       - карточки с контурным изображением рыб (по количеству детей).

                            Ход:

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

1.Приветствие.

 На панно представлены изображения разных рыб.

- Вы догадались, о ком мы сегодня продолжим говорить? ( Мы продолжим говорить о рыбах.)

 II. Актуализация знаний.

2. Игра с мячом: «Один - много».

Слова: акула, морской конёк, скат, селёдка, сом, ёрш, щука, окунь, карась, камбала, сом.

2. Д/и «Назови ласково».

- Сядет, кто назовёт ласково:

Голова –головка,           плавник - ...,          икра - …,              чешуя - …,           хвост - …,

Окунь - …,                        карась - …,              селёдка - …,       акула - …,            малёк - …

Морской конёк - …,      катран - …,              озеро - …,           река - …,              камбала - … .

III. Открытие детьми нового знания.

З. Д/и «Классификация рыб.»

Логопед предлагает, подходя к доске, выбрать любую перевёрнутую картинку.

- Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём. ( На доске изображения реки, аквариума, моря)

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

её в море.

Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это  аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

4.Д/и «Что сначала, что потом».

- Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб? (К живой.)

- Почему вы так решили? (Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат,

размножаются).

- Значит, к какой природе мы относим рыб? (К живой.)

- Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут. (Рассказ логопеда с показом презентации «Путь от икринки к рыбке»)

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк.  Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

- А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.

IV.Использование здоровьесберегающих технологий:

А) Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

 Б) Речь с движениями:«Рыбки плавали, ныряли».

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок. 

V. Самостоятельное применение нового знания на практике.

5.Словарная работа:

А) подбор глаголов: что делает рыба? – плавает, ныряет, метает (икру), охотиться, нападает, обороняется, ловит, живёт, прячется и т.д.

Б) образование причастий от этих глаголов.(плавает – плавающий меченосец, ныряет – ныряющий дельфин и т.д.)

6. Сравнение сома с сомиком.

C:\Users\Sadovoy.SadovoyPC\Pictures\IMG_4955.jpg

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

-Какую рыбу вы не обвели? (Сома)

- Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

           Рассказ – сравнение.

- Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

7. Д/и  «Морские обитатели».

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (Кит и дельфин)

- Чем отличаются морские животные от рыб? (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

- А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

- Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

- Как вы догадались, где какая рыба?

V. Рефлексия (итог).

- О ком мы сегодня говорили? На какие группы можно разделить рыб?

- Что нового вы узнали о рыбах?

- Чему вы удивились, знакомясь с новыми рыбами?

Оценка детьми своей работы и работы товарища.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки р и рь различение в произношении

Слайд 2

Тигр Тигр рычит твердо : р-р-р-р .

Слайд 3

Тигрёнок Тигрёнок рычит мягко : рь-рь-рь .

Слайд 4

Назови предметы тигра

Слайд 5

Назови предметы тигрёнка

Слайд 6

Раздай предметы тигру и тигрёнку

Слайд 7

Спой песенки с тигром и тигренком РА- РА- РА- гора, нора. РЫ- РЫ- РЫ –шары ,дворы. РО- РО- РО- перо, ведро. РИ- РИ- РИ- вари, дари. РЮ- РЮ- РЮ- смотрю,горю . АРЬ- АРЬ-АРЬ-букварь,сухарь .

Слайд 8

Помоги тигру

Слайд 9

Помоги тигрёнку

Слайд 10

Большой предмет назови ,как тигр , а маленький ,как тигрёнок ласково.



Предварительный просмотр:

Задания для домашнего обучения на автоматизацию звуков Р, РЬ

Ребенок повторяет слоги, слова, предложения за взрослым четко и правильно проговаривая звук Р. Работать желательно перед зеркалом, не более 15 минут.

Автоматизация звука Р.

1. Закрепление зв. «р» в словах с прямым слогом, игра «Телефон»: рак, рама, радуга, рана, ракета, роза, рота, ромашка, , рот, ручка, руки, рубашка, рукав, ручей, рубанок, рыба, рыбак, рыжик, рысь.

2. ар, ор, ур, ыр, ир, ор, ир, яр, яр, ыр, ир, яр, яр, ир, ар, ор, яр, ыр, ур, эр, ар, ор, ир.

3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж…

4. Дополни стихи:

Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха).

Роет землю старый крот, разрывает (огород).

Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце).

5. Отгадывание и заучивание загадок:

Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улицк. (морковь)

6. Игра на внимание «Цепочка»

Дар-дар-кар; шар-вар-бар; комар-Макар-товар; хор- бор- сор- мор; горка- корка- норка-порка; Мурка-чурка-шкурка-бурка; ковер-монтер-костер; мир-тир-пир.

7. Игра «Закончи слово» Обратить внимание детей на позицию зв.»р» в словах ( в начале слова, в конце слова):

взрослый                         ребенок                 

Ра                                    рак, радуга, рана…

РО                                   роза, рота, рога…

РУ                                   ручка, рука, рулон…

РЫ                                  рысь, рыба, рынок…

АР                                   комар, санитар, Макар…

ОР                                  хор, мор, сор,…

УР                                  шнур, бур, Тимур.

8. Отраженное проговаривание слогов со стечениями согласных:

БРА – БРО – БРУ – БРЫ – БРЭ; ВРА – ВРО – ВРУ – ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР – ГРУ – ГРЫ – ГРЭ; ЗРА – ЗРО – ЗРУ – ЗРЫ – ЗРЭ; ПРА – ПРО – ПРУ – ПРЫ – ПРЭ; ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ – ФРЭ; КРА – КРО – КРУ – КРЫ – КРЭ; ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ – ДРЭ; ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ – ТРЭ.

9. Произнесение слов со стечениями согласных отраженно:

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

10. Отгадать загадки, заучить текст загадок.

Два братца пошли в воду купаться (ведра).

Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет (кролик).

Черный, проворный, кричит «Крак», червякам враг (грач).

11. Придумывание стихов, подбор детьми похожих по звучанию слов к слогам, произносимых врослым:

КРЫ – КРУ – КРА - … (идет игра, спать пора, высокая гора, вкусная икра).

БРА – БРО – БРЫ - … (возьму ведро, едем в метро, …).

ТРА - ТРЫ – ТРО - … (пьем ситро, у нас патрон, ….).

12. Проговаривание трудных слов ( с двумя буквами «Р»): простор, разгар, разговор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, простор.

13. Отгадать загадку и выучить наизусть:

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

14. Отраженное проговаривание и пересказ по цепочке:

Рассказ «Утро»

Федор встает с первыми петухами. Быстро одевается. Надо идти на стройку. В термосе есть чай. Но Федор его утром не пьет. Он достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку и выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

15. Игра «Если бы мы были художниками». Подбор слов со звуком «Р» к темам:

Нарисуем: огород (горох, помидоры, укроп, петрушка, морковка, ….)

Пруд, озеро, рыбы (карп, караси, ерши, верхоплавки, сорожки, …);

Утром Маша проснулась рано, собиралась в детский сад. В саду – завтракала, играла в песке, прыгала со скалкой, кружилась на карусели, собирала в корзину листья, убирала в группе игрушки. Была дежурной, накрывала столы к обеду, кормила рыбок…

16. Проговаривание чистоговорок:

Тара-тара-тара-та, у крыльца растет трава.

Тара-тара-тара-ра, ушли кони со двора.

Тара-тара-тара-ра, кака из каждого двора выезжают трактора.

Тара-тара-тара-ра, заплясала мошкара.

17. Заучивание и отработка скороговорок:

Прыгают на языке скороговорки, будто караси на сковородке.

Рассказать вам про покупки?

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки, про крупу, да про подкрупки!

 

Жили – были раки, раки – забияки,

Жили раки шумно, затевали драки.

 

Пестрый, мягонький бочок…

Добрый, маленький бычок.

Можешь с ним дружить пока

Он не вырастет в быка.

 

Вечером над озером ходит белый пар.

Это рыбы в озере ставят самовар.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

 

Две руки, две сестры, рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки и друг друга моют.

 

Отраженное проговаривание и пересказ ребенком самостоятельно сказки Л. Н. Толстого «Ворона и рак».

Текст: Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Задумался, как ворону заставить рот раскрыть. Хитрый рак хвалит родителей вороны: « - Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!». Ворона отвечает: - У – гу!, - а рта не раскрывает. Рак продолжает: - «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие были птицы!» - Угу!, - второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает. Тогда рак стал говорить про ворону: - Хорошие они все были, а все не такие как ты. Ты лучше их! - А – га! – обрадовалась ворона и раскрыла клюв. Рак упал в озеро.

В названиях, каких овощей есть звук «Р»? (горох, укроп, петрушка, картофель, арбуз).

Фрукты: персик, груша, виноград, гранат, хурма.

Ягоды: красная смородина, черная смородина, крыжовник, черника, брусника, виктория.

Грибы: сыроежки, грузди, рыжики, мухомор, боровик, подберезовик.

Профессии: артист, рабочий, тракторист, шофер, врач, инженер, кондуктор, слесарь, шахтер, металлург, монтер, парикмахер, радист, балерина, повар, конструктор, бухгалтер, дворник.

Транспорт: трамвай, метро, троллейбус, грузовик, автокран…

Ответь одним словом: Кто чирикает? Кто кричит: «Кар, Кар»? Кто играет в театре? За что дают премию? Что хранится в картинной галереи?

Заучивание пословицы:

Дружба и братство дороже всякого богатство.

Тот герой, кто за Родину горой.

Враг боек, да наш народ стоек.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

На чужой сторонушке рад одной воронушке.

Дополнение рассказа:

«Сороконожка» Жила-была (сороконожка). У нее было сорок (ножек). Один раз собралась (сороконожка) в гости. Выглянула в окошко. А на улице (дождик). Стала (сороконожка) надевать калоши. Когда все сорок (ножек) обула, дождь уже кончился. Стала сороконожка снимать галоши, когда все сняла пошел снег. Наступила зима. Стала (сороконожка) обувать валенки. Пока надела (сорок валенок), зима прошла. С тех пор ходит (сороконожка) босиком.

Проговаривание скороговорок. Заучивание наизусть.

Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.

Проворонила ворона вороненка.

Курочка шустра, пестра, уточка с песка плоска.

Дала мама Ромаше сыворотку из под простокваши.

Отгадывание загадок:

Два братца пошли в воду купаться (ведра).

Серый, усатый, морковку грызет, да не в лесу живет (кролик).

Черный, проворный, кричит «Крак», червякам враг (грач).

Игра «Если бы мы были художниками» - нарисуем зоопарк:

Какие животные и птицы в названиях которых есть зв. «р» живут в нашем зоопарке? (зебра, крокодил, кролик, горный баран, тигр, рысь, мартышки ..)

Инсценировка диалога в лицах:

- Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

- Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.

- Козочка, где горох растут?

- Не знаю.

- А откуда у тебя стручки на рогах?

- Кисонька Мурысонька , ты где была?

- На мельнице?

- Что там делала?

- Муку молола?

- Из муки что делала?

- Печенье пекла.

- с кем ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна.

Отраженное проговаривание и пересказ текста:

«Тигр». Изо всех животных самое дерзкое – тигр. Шкура у него рыжая, пестрая. Оттого и не видно его в рыжей густой траве. Лежит он в траве, а как завидит добычу, прыгает и одним ударом сшибает быка с ног. Все тигра боятся. И человеку тигр опасен. Есть тигры, которых зовут людоедами. Охотники рассказывали, что это старые тигры. Им уже не догнать быстрого оленя. Вот они и караулят дикого путника. А на это у них хитрости хватает.

Рассказ «Что вкуснее?»

«Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала:

- Я вкуснее всех, потому, что из мяса.

Суп сказал:

- Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

А салат им в ответ:

- Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

- Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

- Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.

- Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.

Пюре сказало:

- Я вкуснее всех, потому что из яблок.

Квас закричал:

- Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

Кисель не согласился:

- Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

А каша ему:

- Я вкуснее всех, потому что я молочная.

Таня услышала спор продуктов и сказала:

- Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием».

Задания к тексту:

- Выделить из текста слова со зв. «Р» ( продукты, фрукты, творог, пирог, рыба)

Автоматизация звука РЬ.

Отраженное проговаривание слогов: ри, ре, ря, рю, ре, ря.

Игра «Закончи слово»: Ва- ря, зве – ри, Бо-ря, за-ря, ги-ри, гово-ри, отво-ри, мо-реи т.д.

Автоматизация зв.»РЬ» в словах: (отраженное проговаривание): Рита, Рига, рис, рисунок, фонари, пузыри, порядок, наряд, снаряд,

Марина, Ирина, двери, гири, звери, старик, редька. Репа, речка, ряд, ремень, рядом, моряк, моря и т.д.

Игра «Кто самый внимательный» - повторить цепочку слогов:

Ря-ри-ре; ря-ри-ри; ре-ри-ря; ре-ря-ри; аря-оря-уря; арии-юри-ери.

Дополни стихи за логопедом.

Ходит по лесу хрюкающий маленький (зверек).

Где обедал воробей, в зоопарке у( зверей).

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).

Все привыкли мы к порядку, утром делаем (зарядку).

Посмотрите на Иринку, ест Иринка ( мандаринку).

Введение в обратный слог. Проговаривание:

А-рь, о-рь, у-рь, ы-рь, и-рь, я-рь, е-рь, а-рь-ы-рь, урь-ырь, урь-ярь. Урь-ирь, ерь- ирь, ирь-ярь, ирь-орь.

Проговаривание зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах:

ря-арь, арь-ря, ре-орь, орь-ре, урь-рю, рю-урь, ирь-ри, ирь-ри.

Самостоятельное проговаривание слов со зв. «РЬ» в прямых и обратных слогах игра «Домино» на зв. «РЬ» .

Отраженное или самостоятельное проговаривание предложений:

Ирина моет дверь.

У дома горит фонарь.

Марина примеряет кофту.

Сибирь – богатый край.

У Бориса модный ремень.

Хорек несет курицу.

Рита моет репу и редис.

Дополнить предложение с помощью картинок или самостоятельно составить предложение с заданным словом.

Боря нарезал огурец на (тарелку).

На заборе сидит (курица).

У реки корявое (бревно).

Ребята во дворе привязали (веревку).

Андрей читает свой (букварь).

Отгадывание загадок, заучивание текстов:

Утка в море, хвост на заборе (поварешка).

Из горячего колодца через нос водица льется (чайник).

Заучивание считалок:

У Марины мандарины, мандаринов было пять. Мандаринов было пять, ребятишек двадцать пять. Пришла к Марине Олечка- А ты дели по долечкам!

Игра соревнование «Кто больше? Придумать слова со зв. «РЬ» За каждое правильно подобранное слово ребенок получает фишку.

 

Итог.

1. Проговаривание: третий, трибуна, древний, треск, Гришка, дремать, тревога, трюм, Андрей, треска, тряпка, кудри, …

2. Автоматизация а слогах типа: ПРЕ – БРЕ: премия, прятки, предмет, прятать, прекрасно, бревно, бредит, прежде, природа, бригада, привычка, бритва, приказ, брить, прическа, бригадир, пряник, брюква, прямо, брюки. Марина покупает пряники. Ирина прекрасно рисует. У Бориса новые брюки. Ире поставили компресс. Ребята играют в прятки.

3. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь. На берегу реки крякают утки. Григорий копает грядки. У рыбака на крючке карп. У Марины в тетради кривые буквы. У петуха красивый гребешок.

4. Дополнить стихи: Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые (матрешки). И сейчас же щетки – щетки затрещали как (трещотки).

5. Заучивание скороговорок:

В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Три дерева, три тетерева.

За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

Перепел прилетел, перепелку перепел.

6. Развитие фонематического восприятия. Выделить на слух из текста и назвать слова со звуком «РЬ»; отгадать загадку и заучить наизусть:

В деревянном домике маленькие гномики. Уж такие добряки – всем подарят огоньки (спички).

Стук и бряк, бряк и стук, трюки, трюки, трюки, трюк.

7. Пересчитывание предметов: один гриб, два гриба, …, пять грибов (орехов, редисок, матрешек, снегирей, пряников, стрекоз, берез, …).

8. Игра: «Кто больше?» (Имена): Андрей, Марина, Рита, Ирина, Дарья, Борис, Сережа, Валерий, Варвара, Юрий, Кирилл, Григорий, Римма, Лариса, Марья.

9. Игра «Домино» на «РЬ».

10. А) Самостоятельное составление предложений по картинкам: Борис принес грибы в ведерке. Марина покупает пряники. Ребята играют в прятки на берегу реки. Гриша поймал стрекозу. На грядке растет редька и редиска. Сережа примеряет рубашку.

Б) Отгадать загадки, выучить:

Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).

Кто без бревен через реки моты кладет? (мороз).

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там холодный снег и лед, там сама зима живет (холодильник).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

В) Проговаривание и пересказ рассказа «Товарищ»

У Бори два товарища: Сережа и Гриша. Ребята учатся в третьем классе. Как то Боря не решил пример. Пришел он в школу и говорит товарищам: - Помогите мне, пожалуйста! Гриша говорит Боре: «- Спиши пример у меня, я решил правильно». А Сережа говорит: «- Не списывай, Боря. Я тебе объясню и ты решишь пример сам!».

Заучивание считалок:

Шел по берегу петух. Поскользнулся в речку бух! Будет знать петух, что впредь, надо под ноги смотреть!

Две сестрички, две кукушки повстречались на опушке. Сели рядом на суку и кричат ку – ку, ку – ку!

Мимо речек, мимо сел, шел и трех овечек вел. Вел из леса трех овечек, один серенький козел.

Скороговорки: Марина грибы мариновала, Марина орехи перебирала. Лень, отвори дверь, а то сгоришь! Хоть сгорю, но не отворю.

Работа над деформированным текстом.

«Мыльные пузыри». Взяли соломинки, и стали пускать пузыри. Сначала решили, налит воду в таз. Борис и Варя захотели пускать мыльные пузыри. Потом положили мыло и перемешали.

Чтение логопедом рассказа по отдельным предложениям. Отраженное проговаривание по предложениям. Восстановление текста (цепочкой) по одному предложению. Пересказ пологостью одним из детей, остальные следят за произношением зв. «РЬ».

Заучивание «дразнилок» И. Демьянова: Наша утка крякала, а Сережка якола: - Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу! Отдохни немножко, яколка Сережка.

Исправить предложения: Коза принесла сено девочке. Мальчик потерял библиотеку и книги. Мяч ударил мальчика и разбил стекло.

Внимательно выслушать, ответить на вопрос: Петю встречал Миша. Кто приехал? Охотник шел за собакой. Кто шел впереди? Лента уже пояса. Что шире?

Отраженное проговаривание и пересказ рассказа «Приключения Сережи». Было лето. Сережа шел по берегу речки. Неожиданно из-за куста вылетела утка. Сережа подошел к кусту. Оттуда выбежали маленькие утята, они бежали к матери, а она сидела у воды и кричала. Утята еще не умели летать. Сережа смотрел, что будет дальше. Утка спустилась в речку и поплыла. Она все кричала и звала утят. Они вошли в воду и быстро поплыли за матерью.

Рассказ «Гриша». Аналогичная работа. Пришел однажды Гриша из леса и принес ежа. Кошка Варька – цап ежа лапой! А еж спрятал голову и выставил остренькие колючки. Уколола Варька лапку. Обиделась, спряталась в угол. Сидит Варька в углу, лижет лапу, а на ежа и не смотрит. Вспоинить и назвать слова со зв. «РЬ», встретившиеся в рассказах (берег реки, кричала, смотрел, быстренько, за матерью, пришел, принес, Варька, спрятал, остренький, …)

Карточка домашнего задания № РЬ

Карточка домашнего задания № С - СЬ

  1. Сосчитай:

1 ребенок, 2, 3, 4 ребенка, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

2. Повторить предложения:

Сережа рисует курицу.

Марине дарят сирень и черемуху.

Хорек – хищный зверек.

У Андрюши коричневый рюкзак.

На берегу моря резвятся ребята.

  1. Отгадай и выучи загадки:

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

В воде купался, а сухим остался.

2. Нарисуй отгадки в тетради.

Карточка домашнего задания № РЬ

Карточка домашнего задания № РЬ

  1. Учить скороговорки. Проговаривать сначала медленно, затем быстрее и быстро.

На горе, на пригорке стоят 33 Егорки.

Тридцать три трубача трубят тревогу в трубы.

Маргарита поменяет пескарей на три пары карасей.

Снегирики, снегири сидят во дворике у двери.

  1. Подбери признаки к слову «снегири».

Снегири (какие?) -

  1. Учить:

Посмотрите на Иринку,

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку,

Бросит корочки в корзинку.

  1. Сосчитай до 10:

одна мандаринка, две мандаринки …

Карточка домашнего задания № Р - РЬ

Карточка домашнего задания № РЬ

  1. Сделай предметы маленькими:

Фонарь – фонарик

Топор

Сухарь

Комар

Букварь

Шар

Торт

Пузырь

Назови слова с твердым звуком «Р», с мягким.

  1. Учим:

Перед норкой черный кот с розовой манишкой.

Ждет, когда пора придет поиграться с мышкой.

  1. Повторяй слова:

Рад – ряд

Рады – рядом

Парад – наряд

Жора – Боря

Беру – варю

Роза – береза

Воронка – веревка

Брови – бревна

Морозы – березы

Руки – брюки

Град – грядка

Трап – тряпка

Кедры – кудри

2. Составь предложения с любой парой из этих слов.

Карточка домашнего задания № Р - РЬ

Карточка домашнего задания № Р – РЬ

  1. Повтори слоги:

РЫ – РЫ – РИ РО – РЕ – РЕ РУ – РЮ – РУ

РЭ – РЕ – РЕ РЯ – РЯ – РА РЫ – РИ – РИ

  1. Проговори фразы:

Рома берет ручку.

брюкву

пирожок

урюк

топор

карандаш

  1. Изменяй фразу:

Я дарю Рите карандаш.

Он

Ты

Мы

Вы

Они

  1. Учить, отгадать, нарисовать в тетради.

Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят.

Без рук, без топоренка построена избенка.

Карточка домашнего задания № Р - РЬ

Карточка домашнего задания № Р – РЬ

  1. Повтори:РА – РА – РЯ РЫ – РИ – РИ РЕ – РЭ – РЕРЮ – РУ – РЮ РО – РЕ – РО РЯ – РЯ – РА
  2. Измени слова по образцу: Сухарь – сухари
  3. Топор

Шар

Комар

Пузырь

Торт

Фонарь

Букварь

Краб

Назови слова с твердым звуком «Р» и мягким   РЬ

1.Артикуляционная и пальчиковая разминка. Обрати внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет».

2.Произнеси звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.

3. Произнеси слоги и слова.
ра-ра-ра — рак         ры-ры-ры — рыба     ро-ро-ро — рот
ра-ра-ра — рама       ры-ры-ры — рысь     ро-ро-ро — ров
ра-ра-ра — радуга    ры-ры-ры — рынок    ро-ро-ро — рог
ра-ра-ра — радио     ры-ры-ры — рыбак    ро-ро-ро — роза
ра-ра-ра — ракета   ры-ры-ры — рытвина  ро-ро-ро — робот



ру-ру-ру — Русьhttp://defectus.ru/statii/rac.jpghttp://defectus.ru/statii/riba.jpg

ру-ру-ру — руки
  ру-ру-ру — ручей
   ру-ру-ру — рубаха
     ру-ру-ру — рубанок



4. Запомни и повтори слоги:

ра-ро-ру-ры ро-ру-ры-ра    ру-ры-ра-ро    ры-ра-ро-ру


5.Послушай ряд слов. Запомни и повтори только слово (слова), в котором есть звук Р.

рама, мама, лама     нога, розы, козы    Тома, дома, ручка
тучка, рыба, Рома    руки, лук, косы     рысь, высь, рынок


6.Образуй родственные слова от слова рыба. Например: рыба — рыбак, рыбка....

7.Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами: рыба, рыбак, рыбка.
 
8.Рассмотри внимательно картинки, найди двух одинаковых рыбок и одинаково закрась их.

http://defectus.ru/statii/ribi_mnogo.jpg

 
9.Повтори предложения.

Рома видит рыбу.     Рая моет рамы.      Ромин папа — рыбак.
Рая ходит на рынок. У Раи растут розы. Рома и Рая едят рыбу.
У Раи новый ранец.  Рома ест раков.     Рая ест раков.


10.     Рассмотри картинки.

  • Назови картинку на слог РА и обведи ее контур красным карандашом.
  • Назови картинку на слог РО и обведи ее контур зеленым карандашом.
  • Назови картинку на слог РЫ и обведи ее контур синим карандашом.
  • Назови картинку на слог РУ и обведи ее контур желтым карандашом.
  • Закрой страницу. Припомни и назови все картинки.

http://defectus.ru/statii/rutanica.jpg